Лаборатория здорового питания: светлогорских школьников научат правильно питаться при финансовой поддержке международных организаций
В отделе образования, спорта и туризма Светлогорского райисполкома состоялась информационная встреча координационного совета по реализации инициативы «Лаборатория здорового питания «Школьник-АМ» в рамках проекта международной технической помощи «Профилактика неинфекционных заболеваний, продвижение здорового образа жизни и поддержка модернизации системы здравоохранения в Республике Беларусь» («БЕЛМЕД»), финансируемого Европейским Союзом и реализуемого ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ и ЮНФПА в партнерстве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
«Лаборатория здорового питания «Школьник-АМ»
Прежде чем начать встречу, Светлана Маркевич, директор Давыдовской средней школы и координатор инициативы в одном лице, еще раз напомнила всем собравшимся об идее инициативы по здоровому питанию и о самом проекте в целом: «Инициатива Светлогорского отдела образования, спорта и туризма стала победителем ІІ конкурса инициатив „БУДЬ ЗДОРОВ!“, объявленного в Гомельской и Брестской областях в 2017 году в рамках вышеуказанного проекта „БЕЛМЕД“. Мы планируем на базе учреждений образования „Давыдовская средняя школа“, „Дубровский ясли-сад — средняя школа“ и „Осташковичский ясли-сад — средняя школа“ создать настоящую лабораторию здорового питания „Школьник-АМ“. А для этого будут прежде всего проведены ремонтные работы, столовые планируется оснастить современным технологическим оборудованием: пароконвектоматами, овощерезками, электроплитами, шкафами-вытяжками, посудой и производственным инвентарем».
Цели и задачи реализации инициативы
Наши дети — это наше будущее, их здоровье — это главное, что должно интересовать всех нас. Просмотрев медицинские карты учащихся в школах и увидев в большинстве из них один и тот же диагноз — заболевание пищеварительного тракта, а также проведя анкетирование, стало понятно, что ни дети, ни их родители практически не связывают правильное питание со здоровым образом жизни. Поэтому информировать и учить правильному здоровому питанию нужно незамедлительно как учащихся, так и родителей. Естественно, лучше всего для этого подходят учреждения образования. И именно реализация данного проекта поможет сформировать рациональное пищевое поведение как составляющую часть здорового образа жизни у учащихся 1-11 классов (Давыдовская, Дубровская и Осташковичская школы) и их родителей.
Программа «Лаборатория здорового питания» ставит перед собой решение главных задач: организацию информационно-образовательной работы по вопросам здорового питания и предупреждения неинфекционных заболеваний, связанных с питанием, среди учащихся, их родителей и местного сообщества; популяризацию идеи рационального питания среди школьного сообщества (не менее 500 учащихся, 150 учителей, 400 родителей) и местного населения Светлогорского района. Планируются выезды не только на территории сельских Советов, но также и в город в места массового скопления людей, где будет пропагандироваться здоровое питание.
Модули программы
О мероприятиях, которые будут проводиться в рамках реализации инициативы «Лаборатории здорового питания», всех собравшихся познакомила учитель истории Давыдовской школы Ольга Асланова. В своем выступлении она обратила внимание на то, что все мероприятия будут разделены на так называемые модули, иначе говоря — группы. Например, один из модулей включает в себя проведение трех мастер-классов по современным технологиям приготовления блюд, второй — проведение Дней здоровья под названием «То, что доктор прописал» (предупреждение неинфекционных заболеваний, связанных с питанием). Также значимым модулем является и «Академия «Ешь-ка» по популяризации здорового питания и привлечению молодежи и местного сообщества к здоровому образу жизни. Данный модуль включает в себя конкурс фото- и видео- работ «4 сезона здоровья». Не обойдется и без «Лаборатории здоровья», в ходе которой пройдет презентация исследовательских работ учащихся учреждений образования нашего района по вопросам культуры здоровья и здорового питания.
Также Ольга Куламовна познакомила всех присутствующих с календарным планом реализации инициативы «Лаборатории здорового питания», будущие мероприятия в котором уже расписаны по месяцам.
Роль организаций-партнеров в реализации инициативы
Очевидно, что реализация такой идеи не может обойтись без партнеров. Именно поэтому за круглым столом собрались представители Светлогорского райисполкома, в частности — отдела образования, спорта и туризма, председатели Давыдовского, Осташковичского и Николаевского сельских Советов, руководители трех учреждений образования, функционирующих на данной территории, а также представители комбината школьного питания, РАЙПО, Светлогорской ЦРБ и Зонального центра гигиены и эпидемиологии.
Начальник отдела образования, спорта и туризма Жанна Черкас предложила каждому из представителей принять самое активное участие во всех проводимых мероприятиях по программе «Лаборатории здорового питания «Школьник-АМ», оказать содействие в реализации инициативы, участвовать в подведении промежуточных итогов, проведении круглых столов по обмену опытом навыков здорового образа жизни.
Также Жанна Васильевна проинформировала всех участников о возложенных на них функциях, об основных этапах работы и попросила постоянно поддерживать связь с координационной группой. В завершение встречи она поблагодарила всех собравшихся за их позитивный настрой в отношении данного проекта и желание внести свой вклад в его реализацию. Ведь только работая вместе, в команде, можно достичь хороших результатов.
Источник
Лаборатория здоровья здоровье начинается с питания
РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: здоровое питание
Что такое здоровое питание?
Здоровое питание – это такое питание, которое обеспечивает рост,
оптимальное развитие, полноценную жизнедеятельность, способствует укреплению здоровья и профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ), включая диабет, болезни сердца, инсульт и рак.
Здоровое питание на протяжении всей жизни — важнейший элемент сохранения и укрепления здоровья нынешних и будущих поколений, а также, непременное условие достижения активного долголетия.
Рост производства переработанных продуктов, быстрая урбанизация и изменяющийся образ жизни привели в настоящее время к опасным для здоровья изменениям в моделях питания людей во всем мире.
Сегодня люди потребляют избыточное количество продуктов с высоким содержанием калорий, жиров, свободных сахаров и соли, и в то же время, очень мало фруктов, овощей и других видов клетчатки, таких как цельные злаки.
Точный состав здорового питания зависит от индивидуальных особенностей ( возраст, пол, образ жизни и степень физической активности), культурного контекста, имеющихся местных продуктов и обычаев в области питания.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
— потребление энергии (калорий) должно быть сбалансировано с ее расходом
— ежедневное употребление 400 гр (минимум) фруктов и овощей, помимо картофеля, и крахмалсодержащих корнеплодов
— потребление жиров не должно превышать 30% от общей потребляемой энергии (3 столовые ложки растительного масла, или 2 авокадо, или 100 гр арахиса, или 100-140 гр соевых бобов)
— насыщенные жиры (твердые жиры) должны составлять менее 10%, трансжиры (растительные жиры, подвергшиеся промышленной переработке, и традиционно входящие в состав майонеза,маргарина, кетчупа, кондитерских изделий) – менее 1% от общей потребляемой энергии
— желательно заменять насыщенные жиры и трансжиры ненасыщенными жирами, и полностью исключить из рациона трансжиры промышленного производства
— свободные сахара должны составлять менее 10% (50 гр или 12 чайных ложек без верха для человека с нормальным весом, потребляющего около
2000 калорий в день) от общей потребляемой энергии, причем, сокращение потребления до 5% и менее обеспечивает дополнительные преимущества для здоровья
Свободные сахара – это все сахара, добавляемые в пищевые продукты или напитки производителем, поваром или потребителем, а также сахара, естественным образом присутствующие в меде, сиропах, фруктовых соках и их концентратах.
— соль предпочтительно йодированная, менее 5 гр в день ( чайная ложка без верха)
— алкоголь не употреблять, либо значительно уменьшить его количество.
Безопасной для здоровья дозы алкоголя, по мнению ВОЗ, не существует.
— грудное вскармливание ребенка до 6 месяцев, в возрасте от 6 месяцев до 2 лет — грудное вскармливание в сочетании с правильным дополнительным питанием, предотвращает развитие ожирения и других неинфекционных заболеваний у него в будущем.
Как интегрировать принципы здорового питания в свою жизнь, с помощью небольших изменений в привычном рационе?
НАЧНИТЕ ИЗМЕНЯТЬ СВОЕ ПИТАНИЕ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЕГО ЗДОРОВЫМ
Питаться разнообразно, сбалансированно, с пользой для здоровья по силам каждому.
Эксперты по питанию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют каждый день съедать по меньшей мере пять порций фруктов и овощей ( примерно 400 гр). Именно такое количество свежих овощей и фруктов доказано снижает риск развития многих неинфекционных заболеваний и снабжает организм достаточным количеством клетчатки.
Вам кажется, что 400 гр – это слишком много? Вы раньше ели овощи и фрукты очень редко?
— включайте овощи в каждый прием пищи
— для перекуса или в качестве закуски используйте свежие овощи и фрукты
— отдавайте предпочтение сезонным овощам и фруктам
— употребляйте в пищу максимально разнообразные фрукты и овощи, расширяйте ассортимент привычных продуктов. Дайте второй шанс репе, тыкве, брокколи.
Эксперты по питанию ВОЗ рекомендуют ограничивать употребление любых
жиров растительного и животного происхождения до 30%, лучше – до 10 % и менее от общего потребления энергии.
Кроме того, особо оговаривается необходимость снижения употребления трансжиров до менее чем 1% от общего потребления энергии и замены насыщенных жиров и трансжиров ненасыщенными жирами – в частности, полиненасыщенными.
Это поможет не допустить нездоровый набор веса и снизит риски развития сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета.
Все эти термины вам не знакомы? Вы считаете, что нежирное не может быть вкусным?
— готовьте на пару или варите вместо жарки и приготовления во фритюре
— заменяйте сливочное масло и сало растительными маслами, богатыми полиненасыщенными жирами, такими как подсолнечное, оливковое кукурузное, сафлоровое
— покупайте молочные продукты с пониженным (1,5-2,5%) содержанием жира
— покупайте постное мясо, и обязательно обрезайте весь видимый жир перед тем, как начать готовить
— ограничьте потребление запеченной и жареной пищи
— откажитесь от употребления предварительно упакованных закусок, и пищевых продуктов (например, торты, пончики, пирожные, пироги, печенье и вафли), они могут содержать много промышленно произведенных трансжиров
СОЛЬ, НАТРИЙ И КАЛИЙ
Эксперты по питанию ВОЗ рекомендуют есть меньше 5 гр соли в день. Это небольшое изменение в питании может предотвратить 1,7 млн смертей каждый год. Ограничение употребления соли снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии и инсульта.
Придется убрать солонку со стола? Есть только пресное?
— добавляйте чуть меньшее количество соли и приправ с высоким содержанием натрия (сухие приправы, бульонные кубики, соевый соус) при приготовлении пищи
— используйте соль с пониженным содержанием натрия
— ограничение потребления соленых закусок, выбирайте снэки с более низким содержанием натрия
— если вам тяжело сразу снизить потребление соли до рекомендованного уровня, ешьте больше овощей и фруктов ( абрикосы, курага, болгарский перец, печеный картофель). Калий, содержащийся в них, во многом смягчает негативное действие натрия
Эксперты по питанию ВОЗ рекомендуют ограничить потребление свободных сахаров до менее чем 10% от общего поступления энергии. Особо оговаривается, что 5% и ниже от общего потребления энергии обеспечивает дополнительные преимущества для здоровья.
Согласно последним исследованиям, рекомендованный уровень употребления сахаров снижает риск развития кариеса, сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения. Кроме того, благотворно влияет на липидный состав крови.
Вы считаете, что и так едите немного сладкого? Отказаться от сладостей очень сложно?
— не покупайте готовые продукты питания и напитки, содержащие большое количество сахаров
— особое внимание на готовые сладкие напитки, они основной источник добавленного сахара. Резко ограничьте или откажитесь совсем от газированных или негазированных безалкогольных напитков, фруктовых или овощных соков и напитков, жидких и порошковых концентратов, ароматизированной воды, энергетических и спортивных напитков, готового к употреблению чая и кофе, ароматизированных молочных напитков
— употребляйте в пищу свежие фрукты, сухофрукты, орехи, мед и сырые овощи в качестве закусок вместо сладких закусок
Здоровое питание – не краткосрочные ограничительные изменения в рационе, а часть здорового образа жизни! Роспотребнадзором разработана система цветовой маркировки продуктов «Светофор», которая поможет потребителям сформировать правильный рацион питания, соответствующий их состоянию здоровья и энергозатратам.
Источник
Внеклассное мероприятие «Лаборатория здорового питания»
методическая разработка (6 класс) по теме
Данное внеклассное занятие предназначено для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: создание условий для формирования культуры правильного питания, пропаганда здорового образа жизни, актуализация значимости данной проблемы для каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_laboratoriya_zdorovogo_pitaniya.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: внеклассное занятие «Лаборатория здорового питания»
Автор: Сугако Ирина Борисовна
Цель мероприятия : создание условий для формирования культуры правильного питания, пропаганда здорового образа жизни, актуализация значимости данной проблемы для каждого.
1. сформировать у учащихся представление о здоровом образе жизни посредством правильного питания;
2. создать условия для проведения исследования питательной ценности продуктов, употребляемых школьниками, для формирования навыков работы в группах при совместном решении проблемы;
3. способствовать развитию способности анализировать материал, делать выводы;
4. стремиться к самовоспитанию в области здорового образа жизни (правильного питания), способствовать формированию убеждения о здоровье, как самой главной ценности.
Форма проведения: ролевая игра
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Лаборатория здорового питания», справочные материалы( информация об истории возникновения продукта, таблица наиболее вредных пищевых добавок «Е», таблица для заполнения результатов), упаковки анализируемых продуктов – чипсов, пепси –колы, кириешек и жевательной резинки, смайлики.
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент. Введение в ситуацию.
3. Организация работы в группах.
II. Основная часть.
1. Работа в научно – исследовательских группах.
2. Обсуждение творческих проектов.
3. Подведение итогов исследовательской деятельности (письмо — отчёт)
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов работы.
2. Оценка качества работы учащихся.
1. Обучающиеся анализируют состав продуктов, популярных среди школьников под руководством учителя.
2. Делают вывод об их питательной ценности, внося результаты исследования в таблицу.
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент. Введение в ситуацию.
Здравствуйте! Садитесь! Наше занятие я хочу начать словами древне — греческого философа Геродота. (предлагаю учащимся прочитать эпиграф, обсуждаем) Здоровье — самая главная человеческая ценность. Сегодня мы посвящаем нашу встречу здоровому образу жизни и одному из его важных компонентов – правильному питанию. Сейчас в России очень много иностранных продуктов питания, причём везут к нам не всегда самое хорошее. И нам часто трудно разобраться в качестве продукта. Одним из показателей качества и безопасности для употребления являются пищевые добавки. Они используются для придания продуктам тех или иных качеств. Но не все эти добавки одинаково полезны для нашего организма, некоторые – категорически противопоказаны.
Учёными доказано, что больше всех болезней взрослых приобретены в школьные годы. Какие продукты питания наиболее любимы детьми? Являются ли эти продукты питания полезными? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?
Сегодня мы попробуем разобраться в полезности этих продуктов. Представим, что мы учёные – исследователи лаборатории здорового питания. К нам обратился директор школы с просьбой прокомментировать питательную ценность продуктов, популярных среди учащихся.
Что мы можем с вами определить, не имея лабораторного оборудования, сложных реактивов? (состав по этикетке)
А что мы можем увидеть на этикетке? (ответы детей)
Так какие же задачи поставит перед собой каждая группа исследователей? (состав, калорийность, полезные и вредные вещества, срок годности)
3. Организация работы в группах.
В нашей лаборатории будут работать 4 группы. Вам необходимо исследовать качество продуктов.
Первая группа исследует качество продукта – Чипсы.
Вторая группа исследует – Кириешки.
Третья группа исследует напиток Пепси – Кола.
Четвёртая исследует – жевательную резинку.
Задача каждой группы – проанализировать состав продукта, срок годности, противопоказания, если они имеются, показать положительные и отрицательные стороны данного продукта, заполнив таблицу. После исследования мы должны предоставить полную информацию о питательной ценности этих продуктов директору школы.
II. Основная часть.
1. Работа в научно – исследовательских группах.
У каждой группы на столах имеются справочные материалы – история возникновения данного продукта, таблица пищевых добавок, исследуемый материал. Используя материалы, необходимо заполнить таблицу. Время подготовки – 5 минут. Время пошло. Прошу группы приступить к работе. (на основе предложенного материала дети анализируют и вписывают данные в таблицу).
2. Обсуждение творческих проектов.
Предоставляем слово научным сотрудникам первой группы, исследовавшим чипсы.
Источник