Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekoteka.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Что такое лекотека? ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития . Слово «лекотека» («lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» — «собрание», «коллекция».
Основание лекотеки Первая Лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская Лекотека была открыта в 1980 году , сейчас в США развита сеть Лекотек для детей с проблемами в развитии и их семей.
Лекотеки облегчают детям с инвалидностью вхождение в социум , помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни.
Лекотека — это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений : дошкольных; образовательных учреждений для детей , нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ; учреждений специального образования; детских домов и интернатов ; домов ребёнка; реабилитационных центров и других организаций , оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями.
Если в первоначальном варианте модели «Российская Лекотека» (2000 г.) акцент ставился на игровые и технические средства, важные для развития ребёнка, то сегодня Лекотека в России рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Общие задачи лекотеки подбор адекватных средств общения с ребёнком; выявление уровня актуального развития; развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации, обусловленными сочетанной патологией; улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития , аффективной сферы и регуляторных способностей; формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве ; формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей; вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи; помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.
Частные задачи лекотеки оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку посредством использования игротерапевтических методов и приёмов; нормализация детско-родительских отношений; обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми ; обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования; проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка от двух месяцев до четырёх лет с нарушениями в развитии; организация социокультурной реабилитации и интеграции; обеспечение родителей дидактическим игровым материалом
Достижение цели и выдвинутых задач происходит в условиях индивидуальных и фронтальных занятий междисциплинарной команды специалистов , в которую включены: психолог, логопед, дефектолог , арт-терапевт , руководитель структурного подразделения.
ИГРА — основной метод лекотеки
Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре . Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы: специальное оборудование для детей с нарушениями движений; оборудование для развития общей подвижности; игрушки для развития ручных навыков; игрушки для развития тактильного восприятия; игрушки и средства для развития зрительного восприятия; игрушки для развития слухового восприятия; игрушки для развития мышления; игрушки для развития речи и языка; игрушки для поддержки социально-эмоционального развития; игрушки для игры с водой; игрушки для игры с сыпучими материалами; материалы для изобразительного творчества; музыкальные игрушки; книги для детей; фонотека; видеотека; компьютерные игры; книги для родителей; средства для развития невербальной коммуникации; выставка самодельных игрушек; специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.
Основные формы работы Лекотеки Консультация (К) Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей . Диагностический игровой сеанс (ДИС ) Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи . Терапевтический игровой сеанс (ТИС ) Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол . Групповой родительский тренинг (ГРТ ) В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.
Принципы Лекотеки: недирективность в игровом взаимодействии с ребёнком; уважительное отношение к игре ребёнка и к самому ребёнку; конструктивное общение родителей с ребёнком; активация игровой деятельности; соответствие игр и игрушек уровню развития и особенностям ребёнка ; организация оптимальной игровой среды; междисциплинарный командный подход.
Минусы Лекотеки Самый большой минус лекотек разрозненность между программой подготовки ребенка к школе и школьными требованиями. Педагоги не имеют абсолютно никакого представления о необходимых знаниях и навыках школьника. Методы работы, которыми должны руководствоваться и руководствуются лекотек, далеко не всегда подходят для детей с интеллектуальными нарушениями. С одной стороны приятно, что педагоги ищут к ребенку мягкий подход через игру. С другой стороны, если ребенок имеет проблемы с волевыми функциями, а педагоги играя подстраиваются под него, его проблемы только усугубляются от этого.
Используемая литература: http:// neprekasaemie.ru/chto_takoe_lekoteka http:// lekoteka.edu.ru/default.asp?ob_no=2670 http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/lekoteka.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно.
Инклюзивное образование это включение детей (людей) с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к детям (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумев.
Файлы содержат: переднюю обложку электронной книги, заднюю обложку и страницу «Содержание».
Правильно — организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.. .
Предоставлен материал из опыта работы, в котором структирирован подход в области образования детей с ОВЗ в условиях Лекотеки детского саада.
Положение об организации инклюзивного образования.
Источник
Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
светлана ильдеркина
Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос психолого – педагогического сопровождения детей на разных этапах их развития.
Наиболее распространенной формой получения образования детьми с ОВЗ в настоящее время в России является специальное (коррекционное) образование. Здесь специализированная коррекционная помощь, как правило, оказывается дошкольникам с пяти лет и только в отдельных случаях с трех лет. Для ребятишек раннего возраста, имеющих особенности в психофизическом развитии или риск отставания, практически нет специальной службы раннего стимулирующего развития и консультационной помощи их родителям.
В последние годы, в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. В Письме Минобразованя РФ от 16 января 2002 г. №03–51–5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и образовании детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» особое внимание уделяется интеграции детей раннего возраста, способствующей достижению ребенком с ОВЗ равного или близкого возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
С этой целью в системе дошкольного образования создаются различные варианты инклюзивного образования. Одной из форм оказания образовательных услуг семьям детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, где ребятишки по каким – либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, является организация в ДОУ лекотеки. Слово «лекотека» («Lekotek») образовано из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek» – «собрание», «коллекция».
По своей сути, лекотека – новая форма работы с детьми, позволяющая проследить успехи и трудности каждого ребенка, пошагово сделать анализ его достижений, наметить этапы, поставить реальные задачи, подобрать современные формы работы, и в конечном результате отнивелировать имеющийся у ребенка недостаток до минимального его проявления.
Целью создания лекотеки в нашем учреждении явилось обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
Работа лекотекинаправлена на решение ряда задач:
— реализовать образовательную программу, разработанную исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
— проводить психопрофилактику, психотерапию и психокоррекцию средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
— обучать родителей (законных представителей, специалистов Учреждения методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— проводить психопрофилактическую и психокоррекционную работу с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
— проводить психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья при наличии согласия родителей (законных представителей);
— оказать содействие в социальной интеграции детей от 2 месяцев до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья;
— помогать родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
— поддержать инициативу родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.
Организация работы лекотекистроится на следующих принципах:
1. Принцип индивидуального подхода.
2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).
3. Принцип социального взаимодействия.
4. Принцип междисциплинарного подхода.
5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
6. Принцип динамического развития образовательной модели лекотеки. образовательного процесса.
7. Принцип взаимодействия с родителями, как равноправными участниками воспитательно – образователного процесса.
Для ребятишек с ОВЗ и их родителей созданы все условия, чтобы в детском саду они чувствовали себя комфортно, безопасно и могли бы получить квалифицированную помощь специалистов учреждения.Для оказания образовательных услуг имеется ряд помещений: игровая комната, музыкальный зал, спортивный зал, бассейн, сенсорная комната, кабинет ИЗО, кабинеты узких специалистов (учителя – логопеда, педагога – психолога, социального педагога). В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 г. г. детский сад оснащен специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей с ОВЗ (установлены пандусные съезды при входе в детский сад, в здании оборудован лифт для подъема и спуска, детский сад оснащен сооружением системы противопожарной сигнализации и оповещения).
В лекотеке собраны развивающие и коррекционные игры и игрушки, авторские пособия известных педагогов (пособие Фребеля, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, кубики Кооса и др., дидактические и раздаточные материалы, аудио – и видео материал, библиотека детских книг, методическая литература для специалистов и родителей.
В нашей лекотекеработает команда специалистов: старший воспитатель, учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, педагог по ИЗО, воспитатель группы.
Особенностью лекотеки является то, что работа с каждым ребенком строится по индивидуальной программе, учитывающей личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. Основной формой работы специалистов являются индивидуальные и групповые игровые сеансы.Наши педагоги в своей работе используют разнообразные направления: совместные музыкальные приветствия, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания О. В. Бурлакиной, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, координации и подражательности (элементы игровой кинезиотерапии, игры на развитие сенсорного восприятия, арт – терапевтические методы во всем своем разнообразии (сказкотерапия, музыкотерапия и другие, психогимнастику Чистяковой, тренинги раннего развития в паре мама – ребенок («Кенгуру» С. В. Ворониной, Р. Ю. Кухаренко; «Дитятко. 1 – 2 года» и «Счастливый малыш. 2 – 3 года» Е. В. Ларечиной, элементы логоритмики М. Ю. Картушиной, фонетической ритмики Т. М. Власова и А. Н. Пфафенродт, систему игр на формирование мышления у детей с ОВЗ Е. А. Стребелевой, разработки из индивидуально — ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» (А. М. Казьмин, Е. А. Петрусенко, Г. А. Перминова, А. И. Чугунова, А. М. Пайкова, Склокина Н. А.) и многое другое. Каждая встреча специалиста с ребенком наполнена интересными, познавательными играми и приемами.
Посещают лекотеку дети раннего и дошкольного возраста, имеющие различное состояние здоровья и отличающиеся по уровню эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Но всех их объединяет потребность в получении не меньшего внимания и заботы, чем получают ребятишки, посещающие обычные группы детского сада
Клиентами лекотеки становятся не только дети, но и их родители. Родители малышей с ОВЗ не знают о возможностях педагогической науки по работе с ребенком, боятся сделать что-то не так, не всегда способны найти подход к своему чаду, чтобы заинтересовать его выполнить необходимые задания с желанием, обучить дошкольника привнося элементы игры.
Сопровождение родителей в лекотеке включает в себя:
— информационную поддержку, которая предусматривает разъяснение особенностей развития ребенка, приемов и методов педагогической помощи детям;
— индивидуальные консультации родителей с сотрудниками лекотеки, имеющие целью гармонизацию детско-родительских отношений;
— групповые встречи семей, организуемые сотрудниками лекотеки, проводимые с целью взаимодействия и получения семьями взаимной поддержки.
Стоит помнить, что отношение в обществе к людям с особенностями развития, с ограничениями здоровья — это зеркало, отражающее истинный портрет нашего общества.
«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.
Консультативный пункт в детском саду. Возможности и условия организации Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного.
Источник