Общественные программы и школы здоровья
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.
Источник
Программа «Московское долголетие» для пенсионеров: что даёт и где записаться
Проект мэра столицы «Московское долголетие» – отличный шанс для людей пожилого возраста вести полноценный образ жизни. Программа даёт пенсионерам возможность получить дополнительные знания, овладеть новыми навыками и укрепить здоровье. За занятия платить не нужно.
Что такое проект «Московское долголетие» для пенсионеров
Программа активное долголетие в Москве для пенсионеров – это комплекс занятий, рассчитанных на длительный срок и регулярное посещение. Пилотный проект стартовал в 2018 году и, по официальным данным, к нему присоединилось уже более 180 тыс. человек. «Московское долголетие» ориентировано исключительно на жителей столицы, которые вышли на заслуженный отдых.
Программа включает не только кружки по интересам. Сюда входят занятия спортом и танцами, мастер-классы, состязания и модные показы. «Долголетие» – проект уникальный. Он не имеет аналогов в стране, но самое главное – участие в программе бесплатно. Возмещение расходов берет на себя город.
Цели и задачи программы
Основная цель проекта – помочь людям, достигшим пенсионного возраста и вышедшим на заслуженный отдых, продолжать активный образ жизни. Основные задачи:
- Формирование здорового образа жизни за счет регулярных спортивных занятий на свежем воздухе или в залах.
- Получение новых навыков путем обучения на специальных курсах (иностранные языки, компьютерная грамотность).
- Активизация творческих способностей. Проект долголетие в Москве даёт пенсионерам возможность научиться танцевать, петь, рисовать, заниматься рукоделием.
Чем полезен проект «Активное долголетие» для пожилых людей
Записавшись на выбранное направление городской программы пенсионеры имеют шанс не только для самореализации в новых для них областях, но и общаются, находят единомышленников и друзей. Участники проекта «Московское долголетие»:
- преодолевают возрастные социально-психологические кризисы;
- получают систематические и умеренные нагрузки, которые поддерживают здоровье и организм в тонусе;
- заряжаются позитивной энергией и не чувствуют себя одинокими.
Пенсионеры могут бесплатно посещать спортивные секции, языковые или компьютерные курсы, танцевальные кружки. Занятия и тренировки проводятся для участников программы во всех районах столицы. Узнать местоположение ближайшего центра можно на сайте мэра Москвы или по телефону горячей линии (495) 221-02-82 (с 8:00 до 20:00 ежедневно).
Занятия спортом
Участники программы вправе выбрать вид спорта, исходя из интересующего направления, пожеланий, состояния здоровья и физических возможностей. В теплое время года занятия проводятся на свежем воздухе. Для этого используются парки, скверы, беговые дорожки, стадионы.
Кроме этого, пенсионеры могут записаться и посещать бассейны, спортивные залы, крытые катки. Среди самых популярных видов спорта:
- скандинавская ходьба;
- волейбол;
- дартс;
- гимнастика;
- плавание (в том числе лечебное);
- аквааэробика;
- фитнес.
Для занятий спортом необходимо пройти обследование у врача, который дает заключение, что пенсионеру не запрещено получать регулярные физические нагрузки. Учитывая регламент бассейна, для посещения может понадобится медицинская справка.
Творчество и хобби
Пенсионерам, которые давно мечтали заняться творчеством или делать что-нибудь своими руками, предоставляется возможность записаться на кружки по следующим направлениям:
- рисунок и живопись;
- классическое пение;
- джаз;
- хоровое искусство;
- музыка;
- вязание;
- вышивание;
- кройка и шитье;
- кулинария;
- скрапбукинг;
- народные танцы и пение;
- бальные и спортивные танцы.
Для тренировок используются специализированные помещения, но в теплое время года занятия проходят и на природе. Так, например, в 2018 году пенсионерам давали шанс побывать на мастер-классах, открытых уроках, концертах и флэш-мобах в 28 городских парках. Во время мероприятий оставить заявку на участие в проекте мэра Москвы могли все желающие.
Развитие и обучение
Пенсионеры в проекте «Московское долголетие» могут освоить азы компьютерной грамотности. На занятиях представителям старшего поколения объясняют, как использовать компьютер, искать информацию в интернете, общаться в социальных сетях. Записавшись на курсы «С компьютером – на ты!», пенсионеры учатся получать социальные услуги в электронном виде, совершать платежи или покупки через всемирную сеть.
Другое направление курсов – изучение иностранных языков. Самые популярные – занятия по английскому, но желающие могут учить немецкий, французский и даже китайский. Курсы организуются при университетах, языковых школах, институтах. Изучение иностранного языка дает пенсионерам возможность тренировать память, ближе знакомиться с культурой, заводить новые знакомства и чувствовать себя уверенно в путешествиях.
Здоровая жизнь
Для жителей Москвы старшего возраста работают школы здоровья, арт-терапии, активного долголетия, безопасности, самообороны, диабета. Регулярно организуются лекции, где специалисты рассказывают, как правильно питаться, готовить пищу, чтобы она приносила пользу организму.
Как стать участником
«Московское долголетие» – бесплатный проект, для участия в котором нужно:
- Подготовить необходимые документы.
- Определиться с направлением участия.
- Посетить одну из точек, где осуществляется запись. К ним относятся: департамент соцзащиты населения, центры «Мои документы», поликлиники и госучреждения, где организуются занятия.
- Подать заявление.
- При наличии свободных мест приступить к занятиям. При отсутствии – дождаться, когда будет сформирована новая группа. Обратите внимание, что посещать кружки можно в любом районе столицы вне зависимости от места жительства.
Кто может принимать участие в программе «Московское долголетие»
Проект специально разработан для пожилых людей, поэтому стать участниками проекта могут граждане, которые:
- зарегистрированы на территории столице (жители Новой Москвы тоже могут заниматься по любым направлениям программы);
- достигли пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин) или вышли на заслуженный отдых досрочно по любому основанию;
- не имеют медицинских противопоказаний (касается лиц, которые планируют заниматься на курсах, предполагающих физическую нагрузку).
Документы для оформления
Записаться на интересующее направление программы можно в любое время года. Для этого будущий участник составляет соответствующее заявление и предоставляет следующие документы:
- паспорт;
- СНИЛС;
- социальная карта москвича.
Видео
Источник
Программа занятий по адаптивной физической культуре для граждан пожилого возраста .
рабочая программа
Рабочая программа по адаптивной гимнастике..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_gimnastika.docx | 51.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
(ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова)
по адаптивной физической культуре для граждан пожилого возраста .
Преподаватель по физической культуре Ариончик Наталия Леонидовна.
1.2 Направленность программы.
1.3 Актуальность и новизна.
1.4 Цели и задачи.
1.5 Срок реализации.
1.6 Форма и режим занятий.
1.7 Предполагаемые результаты.
2. Содержание образовательной программы.
3. Тематический план.
Адаптивная гимнастика – это неотъемлемая часть физкультурно-оздоровительной работы, направленная на улучшение двигательной деятельности человека. Она является средством в профилактике заболеваний и восстановления здоровья. Движения человека можно и нужно использовать в целях стимуляции, развития и поддержки его функциональных возможностей. Адаптивная гимнастика тесно связана с лечебно-образовательным процессом, она вырабатывает у занимающихся сознательное отношение к использованию физических упражнений, требует исполнения гигиенических процедур, предусматривает активное участие человека в регулировании своего общего режима, в частности режима движений, стимулирует занимающихся к закаливанию естественными факторами природы, поддерживает трудоспособность, правильное отношение к жизни и поведение в обществе.
К 60—65 годам снижается работоспособность и функциональная деятельность всех органов и систем. Физическая нагрузка становится меньше, нарушается привычный образ жизни и мышления, сложившийся на протяжении многих десятков лет. А когда больше не надо «брать себя в кулак», чтобы дальше зарабатывать на жизнь, то быстро теряется смысл существования. Активное восприятие действительности сменяется малоподвижным образом жизни, погружением в себя и в свои «болячки». При отсутствии борьбы «за выживание» ослабляется иммунитет.
Обобщенные научные данные показывают, что отсутствие сбалансированной физической активности у пожилых людей старше 65 лет ускоряет процессы старения, а также может стать причиной развития многих болезней.
«Движение – кладовая жизни», — сказал Плутарх. Чтобы сохранить здоровье пожилого человека необходимо придерживаться принципов сбалансированной двигательной активности. Она должна быть доступной по своим кинетическим и динамическим характеристикам. Необходимо также учитывать общие закономерности и индивидуальные особенности организма и личности.
Все в совокупности оказывает сдерживающее влияние на процесс старения.
1.2. Направленность программы:
Большинство граждан пожилого возраста не занимаются физкультурой и спортом, но нуждаются в мероприятиях, направленных на укрепление и поддержание здоровья, предупреждение осложнений заболеваний. Большую помощь в этом может оказать адаптивная физкультура. На отдельных этапах адаптивная физкультура способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем, ускорению функциональной адаптации организма пожилого человека к физическим нагрузкам.
Формирование групп происходит по возрастным критериям, с учетом диагноза и сопутствующих заболеваний. В группе учитываются индивидуальные возможности каждого. В тщательно подобранном комплексе упражнений преобладают легкие общеоздоровительные движения с элементами растяжки и разработки суставов, что особенно полезно для людей пожилого возраста. Во время занятия создается ситуация успеха, поэтому все участники чувствуют себя очень комфортно.
Занятия по адаптивной физкультуре включают тренировку по аэробике, упражнения с эластичной гимнастической лентой, элементы ЛФК, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.
Данная программа предусматривает комплексный подход в решении психофизиологических задач на занятиях путем целенаправленного воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат и мыслительные процессы во время занятий.
Совместные занятия в группе способствуют повышению самооценки, а также физической, психической и социальной адаптации.
1.3 Актуальность и новизна.
Новизна : Данная программа разработана в рамках проекта « Московское долголетие». Новый проект помогает москвичам старшего возраста укрепить здоровье, получить новые знания, умения, творческое развитие. Спортивные секции, творческие лаборатории и языковые классы в каждом районе города — в программу вошли самые востребованные направления. Все занятия проводятся бесплатно.
Программа основана на постепенном и последовательном прохождении всех стадий умеренной нагрузки с освоением всего огромного арсенала техники гимнастики , аэробики, ОФП, силовой тренировки, йоги.
Актуальность программы заключается в том, что объём социального заказа на адаптивную гимнастику резко увеличился и продолжает увеличиваться. Сегодня гимнастика играет отнюдь не второстепенную роль в физическом развитии современных пожилых людей. Простота, доступность и при этом высокая эффективность упражнений делают гимнастику основным средством физического воспитания. Многообразие гимнастических упражнений позволяет наиболее успешно решать задачи оздоровительной направленности физического воспитания, благоприятствующие развитию двигательных способностей и всех систем организма.
Программа заключается в том, что при ее освоении у пожилых людей: — формируются эстетический вкус, здоровый образ жизни; — повышаются культурный уровень, самооценка; потребность в самопознании, саморазвитии, социальная активность.
1.4 Цели и задачи.
Цель программы: улучшение качества жизни людей пожилого возраста посредством укрепления физического и психического здоровья, создания спортивно-оздоровительной среды.
— создание условий формирования здорового образа жизни и активного долголетия, организация и проведение занятий по адаптивной физкультуре с элементами лечебной физкультуры;
-вовлечение в сохранение своего здоровья и пропаганда физической активности среди граждан пожилого возраста и инвалидов;
— содействие увеличению продолжительности активной жизни;
— повышение компетентности по вопросам здорового образа жизни и профилактике здоровья.
Целевая группа: неработающие граждане пожилого возраста и инвалиды ,сохранившие способность к самообслуживанию или частично ее утратившие, не имеющие медицинских противопоказаний.
1.5 Срок реализации программы.
Программа практических занятий с пожилыми людьми расчитана на 1 год (70 часов) и включает 2 занятия в неделю, длительность занятия составляет 60 мин.
1.6 Форма и режим занятий .
Занятия проводятся в группе. Численность группы составляет 15 человек.
Формирование групп происходит по возрастным критериям, с учетом диагноза и сопутствующих заболеваний. В группе учитываются индивидуальные возможности каждого. В тщательно подобранном комплексе упражнений преобладают легкие общеоздоровительные движения с элементами растяжки и разработки суставов, что особенно полезно для людей пожилого возраста. Во время занятия создается ситуация успеха, поэтому все участники чувствуют себя очень комфортно.
Занятия по адаптивной физкультуре включают тренировку по аэробике, упражнения с эластичной гимнастической лентой, элементы ЛФК, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз.
Совместные занятия в группе способствуют повышению самооценки, а также физической, психической и социальной адаптации.
-Пропаганда здорового образа жизни;
-профилактика заболеваний у граждан пожилого возраста и инвалидов средствами физической культуры и спорта;
-формирование двигательной активности для преодоления физических и психологических барьеров у граждан пожилого возраста и инвалидов;
-интеграция граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе.
2. Содержание программы.
Данная программа рассчитана на оздоровление получателей социальных услуг учреждения с использованием комплекса современных методик физкультурных занятий, элементов дыхательной гимнастики и других методов.
У граждан пожилого возраста и лиц с частичными отклонениями в физическом здоровье адаптивная физическая культура формирует осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека, способствуя к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни. Формирует потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, профилактической и общеразвивающей направленности. Так же используются средства спортивных и подвижных игр, легкоатлетические упражнения. Занятия проводятся в соответствии с физическими возможностям инвалидов и граждан пожилого возраста.
На занятиях даются необходимые теоретические и практические знания по широкому использованию адаптивной физкультуры в режиме дня, воспитываются дисциплинированность, выносливость.
При объяснении методики выполнения упражнений используется чёткий показ. Произношение громкое и разборчивое, так как многие граждане пожилого возраста плохо слышат. Мы не проявляем излишнюю требовательность к точности выполнения движений. Главное внимание обращаем на характер исполнения.
В соответствии с рекомендациями специалистов, применяется трехэтапное построение программы занятий.
Первый этап (1-2 месяца занятий) направлен на изучение контингента занимающихся, их возрастных и биологических особенностей, состояния здоровья, оценку прошлого двигательного опыта, определение уровня физического развития, физической подготовленности и на привитие интереса к занятиям.
На втором этапе (3-4 месяцев) продолжается работа по укреплению и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата, расширению функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения, дальнейшему обучению основным движениям, совершенствованию физических качеств.
На третьем и последующих этапах (спустя 5 месяцев и более) в основном решаются задачи поддержания достигнутого уровня здоровья, тренированности организма, овладения новыми формами движения и навыками с более сложной координационной структурой.
Учебный`материал.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ`ПОДГОТОВКА :
1.Режим дня и личная гигиена.
2.Правила составления комплексов утренней зарядки.
3.Правила поведения на занятиях.
4.Правила подготовки мест для самостоятельных занятий.
5.Контроль за состоянием здоровья во время выполнения физических упражнений.
6.Причины возникновения травм во время занятий и профилактика травматизма.
7.Правила использования закаливающих процедур.
8.Физические качества и физическая подготовка.Дневник самоконтроля.
ФИЗИЧЕСКАЯ`ПОДГОТОВКА.
ОБЩАЯ`ФИЗИЧЕСКАЯ`ПОДГОТОВКА.
Общеразвивающие`упражнения.
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Отведение прямых рук вверх, вниз, в стороны. Круговые вращения плечами. Скрестные движения руками, поочередные движения руками в различных направлениях. Упражнения без предметов, индивидуальные и в парах.Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Повороты, наклоны головы, вытягивание шеи вперед, в стороны. Наклоны прогнувшись вперед, в стороны с активным использованием рук при выполнении упражнений. Наклоны и повороты с полуприседом, с выпадами вперед, в стороны. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах.
Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения для стопы, передней, задней и внутренней поверхности ног, мышц спины, живота, косых мышц туловища. Ходьба на внешних и внутренних сводах стопы, на носках и пятках, с разворотом стоп внутрь и наружу. Полуприседы, выпады с выполнением наклонов, поворотов и т.д. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах.
Пружинистые полуприседы и ходьба с пятки на носок, имитирующие прыжки и подскоки.
Упражнения с частой сменой движений под музыку. Различные варианты шагов, движений руками, сменой исходного положения, ходьба в разных направлениях с синхронной работой руками, с обходами партнеров и частыми переходами от одного движения к другому. Упражнения на внимательность и координацию. Танцевальные движения. Танцы.
Упражнения для развития силы.
Отжимания,упражнения`с`гантелями.
Упражнения для развития гибкости.
Гимнастические упражнения без предметов, в различных исходных положениях, сидя на стульях, держась за спинку стула, лежа на боку, лежа на спине. Гимнастические упражнения с предметами, со скакалками, гимнастическими палками, мячами. Гимнастические упражнения на шведской стенке и с использованием гимнастической скамейки.
СПЕЦИАЛЬНАЯ `ЛЕЧЕБНАЯ`ГИМНАСТИКА.
Дыхательные упражнения. Комплексы дыхательной гимнастики в сочетании с общеразвивающими`упражнениями.
Корригирующие упражнения. Упражнения, направленные на укрепление мышц спины, на коррекцию дефектов осанки в различных и.п. – стоя, сидя, с опорой о спинку стула, у шведской стенки, с палками.
Упражнения на гимнастической стенке.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Корригирующие упражнения.
Дыхательная гимнастика в сочетании с различными движениями головы, рук, ног.
Ритмическая гимнастика. Выполнение комплексов под музыку, используя упражнения в различных и.п. с активным применением дыхания.
Упражнения на развитие координации с мячами, в подвижных играх, в спортивных играх малой подвижности. Танцевальные движения.
Аэробика.
Контроль и дозирование нагрузок.
При проведении занятий с гражданами пожилого возраста необходимо хорошо усвоить основные ограничения и противопоказания к занятиям физическими упражнениями и с осторожностью относиться увеличению и снижению нагрузки, так как у данной возрастной категории значительно снижены функциональные возможности организма и существует несоответствие между субъективными ощущениями и реальным состоянием организма. Поэтому в процессе занятий не допускается «форсирования событий», т.е. стремительного увеличения нагрузки в силу хорошего самочувствия занимающихся. При возникновении признаков утомления снижается нагрузка, видоизменяются движения и форма мышечной деятельности. Кроме того, учитывается, что однообразие средств и большое количество повторений утомительны для психики граждан пожилого возраста, особенно женщины. Повышение и снижение нагрузки происходит постепенно, пик ее достигает в середине или в самом начале последней трети занятия.
Помимо общих методических принципов, при проведении физкультурно-оздоровительных занятий с гражданами пожилого возраста необходимо применять простые рекомендациями, которые обеспечивают положительное влияние физических упражнений на организм занимающихся и уменьшат вероятность возникновения последствий, так как данную возрастную категорию можно отнести к группе риска.
В местах проведения занятий созданы зоны комфорта с соответствующим интерьером и атмосферой в зале. Всегда используется фоновую музыку (звуки природы, специальную музыку для релаксации, классику и др.), что значительно усиливает функциональный эффект.
Оборудование .
Занятия по адаптивной физической культуре проводятся в спортивном зале. Используются гимнастические коврики, эластичные резинки, гантели, гимнастические мячи и палки и т.п.
Перечень учебно – методического обеспечения ( необходимый для реализации данной программы), методические и учебные пособия, оборудование, спортивные снаряды, инвентарь.
Для реализации данной программы необходимы:
1.Спортивный зал или приспособленное для занятий помещение, санузел, раздевалки,тренерская.
2.Шведские стенки, гимнастические палки, гантели,
скакалки, гимнастические скамейки, эластичные резинки ,коврики и т.п.
3.Технические средства для воспроизведения музыки (магнитофон, колонки).
Источник