Лабораторная работа № 4 Качественные реакции на витамины
— познакомиться с классификацией и биологическим значением витаминов;
— научиться понимать состояния организма человека при разной обеспеченности его витаминами;
— в процессе эксперимента обнаружить присутствие витаминов в продуктах питания;
— провести реакции обнаружения водорастворимых витаминов в различных веществах и биологических жидкостях при помощи качественных реакций, основанных на цветных реакциях, характерных для той или иной группировки, входящей в витамин;
— Определить количественный состав витаминов в различных веществах и биологических жидкостях при помощи качественных реакций, основанных на цветных реакциях, характерных для той или иной группировки, входящей в витамин;
— провести реакции обнаружения жирорастворимых витаминов в различных веществах и биологических жидкостях при помощи качественных реакций, основанных на цветных реакциях, характерных для той или иной группировки, входящей в витамин.
Витамины – группа низкомолекулярных органических веществ различной химической природы, имеющих разнообразный состав, строение и физико-химические свойства. Они регулируют процессы жизнедеятельности, оказывая свое действие в ничтожно малых количествах (мг или мкг). Почти все витамины не синтезируются в организме человека и относятся к незаменимым пищевым факторам.
Необходимость витаминов для организма человека и животных впервые установлена русским врачом Н.И.Луниным в 1830 г. Первое вещество из этой группы было выделено в 1831 г. польским биохимиком К.Функом. Оно оказалось смесью различных веществ, содержащей азот. Функ назвал эту смесь витамином, т.е. амином, необходимым для жизни.
Витамины отличаются от всех других органических веществ пищи двумя признаками: они не входят в состав структуры органов и тканей и не используются организмом в качестве источника энергии. Отсутствие или недостаточное содержание витаминов в пище приводит к развитию тяжелых заболеваний. Нарушение обмена веществ при авитаминозах и гиповита-минозах является следствием снижения активности ферментов, поскольку многие витамины входят в состав простетических групп энзимов. Для обнаружения витаминов в пищевых продуктах, тканях и жидкостях организма и для определения их количества используются качественные реакции, основанные на образовании характерных окрашенных продуктов реакции витамина с каким-либо химическим реагентом.
В настоящее время выделено более 30 веществ, относящихся к витаминам. Обозначают витамины заглавными буквами латинского алфавита, кроме того, они имеют название, соответствующее их химическому строению. Например, витамин С – аскорбиновая кислота, витамин А – ретинол.
Обеспеченность витаминами и, прежде всего, С, В1, В2, Р является важным источником информации о состоянии метаболизма спортсменов. При отсутствии витаминов в пище развиваются тяжелые заболевания – авитаминозы, а при недостаточном содержании витаминов – гиповитаминозы (рахит, цинга, бери-бери, пеллагра, анемия и др.). Причины развития последних могут быть обусловлены рядом факторов: недостаточным поступлением витаминов с пищей, величиной и интенсивностью физических нагрузок, наличием заболеваний и т. д. Недостаточная обеспеченность организма витаминами может существенным образом отразиться на физической работоспособности, например, при недостатке тиамина накапливаются пировиноградная кислота, а-кетокислоты и др.
Введение отдельных лекарственных веществ может отрицательно сказаться на синтезе витаминов микрофлорой кишечника. Суточная потребность в витаминах возрастает при различных заболеваниях, беременности, лактации и при нарушении всасывания жирорастворимых витаминов в случае недостаточного поступления желчи в кишечник при заболевании печени.
По способности растворяться витамины делят на две группы: водорастворимые (С, В1, В2, В3, В6, В12, Вс, Р, РР и др.) и жирорастворимые (А, Е, К, Д). Такая классификация имеет физиолого-биохимическое значение, так как витамины, растворимые в жирах, могут накапливаться в организме человека и их кратковременный дефицит не имеет неблагоприятных последствий.
При избыточном приеме с пищей жиров концентрация жирорастворимых витаминов в липидах организма может существенно превышать норму, что в отдельных случаях приводит к неблагоприятным изменениям обмена или функциональным нарушениям.
Водорастворимые витамины в организме не накапливаются, и при их недостатке, либо отсутствии быстро возникают специфические нарушения обмена веществ.
Структурные аналоги витаминов, близкие к ним по строению, называют антивитаминами. Эти вещества встречаются в природе или могут быть синтезированы. Антивитамины способны соединяться с белковой частью ферментов витаминов и вызывать изменения активности ферментов и обменных процессов.
Все витамины характеризуются следующими общими свойствами:
— не синтезируются в организме человека и должны поступать с пищей. Некоторые из них (В6, В12, пантотеновая, фолиевая кислоты и др.) синтезируются микрофлорой кишечника, другие (А, Д, РР) образуются при определенных условиях;
— не являются пластическим и энергетическим материалом;
— оказывают влияние на биохимические процессы в организме. Ряд витаминов входит в состав коферментов. Обеспеченность организма человека витаминами описывается терминами:
— физиологическая норма – витамина в организм поступает достаточно, человек здоров;
— гиповитаминоз – витамина в организм поступает мало, качество жизни снижается;
— гипервитаминоз – поступление какого-либо витамина в организм превышает физиологическую норму, качество жизни снижается;
— авитаминоз – какой-то витамин полностью отсутствует в организме, что вызывает специфическое заболевание.
Из перечисленных состояний чаще всего встречаются гиповитаминозы. Причинами их могут быть:
— использование в пищу продуктов, содержащих мало витаминов;
— нарушение технологии приготовления пищи (длительная термическая обработка, многократное разогревание);
— нарушение всасывания витаминов из кишечника из-за болезней органов пищеварения;
— повышенная потребность организма в витаминах (активные занятия спортом, вредные привычки).
Для обнаружения витаминов в различных веществах или в биологических жидкостях и определения их количества существуют качественные реакции, основанные на цветных реакциях, характерных для той или иной другой группы витаминов.
1. Что такое витамины? Какова их роль в обмене веществ?
2. Как классифицируются витамины? Перечислить витамины, относящиеся к каждой группе.
3. Дать определение и привести примеры гипо -, гипер- и авитаминозов для витаминов С, А, Е, Д.
4. Как изменяется потребность в витаминах при интенсивной мышечной деятельности?
5. Что является причиной проявления гиповитаминоза в весенний период?
6. Почему избыточное потребление жирорастворимых витаминов приводит к развитию гипервитаминозов, водорастворимых – нет?
Источник
Лабораторная работа витамины
Тема: «Определение витаминов в продуктах питания»
Цели: 1.Изучить свойства витамина «А» и «С».
2.Познакомиться с лабораторным оборудованием.
Оборудование: Яблочный сок, дистиллированная вода, крахмальный клейстер, раствор FeCI3 ,подсолнечное масло,5% раствор йода
Теоретическая часть.
Витамины низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.
Значение витаминов. Витамины — биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма. Отсутствие или недостаток витаминов вызывает серьезные заболевания. Ничтожно малое количество оказывает сильное действие на обмен веществ. Витамины участвуют в образовании ферментов. Витамины поступают с растительной и животной пищей.
Ход работы
I.Определение витамина «А» в подсолнечном масле.
В пробирку налить 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1% раствора FeCI3. При наличии витамина “А” появляется ярко — зеленое окрашивание.
II.Определение витамина «С» в яблочном соке.
А) Налить в пробирку 2 мл сока и добавить 10 мл воды. Затем влить немного крахмального клейстера.
Б) К полученному раствору добавить раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания.
Техника основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит вес раствор в синий цвет.
III. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.
В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зеленовато-голубое окрашивание.
Результаты работы оформить виде в таблицы.
Что делали
Что наблюдали
Выводы и уравнения реакций
1.В каких продуктах содержится витамин «С» и витамин «А» и как они влияют на организм человека.
2.Как сохранить витамины в пище.
3.Какие витаминные препараты вы знаете и как их применять
Тема: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»
Цели: 1. Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования им.
2.Ознакомиться с особенностями строения клеток растений и
Оборудование: Микроскоп, предметные стекла, раствор йода, пипетка, фильтровальная бумага, вода, луковица,
1.Строение клетки. Приготовление препарата кожицы чешуи лука.
а) С поверхности белой мясистой чешуи отделить маленький кусочек прозрачной кожицы и поместите на предметное стекло
б) пипеткой нанести каплю слабого раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.
2. Рассматривание пластид под микроскопом.
а) Приготовить препарат листа элодеи. Положить лист элодеи в каплю воды на предметное стекло и накрыть покровным стеклом.
Б) Рассмотреть препарат под микроскопом и зарисовать клетку листа.
Что делали?
Что наблюдали?
Выводы и уравнения реакций
Контрольное задание
1.Что общего в строении клетки чешуи лука и листа элодеи.
2.В чем различие и строение клетки кожицы лука и листа элодеи
3.Зачем кожицу лука окрашивают йодом.
4.От чего зависти окраска различных частей растений.
5.От чего зависит форма и размеры клеток.
Лабораторная работа№4
Тема: Модификационная изменчивость
Цель работы: Познакомиться со статическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Ход работы
1.Расположите листья одного растения (лаврового дерева) в порядке нарастания их длины.
2.Измерьте длину листьев, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число листьев, имеющих примерно одинаковую длину, внесите данные в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака( длина листа лаврового дерева),ниже- частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются часто, какие редко.
3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака:
Построение вариационной кривой
4.Определите среднюю величину выраженности признака по формуле, где М — средняя величина,V – варианта, Р — частота встречаемости вариант, n –общее число вариант вариационного ряда, признака по формуле М___
·(V x__P__
n
5.Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Лабораторная работа №5
Тема: Изучение приспособленности организмов к среде.
Цель: Научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах), их значение и определять их относительный характер.
Ход работы
Рассмотрите предложенные вам объекты.
Определите среду обитания данного растения и животного.
Выявите черты приспособленности изучаемых видов к среде обитания (во внешнем и внутреннем строении, размножении, поведении, питании и др.)
Какие преимущества, по сравнению с другими видами, получили данные виды растения (или животного) в связи с возникновением приспособления?
Приведите доказательства относительного характера приспособлений у данных организмов.
Результаты исследований занесите в таблицу (по аналогии с примером);
Название
организма
Место обитания
Черты присобленно-сти к среде обитания во внешней и внутренней среде, размножение, поведение.
Биологическая роль адаптаций
Относительный характер
Еж
Обыкновен-ный
Нижний ярус леса в умеренном климате
Иглы для защиты от хищников,
сворачиваются клубком в случае опасности,
насекомоядное животное с хорошо развитым обонянием,
мордочка острая, острые мелкие зубы. При рождении детенышей их иголки мягкие и утоплены в коже. На зиму впадают в спячку.
Помогает выживать, искать,
пищу, выкармливать детенышей от врагов, переносить неблагоприятные условия среды. Это способствует увеличению количества особей. В популяции
В воде еж разворачивается и становится, уязвим для хищников
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 715
laboratornaya_rabota_vitaminy
Размер файла: 49 kB Загрузок: 1
Источник
Лабораторная работа по химии
учебно-методический материал
Тема лабораторной работы «Витамины»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lr_27_obnaruzhenie_vitaminov_asd_pr.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа 27
Тема: «Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в соке,
Д в рыбьем жире или курином желтке».
Цель: экспериментальным путем изучить качественные реакции на некоторые витамины.
Оборудование и реактивы: сок, различных видов; крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода; подсолнечное масло; раствор 1 % хлорида железа (III); рыбий жир или желток; раствор брома; вода дистиллированная; штатив с пробирками; химические стаканы; палочки для перемешивания.
Теоретические сведения
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.
Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Она очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.
Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:
1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.
Источник