Меню

Лабораторная работа по химии обнаружение витаминов

Лабораторная работа по химии
учебно-методический материал

Тема лабораторной работы «Витамины»

Скачать:

Вложение Размер
lr_27_obnaruzhenie_vitaminov_asd_pr.docx 19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа 27

Тема: «Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в соке,
Д в рыбьем жире или курином желтке».

Цель: экспериментальным путем изучить качественные реакции на некоторые витамины.

Оборудование и реактивы: сок, различных видов; крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода; подсолнечное масло; раствор 1 % хлорида железа (III); рыбий жир или желток; раствор брома; вода дистиллированная; штатив с пробирками; химические стаканы; палочки для перемешивания.

Теоретические сведения

Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.

Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Она очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.

Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:

1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.

2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.

Источник

Лабораторная работа №1 Качественные реакции на витамины

Лабораторная работа №1

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ВИТАМИНЫ

Метод основан на способности концентрированной серной кислоты отнимать воду от ретинола с образованием окрашенных продуктов.

Ход определения. В пробирку вносят 2 капли рыбьего жира, 5 капель хлороформа и 1-2 капли концентрированной серной кислоты. Появляется голубое окрашивание, переходящее в буро-красное.

Метод основан на взаимодействии кальциферола с гидрохлоридом анилина с образованием окрашенных продуктов.

Ход определения. В сухую пробирку помещают 10 капель анилинового реактива и прибавляют 5 капель рыбьего жира. Содержимое пробирки осторожно при постоянном перемешивании нагревают до кипения и кипятят в течение 30с. В присутствии витамина D желтая эмульсия приобретает вначале грязно-зеленое, а затем буро-красное или красное окрашивание.

3. Качественная реакция на токоферол (витамин Е).

Метод основан на образовании соединений хиноидной структуры, окрашивающихся в красный цвет, при действии сильных окислителей (концентрированной азотной кислоты) на токоферол.

Ход определения. В сухую пробирку вносят 5 капель 0,1% спиртового раствора токоферола и добавляют 10 капель концентрированной азотной кислоты. Встряхивают. Наблюдают за развитием красного окрашивания.

4. Качественная реакция на никотиновую кислоту (витамин РР).

Метод основан на том, что никотиновая кислота при нагревании с раствором уксуснокислой меди (II) образует синий осадок плохо растворимой медной соли (никотинат меди).

Ход определения. Растворяют 10 мг никотиновой кислоты в 20 каплях 10%-го раствора уксусной кислоты при нагревании. К нагретому до кипения раствору добавляют равный объем 5%-го раствора уксуснокислой меди (II). При постепенном охлаждении раствора выпадает синий осадок медной соли никотиновой кислоты.

5. Качественная реакция на цианкобаламин (витамин В12).

Метод основан на способности кобальта, входящего в состав витамина В12, при высокой температуре взаимодействовать с тиомочевиной с образованием комплекса зеленого цвета.

Ход определения. На беззольный фильтр наносят 2-3 капли 10%-ного раствора тиомочевины, высушивают на спиртовке, после чего наносят 1-2 капли раствора витамина В12 и снова высушивают. Образуется зеленое кольцо.

Метод основан на способности тиамина образовывать с диазофенилсульфоновой кислотой комплекс оранжево-красного цвета в щелочной среде.

Ход определения. В пробирку вносят 5 капель раствора 1% сульфаниловой кислоты и прибавляют 5 капель 5% раствора нитрита натрия. К полученному диазореактиву добавляют на кончике скальпеля порошок тиамина и 5 капель раствора карбоната натрия. Встряхивают. Появляется оранжево-красное окрашивание.

7. Качественная реакция на витамин В6

Ход определения: в пробирку вносят 1мл 1% хлорида железа и 1мл 1% раствора витамина В6. Смесь встряхивают. В присутствии витамина железо образует с ним комплексную соль по типу фенолята желза красного цвета.

8. Качественная реакция на викасол (витамин К3).

Метод основан на том, что раствор в щелочной среде окрашивается в желто-оранжевый цвет.

Ход работы. В пробирке смешивают по 5 капель 0,05%-го раствора викасола и 0,025%-го раствора цистеина. Добавляют 1 каплю 10%-го раствора NaOH. Смесь окрашивается в желто-оранжевый цвет.

9. Качественная реакция с анилином (обнаружение витамина К3)

Ход определения. В пробирку вносят 2мл 0,05% спиртового раствора викасола, добавляют 2 капли анилина. Осторожно встряхивают содержимое пробирки и наблюдают красное окрашивание, что обусловлено образованием 1-метил-2-фенил-аминонафтохинола.

Оформление работы: Результаты оформить в таблице и сделать вывод.

Практическое значение работы. Качественные реакции на витамины позволяют обнаружить их наличие в лекарственных препаратах и после экстракции в пищевых продуктах и лекарственных растениях. Принцип, положенный в основу качественных реакций на витамины, используется при разработке количественного определения их в различных природных объектах и лекарственных средствах.

Лабораторная работа №2

1. Определение содержания витамина С в лекарственных растениях.

Ход определения. Приготовить навески лекарственного сырья: цвет бузины, лист крапивы, цветы тысячелистника, кора крушины, лист сенны, витаминный чай и плоды аронии черноплодной по 0,5г.; шиповник, очищенный от семян – 0,2г. Исследуемый материал переносят в ступку, измельчают скальпелем и растирают с 5 мл раствора соляной кислоты.

Вытяжку фильтруют через тонкий слой ваты в мерную колбу вместимостью 100 мл. Извлечение витамина из той же навески повторяют 3 раза с таким же объемом 2% соляной кислоты, фильтруя каждый раз полученную вытяжку в ту же мерную колбу. Содержимое колбочки доводят до метки дистиллированной водой, перемешивают.

Для определения отбирают 10 мл вытяжки в стаканчик и титруют содержимое раствором 0,001М 2,6-дихлорфенолиндофенола, налитого в микробюретку, до появления розового окрашивания, не исчезающего в течении 30с.

Расчет проводят по формуле:

где Х – содержание аскорбиновой кислоты, мг/кг; F – фактор-поправка на титр индикатора; 0,088 – масса аскорбиновой кислоты, соответствующая 1мл 0,001М раствора 2,6-ихлорфенолиндофенола, мг; 100 – разведение взятой пробы; 1000 – коэффициент пересчета на 1кг сырья; 10 – объем жидкости, взятый для титрования, мл; V — объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедший на титрование, мл; в – навеска исследуемого материала.

Оформление работы. Полученные данные оформить в виде таблицы и сделать вывод о значении исследованного растительного материала как источника аскорбиновой кислоты. Указать в выводе о целесообразности применения растительного сырья с целью профилактики С-витаминной недостаточности.

Объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедшего на титрование, мл

Содержание аскорбиновой кислоты, мг/кг

2. Определение содержания витамина С в пищевых продуктах.

Ход определения. Отвесить исследуемый материал в следующих количествах: шиповник – 0,2г; картофель, яблоки, лук репчатый, капуста – по 5г, фруктовый сок – 5мл. Навеску перенести в фарфоровую ступку и растирать с 5 мл раствора соляной кислоты. Солянокислый экстракт отфильтровать через тонкий слой ваты в мерную колбу на 100 мл. Ступку трижды сполоснуть раствором соляной кислоты и содержимое каждый раз перенести в мерную колбу. Экстракт в мерной колбе довести водой до метки и перемешать. В колбочку для титрования отобрать 10 мл полученного раствора и титровать из бюретки раствором 2,6-дихлорфенолиндофенола до появления стабильного розового окрашивания, не исчезающего в течение 30с.

Расчет проводят по формуле:

где Х – содержание аскорбиновой кислоты, мг в 100г исследуемого материала; F – фактор-поправка на титр индикатора; V — объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедший на титрование, мл; 0,088 – масса аскорбиновой кислоты, соответствующая 1мл 0,001М раствора 2,6-дихлорфенолиндофенола, мг; 100 – общее количество вытяжки, мл; 100 – перерасчет содержания аскорбиновой кислоты, мг в 100г исследуемого материала; 10 – количество вытяжки, взятой для титрования, мл; С – навеска исследуемого материала, г.

Оформление работы. Полученные результаты исследования оформить в виде таблицы и сделать вывод о содержании аскорбиновой кислоты в исследуемом материале.

Количество аскорбата в мг на 100г продукта

Практическое значение работы. Определение содержания аскорбиновой кислоты в пищевых продуктах и лекарственных растениях необходимо для составления правильного рациона, удовлетворяющего потребность организма в этом витамине. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, цитрусовых и т. д. Содержание его снижается при хранении овощей и фруктов, а также при термической обработке пищи. Аскорбиновая кислота применяется для профилактики гиповитаминоза и простудных заболеваний, для лечения воспалительных процессов, атеросклероза. Она способствует усилению регенеративных процессов. Аскорбиновая кислота участвует в окислительно-восстановительных процессах при синтезе стероидных гормонов, обмене ароматических аминокислот, образовании соединительной ткани. Как антиоксидант аскорбиновая кислота добавляется в различные пищевые изделия и безалкогольные напитки.

3. Определение содержания витамина Р (рутина) в различных сортах чая

Метод основан на способности витамина Р окисляться перманганатом калия. В качестве индикатора применяется индигокармин, который вступает в реакцию с перманганатом калия после окисления всего витамина Р, причем синяя окраска индигокармина меняется на желтую.

Ход определения. К 100 мг чая прилить 50 мл дистиллированной воды, довести до кипения и экстрагировать в течение 5 мин. В колбочек прилить по 5 мл экстракта чая, дистиллированной воды, раствора индигокармина и тировать до появления устойчивой желтой окраски, не исчезающей в течение 30с.

Расчет проводят по формуле:

где Х – содержание витамина в чае, мг в 100г исследуемого чая; 3,2 – количество витамина, окисляющегося 1 мл 0,05н раствор перманганата калия, пошедшего на титрование, мл; 50 – количество воды, взятое для анализа, мл; 100 – перерасчет в мг в 100 г исследуемого чая, 5 – количество вытяжки, мл; 0,1 – количество сухого вещества, г; 1000 – перевод мкг в мг.

Оформление работы. Результаты исследования оформить в виде таблицы и сделать вывод о содержании рутина в различных сортах чая.

Количество витамина Р

Практическое значение работы. Суточная потребность взрослого человека в витамине Р составляет около 25 мг. Биофлавоноидами богаты свежие фрукты и ягоды, особенно черноплодная рябина, черная смородина, яблоки, виноград, лимоны, а также листья чая и плоды шиповника. Витамин Р взаимодействует с аскорбиновой кислотой в процессе образования коллагена и тем самым укрепляет стенки капилляров.

Источник

Практическая работа по химии обнаружение витаминов

Лабораторная работа 27

Тема: «Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в соке,
Д в рыбьем жире или курином желтке».

Цель: экспериментальным путем изучить качественные реакции на некоторые витамины.

Оборудование и реактивы: сок, различных видов; крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода; подсолнечное масло; раствор 1 % хлорида железа (III); рыбий жир или желток; раствор брома; вода дистиллированная; штатив с пробирками; химические стаканы; палочки для перемешивания.

Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.

Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Она очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.

Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:

1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.

2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.

Классификация и номенклатура витаминов

Рыбий жир, печень, молоко, шпинат, кресс-салат, морковь

Необходим для нормального роста и формирования эпителиальных тканей

Зародыши пшеницы, ржаная мука, печень, зеленые овощи

Участвует в формировании и регуляции деятельности кровеносной системы, в работе печени

Пивные дрожжи, рыбий жир, яичный желток

Регулирует всасывание из пищи кальция, необходим для образования костей, зубов, способствует усвоению фосфора

Зародыши пшеницы, субпродукты, дрожжи

Участвует в тканевом дыхании

Мясные, молочные продукты, яичный желток

Поддерживает зрительную функцию, участвует в синтезе гемоглобина

Kартофель, цитрусовые, томаты, зеленые овощи

Участвует в метаболизме соединительной ткани

Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции

Суточная потребность, мг

Аскорбиновая кислота (С)

50–100 мг
(в среднем 70)

Участвует в окислительно-восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма инфекционным воздействиям

1,4–2,4
(в среднем 1,7)

Необходим для нормальной жизнедеятельности центральной и периферической нервной системы. Регулятор жирового и углеводного обмена

Рибофлавин (витамин В2)

1,5–3,0
(в среднем 2,0)

Участвует в окислительно-восстановительных реакциях

15,0–25,0
(в среднем 19,0)

Участвует в окислительно-восстановительных реакциях в клетках. Недостаток вызывает пеллагру

0,5–2,5
(в среднем 1,0)

Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития организма, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции
(в восприятии света)

Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализацию костей, зубов

8–15
(в среднем 10)

Предотвращает окисление липидов, влияет на синтез ферментов. Активный антиокислитель

ОПЫТ 1. Определение витамина С в яблочном соке.

Берем сухой чистый стакан и наливаем в него 2 мл яблочного сока. Разбавляем сок 10 мл дистиллированной воды. Добавляем немного крахмального клейстера и по каплям добавляем спиртовой раствор йода. Появляется устойчивое синее окрашивание, не исчезающее 10-15 секунд. Молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислил всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля прореагирует с крахмалом, окислив раствор в синий цвет.

Данный опыт можно повторить с другими видами соков

ОПЫТ 2. Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли
1 %-ного раствора FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

ОПЫТ 3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено-голубое окрашивание.

Контрольные вопросы

1.Какую роль в живом организме играют витамины?

2.Почему витамины называют биологически активными веществами?

3.Перечислите источники поступления витаминов в организм человека.

4. Могут ли витаминные лекарственные препараты заменить естественные плодоовощные?

5. Запишите правила, которые надо соблюдать при приготовлении блюд, чтобы в них не разрушались витамины.

6.Перечислите известные Вам витаминные препараты и правила их применения.

7.Кто из наших соотечественников является основоположником учения о витаминах? Приведите доказательную базу.

8.Что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз?

9.Какие витаминные препараты Вы знаете и как следует их применять?

10.Как сохранить витамины в выращенной на дачном участке плодоовощной продукции при её длительном хранении?

Практическая работа «Определение витаминов в продуктах питания».
1.
«Количественное определение содержания витамина С в продуктах питания йодометрическим методом».
Оборудование и реактивы: фарфоровые ступки с пестиками, пипетки градуированные, весы; спиртовый раствор йода (5%), раствор крахмала (1%), раствор
HCl (1%), картофель с кожурой, морковь, ель, мандарин, квашенная капуста, яблоко (двух сортов), апельсин, сосна, лимонник в сахаре, лук, кожура
лимона, мякоть лимона, картофель (варёный), морковь (варёная).
Ход работы: Мы взвесили 1 г исследуемого продукта и растёрли его в ступке, добавили 5 мл воды, несколько капель крахмала и немного соляной кислоты
для инактивации фермента аскорбиноксидазы. В качестве окислителя мы использовали йод. Для удобства 5%­ный раствор йода мы разбавили водой в 40
раз, при этом получили 0,125%­ный раствор, 1 мл которого соответствует 0,875 мг аскорбиновой кислоты. Затем провели титрование этим раствором йода
исследуемой жидкости в ступке до появления устойчивого синего окрашивания крахмала, которое говорит о том, что вся аскорбиновая кислота
окислилась. Записали количество раствора йода, пошедшего на титрование, и произвели расчёт. Для этого мы составили пропорцию, зная что 1 мл 0,125%­
ного раствора йода окисляет 0,875 мг аскорбиновой кислоты.
Обработка полученных результатов (на примере яблока): На титрование 1 г яблока ушло 0,03 мл раствора йода. Составили пропорцию: 1 мл йодного
раствора – 0,875 мг аскорбиновой кислоты 0,03 мл­ X X= 0, 03* 0,875/1=0,026 (мг) Итак, в 1 г яблока содержится 0,026 мг аскорбиновой кислоты. Тогда в
100 г яблока содержится 0,026*100=2,6(мг) аскорбиновой кислоты. Считая, что суточная норма потребления витамина С 70 мг, мы рассчитали суточную
норму потребления продукта: 100 г – 2,6 мг Х­ 70 мг Х=100*70/2,6=2692г Подобным образом мы рассчитали содержание витамина С в остальных
продуктах. Полученные данные занесли в таблицу.
2. Определение содержания витамина А.
Витамин А (ретинол). Качественная реакция: метод основан на взаимодействии ретинола с гидрохлоридом анилина с образованием окрашенных
продуктов.
Методика работы:
В сухую пробирку поместила 10 капель анилинового реактива и прибавила 5 капель рыбьего жира. Содержимое пробирки осторожно при
постоянном перемешивании нагрела до кипения и кипятила в течение 30 секунд. В присутствии витамина А желтая эмульсия приобрела в начале грязно­
зеленое, а затем буро­красное и красное окрашивание.
Полученные результаты:
Витамин А присутствует в рыбьем жире. Окраска изменилась до грязно­зеленого цвета, а затем стала бурой. В пробирку налили 1мл подсолнечного
масла и добавили несколько капель раствора хлорида железа (III). Если наблюдается ярко­зеленое окрашивание, то в масле содержится витамин А.
3. Определение содержания витамина Е.
Витамин Е (токоферол). Качественная реакция: реакция с азотной кислотой.
Методика работы:
В фарфоровую чашку с 5 каплями раствора токоферола добавила 10 капель концентрированной азотной кислоты. Раствор окрасился в желто­
красный цвет.
Полученные результаты:
В фарфоровую чашку к 5 каплям растительного масла «Золотая семечка» добавила 10 капель азотной кислоты. Раствор окрасился в оранжевый
цвет. Витамин Е присутствует, но в малом количестве (Приложение 2). 4. Определение содержания витамина С.
Витамин С (аскорбиновая кислота). Качественная реакция: восстановление йода.
Методика работы:
Взяла 2 фарфоровые чашки, в них по 10 капель дистиллированной воды и по 2 капли раствора Люголя. В 1 чашечку добавила еще 10 капель
дистиллированной воды, а во 6 капель раствора аскорбиновой кислоты. В первой чашечке – реакции нет, во второй – светло­коричневый раствор
обесцвечивается.
Полученные результаты:
Взяла 5 фарфоровых чашек. Во все добавила по 10 капель дистиллированной воды и по 2 капли Люголя, а затем в каждую вносила 6 капель
исследуемого продукта. В первую чашку добавила яблочный сок «Добрый», во вторую – сок мандарина, в третью – лимонную кислоту, в четвертую –
детское пюре «Агуша», в пятую – вытяжку хвои.
Раствор обесцветился во всех чашках, кроме опыта с соком. При использовании яблочного сока обесцвечивание йода не произошло. Это говорит о
том, что в соке было мало аскорбиновой кислоты. Качественно прошла реакция с пюре и мандарином. В этих продуктах витамина С достаточное
количество (Приложение 3).
Качественная реакция: реакция с нитратом серебра.
Методика работы:
В фарфоровую чашечку налила 1мл (миллилитр) раствора аскорбиновой кислоты и добавила в неё 2 капли раствора нитрата серебра. Наблюдаю
образование осадка серого цвета (серебро).
Полученные результаты:
Взяла 5 фарфоровых чашек. Во все добавила по 1 мл исследуемого продукта. В первую чашку добавила яблочный сок «Добрый», во вторую – сок
мандарина, в третью – лимонную кислоту, в четвертую – детское пюре «Агуша», в пятую – вытяжку хвои. В каждую чашку добавила 2­3 капли раствора
нитрата серебра. Осадок образовался с продуктами – мандарин, пюре, вытяжка хвои. Витамин С присутствует в этих продуктах
Опыт 2. Определение витамина С в яблочном соке
В пробирку налили 2 мл сока и добавили воды, доведя объем до 10 мл.
Затем добавим немного крахмального клейстера. Затем по каплям до появления устойчивого синего окрашивания на 10­15 с добавляют раствор иода.
Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются иодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту,
следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
Опыт 3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке
В пробирку налили 1 мл рыбьего жира и прилили 1 мл раствора брома. Если наблюдается зеленовато­голубое окрашивание, то в жире содержался витамин
D. Выводы.
Практическая работа «Определение витаминов А, С, Е, D».
Этапы работы
Действия
Определение
витамина А
Определение
витамина С
Определение
витамина Е
Определение
витамина D
1. Образец витамина А
исследую 1­% раствором
хлорида железа (III)
2. Исследую образец
выданного вещества
……………………………..…
1. В фарфоровую
чашку, поместили 10 капель
дистиллированной воды, 2
капли раствора Люголя и 6
капель
раствора
аскорбиновой кислоты.
2. Исследую образец

выданного вещества
……………………………..…
1. В фарфоровую чашку с
5 каплями раствора витамина
Е (токоферола) добавили 10
капель
концентрированной
азотной кислоты.
2.
выданного вещества
……………………………..…
1. В пробирку налили 1
мл рыбьего жира и прилили 1
мл раствора брома.
Исследую образец
2.
Наблюдения
1. образуется ярко­зеленое
окрашивание
2.
1. светло­
коричневый раствор
обесцвечивается
2.
1. Раствор
окрасился в желто­
красный цвет.
2.
1. Наблюдается
зеленовато­голубое
окрашивание
2.
1.
2.
1.
2.
1.
2.
1.
2. Вывод:
Витамин D

Витамин А
Витамин Е
Витамин D — группа биологически активных веществ (в том
числе холекальциферол и эргокальциферол). Холекальциферол (витамин D3) синтезируется под
действием ультрафиолетовых лучей в коже и поступает в организм человека с пищей.
Витамин A представляет собой циклический непредельный спирт. Вещества группы витамина
A являются кристаллическими веществами. Они нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в
органических растворителях.
Ретинол разлагается кислородом воздуха и очень чувствителен к свету. Все соединения склонны
к цис­транс­изомеризации, особенно по связям 11 и 13, однако кроме 11­цис­ретиналя все
двойные связи имеют транс­конфигурацию
Соединения группы витамина Е являются светло­желтыми вязкими жидкостями. Не
растворимы в воде, хорошо растворимы в хлороформе, эфирах, гексане, хуже —
вацетоне и этаноле. Растворы интенсивно флуоресцируют (максимум возбуждения 295 нм,
излучения — 320—340 нм). Устойчивы к действию минеральных кислот ищелочей. При
взаимодействии с O2 и другими окислителями превращаются в хиноны (сложные
эфиры витамина значительно более устойчивы к окислению). Разлагаются при
действии ультрафиолета. В атмосфере инертного газа стабильны при нагревании до 100°С Витамин С
По физическим свойствам аскорбиновая кислота представляет собой белый кристаллический
порошок кислого вкуса. Легко растворим в воде, растворим в спирте. Выполняет биологические
функции восстановителя и кофермента некоторых метаболических процессов,
являетсяантиоксидантом. Биологически активен только один из изомеров — L­аскорбиновая
кислота, который называют витаминомC. В природе аскорбиновая кислота содержится во
многих фруктах и овощах. Авитаминоз аскорбиновой кислоты приводит к цинге.

Тема «Определение содержания витамина C и каротина в ягодах и плодах»

Цель: качественное определение содержащихся в ягодах и плодах органических веществ (витамина С, каротина)

проводить примеры экспериментов и наблюдений, обосновывающих зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимости скорости химической реакции от температуры и катализаторов, влияние деятельности человека на экосистемы;

объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: лечения инфекционных заболеваний;

выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде таблицы;

работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

Оборудование и реактивы: соляная кислота (2%-й раствор), 1%-й раствор крахмала, раствор йода (25 мл 5%-й йодной настойки растворяют в 1 л дистиллированной воды, это соответствует молярной концентрации раствора йода 0,01 моль/л), растительное масло; хим. посуда: пробирки, колбы, пипетки, ступка с пестиком, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, мерные сосуды.

Витамин С (аскорбиновая кислота) бесцветное кристаллическое вещество с интенсивно кислым вкусом, хорошо растворимо в воде, катализирует окислительно-восстановительные процессы в организме, является сильным восстановителем.

Каротины – природные пигменты желтого и оранжевого цвета, по химической природе – изопреноиды, ненасыщенные углеводороды. В организме человека из каротинов образуется витамин А (ретинол), необходимый для нормального обмена веществ. При недостатке ретинола развивается болезнь, называемая куриной слепотой.

Ретинол – «сильно» ненасыщенный спирт.

Обнаружение витамина С.

В колбу налить 10 мл сока ягод или плодов, добавить 10 мл раствора соляной кислоты и 2 мл раствора крахмала. Разбавить содержимое колбы водой до объема 100 мл. Далее по капле из пипетки добавить 5% раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 сек.

Учтите, что растворенная аскорбиновая кислота на воздухе быстро окисляется, поэтому опыты следует проводить со свежевыжатым соком или только что приготовленным раствором аптечной упаковки витамина С (для сравнения).

В основе использования метода эндометрии лежит следующая реакция:

C6H8O6 + I2 = C6H6 O6 + 2HI

Особенностью каротинов является их хорошая растворимость в жирах.

Растертые ягоды или плоды предварительно залейте жиром (лучше растительным маслом), плотно закройте сосуд и оставьте его на сутки. Окрашивание масла в желтый цвет свидетельствует о присутствии каротинов в анализируемых плодах.

Отчет по лабораторной работе

Тема: «Тема «Определение содержания витамина C и каротина в ягодах и плодах»

Цель: качественное определение содержащихся в ягодах и плодах органических веществ (витамина С, каротина).

Вывод: (сделайте сравнительный анализ исследуемых объектов; приведите названий растений, содержащих наибольшее количества витамина С; перечислите факторы, вызывающих наиболее интенсивное разрушение витаминов: тепловая обработка ягод и плодов, их хранение в посуде из различных материалов и др.)

Ход определения. Растворяют 10 мг никотиновой кислоты в 20 каплях 10%-го раствора уксусной кислоты при нагревании. К нагретому до кипения раствору добавляют равный объем 5%-го раствора уксуснокислой меди (II). При постепенном охлаждении раствора выпадает синий осадок медной соли никотиновой кислоты.

5. Качественная реакция на цианкобаламин (витамин В12).

Метод основан на способности кобальта, входящего в состав витамина В12, при высокой температуре взаимодействовать с тиомочевиной с образованием комплекса зеленого цвета.

Ход определения. На беззольный фильтр наносят 2-3 капли 10%-ного раствора тиомочевины, высушивают на спиртовке, после чего наносят 1-2 капли раствора витамина В12 и снова высушивают. Образуется зеленое кольцо.

Метод основан на способности тиамина образовывать с диазофенилсульфоновой кислотой комплекс оранжево-красного цвета в щелочной среде.

Ход определения. В пробирку вносят 5 капель раствора 1% сульфаниловой кислоты и прибавляют 5 капель 5% раствора нитрита натрия. К полученному диазореактиву добавляют на кончике скальпеля порошок тиамина и 5 капель раствора карбоната натрия. Встряхивают. Появляется оранжево-красное окрашивание.

7. Качественная реакция на витамин В6

Ход определения: в пробирку вносят 1мл 1% хлорида железа и 1мл 1% раствора витамина В6. Смесь встряхивают. В присутствии витамина железо образует с ним комплексную соль по типу фенолята желза красного цвета.

8. Качественная реакция на викасол (витамин К3).

Метод основан на том, что раствор в щелочной среде окрашивается в желто-оранжевый цвет.

Ход работы. В пробирке смешивают по 5 капель 0,05%-го раствора викасола и 0,025%-го раствора цистеина. Добавляют 1 каплю 10%-го раствора NaOH. Смесь окрашивается в желто-оранжевый цвет.

9. Качественная реакция с анилином (обнаружение витамина К3)

Ход определения. В пробирку вносят 2мл 0,05% спиртового раствора викасола, добавляют 2 капли анилина. Осторожно встряхивают содержимое пробирки и наблюдают красное окрашивание, что обусловлено образованием 1-метил-2-фенил-аминонафтохинола.

Оформление работы: Результаты оформить в таблице и сделать вывод.

Практическое значение работы. Качественные реакции на витамины позволяют обнаружить их наличие в лекарственных препаратах и после экстракции в пищевых продуктах и лекарственных растениях. Принцип, положенный в основу качественных реакций на витамины, используется при разработке количественного определения их в различных природных объектах и лекарственных средствах.

Лабораторная работа №2

1. Определение содержания витамина С в лекарственных растениях.

Ход определения. Приготовить навески лекарственного сырья: цвет бузины, лист крапивы, цветы тысячелистника, кора крушины, лист сенны, витаминный чай и плоды аронии черноплодной по 0,5г.; шиповник, очищенный от семян – 0,2г. Исследуемый материал переносят в ступку, измельчают скальпелем и растирают с 5 мл раствора соляной кислоты.

Вытяжку фильтруют через тонкий слой ваты в мерную колбу вместимостью 100 мл. Извлечение витамина из той же навески повторяют 3 раза с таким же объемом 2% соляной кислоты, фильтруя каждый раз полученную вытяжку в ту же мерную колбу. Содержимое колбочки доводят до метки дистиллированной водой, перемешивают.

Для определения отбирают 10 мл вытяжки в стаканчик и титруют содержимое раствором 0,001М 2,6-дихлорфенолиндофенола, налитого в микробюретку, до появления розового окрашивания, не исчезающего в течении 30с.

Расчет проводят по формуле:

где Х – содержание аскорбиновой кислоты, мг/кг; F – фактор-поправка на титр индикатора; 0,088 – масса аскорбиновой кислоты, соответствующая 1мл 0,001М раствора 2,6-ихлорфенолиндофенола, мг; 100 – разведение взятой пробы; 1000 – коэффициент пересчета на 1кг сырья; 10 – объем жидкости, взятый для титрования, мл; V — объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедший на титрование, мл; в – навеска исследуемого материала.

Оформление работы. Полученные данные оформить в виде таблицы и сделать вывод о значении исследованного растительного материала как источника аскорбиновой кислоты. Указать в выводе о целесообразности применения растительного сырья с целью профилактики С-витаминной недостаточности.

Объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедшего на титрование, мл

Содержание аскорбиновой кислоты, мг/кг

2. Определение содержания витамина С в пищевых продуктах.

Ход определения. Отвесить исследуемый материал в следующих количествах: шиповник – 0,2г; картофель, яблоки, лук репчатый, капуста – по 5г, фруктовый сок – 5мл. Навеску перенести в фарфоровую ступку и растирать с 5 мл раствора соляной кислоты. Солянокислый экстракт отфильтровать через тонкий слой ваты в мерную колбу на 100 мл. Ступку трижды сполоснуть раствором соляной кислоты и содержимое каждый раз перенести в мерную колбу. Экстракт в мерной колбе довести водой до метки и перемешать. В колбочку для титрования отобрать 10 мл полученного раствора и титровать из бюретки раствором 2,6-дихлорфенолиндофенола до появления стабильного розового окрашивания, не исчезающего в течение 30с.

Расчет проводят по формуле:

где Х – содержание аскорбиновой кислоты, мг в 100г исследуемого материала; F – фактор-поправка на титр индикатора; V — объем 2,6-дихлорфенолиндофенола, пошедший на титрование, мл; 0,088 – масса аскорбиновой кислоты, соответствующая 1мл 0,001М раствора 2,6-дихлорфенолиндофенола, мг; 100 – общее количество вытяжки, мл; 100 – перерасчет содержания аскорбиновой кислоты, мг в 100г исследуемого материала; 10 – количество вытяжки, взятой для титрования, мл; С – навеска исследуемого материала, г.

Оформление работы. Полученные результаты исследования оформить в виде таблицы и сделать вывод о содержании аскорбиновой кислоты в исследуемом материале.

Источник

Читайте также:  Как пить растворимые витамины
Adblock
detector