Презентация на тему: Ландшафт и здоровье человека
Ландшафт и здоровье человека Автор Долгорукова С.В., учитель биологии и географии высшей категории МОУ гимназия №2 Г.Екатеринбурга
История Стремление окружить себя искусственной природой проявилось у человека очень давно. Вплоть до 18-19вв. Общественные сады были исключительным явлением и содержались лишь на средства богатых меценатов.
Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости.
Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние.
Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему.
Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект.
Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей..
Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека
С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду.
Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его здоровье.
Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и настолько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно обращается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность — вся его жизнь.
Насыщение среды и производства скоростными и быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных усилий от человека, что приводит к переутомлению.
Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день.
Серьезным отрицательным фактором в современных городах является так называемое шумовое загрязнение.
Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей.
Очень важно, чтобы город был биогеоценозом, пусть не абсолютно благоприятным, но хотя бы не вредящим здоровью людей. Пусть здесь будет зона жизни.
Все предприятия, неблагоприятные в санитарном отношении, должны быть выведены за пределы городов.
Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды.
Они не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.
Особое место вокруг промышленных предприятий и автострад должны занимать защитные зеленые зоны, в которых рекомендуется высаживать деревья и кустарники, устойчивые к загрязнению.
Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр
. Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней.
Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт.
Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.
Источник
К уроку экологии. Тема: «Ландшафт как фактор здоровья»
Разделы: Экология
Цель: Познакомить с новыми понятиями “ландшафт”, “урбанизация”, “топофильный”, “топофобный”, “толерантность”. Интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.
Оборудование: таблицы “Урбоэкосистемы”, схемы урока, основные понятия под рубрикой “Запомни!”: ландшафт, топофильный, топофобный, толерантность, эстетическая выразительность ландшафта, оздоровительный эффект ландшафта, здоровье, болезнь. Мультимедийный комплект: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Тема: Биосфера и человек, урок №42, файл №12, №13.
План урока:
- Вводная часть
- Работа с терминами.
- Классификация ландшафтов.
- “Здоровое тело – продукт здорового рассудка” — Б.Шоу.
- Работа с учебников Е.А.Криксунов. Экология 10-11 кл., §6.6 с.233-234.
- Практическая работа: “Город, в котором я живу”
- Итог урока:
а) проблемные вопросы, §6.6;
б) заполнение схемы “Значение растений в жизни города” - Домашнее задание:
1) Е.А.Криксунов. Экология, 10-11 кл. §6.6. с.232-236
2) Проблемные вопросы §6.6.
3) Практическая внеаудиторная работа “Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта в г.Шахты”
Конспект урока: Восприятие окружающей среды как прекрасного способствует улучшению общего состояния человека. Цвет, звук, рельеф местности, городской ландшафт могут успокоить и раздражать, радовать и тревожить.
Обратите внимание на основные понятия к теме урока.
— Что такое ландшафт?
— Сравните две иллюстрации ландшафта. Какой можно назвать топофильным и почему?
— Какой можно назвать топофобным, почему?
— Запишите в тетради определения. Проверьте (определения читают 3-4 ученика).
— Приведите примеры, дифференцируя их.
Работа с файлами №12, №13 урока №42 темы: Биосфера и человек, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия:
1) Как изменяется ландшафт под влиянием деятельности человека?
1) Какой вред наносит ландшафту сведение лесов?
2) Составьте по тексту файла схему антропогенного влияния на зеленые насаждения.
В чем выражается эстетическая выразительность ландшафта? (ученики анализируют иллюстрации картин известных художников по выбору; читают стихотворения о природе, допускается чтение авторских стихотворений — опережающее задание).
— Как можно выразить ландшафт? (цветом, рельефом, звуком). Приведите примеры.
— Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза… послушайте звуки природы из цикла музыкальных релаксационных произведений “Звуки природы”.
— Какие картины природы вы представили?
— Расскажите о своих чувствах, ощущениях в процессе прослушивания.
— Почему человеку необходим звуковой ландшафт природы неизмененный индустриализацией?
— Обратите внимание на эпиграф урока: “Здоровое тело – продукт здорового рассудка”.
— Поясните смысл этих слов.
Обратите внимание на текст § 6.6 с.232-236, Е.А.Криксунов “Городской ландшафт”. Прочтите, составьте схему загрязнителей городского ландшафта:
— Почему городскую среду называют “урбанизированной”?
— Какой вред здоровью наносит урбанизация?
Итог урока:
Проблемные вопросы для обсуждения.
- По плану нашего города дайте его краткое описание, обратив внимание на составные части города, их взаимное расположение, размещение района города, школы, дома, основные транспортные пути.
- Заполните схему:
- выделение кислорода;
- очищение воздуха;
- снижение шума;
- увеличение количества птиц;
- эстетическое значение.
Домашнее задание:
- § 6.6 с.232-236, Е.А.Криксунов. Экология.
Источник
Презентация по курсу «Медицинская география» на тему: Ландшафт как фактор здоровья (10 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок 27 Тема: Ландшафт как фактор здоровья. Цель: доказать, что ландшафт является фактором здоровья Задачи: Воспроизвести в памяти понятия «ландшафт», «урбанизация», виды ландшафтов. Интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды. Воспитывать бережное отношение к природе Оборудование: интерактивная доска, презентация. Тип урока: комбинированный Ход урока: Этап «Орг.момент» II. Этап «Проверка домашнего задания» III. Этап «Актуализация знаний» IV. Этап «Осмысление» V. Этап «Закрепление нового материала» VI. Этап поведения итогов урока. VII. Этап «Рефлексия» VIII. Этап «Домашнее задание»
Анализ анкетирования о влиянии погодных условий на организм человека среди своих родных, соседей II. Этап «Проверка домашнего задания»
Обратите внимание на основные понятия к теме урока. — Что такое ландшафт? Сравните две иллюстрации ландшафта. Какой можно назвать природным и антропогенным? Почему? — Как изменяется ландшафт под влиянием деятельности человека? — Какой вред наносит ландшафту сведение лесов? III. Этап «Актуализация знаний»
Составьте схему антропогенного влияния на зеленые насаждения. Человек
Схема антропогенного влияния на зеленые насаждения. Человек Охраняет Выращивает Собирает в букеты Селекционирует Вырубает Ломает
Можно ли выразить ландшафт: цветом, рельефом, звуком? Приведите примеры. Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза… послушайте звуки природы из цикла музыкальных релаксационных произведений “Звуки природы”. — Какие картины природы вы представили? Расскажите о своих чувствах, ощущениях в процессе прослушивания. — Почему человеку необходим звуковой ландшафт природы неизмененный индустриализацией? — В чем выражается эстетическая выразительность ландшафта? (ученики анализируют иллюстрации картин известных художников по выбору; читают стихотворения о природе, допускается чтение авторских стихотворений — опережающее задание).
1. КРАСНЫЙ Ты любишь быть лидером. Почти все твои чувства на максимуме. Ты настойчивый человек, не любишь откладывать дело на потом. Не редко бывает такое, что те, кто предпочитает красный, демонстративны и эгоистичны, нетерпимы, упрямы и жестоки. Женщина в красном, чаще всего, склонна флиртовать с парнями. 2. ОРАНЖЕВЫЙ Ты настоящий оптимист, жизнелюб, мечтатель и творческая личность. Этот цвет воплощает радость и удовольствие, в том числе сексуальное. Обладаешь неиссякаемой энергией. Но иногда бывает, что любители оранжевого могут быть о себе высокого мнения. А ещё психологи считают, что когда человек испытывает неожиданную потребность в таком цвете, ему недостает ощущения удовлетворения. 3. ЖЕЛТЫЙ Ты хочешь раскрыть себя, добиться цели, которую ставишь перед собой. Ты самоуверенный, радостный и веселый человек. Часто у любителей жёлтого наблюдается высокий уровень креативности. Желтый помогает им в трудную минуту, концентрирует внимание. Ты любишь иногда посплетничать, или просто поболтать. Любитель желтого может быть рассеян и критичен к себе и окружающим, но при этом их самооценка совсем не низкая, а наоборот. 4. ЗЕЛЕНЫЙ Зелёный — это самый нейтральный, неподвижный, успокаивающий цвет. Люди, которые выбирают зеленый, четко и рационально выбирают свой жизненный путь. К любой жизненной задаче подходят со всей серьезностью. Любят оказывать помощь другим. Их внутренний мир богат, но открывать его они не спешат, хоть сами по себе и не скрытны. 5. ГОЛУБОЙ Водяной и ледяной голубой успокаивает охлаждая. Если вы хотите мотивировать сотрудников на эффективную работу, окрасьте стены офиса в голубой. Этот цвет вызывает доверие. Выбирая его, вы, словно становитесь воздушной, легкой натурой. Голубой расслабляет и успокаивает. Если предпочитаете этот цвет, значит, вы способны сглаживать конфликты, настраивать окружающих на миролюбие и дружеские чувства.
6. СИНИЙ Этот цвет любят люди спокойные, солидные, настроенные честно и справедливо вести дела. Выбор синего отражает потребность в изменениях и духовном прозрении. Синий, как и голубой, вызывает максимальное доверие и надежность. Синий часто выбирают обеспеченные и уверенные в себе люди. 7. ФИОЛЕТОВЫЙ Фиолетовый выбирают люди, которым сложно реализоваться в жизни. Вы обычно очень критичны к себе. Всегда очень рациональны и пытаетесь себя контролировать. Вы можете быть склонны к депрессиям и можете неверно трактовать поведение окружающих вас людей. При этом фиолетовый цвет способен повышать низкую самооценку. 8. ПУРПУРНЫЙ Ты предпочитаешь жить полной жизнью. Ищешь новых впечатлений, любишь трудиться и не любишь сидеть на месте. Но иногда ты можете быть легкомысленными и инфантильным человеком, любящими покрасоваться перед всеми. У вас всегда продолжается детство. Пурпурный ещё называют королевским цветом, цветом принцесс и маленьких девочек. 9. СЕРЫЙ Обычно те, кто предпочитает серый на первое место ставят разум, а не эмоции. Серый – это нейтральный цвет. Людей, подобных вам, встретишь нечасто. Вы — интеллектуал и смотрите в глубину вещей. Вы не любите крайности и не делите мир на черное и белое. Вы склонны к анализу. Серый не отвлекает от важного дела, поэтому деловые люди предпочитают его. При этом серый достаточно дружелюбен и надежен. А ещё серая одежда даёт силу неуверенным людям. 10. ЧЕРНЫЙ Люди, предпочитающие черный – загадки. Они хотят неосознанно привлечь к себе внимание окружающих, так как черный цвет любопытен, потому что скрывает за собой что-то интересное и страшное.
Работа с текстом в группах. Группа 1 Задание: выясните, что представляет собой городская экосистема. Что значит для вас понятие «современный город»? Назовите особенности городской экосистемы. Как вы думаете, почему города называют «паразитами биосферы»? Какой вред здоровью наносит урбанизация? IV. Этап «Осмысление»
Источник
Ландшафт как фактор здоровья
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ландшафт как фактор здоровья
Введение Все процессы протекающие в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни — Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье — это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем
Ландшафт как фактор здоровья Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект.
Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду.
Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его здоровье. Это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на жителей городов. Оказывается, от того, в каких условиях живет человек, какая высота потолков в его квартире и настолько звукопроницаемы ее стены, как человек добирается до места работы, с кем он повседневно обращается, как окружающие люди относятся друг к другу, зависит настроение человека, его трудоспособность, активность — вся его жизнь.
В городах человек придумывает тысячи ухищрений для удобства своей жизни — горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. Однако в больших городах особенно сильно проявляются и недостатки жизни — жилищная и транспортная проблемы, повышение уровня заболеваемости. В определенной степени это объясняется одновременным воздействием на организм двух, трех и более вредных факторов, каждый из которых обладает незначительным действием, но в совокупности приводит к серьезным бедам людей. Так, например, насыщение среды и производства скоростными и быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных усилий от человека, что приводит к переутомлению. Хорошо известно, что переутомленный человек больше страдает от последствий загрязнения воздуха, инфекций.
Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день. Серьезным отрицательным фактором в современных городах является так называемое шумовое загрязнение. Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей. Очень важно, чтобы город был биогеоценозом, пусть не абсолютно благоприятным, но хотя бы не вредящим здоровью людей. Пусть здесь будет зона жизни. Для этого необходимо решить массу городских проблем. Все предприятия, неблагоприятные в санитарном отношении, должны быть выведены за пределы городов.
Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают благоприятные микроклиматические и санирно-гигенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей. Особое место вокруг промышленных предприятий и автострад должны занимать защитные зеленые зоны, в которых рекомендуется высаживать деревья и кустарники, устойчивые к загрязнению. В размещении зеленых насаждений необходимо соблюдать принцип равномерности и непрерывности для обеспечение поступления свежего загородного воздуха во все жилые зоны города. Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр.
Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы). Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт. Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-1546317
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
В России создадут «белый интернет» для школьников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник