Меню

Квалификация детей с ограниченными возможностями здоровья

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Читайте также:  Как вызвать обморок без вреда для здоровья

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Источник

Виды ОВЗ с расшифровкой (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)

Начнем с пояснений расшифровки аббревиатуры ОВЗ. Она подразумевает “ограниченные возможности здоровья”. Поэтому людей с определенными недугами, мешающими нормальной жизнедеятельности, в медицинских кругах принято называть “людьми с ОВЗ”. Проблемы со здоровьем подразделяются на заболевания в плане физического и психического состояния. Следует упомянуть о том, что в медицинской и образовательной сфере нарушения функционирования систем организма классифицируются с учетом задач медицинского и образовательного характера соответственно – в этих 2 сферах жизни общества применяются собственные расшифровки. Целью представленной ниже статьи является формирование общего представления о том, как Министерство Просвещения России классифицирует детей с ограниченными возможностями здоровья (детей с ОВЗ) и, исходя из этого, организует соответствующие адаптивные программы обучения. Все граждане РФ, включая тех, кто не имеет возможности получать начальное образование наравне со всеми, имеют право на обучение – а потому адаптированные под способности инвалидов занятия стали частью ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта).

Как расшифровываются категории ОВЗ в медицинской сфере

Все разновидности ограничений возможностей здоровья, критерии которых рассматриваются с точки зрения педагогики, прописаны в тексте Федерального Закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ . Его положения предписывают обучать детей с ОВЗ в соответствии с категорией ограничения по специальным условиям и особой программе. Все предписания отражаются в письменных рекомендациях медико-социальной экспертизы, которые выдаются на руки родителю ребенка сразу после официального подтверждения наличия заболевания, дающего право на инвалидность.

Важно! В отдельных случаях наблюдается диагностирование у ребенка сразу нескольких болезней, ограничивающих образовательные (и не только) возможности ребенка. Например, один ребенок может страдать одновременно от проблем с интеллектом и нарушений опорно-двигательного аппарата. К таким ученикам применимы комплексные рекомендации – такого ребенка будут обучать, учитывая и задержку в умственном развитии, и проблемы с двигательной функцией.

ОВЗ по ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту)

Согласно официальным рекомендациям специалистов Федерального государственного образовательного стандарта, проводить занятия с детьми с ОВЗ лучше в инклюзивных школах или в учреждениях под названием “Центр психологической, медицинской и социальной помощи” . Такие заведения либо заменяют собой коррекционное образовательное учреждение, либо функционируют внутри таких специализированных школ.

Образовательные программы для ребятишек с проблемами со здоровьем создаются по предписаниям Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с адаптированной основной образовательной программой и разновидностью ОВЗ. Всего таких программ разработано:

  • несколько программ – для детей с задержкой умственного развития;
  • 4 программы – для учеников с аутизмом (РАС);
  • 3 программы – для детишек с тяжелыми дефектами речевой функции (ТНР);
  • 3 программы – для детей с замедленным психическим развитием;
  • 4 программы – для учеников с проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • 4 программы – для детей с нарушениями зрения (со слепотой);
  • 3 программы – для слабовидящих, но не совсем слепых детей;
  • 3 программы – для учеников с нарушениями слуха (но не глухих полностью);
  • 4 программы – для полностью глухих ребятишек.

Вот на такие “классы” подразделяют малышей специалисты образовательной системы. Как можно заметить, внутри одного “класса” выделяется несколько подкатегорий детей. Например, в зависимости от степени тяжести заболеваний опорно-двигательного аппарата, ученик может обучаться по одной из 4 общеобразовательных программ.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицинской сфере

Важно! Удобная и понятная таблица под названием “Классификация детей с ВОЗ” опубликована на сайте rosuchebnik.ru – здесь можно изучить описание всех общепризнанных ограничений в плане здоровья. А детальная классификация ОВЗ имеется на официальном сайте Всемирной организации здравоохранения .

В сфере медицины Российской Федерации применяется иная группировка детей с ОВЗ на категории с учетом задач медицинского характера. Здесь пояснения к понятию “ограничение возможностей здоровья” дает не только Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – здесь также действует МКФ-ДП (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков) :

Читайте также:  Вред здоровью причиненный несовершеннолетнему

МКФ-ДП Нарушения – это либо психологические (умственные, сенсорные, речевые) нарушения, либо физиологические проблемы.

Во внимание принимаются сбои в работе иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной и эндокринной систем.

Торможение в развитии (ума и тела) должно приниматься во внимание не только в отношении малышей, но и детей подросткового возраста.

Выделяется 4 уровня задержки в развитии (каждый следующий уровень предполагает снижение вероятности исчезновения недуга).

Рассматривается 5 уровней нарушений функционирования организма. Каждому уровню присвоен определенный процент:

  • 96-100% (абсолютные проблемы со здоровьем);
  • 0-4% (проблемы отсутствуют, или же они несущественны).

Категории детей с ОВЗ

Итак, выясним, какие существуют категории ребятишек с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения российской образовательной системы.

I категория. Глухие дети без речи и неслышащие

Как мыслит обычный человек (имеется в виду, без ограничений по слуху)? В его голове как будто звучит его собственный голос, меняя при этом интонацию и скорость речи. Это потому, что человек с детства, видя какой-то предмет, сразу слышит его название. Такой человек совершает какое-либо действие и слышит оценку своего поступка – он знает, как это называется (то, что он только что сотворил). А как быть ребенку, обладающему хроническим нарушением слуха (причем двустороннего)? Что “звучит” у него в голове, когда он представляет себе какой-то предмет или событие? Если ребенок страдает глухотой с рождения или раннего детства (настолько раннего, что у него еще до момента потери слуха не начинала развиваться речь), в его маленькой головке – тишина. Такой ребенок изучает мир вокруг себя зрительно (смотрит на предметы и действия и запоминает их) и осязательно (трогает предметы и запоминает, какие они на ощупь). Чем старше малыш, тем больше у него в голове образов и действий – так он и мыслит. Маленький ученик не сумеет начать разговаривать, если не научить его этому по специальной методике. У таких малышей:

  • имеются сложности с определением причинно-следственных связей;
  • наблюдается повышенная утомляемость, вследствие чего их внимание и память неустойчивы;
  • страдает самооценка из-за негативного восприятия людьми их попыток имитировать жестами признаки предметов и действий.

При обучении глухих детей речи педагоги стараются научить ребенка как можно большему количеству слов, обозначающих предметы, поскольку слова, характеризующие качества и движения, малышам не совсем понятны. Акцент при обучении делается на акустической и сурдоакустической аппаратуре – она позволяет обучить маленького человечка имитировать речь, хотя схожие по звучанию слова впоследствии могут употребляться ими не по назначению.

II категория. Слабослышащие дети

Здесь речь идет о детях, которые не имеют проблем с врожденным отсутствием слуха – они либо являются тугоухими (слабо слышат), либо частично утратили способность слышать, либо не до конца научились говорить и понимать речь. У таких малышей наблюдается постепенное накопление запаса слов – они выхватывают отдельные слова и фразы и запоминают их.

Необходимость обучения слабослышащих детей обособленно от учеников, не имеющих дефекта слуха, заключается в том, что плохой слух не позволяет правильно воспринимать полученные сведения – обрывки услышанного искажают информацию в голове ребенка. Тех знаний, что тугоухие дети получают в семье и обществе, недостаточно для полной и беспроблемной адаптации в социуме .

Еще одной проблемой для нормальной жизни в обществе является завышенная самооценка слабослышащего ребенка (в большинстве случаев) . Родители, родственники и люди вне семьи “расхваливают” малыша и слишком бурно реагируют на любой маленький успех ребенка с ОВЗ. Ведь считается, что и микро-шажок в развитии является достижением для особенного ребенка.

Обучение в данном случае проводится с принятием во внимание периода появления проблем со слухом. Чем раньше был обнаружен физический недостаток, тем труднее будет обучать малыша. Целью специализированного обучения становится укрепление устойчивости внимания и совершенствование зрительной памяти. Основными направлениями образовательного процесса становятся:

  • обучение зрительному восприятию информации;
  • развитие способности чтения “по губам”;
  • обучение навыкам чтения.

III и IV категории. Нарушения зрения

Третья и четвертая категории рассматриваются с точки зрения педагогики вместе. К данной группе детей с ОВЗ относятся малыши:

  • ослепшие в позднем возрасте (успевшие получить некое восприятие мира зрительно);
  • слабовидящие (ребенок хоть и различает предметы и движения, но смутно, информация искажается);
  • лишенные зрения с самого рождения;
  • утратившие зрение в возрасте до 3 лет;
  • страдающие от косоглазия;
  • с функциональным расстройством зрительного анализатора (амблиопия);
  • незрячие (воспринимают окружающий мир и все происходящее вокруг них на слух – таким детям природа компенсировала отсутствие зрения повышенной чувствительностью к звуковым вибрациям).

Отличительными особенностями слабовидящих и полностью слепых детей являются следующие качества, приобретенные вследствие недуга:

  • склонность к конфликтам;
  • отсутствие целей;
  • скудные мыслительные процессы, отсутствие целостности суждений;
  • невозможность быстро и с точностью определить расположение и удалённость объектов;
  • неуверенность в себе и своих суждениях.

Обучение проводится с учетом того, что самостоятельность и хоть какая-то конкурентоспособность возникает у ребенка во время общения с детьми того же возраста. Целью образовательного процесса становится укрепление памяти, усиление концентрации внимания. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку приобрести направленность внимания, его объемность и произвольность.

Читайте также:  Номинация здоровье это здорово

В связи с тем, что у слабовидящего ребенка любое описание предмета при помощи речи должно сопровождаться осязательным исследованием, речь у него развивается позже, чем у сверстников без проблем со зрением. Логично, что и лексика у малыша не слишком богатая, да и те образы, что он описывает, часто не совпадают со словесным описанием. Педагоги стараются по максимуму активизировать все анализаторы взамен слухового. Создается так называемый полисенсорный опыт.

V категория. Тяжелая речевая патология

К детям, обучение для которых выбирается в соответствии с наличием ТРП, относятся малыши, которые:

  • отличаются полной немотой;
  • имеют фонетико-фонематический дефект речи;
  • страдают от проблем с произношением слов.

У ребенка имеются сложности при обучении чтению и письму, у него выявляется неудовлетворительный для его возраста запас слов, наблюдаются неграмотно произнесенные слова – и все это, невзирая на отсутствие проблем со слухом. Здесь специалисты образовательной сферы говорят об алалии, афазии, дизартрии и ринолалии:

  • Дизартрия подразумевает недостатки произношения, которые возникли по причине проблем с речевым аппаратом.
  • Ринолалия говорит о проблемах с произношением слов из-за неправильного строения артикуляционных органов.
  • Афазия характеризуется неспособностью ребенка воспринимать речевые звуки, из-за чего появляются проблемы с дифференцированным восприятием отдельных звуков и целых слов (в случае с поражением речевого центра мозга), или неспособностью правильно произносить слова или вовсе говорить (в случае с нарушениями работы двигательного центра головного мозга).
  • Алалия предполагает появления аномалий по ходу развития речи как следствие поражения отдельных центров головного мозга на органическом уровне.

Педагоги стремятся сделать упор на развитие моторики, привить ребенку нормальную самооценку и запустить познавательный процесс. В расписании малышей с ТРП присутствуют ритмика, гимнастика, музыка.

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Казалось бы, для чего обучать детей с проблемами опорно-двигательного аппарата отдельно от детей без подобных патологий – ведь ребенок в любом случае почувствует себя “не таким, как все”. Со слухом и зрением все в порядке, так в чем причина? Дело в том, что на развитие ребенка влияет и двигательная активность, которой у ребенка с проблемой ОПА не хватает – из-за этого маленький человек видит мир “с помехами”, смотрит на окружающие вещи кинетически (с одной точки, без движения). У такого ребенка:

  • вербальное мышление развито лучше, чем наглядно-действенное, которое явно отстает в развитии;
  • понятия и абстракции хоть и формируются, но с существенным отставанием.

К данной группе причисляют детей:

  • с нарушениями слуховой памяти и внимания;
  • с алалией и дазатрией;
  • с парезами и парпарезами;
  • с вялыми параличами рук/ног;
  • с ДЦП;
  • с различными деформациями опорно-двигательного аппарата (врожденными или полученными из-за травмы).

У детей с деформациями ОДА наблюдаются вялость, заострение внимания на собственных дефектах и чувство бесполезности. Для поднятия уровня собственной значимости и работы над вниманием ребенка из VI категории помимо уроков привлекают к труду.

VII категория. Дети с ЗПР (задержкой психического развития)

Нельзя путать данную категорию детей с малышами, у которых имеется отклонение интеллектуального развития. Здесь развитие интеллекта возможно, но наблюдается замедленное совершенствование с возрастом психических процессов. Ребенок хорошо понимает происходящее вокруг, но ему тяжело получать знания из-за задержек с психическим здоровьем. К данной группе относят детей:

  • с реактивным расстройством привязанности и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
  • с дефицитарным развитием;
  • с импульсивным непроизвольным поведением;
  • с инфантилизмом;
  • с плохим вниманием и памятью.

Дети с ЗПР часто не могут логично и внятно объясниться из-за того, что им нелегко даются процесса анализа и обобщения информации. Они медленно воспринимают поведение окружающего мира, отстают в плане словесного мышления. Особенность обучения ребенка с задержкой психического развития заключается в необходимости принятия во внимания его быстрой утомляемости и резкой смены пассивного поведения на активное. Главное – не переутомлять ребенка сложными заданиями и интересно преподать урок.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития

Здесь сразу стоит оговориться – выделяют тяжелую и легкую форму дебильности и умственной отсталости. В первом случае ребенка обучить чему-либо практически невозможно, т.к. ему мешает узнавать что-то новое и применять изученное на практике синдром врожденного психического дефекта (олигофрения). Поскольку особенный ребенок воспринимает мир не так, как остальные дети и взрослые, а осмысленные действия для него тяжелы, обучение заключается в том, чтобы научить его:

  • говорить, пускай и с ошибками (фонетическими, грамматическими);
  • считать;
  • читать и писать.

Главный акцент делается на трудовом обучении – задачей педагога становится приучить ребенка трудиться и помочь ему в будущем с поиском работы и самообеспечением.

Послесловие

Основной задачей любой коррекционной и инклюзивной школы становится всяческое пресечение дискриминации в отношении детей с ОВЗ, а также преподавание с учетом особенностей здоровья ребенка. Дети с определенными нарушениями здоровья должны получить качественное образование по своим способностям наравне со здоровыми детьми, а также социально адаптироваться и найти впоследствии свое место в жизни.

Источник

Adblock
detector