Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
Введение
Всё лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.
Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных её институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащие в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений уменьшится более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребёнка. Так, неуклонно уменьшается число здоровых детей, одновременно с этим возрастает количество детей – инвалидов. Почти у каждого ребёнка в возрасте до одного года регистрируется не менее трёх различных заболеваний.
Растёт число детей, страдающих заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и другие. Особую озабоченность общества вызывает детский травматизм, нарко- и токсикомания, табакокурение.
Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей — важнейший труд воспитателя», а «…во главе педагогических мероприятий, проникая через воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребёнка» 1 .
Известно, что физическая культура как часть общечеловеческой культуры является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создаёт основу для нравственного, волевого развития ребёнка, приобщает к здоровому образу жизни.
1 В.А. Сухомлинский «сердце отдаю детям» Киев 1997г стр 97.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребенок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому предметом особого внимания педагогов должно быть овладение ребенком основами двигательной культуры.
Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы. Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, том больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача физической культуры .
Актуальность. Несмотря на то, что совершенствованию средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста посвящено значительное число работ, ещё целый ряд методических проблем, касающихся оздоровления детей остаются не решенными (В.М. Варшай, 1990; Л.П. Матвеев, 1991; А.Г. Сухарев, 1991; С.Б. Шарманова, 1995).
Объект – процесс оздоровления детей дошкольного возраста.
Предмет – процесс сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Задачи:
- Изучить особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития, а так же теоретические аспекты проблем охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья детей дошкольного возраста.
Выявить пути решения проблем охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Подобрать формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Глава 1. Теоретические аспекты проблем охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья детей дошкольного возраста.
- Особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития.
«Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребёнка.» 2 — писала Л.Г. Голубева.
Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связанно с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т.д.).
В дошкольном детстве изменяется формула белой крови (кровь у ребёнка становится похожа на кровь взрослого), развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции.
У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10 – 12 см (скачкообразно), и тогда мышцы нуждаются в дополнительном питании, не успевают за ростом костей и начинают «кричать от боли». Ребёнок может просыпаться по ночам и жаловаться на боли в икроножных мышцах , а родители не всегда знают, как помочь.
С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребёнка.
В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связанны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьёзную опасность для здоровья ребёнка.
Кроме того, данный возрастной период – это формирование и проявления возможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.
Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связанно с тем, что здоровье ребёнка формируется на протяжении всей его жизни.
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Согласно принятой классификации здоровья, дети, посещающие ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), могут относиться к разным группам здоровья: 1 – абсолютно здоровые, 2 – рискующие развитием каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже появившиеся этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний, и 3 – имеющие хроническое заболевание.
Для того чтобы определить, к какой группе здоровья относится ребёнок, существуют критерии здоровья.
Первый критерий здоровья – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе. 3
Второй критерий – это физическое развитие и степень его гармоничности. Сюда относится физическая подготовленность, она характеризуется наличием у детей базовых двигательных умений и навыков в разных играх и упражнениях, а так же развитием физических качеств и двигательных способностей.
Третий критерий здоровья – нервно-психическое развитие ребёнка. Физический статус ребёнка тесно связан с его психологическим состоянием, в основе которого лежит переживание ребёнком психологического комфорта или дискомфорта.
Четвёртый критерий здоровья – это степень резистентности или инфекционной устойчивости организма ( по кратности острой заболеваемости).
Пятый критерий здоровья – наличие или отсутствие хронических заболеваний.
Шестой критерий здоровья – это уровень функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма. Существует целый ряд показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов, функциональные пробы, пробы на выносливость и др.
3 Онтогенез – индивидуальное развитие; следовательно, ранний онтогенез – это раннее развитие, т.е. то, что происходило с ребёнком ещё внутриутробно.
1.2 Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.
Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет. Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.
Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.).
Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования
общества.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена
на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека — расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.
Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия Духовному развитию ребенка.
Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения Двигательного действия.
Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [2, с. 5—6].
Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.
- Цель и задачи физического воспитания.
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Одна из главных задач физического воспитания — оздоровление ребенка.
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:
- формирование правильной осанки;
своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
формирование изгибов позвоночника;
развитие сводов стопы;
укрепление связочно-суставного аппарата;
развитие гармоничного телосложения;
регулирование роста и массы костей;
развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.
Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.
Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.
Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии.
Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную, многоплановую информацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятельность организма.
Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи.
Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений). В процессе физического воспитания ребенок: — приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
- осознает свои двигательные действия;
усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед—назад, вверх—вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;
узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.
Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе — деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года.
У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.
Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.
Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспитании образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит его к поступлению в школу.
Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.
В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:
- потребность в ежедневных физических упражнениях;
умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
приобретение грации, пластичности, выразительности движений;
самостоятельность, творчество, инициативность;
самоорганизация, взаимопомощь.
Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.
Благодаря физическому воспитанию:
- создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься
в коллективе);
осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.
Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к
жизни. Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
- Пути решения проблем охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
По данным С.С. Бычковой, причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:
- резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;
неблагоприятная экологическая обстановка в России;
стрессовая тактика педагогического воздействия;
ухудшение состояния здоровья матери;
дефицит двигательной активности;
несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности;
массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
неполноценное питание;
отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.
Поэтому укрепление и сохранение здоровья на этапе дошкольного детства – это одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования на современном этапе.
Министерство образования России обращает внимание на то, что умственная и физическая нагрузка в ДОУ непрерывно увеличивается (инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»). В практике ДОУ нередки случаи, когда применяется классно-урочная система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по типу школьного урока, образовательный процесс перегружен дополнительными занятиями, и не остается достаточного времени на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольника. Все это вызывает у детей переутомления, невротизацию, отражается на состоянии их здоровья и эмоционального благополучия, становясь в дальнейшем причиной школьной дезадаптации.
Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное к нему внимание со стороны педагогов и родителей, инструкторов по физическому воспитанию, медицинского персонала дошкольного учреждения.
Здоровьесберегающая деятельность ДОУ должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей дошкольников. Это в первую очередь, использование управляемых форм, не требующих дополнительных финансовых затрат:
- использование эффективных методов обучения;
реальная разгрузка содержания образования;
повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
улучшение организации питания детей;
рационализация досуговой деятельности, летнего отдыха детей.
Приоритетными направлениями организации здоровьесберегающей среды в ДОУ являются: учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая и коррекционная работа, научно-методическая и информационно-просветительская работа.
Остановимся на учебно-воспитательной работе, которая предполагает:
- соблюдение режима учебных занятий детей разновозрастных групп;
организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки;
составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;
создание условий для развития индивидуальных способностей;
организация динамических пауз с обязательным пребыванием на открытом воздухе;
создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму разных возрастных групп.
Рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующий у него определенный динамический стереотип, необходимо соблюдать не только организационные требования (регулярность занятий, системность, правильность чередования с играми, нормирование времени занятий, наполняемость группы, обстановка занятия, дидактические материалы и т.п.), но и требования дидактики развивающего обучения.
В связи с этим максимально допустимое количество занятий в первую половину дня в младших и средних группах – не более двух продолжительностью 10-15 минут, в старших и подготовительных группах – не более трех. Продолжительность занятия в старшей группе 20-25 минут, а в подготовительной группе не более 25-30 минут .
Необходимо не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка, проводить физкультминутки, которые являются неотъемлемой составной частью практически любого занятия. В структуре каждого занятия по математике необходимо предусмотреть смену видов деятельности, перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание перерыва педагог в каждом случае определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, или пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз или упражнения на релаксацию, игры. Приведем несколько примеров таких минуток отдыха, которые наиболее эффективны на занятиях по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Глава 2. формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.1Воспитательная работа по формированию культуры здоровья дошкольника.
У детей дошкольного возраста совершенствуется не только двигательная активность, развиваются их представления о своих физических возможностях, но и формируются знания о здоровом образе жизни.
В различных режимных моментах, на физкультурных занятиях, во время подвижных игр, прогулок, экскурсий, воспитателям не только необходимо проводить работу по укреплению здоровья дошкольника, привитию гигиенических навыков малышам, но и проводить работу по формированию культуры здоровья.
Во время утренних процедур (умывание, чистка зубов, полоскание рта) нужно обращать внимание ребёнка на важность, необходимость и регулярность их проведения. При разучивании потешек («Водичка, водичка, умой моё личико..»), проведении дидактических («Купание куклы Маши»), сюжетно – ролевых игр, утренников, развлечений («Мойдодыр», «Будь здоров!») дети закрепляют полученные знания и навыки.
Воспитательная работа так же заключается в привитии малышам бережного отношения к своему здоровью, потребности в двигательной активности, к систематическому закаливанию организма (хождение босиком, обливание, дыхательные упражнения, применение различных оздоровительных методик), интереса к участию в подвижных играх и занятиям различными видами спорта, каждодневных прогулок на улице.
К школе у ребёнка уже должны быть сформированы знания о культуре здоровья, появиться интерес к спорту и в частности к спортивным играм, к физическому развитию, к активному образу жизни.
2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Формы организации физического воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.
К формам организации оздоровительной деятельности ребенка относятся:
Физкультурно – оздоровительная деятельность включает в себя:
- Создание системы двигательной активности в течение дня:
утренняя гимнастика (ежедневно);
физкультурные занятия (3 раза в неделю);
музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
прогулки с включением подвижных игр;
оздоровительный бег (ежедневно);
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
1.«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3.Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
4.Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
5.Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики их веревки с узелками.
6.Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
7.Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.
В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:
— мимические разминки;
— гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения);
— пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции);
— дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки);
— точечный массаж ;
-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
— Динамические паузы — проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.
-Подвижные и спортивные игры. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
-Релаксацию. Проводят воспитат ели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
-Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
-Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
-Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
-Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.
-Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
-Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
-Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Возможность целенаправленного формирования основ психическ
и т.д.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник
➤ Adblockdetector