Лабораторная работа по витаминам
Тема: Обнаружение витаминов. Каталитическая активность ферментов в живых тканях.
Цель: провести качественные реакции на витамины в продуктах питания. Познакомиться с ферментативным характером реакций обмена веществ, доказать, что ферментативная активность – свойство, присущее только живой клетке.
Оборудование: а) подсолнечное масло, FeClз, яблочный сок, вода, крахмальный клейстер, йод, рыбий жир или желто яйца
б) луковицы лука репчатого, клубни картофеля, кусочки мяса, 3%-ый пероксид водорода, ступки фарфоровые с пестиком, пробирки, спиртовки, набор препаровальных инструментов.
1) Определение витамина А в подсолнечном масле.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
2) Обнаружение витамина С в яблочном соке.
Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды до 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом.
Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
3) Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.
В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома.
При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.
растереть в ступке 5г лука, добавить 50мл воды и разлить отжатый сок в две пробирки;
мелко порезать 2г картофеля, растереть в ступке, добавить 50мл воды, разлить отжатый сок в две пробирки;
одну пробирку с вытяжкой прокипятить, добавить в обе пробирки (контрольную и опытную) по 2мл 3%-ого раствора пероксида водорода;
прилейте по 2мл Н2О2 (пероксида водорода) в пробирки с кусочком почки млекопитающего, с сырым картофелем, с кусочком вареного картофеля;
запишите наблюдаемые вами явления при действии пероксида водорода на живые клетки растительной и животной ткани и на мертвые клетки (в пробирке с вареным картофелем);
объясните причины выделения пузырьков газа, посинения раствора, отсутствие реакций в пробирках с прокипяченной вытяжкой;
обобщите результаты работы, описав характерные свойства ферментов, особенности их действия.
Пероксид водорода – высокотоксичное для клетки соединение. Функцию его нейтрализации выполняет фермент каталаза, разлагающий пероксид водорода на воду и кислород. Доказательством выделения кислорода является посинение раствора вследствие окисления бензидина.
Обсуждение итогов выполнения лабораторной работы
Итоги лабораторной работы.
Какие выводы можно сделать в результате исследований лабораторных опытов:
В каких пробирках не наблюдалось расщепление пероксида водорода и почему?
Ответ: В опыте в пробирке с кусочком вареного картофеля и прокипяченными вытяжками (соков картофеля и лука) не наблюдалось расщепления пероксида водорода, так как при варке и кипячении вытяжки произошла денатурация белка-фермента каталазы, нарушилась третичная и, очевидно, вторичная структура молекулы и это, естественно привело к разрушению активного центра фермента.
В каких пробирках происходило бурное выделение кислорода?
Ответ: Бурное выделение кислорода при расщеплении пероксида водорода в пробирках с вытяжкой контрольной с соком лука и картофеля, а также кусочками сырого картофеля и почки млекопитающего свидетельствуют о том, что во всех клетках растительных и животных организмов есть фермент каталаза.
Какой можно сделать вывод.
Вывод: что выделение кислорода при действии пероксида водорода свидетельствует о проявлении каталитической функции белка-фермента – каталазы, который при 0оС разлагает в 1 сек до 40000 молекул пероксида водорода.
Источник
Лабораторная работа №1 Качественные реакции на витамины
Лабораторная работа №1
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ВИТАМИНЫ
Метод основан на способности концентрированной серной кислоты отнимать воду от ретинола с образованием окрашенных продуктов.
Ход определения. В пробирку вносят 2 капли рыбьего жира, 5 капель хлороформа и 1-2 капли концентрированной серной кислоты. Появляется голубое окрашивание, переходящее в буро-красное.
Метод основан на взаимодействии кальциферола с гидрохлоридом анилина с образованием окрашенных продуктов.
Ход определения. В сухую пробирку помещают 10 капель анилинового реактива и прибавляют 5 капель рыбьего жира. Содержимое пробирки осторожно при постоянном перемешивании нагревают до кипения и кипятят в течение 30с. В присутствии витамина D желтая эмульсия приобретает вначале грязно-зеленое, а затем буро-красное или красное окрашивание.
3. Качественная реакция на токоферол (витамин Е).
Метод основан на образовании соединений хиноидной структуры, окрашивающихся в красный цвет, при действии сильных окислителей (концентрированной азотной кислоты) на токоферол.
Ход определения. В сухую пробирку вносят 5 капель 0,1% спиртового раствора токоферола и добавляют 10 капель концентрированной азотной кислоты. Встряхивают. Наблюдают за развитием красного окрашивания.
4. Качественная реакция на никотиновую кислоту (витамин РР).
Метод основан на том, что никотиновая кислота при нагревании с раствором уксуснокислой меди (II) образует синий осадок плохо растворимой медной соли (никотинат меди).
Ход определения. Растворяют 10 мг никотиновой кислоты в 20 каплях 10%-го раствора уксусной кислоты при нагревании. К нагретому до кипения раствору добавляют равный объем 5%-го раствора уксуснокислой меди (II). При постепенном охлаждении раствора выпадает синий осадок медной соли никотиновой кислоты.
5. Качественная реакция на цианкобаламин (витамин В12).
Метод основан на способности кобальта, входящего в состав витамина В12, при высокой температуре взаимодействовать с тиомочевиной с образованием комплекса зеленого цвета.
Ход определения. На беззольный фильтр наносят 2-3 капли 10%-ного раствора тиомочевины, высушивают на спиртовке, после чего наносят 1-2 капли раствора витамина В12 и снова высушивают. Образуется зеленое кольцо.
Метод основан на способности тиамина образовывать с диазофенилсульфоновой кислотой комплекс оранжево-красного цвета в щелочной среде.
Ход определения. В пробирку вносят 5 капель раствора 1% сульфаниловой кислоты и прибавляют 5 капель 5% раствора нитрита натрия. К полученному диазореактиву добавляют на кончике скальпеля порошок тиамина и 5 капель раствора карбоната натрия. Встряхивают. Появляется оранжево-красное окрашивание.
7. Качественная реакция на витамин В6
Ход определения: в пробирку вносят 1мл 1% хлорида железа и 1мл 1% раствора витамина В6. Смесь встряхивают. В присутствии витамина железо образует с ним комплексную соль по типу фенолята желза красного цвета.
8. Качественная реакция на викасол (витамин К3).
Метод основан на том, что раствор в щелочной среде окрашивается в желто-оранжевый цвет.
Ход работы. В пробирке смешивают по 5 капель 0,05%-го раствора викасола и 0,025%-го раствора цистеина. Добавляют 1 каплю 10%-го раствора NaOH. Смесь окрашивается в желто-оранжевый цвет.
9. Качественная реакция с анилином (обнаружение витамина К3)
Ход определения. В пробирку вносят 2мл 0,05% спиртового раствора викасола, добавляют 2 капли анилина. Осторожно встряхивают содержимое пробирки и наблюдают красное окрашивание, что обусловлено образованием 1-метил-2-фенил-аминонафтохинола.
Оформление работы: Результаты оформить в таблице и сделать вывод.
Практическое значение работы. Качественные реакции на витамины позволяют обнаружить их наличие в лекарственных препаратах и после экстракции в пищевых продуктах и лекарственных растениях. Принцип, положенный в основу качественных реакций на витамины, используется при разработке количественного определения их в различных природных объектах и лекарственных средствах.
Лабораторная работа №2
1. Определение содержания витамина С в лекарственных растениях.
Ход определения. Приготовить навески лекарственного сырья: цвет бузины, лист крапивы, цветы тысячелистника, кора крушины, лист сенны, витаминный чай и плоды аронии черноплодной по 0,5г.; шиповник, очищенный от семян – 0,2г. Исследуемый материал переносят в ступку, измельчают скальпелем и растирают с 5 мл раствора соляной кислоты.
Вытяжку фильтруют через тонкий слой ваты в мерную колбу вместимостью 100 мл. Извлечение витамина из той же навески повторяют 3 раза с таким же объемом 2% соляной кислоты, фильтруя каждый раз полученную вытяжку в ту же мерную колбу. Содержимое колбочки доводят до метки дистиллированной водой, перемешивают.
Для определения отбирают 10 мл вытяжки в стаканчик и титруют содержимое раствором 0,001М 2,6-дихлорфенолиндофенола, налитого в микробюретку, до появления розового окрашивания, не исчезающего в течении 30с.
Расчет проводят по формуле:
где Х – содержание аскорбиновой кислоты, мг/кг; F – фактор-поправка на титр индикатора; 0,088 – масса аскорбиновой кислоты, соответствующая 1мл 0,001М раствора 2,6-ихлорфенолиндофенола, мг; 100 – разведение взятой пробы; 1000 – коэффициент пересчета на 1кг сырья; 10 – объем жидкости, взятый для титрования, мл; V — объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедший на титрование, мл; в – навеска исследуемого материала.
Оформление работы. Полученные данные оформить в виде таблицы и сделать вывод о значении исследованного растительного материала как источника аскорбиновой кислоты. Указать в выводе о целесообразности применения растительного сырья с целью профилактики С-витаминной недостаточности.
Объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедшего на титрование, мл
Содержание аскорбиновой кислоты, мг/кг
2. Определение содержания витамина С в пищевых продуктах.
Ход определения. Отвесить исследуемый материал в следующих количествах: шиповник – 0,2г; картофель, яблоки, лук репчатый, капуста – по 5г, фруктовый сок – 5мл. Навеску перенести в фарфоровую ступку и растирать с 5 мл раствора соляной кислоты. Солянокислый экстракт отфильтровать через тонкий слой ваты в мерную колбу на 100 мл. Ступку трижды сполоснуть раствором соляной кислоты и содержимое каждый раз перенести в мерную колбу. Экстракт в мерной колбе довести водой до метки и перемешать. В колбочку для титрования отобрать 10 мл полученного раствора и титровать из бюретки раствором 2,6-дихлорфенолиндофенола до появления стабильного розового окрашивания, не исчезающего в течение 30с.
Расчет проводят по формуле:
где Х – содержание аскорбиновой кислоты, мг в 100г исследуемого материала; F – фактор-поправка на титр индикатора; V — объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедший на титрование, мл; 0,088 – масса аскорбиновой кислоты, соответствующая 1мл 0,001М раствора 2,6-дихлорфенолиндофенола, мг; 100 – общее количество вытяжки, мл; 100 – перерасчет содержания аскорбиновой кислоты, мг в 100г исследуемого материала; 10 – количество вытяжки, взятой для титрования, мл; С – навеска исследуемого материала, г.
Оформление работы. Полученные результаты исследования оформить в виде таблицы и сделать вывод о содержании аскорбиновой кислоты в исследуемом материале.
Количество аскорбата в мг на 100г продукта
Практическое значение работы. Определение содержания аскорбиновой кислоты в пищевых продуктах и лекарственных растениях необходимо для составления правильного рациона, удовлетворяющего потребность организма в этом витамине. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, цитрусовых и т. д. Содержание его снижается при хранении овощей и фруктов, а также при термической обработке пищи. Аскорбиновая кислота применяется для профилактики гиповитаминоза и простудных заболеваний, для лечения воспалительных процессов, атеросклероза. Она способствует усилению регенеративных процессов. Аскорбиновая кислота участвует в окислительно-восстановительных процессах при синтезе стероидных гормонов, обмене ароматических аминокислот, образовании соединительной ткани. Как антиоксидант аскорбиновая кислота добавляется в различные пищевые изделия и безалкогольные напитки.
3. Определение содержания витамина Р (рутина) в различных сортах чая
Метод основан на способности витамина Р окисляться перманганатом калия. В качестве индикатора применяется индигокармин, который вступает в реакцию с перманганатом калия после окисления всего витамина Р, причем синяя окраска индигокармина меняется на желтую.
Ход определения. К 100 мг чая прилить 50 мл дистиллированной воды, довести до кипения и экстрагировать в течение 5 мин. В колбочек прилить по 5 мл экстракта чая, дистиллированной воды, раствора индигокармина и тировать до появления устойчивой желтой окраски, не исчезающей в течение 30с.
Расчет проводят по формуле:
где Х – содержание витамина в чае, мг в 100г исследуемого чая; 3,2 – количество витамина, окисляющегося 1 мл 0,05н раствор перманганата калия, пошедшего на титрование, мл; 50 – количество воды, взятое для анализа, мл; 100 – перерасчет в мг в 100 г исследуемого чая, 5 – количество вытяжки, мл; 0,1 – количество сухого вещества, г; 1000 – перевод мкг в мг.
Оформление работы. Результаты исследования оформить в виде таблицы и сделать вывод о содержании рутина в различных сортах чая.
Количество витамина Р
Практическое значение работы. Суточная потребность взрослого человека в витамине Р составляет около 25 мг. Биофлавоноидами богаты свежие фрукты и ягоды, особенно черноплодная рябина, черная смородина, яблоки, виноград, лимоны, а также листья чая и плоды шиповника. Витамин Р взаимодействует с аскорбиновой кислотой в процессе образования коллагена и тем самым укрепляет стенки капилляров.
Источник
Лабораторная работа витамины
Тема: «Определение витаминов в продуктах питания»
Цели: 1.Изучить свойства витамина «А» и «С».
2.Познакомиться с лабораторным оборудованием.
Оборудование: Яблочный сок, дистиллированная вода, крахмальный клейстер, раствор FeCI3 ,подсолнечное масло,5% раствор йода
Теоретическая часть.
Витамины низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.
Значение витаминов. Витамины — биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Отсутствие или недостаток витаминов вызывает серьезные заболевания. Ничтожно малое количество оказывает сильное действие на обмен веществ. Витамины участвуют в образовании ферментов. Витамины поступают с растительной и животной пищей.
Ход работы
I.Определение витамина «А» в подсолнечном масле.
В пробирку налить 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1% раствора FeCI3. При наличии витамина “А” появляется ярко — зеленое окрашивание.
II.Определение витамина «С» в яблочном соке.
А) Налить в пробирку 2 мл сока и добавить 10 мл воды. Затем влить немного крахмального клейстера.
Б) К полученному раствору добавить раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания.
Техника основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит вес раствор в синий цвет.
III. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.
В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зеленовато-голубое окрашивание.
Результаты работы оформить виде в таблицы.
Что делали
Что наблюдали
Выводы и уравнения реакций
1.В каких продуктах содержится витамин «С» и витамин «А» и как они влияют на организм человека.
2.Как сохранить витамины в пище.
3.Какие витаминные препараты вы знаете и как их применять
Тема: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»
Цели: 1. Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования им.
2.Ознакомиться с особенностями строения клеток растений и
Оборудование: Микроскоп, предметные стекла, раствор йода, пипетка, фильтровальная бумага, вода, луковица,
1.Строение клетки. Приготовление препарата кожицы чешуи лука.
а) С поверхности белой мясистой чешуи отделить маленький кусочек прозрачной кожицы и поместите на предметное стекло
б) пипеткой нанести каплю слабого раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.
2. Рассматривание пластид под микроскопом.
а) Приготовить препарат листа элодеи. Положить лист элодеи в каплю воды на предметное стекло и накрыть покровным стеклом.
Б) Рассмотреть препарат под микроскопом и зарисовать клетку листа.
Что делали?
Что наблюдали?
Выводы и уравнения реакций
Контрольное задание
1.Что общего в строении клетки чешуи лука и листа элодеи.
2.В чем различие и строение клетки кожицы лука и листа элодеи
3.Зачем кожицу лука окрашивают йодом.
4.От чего зависти окраска различных частей растений.
5.От чего зависит форма и размеры клеток.
Лабораторная работа№4
Тема: Модификационная изменчивость
Цель работы: Познакомиться со статическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Ход работы
1.Расположите листья одного растения (лаврового дерева) в порядке нарастания их длины.
2.Измерьте длину листьев, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число листьев, имеющих примерно одинаковую длину, внесите данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака( длина листа лаврового дерева),ниже- частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются часто, какие редко.
3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака:
Построение вариационной кривой
4.Определите среднюю величину выраженности признака по формуле, где М — средняя величина,V – варианта, Р — частота встречаемости вариант, n –общее число вариант вариационного ряда, признака по формуле М___
·(V x__P__
n
5.Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Лабораторная работа №5
Тема: Изучение приспособленности организмов к среде.
Цель: Научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах), их значение и определять их относительный характер.
Ход работы
Рассмотрите предложенные вам объекты.
Определите среду обитания данного растения и животного.
Выявите черты приспособленности изучаемых видов к среде обитания (во внешнем и внутреннем строении, размножении, поведении, питании и др.)
Какие преимущества, по сравнению с другими видами, получили данные виды растения (или животного) в связи с возникновением приспособления?
Приведите доказательства относительного характера приспособлений у данных организмов.
Результаты исследований занесите в таблицу (по аналогии с примером);
Название
организма
Место обитания
Черты присобленно-сти к среде обитания во внешней и внутренней среде, размножение, поведение.
Биологическая роль адаптаций
Относительный характер
Еж
Обыкновен-ный
Нижний ярус леса в умеренном климате
Иглы для защиты от хищников,
сворачиваются клубком в случае опасности,
насекомоядное животное с хорошо развитым обонянием,
мордочка острая, острые мелкие зубы. При рождении детенышей их иголки мягкие и утоплены в коже. На зиму впадают в спячку.
Помогает выживать, искать,
пищу, выкармливать детенышей от врагов, переносить неблагоприятные условия среды. Это способствует увеличению количества особей. В популяции
В воде еж разворачивается и становится, уязвим для хищников
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 715
laboratornaya_rabota_vitaminy
Размер файла: 49 kB Загрузок: 1
Источник