Проект на тему: «Значение оздоровительной гимнастики в жизни студента»
проект на тему
Таким образом, в своём выступлении я рассказала об основах лечебной гимнастики, её истории, средствах, формах и методиках. Ознакомились с противопоказаниями. Разобрали комплексы оздоровительной гимнастики. Узнали о профилактических действиях для студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_fizkulture.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
БПОУ ОО «БОЛХОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«Значение оздоровительной гимнастики
в жизни студента»
Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физической культурой играют значительную роль в работоспособности человека, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях разных уровней поэтапно.
Малоподвижный образ жизни для студента, прежде всего, источник отрицательных последствий для организма. Оздоровительная гимнастика является мощным профилактическим средством. Она развивает выносливость, силу, координацию движений, закаливает организм и прививает навыки гигиены.
Цель моего выступления: рассказать об основах оздоровительной гимнастики, её истории, средствах, формах и методиках, а также донести студентам о пользе и значении использования элементов оздоровительной гимнастики, в особенности для тех, кто имеет отклонения в здоровье.
В своей работе выделяю следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме «Оздоровительная гимнастика в жизни студентов».
2. Рассмотреть историю, средства, формы и методики оздоровительной гимнастики.
3. Ознакомиться с методическими рекомендациями в гимнастике.
4. Разобрать комплексы оздоровительной гимнастики.
5. Узнать о профилактических действиях для студентов.
1. Основные понятия оздоровительной гимнастики
Оздоровительная гимнастика — это комплекс специфических физических упражнений на отдельные группы мышц и суставов, показанных при некоторых заболеваниях дыхательной, сердечнососудистой системы, позвоночника и суставов. Это не просто упражнения, это комплекс общеукрепляющих упражнений, который направлен на оздоровление всего организма и учитывающий все имеющиеся проблемы.
Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. Например, в древнем Китае преступников помещали в такие маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему представилась такая возможность, так как в бездействии мышцы его конечностей атрофировались.
В Древнем Китае гимнастика для лечения впервые упоминается в книге « Кунг-Фу », название которой можно перевести как «трудный путь к совершенству». Эта книга была составленной более 2500 лет до н. э. Знаменитый древнекитайский медик Хуа То (второй век нашей эры), основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал, «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги».
«Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.
Практически все движения современных китайских гимнастик заимствованы из элементов боевых искусств. В Древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.
3. Основы и методы оздоровительной гимнастики
С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся общеобразовательных учреждений по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.
Оздоровительная гимнастика является основной формой применения лечебной физкультуры, она предусматривает специальное применение физических упражнений с лечебной целью. Все физические упражнения подбирают в соответствии с задачами оздоровления, состоянием занимающегося, особенностями болезненного процесса. Каждое занятие должно быть тщательно продумано, методически обосновано и исходить из принятых частных методик лечебной физкультуры.
Каждое занятие лечебной гимнастикой строят по определенному плану, который включает 3 раздела: вводный, основной и заключительный. Вводный раздел (характера разминки) состоит в том, чтобы постепенно втянуть занимающихся в занятия, подготовить их к выполнению последующих специальных упражнений. Основной раздел состоит из занятий физическими упражнениями специального характера, при помощи которых достигают лечебного успеха. Упражнения этого раздела отражают особенности частной методики лечебной физкультуры при определенном заболевании. Упражнения специального характера обычно чередуют с упражнениями общеукрепляющими. Во время занятий необходимо следить, чтобы нагрузка соответствовала физиологическим возможностям студента. Важно использовать методический принцип рассеивания нагрузки, под которым понимают последовательное вовлечение в работу различных групп мышц. В основном разделе физиологическая нагрузка достигает своего максимума. Заключительный раздел ставит своей задачей постепенное снижение общей загрузки и восстановление исходного состояния организма. Нагрузку во время всего занятия следует строго регулировать. Продолжительность одного занятия может быть разной и зависит от поставленных задач и состояния студента. Общую тренировку организма сочетают с применением специальных упражнений. Следует иметь в виду, что только достаточно длительное и систематическое применение лечебной физкультуры дает лечебный эффект.
Заключительный период имеет своей задачей закрепить достигнутые результаты лечения и обеспечить подготовку студента для самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашней обстановке. Для этого с учащимся разучивают рекомендуемые упражнения.
4. Средства и формы оздоровительной гимнастики
Основной терапевтический метод — это оздоровительная гимнастика, то есть специально подобранные физические упражнения. Средства оздоровительной гимнастики — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами оздоровления, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.
Рассмотрим следующие подходящие формы оздоровительной гимнастики для студентов:
-Производственная гимнастика (элементарные упражнения, физкультминутки);
-Элементы подвижных и спортивных игр;
В наименовании методики лечебной гимнастики указывают то заболевание или патологическое состояние, при котором этот метод применяется: при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при нарушении осанки, при остеохондрозе, сколиозе…); при заболеваниях сердечно — сосудистой системы; при заболеваниях дыхательной системы; при заболеваниях пищеварительной системы; при нарушении осанки; при травмах; при операциях на грудной клетке; при беременности; обучение ходьбе с опорой на трость…
Например, «лечебная гимнастика при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «лечебная гимнастика при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия лечебной гимнастикой», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия лечебной гимнастикой».
Чтобы правильно выполнять оздоровительную гимнастику, нужно знать конкретные упражнения, которые должен показать специалист. Здесь важна техника и ритмы, поскольку неправильное выполнение в лучшем случае не даст результата, а в худшем – повредить здоровье (есть риски растяжений, вывихов, чрезмерной нагрузки на суставы, перегрузки внутренних органов).
Среди основных противопоказаний можно выделить:
-острый период инфекционных, воспалительных заболеваний;
-злокачественные новообразования, в том числе с метастазами;
-психические заболевания, слабоумие;
-острые нарушения кровообращения (мозгового и коронарного);
-присутствие инородного тела возле нервных стволов или крупных сосудов;
-острые формы тромбоза, эмболии;
-сердечно — сосудистая недостаточность;
-с нарушением кровообращения, дыхания;
-выраженный болевой синдром.
Кроме того, при общем плохом состоянии, отрицательной динамике ЭКГ, также не проводится оздоровительная гимнастика – противопоказания такого типа являются достаточно серьезными. Временно воздержаться от выполнения упражнений нужно:
-при осложнениях любых заболеваний;
-при обострениях хронических недугов;
-при наличии воспалительных, инфекционных процессов;
-при гипертоническом кризе;
-при нарушении сердечно — сосудистого ритма;
-при переломах, вывихах.
Когда эти состояния изменятся, можно будет заниматься оздоровительной гимнастикой, если других противопоказаний не обнаружится.
6. Комплексы оздоровительной гимнастики:
Своей задачей ставит достижение следующих моментов:
- профилактика развития контрактуры;
- восстановление силы и тонуса мышц;
- укрепление связочного аппарата;
- улучшение местного кровообращения;
- увеличение объёма движений.
Упражнения ЛФК могут выполняться в различных исходных положениях:
- лёжа на спине;
- лёжа на животе;
- сидя на стуле;
- у гимнастической стенки;
- в положении стоя.
При проведении занятий возможно использование разнообразных предметов:
- гимнастической палки;
- мяча;
- гантелей;
- резиновой ленты.
7. Профилактические действия для оздоровительной гимнастики
Чтобы поддерживать и оздоравливать свой организм правильно, студентам обходимо соблюдать правила здорового образа жизни. Ведь без этих профилактический действий, оздоровительная гимнастика не будет приносить должных результатов.
К основным составляющим здорового образа жизни относят:
1. режим труда и отдыха;
2. организацию сна;
3. режим питания;
4. организацию двигательной активности;
5. выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
6. профилактику вредных привычек;
7. культуру межличностного общения;
8.психофизическую регуляцию организма;
9. культуру сексуального поведения.
Придерживаясь этого небольшого плана, студенты всегда будет в прекрасном расположении духа.
Таким образом, в своём выступлении я рассказала об основах лечебной гимнастики, её истории, средствах, формах и методиках. Ознакомились с противопоказаниями. Разобрали комплексы оздоровительной гимнастики. Узнали о профилактических действиях для студентов.
Предлагаю профилактический комплекс для улучшения самочувствия и повышения работоспособности студентов:
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Советский физиолог И.А. Аршавский сформулировал теорию «энергетического правила скелетных мышц». С его точки зрения, функциональное состояние организма в каждом возрастном периоде определяется особенностями работы скелетной мускулатуры. Ученый высказывает мысль, что без работы мышц не накапливались бы энергетические потенциалы и не образовывалась бы протоплазма—живое вещество клетки. Вследствие этого стал бы невозможным сам процесс развития организма. Отсюда следует вывод: оптимальные мышечные нагрузки — важный фактор укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни.
Здоровье человека как научная и практическая проблема ныне входит в число тех вопросов, которые принято считать глобальными. По практической значимости, злободневности и актуальности проблему здоровья человека можно поставить в один ряд с проблемой охраны природы, окружающей среды. Изменение условий и образа жизни человека, вызванное воздействием цивилизации на окружающую среду, необратимая подчас эволюция самой природы как первоосновы человека и общества создают множество факторов, ставящих организм человека перед необходимостью либо приспосабливаться, либо уступать позиции и вести к распаду его целостного функционирования, деструктурированию, болезни, гибели. Человек есть результат естественной биологической и социальной эволюции. Сохранение его жизнеспособности, как явствует из философских воззрений, достигается, когда человек оптимально приспособлен к природным условиям его жизни и созданной им культуры. А это требует определенных мер социально-педагогического плана. Для увеличения резервов здоровья, специалисты (Н.М. Амосов, Г.Л. Апанасенко.) рекомендуют использовать физиологически обоснованные стрессоры. Прежде всего, это физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. Именно под влиянием аэробной тренировки в организме растет количество «свободной энергии». Соответственно увеличивается мощность коронарных, респираторных, эндокринных, буферных и иных резервов организма, а также происходит перекрестная адаптация, в результате которой повышается устойчивость человека к различным стрессорным воздействиям патогенного характера. Физическая активность – одно из необходимых условий жизни, имеющие не только биологические, но социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинским показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.
В современной стратегии образования актуализируется значимость здоровья молодого поколения как одного из приоритетных направлений его гуманизаций, являющегося основой физического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития человека. Специалисты в области медицины, физической культуры, валеологии, педагогики единодушно считают, что для детей ослабленных, а также страдающих тем или иным недугом лечебная физическая культура является эффективным средством лечения. Добиваться полного освобождения таких часто болеющих детей от школьных занятий физкультурой, всячески оберегать их от выполнения домашней работы, значит наносить существенный вред их здоровью.
Воспитание физически, психически и социально здоровой личности, эффективно управляющей состоянием своего здоровья, является важнейшей задачей физической культуры, медицины и педагогики.[1]
Перейдем к разбору поставленных мною целей.
Цели лечебной физической культуры
Цель ЛФК — укрепление и повышение сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям.
Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.
Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.
Методы и задачи лечебной физической культуры
Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется. «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».
ЛФК – метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма – движение. Функция движения является основным стимулятором роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствую повышению общей работоспособности организма. Как уже было сказано выше, ЛФК является методом неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения – неспецифическими раздражителями. Всякое физическое упражнение всегда вовлекает в ответную реакцию все звенья нервной системы. В связи с участием нейрогуморального механизма регуляции функций в ответной реакции организма ЛФК всегда выступает как метод общего воздействия на весь организм. При этом должны учитываться способность различных физических упражнений избирательно влиять на разные функции организма, что очень важно при учете патологических проявлений в отдельных системах и органах.
ЛФК — метод поддерживающей терапии, применяется обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации. ЛФК – метод восстановительной терапии, где происходит сочетание медикаментозной терапии с различными физическими методами лечения. Одной из особенностей ЛФК – является дозированная тренировка физическими упражнениями.[1]
Организация исследования
Организация исследования включала в себя проведение 50 занятий Лечебной Физической Культурой среди учеников средней школы и студентов вузов.
Для начала я провела опрос среди учеников средней школы, то есть 11 класс, на тему: «знают ли они, что такое ЛФК и стали бы они заниматься упражнениями?» Из 50 опрошенных детей, все 50 ответили, что они знают о лечебной физической культуре, и 40 учеников уже занимались ЛФК и 5 из них пошло это на пользу, 30 учеников не знаю, что такое ЛФК. Так же мною были опрошены студенты 1 и 3 курса. Что касается студентов, то точно также как и у учеников, абсолютно все студенты знают о лечебной физической культуре, но, к сожалению, из студентов 3–го курса, а это 25 опрошенных студентов, из них занимались ЛФК только 2 студента, а из студентов 2 – го курса, это 15 опрошенных студентов, 30 человек занимаются ЛФК в старшей школе. Заключение
«Лечебная физическая культура и массаж» – одна из дисциплин в системе подготовки медицинских и физкультурных работников. В ее рамках исследуются механизмы действия физических упражнений на организм, его отдельные органы и системы, ткани и клетки; регуляции мышечных сокращений и энергообеспечения; разрабатываются научно обоснованные методы повышения физической работоспособности и функциональных резервов организма в условиях спортивной деятельности и в системе медицинской и социальной реабилитации. В настоящее время развитие лечебной физической культуры и массажа обусловлено, в том числе необходимостью реализации концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г., направленной на решение вопросов гарантированного оказания населению качественной и доступной медицинской помощи, а также Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», которая ставит своей целью массовое вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом, популяризацию здорового образа жизни. Научные исследования по проблемам физической культуры и спорта должны быть направлены на решение вопросов создания новых методов профилактики, лечения и реабилитации средствами физической культуры и спорта, совершенствования медицинского обеспечения спортсменов, поддержания здоровья и работоспособности населения всех возрастов, уменьшения ограничений двигательной активности инвалидов, нейтрализации факторов риска заболевания и повышения качества жизни.[2]
Проведя анализ опрошенных студентов, можно сделать вывод, что в нашем городе не так давно начали активно заниматься ЛФК, из-за того, что им просто не говорили об этом в школе и в средствах массовой информации, а дети, родившиеся в 2000- м и последующих годах ведут активный и здоровый образ жизни.
Список используемой литературы:
1. Учебно-методическое пособие «Лечебная Физическая Культура. От теории к практике», под редакцией канд.биол.наук А.Н. Силантьева и канд.биол.наук М.Н. Силантьева
2. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / Н. В. Третьякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.пед. ун-та, 2013г.
Источник