«Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей»
консультация на тему
Педагогом — психологом представленна консультация для родителей, которая поможет родителям сохранить и укрепить психологическое здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей»
Для начала давайте определим, что же такое Психологическое здоровье? Это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни : учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, учиться владеть собственным телом и собственным поведением, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я» .
Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования.
По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста. Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации.
В данной консультации мы поговорим о некоторых направлениях работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников.
Важная цель работы с педагогическим коллективом и родителями это формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по повышению психолого-педагогических грамотности родителей и педагогов по вопросам сохранения психологического здоровья.
Родители знают границы психоэмоциональных возможностей своих детей. Особенно они внимательны к малышам в возрасте от 1 до 3 лет. И стараются не допускать тех раздражителей, которые слишком сильны для ребенка и могут вызвать срыв высшей нервной деятельности, привести к развитию нервного заболевания. Но стоит ребенку пойти в детский сад, пройти адаптацию и родители перестают обращать внимание, на эмоциональное состояние своего ребенка, считая его уже достаточно взрослым, для того что бы он самостоятельно справляться с житейскими трудностями.
В большинстве все воспитательные воздействия в дошкольном учреждении направлены на то, чтобы вырабатывать у дошкольника сдержанность, умение «затормозить» свои желания, но в силу особенностей возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он страстно стремится познать окружающий мир, проявить самостоятельность, и нередко эти активные действия наталкиваются на строгий воспитательский и жесткий родительский запрет: «нельзя» , «не делай этого» , «не разговаривай» , «не ерзай» и т. д. Постоянные запреты обусловливают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того, создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с желанием что-то делать, двигаться, говорить и т. п. Если такие перегрузки и «сшибки» повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.
Возможность развития невроза у дошкольников явно возрастает, когда родительский запрет сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, рождающей не только конфликт между ребенком и родителями, но и грубую дезорганизацию детских мыслей и чувств, а иногда — полный срыв психоэмоциональной деятельности.
Одним из факторов, отрицательно влияющих на психологическое здоровье дошкольников выделяют: смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе; бесконтрольное использование Интернет-ресурсов; ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия) ; отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (игровой, Интернет-зависимости и других девиаций) .
Что же формирует психологическое здоровье?
1. Здоровый психологический климат в семье и дошкольном учреждении.
2. Обучение детей навыкам здорового поведения, формировать правила личной гигиены, соблюдение режима дня, применение различных процедур закаливания, полноценный сон, начало дня с ежедневной зарядки.
3. Не бояться и всесторонне помогать в решении трудных ситуаций
разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т. е. стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка (степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья).
4. Поддерживать положительный фон настроения и фиксацию на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования;
5. Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!
Что могут делать родители и педагоги, чтобы формировать у ребёнка психологическое здоровье?
• обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку по принципу «я-окей, ты-окей») ;
• обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
• формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка) ;
• уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.
Важный фактор становления у детей психологического здоровья — наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.
1. Благополучные отношения родителей и детей — это отношения любви и свободы. Помните, что лучше прочитанная книга чем бесцельный просмотр телевизора или игра в планшет.
2. Любите своего ребенка – он ваш! Уважайте членов своей семьи — они попутчики на вашем пути.
3. Обнимайте своего ребенка не менее 8 раз за день.
4. Не бывает плохих детей – бывают плохие поступки. Личный пример лучше всякой морали. Положительное отношение к себе основа для психологического выживания.
5. Лучший вид отдыха : прогулка с семьей на свежем воздухе, а
6. Лучшее развлечение ребенка это совместная игра с родителями.
Наполните ребенка любовью, сделайте его счастливым — это лучшее лекарство от страхов, неуверенности в себе, агрессивности и других психологических проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье».
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей было и остаётся одним из приоритетных направлений в работе педагога-психолога дошкольного учреждения. И первым этапом, который закладывает основ.
Состояние здоровья наших детей – важный показатель благополучия нашего государства и нашего общества. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников требует от .
Как выглядит психологически здоровый ребенок? Такой ребенок находится в состоянии внутреннего благополучия. Он уверен в себе, ему легко общается со сверстниками и взрослыми, он правильно излагает свои.
Такой ребенок находится в состоянии внутреннего благополучия. Он уверен в себе, ему легко общается со сверстниками и взрослыми, он правильно излагает свои мысли и в любую минуту может обратиться за по.
Источник
Как сохранить психологическое здоровье детей
специалист в области арт-терапии
Как сохранить психологическое здоровье детей (о влиянии на здоровье детей современных мультфильмов, компьютерных игр, журналов)
Одна из самых острых психологических проблем нашего времени – разрушительное влияние агрессивных средств массовой информации, т.е. телевидения, рекламы, компьютерных игр, детских журналов на сознание и психологическое здоровье детей и подростков. По данным специалистов, сейчас 80% из общего числа детей имеют нервно-психические расстройства. Можно говорить о нарастающей, особенно явной среди подростков, психической эпидемии возбуждения.
Давайте рассмотрим всего лишь несколько примеров.
1) Что мы видим и слышим с экранов телевизора? Мультфильм Симпсоны. Сын говорит матери в ответ на просьбу что-то сделать: «Сама сделай, старая потаскуха!». Старики, например, дедушка Симпсон выставлен в идиотском свете, над старостью, дряхлостью, болезнью весело, тонко, остроумно (!), что особенно страшно глумятся. То черепаха крадет вставную челюсть, а старик не может догнать ее, то перед носом захлопывает дверь родной сынок. Здесь полностью разрушаются нормы поведения детей и родителей. Герои мультфильма за это не наказываются, напротив, все очень остроумно и весело, «прикольно», такой «черный юмор».
«Шрек». В течение всего фильма происходит постоянное выяснение между монстром и осликом, драки. Язык, который они используют, напоминает скорее разговор двух не совсем трезвых и уж точно совсем невоспитанных подростков. Выбирая между Золушкой и спящей красавицей, герой говорит: «За кого голосуем? За Золушку или за эту девку в гробу? Золушку – вон! Пошли за Спящей».
Доктор психологических наук профессор Л.В.Матвеева проводила такой опыт: молодым людям давали в руки датчики и в особенно захватывающие моменты просили нажимать кнопку. Результат был поразительным, оказывается зрителям одинаково интересно и когда стреляют в висок или отрубят голову, и когда победивший герой получает в награду любовь красавицы. То есть людям одинаково интересно и прекрасное и ужасное. Это стимулирует, щекочет нервы. Когда такая стимуляция становится для него привычной, приятной и человек не может без нее обходиться и воспринимает теперь только ее – это становится нормой.
Реклама девиантного, отклоняющегося поведения – часть идеологии западной. Модель циничного поведения (то, что мы наблюдаем у подростков) транслируется через множество американских подростковых фильмов: «Американский пирог», «Что-то острое в штанах» и т.д. Сотни фильмов формируют личность с огрубленными понятиями обо всех сферах жизни, вырастает человек, вытесанный из полена: злой, тупой, враждебный т.п.
2) Весь джентльменский набор, присутствующий в мультфильмах и фильмах, есть и в компьютерных играх. Исключений крайне мало. Большинство игр дает такие модели поведения, после усвоения которых ребенок становится полностью депрессивным или наоборот невероятно агрессивным, потому что мысленно постоянно переступает моральные нормы. Есть такие компьютерные игры, в которых предлагают на выбор несколько вариантов поведения. Скажем, задание выйти из дома и купить хлеб. Можно сделать это обыкновенно, а можно по дороге зарезать соседа, помочиться на знакомую девочку, ограбить магазин, расшвырять все продукты. Многие дети, поигравшие в подобные игры, берут себе «ники» — псевдонимы, обозначающие ужасных персонажей: «дерьмо» или «негодяй», или «идиот». У них смещаются понятия о добре и зле, меняется картина мира, возникает компьютерная зависимость, которая превращает человека в раба. Она сродни наркотической и ее трудно избежать.
Хочется познакомить Вас с высказываниями двух учащихся 9 класса : «Больше всего я люблю игры, где много крови. Раньше я играл во всякие там гонки или строительство, но теперь подсел на убийство монстров. Оттягиваешься по полной… А самое реальное – хорошее изображение. Интереснее всего убивать, когда видишь лицо человека. А самое прикольное – убить неожиданно, из-за угла…»
«Я когда посмотрю боевик по телевизору, сразу тянет к компьютеру, поубивать и преследовать… Очень люблю брать кого-то на мушку и долго держать под прицелом. Ощущения потрясающие, т.е. я все могу, я сильнее всех!»
И в заключение хотелось бы привести один кадр из документального фильма «Виртуальная реальность» (Лен. Науч. фильм, 2003 год), если у Вас будет такая возможность, посмотрите и обсудите его вместе с ребенком. Шестилетний мальчик увлеченно считает, глядя на экран компьютера: «Мне осталось только 26 человек убить… И мне дадут за это 1000 долларов… А за полицейского – 300 долларов…». Комментарии излишни!
Угрозу в увлечении детей компьютерными играми представляет неразличимость виртуальности и действительности, поскольку ребенок включен в более широкую среду, где в буквальном смысле происходит управление его сознанием и волей. Только с семи лет возникает способность различать несхожие реальности, когда ребенок начинает управлять своим телом, сознанием, волей. Но только к подростковому возрасту (с 12-13 лет) уже в достаточной мере формируется умение ориентироваться в таких реальностях и адекватно.
А теперь несколько слов хотелось бы сказать о детских журналах. Недавно в одной из Челябинских школ было проведено исследование на тему «Опасные детские журналы». Оно позволило выявить журналы, которые дети предпочитают читать и их влияние на ребенка. В результате было отмечено, что дети предпочитают читать яркие детские журналы с воинствующей направленностью. Самыми популярными оказались «Человек – паук» и «Новые приключения Шрека». Около 2/3 опрошенных детей предпочитает покупать именно их. Эти журналы подают себя как развивающие детские издания. Но если познакомиться с ними поближе, то можно заметить, что может быть, они и развивают, но только насилие, агрессию, жесткость и т.п. Язык, который там используется сродни тому, что используется в современных западных, а иногда уже и наших мультфильмах, то о чем мы уже говорили с Вами выше. Согласно опросу родителей этих детей никто из них, покупая эти издания ребенку, сам их не просматривает. Многие журналы завлекают ребенка тем, что предлагают ему собрать коллекцию чего-нибудь. Журнал «Человек-паук» предлагает ребятам собрать коллекцию карточек с изображением героев и злодеев. Вот содержание одной из карточек. С одной стороны изображение человека-паука, с другой изображение персонажа и его характеристика. Например, злодей «Кошмар». Характеристики, которые даны в числовом выражении: интеллект, сила, скорость и ловкость, особые умения, бойцовские умения. Далее идет следующий текст: «Это демон из другого измерения, приходит к людям, которым снятся кошмары, он обожает манипулировать потаенными страхами своих жертв». Вопрос о том, откуда у детей такая речь, поведение (то, что мы наблюдаем в школе, а Вы наблюдаете дома) отпадает сам собой.
В заключение хотелось бы Вам пожелать — не слушайте рекламу, не верьте на слово знакомым, откройте книгу (журнал) сами и прочтите, прежде, чем к ней обратятся Ваши сын или дочь, посмотрите компьютерную игру, в которую хочет поиграть Ваши дети, следите за тем какие мультфильмы и фильмы они смотрят.
Можно порекомендовать прочитать по данной теме книгу Марины Куртышевой «Как сохранить психологическое здоровье детей». – СПб.: Питер, 2005.
Вот некоторые из ее рекомендаций:
Противопоставьте образам смерти и разрушения, которые несут экран и современная музыка, образы жизни и радости, т.е. свои любовь, теплоту и внимание к собственному ребенку. Делайте это постоянно, ведь информационно-поражающий поток бомбардирует сознание наших детей ежедневно и ежечасно.
Помните, что в 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, которая разрушает тело и душу вашего ребенка. Только после 12 — ти лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.
Знайте, что виртуальные образы привлекают внимание Вашего ребенка и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что они искусственно стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, их сбой, происходящие благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания», увлекающему сюжету и необычным переживаниям.
Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые постоянно играет Ваш ребенок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости и убийства противника. Случается, что ребенок совершает акт виртуального убийства до нескольких сотен (!) раз за одну игру.
Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:
— повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;
— расстройства сна, нарушение памяти и мышления;
— рост аллергических реакций организма;
— изменение в костно-мышечной системе;
— специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой.
Помните, что рекомендованное специалистами максимальное время для работы с компьютером строго ограничено: для детей после 6 лет – 10 минут; младших школьников – 15 минут; учащихся 5-6 классов – 20 минут; 8-9 классов – 25 минут; для старшеклассников – не более 30 минут в день.
Присмотритесь к линии поведения, насаждаемой многочисленными мультсериалами, фильмами для самых маленьких, компьютерными играми для более старших детей. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, «взрослого» и асоциального поведения, хаотической энергии нетворческого, деструктивного характера. Все это приводит в итоге к увеличению и без того неестественно высокой гипервозбудимости наших детей.
8. Не лишайте вашего ребенка живого, полноценного и радостного детства! Компьютерная грамотность как технология настоящего и будущего должна остаться лишь технологией, а не средством разрушения неокрепшего и не успевшего правильно развиться детского сознания. Пусть Ваш ребенок посещает кружки и секции, развивает свои реальные способности и таланты.
Источник