Меню

Курсовая работа учителя начальных классов по охране здоровья детей

Курсовая работа по теме формирования здорового образа жизни. (начальные классы)

специалист в области арт-терапии

Тема: «Формирование у младших школьников норм здоровьесберегающего поведения»

Здоровьесберегающее поведение в современном мире стало актуальной темой для обсуждения, поскольку общество осознало важность понятия, что любую болезнь, физическую, психическую или социальную, целесообразнее предотвратить, чем лечить ее последствия.

На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Современному обществу требуются люди, которые умеют самостоятельно работать с информацией, уметь решать поставленные задачи, находить варианты выхода из трудных ситуаций, способные принимать ответственность за свое будущее, творческие, относящиеся к собственному развитию, здоровью как ценности.

О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон ( V в. до н.э.), Гиппократ ( IV — V вв. до н.э.), Эмпедокл ( IV в. до н.э.), утверждающие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.

Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержатся в трудах В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского. Они придавали особую значимость закаливанию воли, развитию самостоятельности личности. В изучение проблемы здоровья подрастающего поколения немалый вклад внесли русские ученые XIX в. С.П. Боткин, В.Я. Мудров, А.М. Филомафитский, заложившие основы педагогической валеологии.

В 70 – 80-е гг. XX в. многоплановый анализ здорового образа жизни проведен в трудах философов (А.П. Бутенко, В.Б. Капустин, М.Н. Руткевич и др.), социологов (В.В. Бовкун, А.В. Лисовский, Л.Я. Рубина и др.), медиков (Н.М. Амосов, В.Е. Апарин, И.И. Брехман, Ю.П. Лисицин и др.), психологов и педагогов (М.Я.Виленский, С.А. Сластенин и др.).

С введением нового Федерального государственного стандарта общего образования (ФГОС) направление здоровьесберегающей работы школы является одним из центральных. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта – комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и

Здоровье человека — актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и формирование уважительного отношения к своему здоровью, норм здоровьесберегающего поведения необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное — это хорошо учиться. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата.

В каждом ребенке, как ростки заложены телесные, психические и духовнонравственные силы. Именно из них вырастает человеческое здоровье во всем многообразии понимания этого слова. Правильное воспитание и обучение раскрывают и преумножают эти резервы жизнеспособности. Нарушение природосообразности в процессе обучения и воспитания приводят к разрушению здоровья человека. Таким образом, здоровье становится областью исследования для педагогики, о чем много говорится в современной периодической печати.

Актуальность здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками подтверждается как многочисленными исследованиями здоровья детей и возможностями его сохранения, так и социально- экономическими условиями, влияющими на общее снижение здоровья нации. Перемены, произошедшие в стране, привели к проявлению негативных социальных явлений. Все эти явления, как в зеркале, находят отражение и на здоровье детей. Сегодня мы говорим в школах о предупреждении наркомании, бродяжничества, суицида, как о результатах неумения детей найти свое место в жизни, отсутствия понимания со стороны родителей, учителей и непонимания ценности своей жизни и здоровья.

Новые возможности и перспективы формирования ценностной направленности на здоровьесбережение и на здоровый образ жизни у обучающихся появились в связи с развитием концепции личностно-ориентированного образования, обозначающего приоритетным изучение аксиологической природы образования (Ш.А. Амонашвили, В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская и др.).

Предложены разнообразные пути формирования здоровья и здорового образа жизни (В.Н. Васильев, Т.П. Васильева, В.М. Кузнецова, Н.Н. Куинджи, Г.А. Кураев, А.Я. Шахомирова, В.Я. Шестаков и др.). В настоящее время ведется активный поиск новых моделей воспитания и образования (В.Ф. Базарный, Р.С. Буре, С.А. Галкин, В.К. Дьяченко, В.С. Лазарев, В.С. Леднев, Н.Е. Щуркова и др.).

На практике в различных регионах России происходит апробация различных моделей школ, содействующих здоровью. Казалось бы, в начальной школе складывается достаточно благоприятная картина с формированием норм здоровьесберегающего поведения. Однако на сегодняшний день выявлены трудности и противоречия, мешающие педагогам в должной мере добиваться реальных результатов по формированию ЗОЖ у младших школьников.

Несмотря на существование разнообразных форм и методов реализации, результат не достигает поставленной цели. Причин этому может быть много: некомпетентность педагогов в планировании занятий; отсутствие психологов в школах; консервативное отношение к процессу обучения администрации, которое загоняет педагогов в жесткие временные рамки; безразличие педагогов по отношению к детям и их здоровью; отсутствие работы педагогов с родителями по вопросу здоровья; отсутствие

постоянного взаимодействия педагогов и медицинских работников в работе с детьми и еще много других причин.

Анализ состояния проблемы показал, что современная стратегия образования определяет соблюдение норм здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Особое внимание следует уделять здоровьесбережению уже в младшем школьном возрасте.

По статистике 80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группы здоровья отмечается только у 12-15% учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22-25%. А к третьему классу число практически здоровых детей резко снижается.

Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и знании норм здоровьесберегающего поведения, активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. На современном этапе исследователи и работники школ отмечают отсутствие четких целей и концепций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в целом, по развитию здоровьесберегающего поведения в частности; обнаруживается пренебрежительное, безразличное отношение к своему здоровью со стороны самих школьников, недостаточной осведомленностью родителей в формировании норм здоровьесберегающего поведения.

Таким образом, состояние педагогической науки и практики указывают на существование противоречия между необходимостью формирования у младших школьников норм здоровьесберегающего поведения и недостаточной разработанностью научно — методического обеспечения в данном направлении.

На основании выше изложенного, проблема исследования состоит в том, чтобы выяснить, каковы педагогические условия формирования у младших школьников норм здоровьесберегающего поведения в педагогическом процессе начальной школы.

Методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

Методы эмпирического исследования:

а) методы сбора информации — изучение методической литературы, учебно-методических документов, результатов деятельности;

б) диагностические методы — анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности обучающихся.

3. Методы математической статистики: определение среднего арифметического значения.

Список дополнительной литературы

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.-240с.

2. Влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kazedu.kz/referat/199342

3. Данилова Н.Н. физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997

4.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр, 2005. – 448 с.

5.Концепция формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Теоретическое обоснование концепции. [Электронный ресурс]. Центр современных образовательных технологий. Режим доступа: /allgroups/viewgroup/101-…

6.Концепция формирования основ здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста/ Социальная сеть Pandia.ru

7.Летуновская С.В., Морозова Н.Н. Развитие здоровьесберегающего поведения школьников. «Интеграция образования», № 3, 2010 г.

8.Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая психология.- М.: просвещение, 1984.

9.Обухова Л.Ф. возрастная психология. Учебник. – М.: Пед. общество России, 2004.-442 с.

Читайте также:  Открытые уроки английского языка здоровье

10.Основные направления деятельности школы по вопросу формирования здорового образа жизни школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: xreferat.com/71/1391 -1-…

11.Петрова О.О., Умнова Т.В. возрастная психология. Конспект лекций. – Ростов – на –Дону: «Феникс», 2005.

12.Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений – ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.

13.Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений /Авт.- сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 368 с.

14.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ,2005.- 320 с.

15.Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / под общ. Ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 224 с.

16.Соковня И.И. социальное взросление и здоровье школьников.-М.: Просвещение, 2005.

17.Стожарова М.Ю., Полтавцева Н.В., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www / kniga / com / books /

18.Чупаха И.В., Путаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.- М.: Илекса, Ставрополь,2001.

Источник

Курсовая работа на тему: «Формирование здорового образа жизни у младших школьников в процессе внеурочной деятельности»

Чагина В. Н., гр. Ш-36. Формирование здорового образа жизни у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

Тема: Формирование здорового образа жизни у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Выполнил(а): Чагина Валерия Николаевна Ш-36

(Фамилия, имя, отчество) (группа)

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: , преподаватель колледжа

Содержание

Глава 1. Формирования здорового образа жизни у младших школьников как психолого-педагогическая проблема ………………………………………….. 6

1.1. Здоровый образ жизни младшего школьника как педагогическое явление…………………………………………………………………………… 6

1.2. Содержание, формы и методы формирования здорового образа жизни у младшего школьника в процессе внеурочной деятельности ……………….. 10

Глава 2. Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни у младшего школьника ……………………….………………. 14

2.1. Общая характеристика внеурочной деятельности младших школьников. 14

2.2. Опыт формирования здорового образа жизни у младшего школьника во внеурочной деятельности ……………………………………………………. 17

Введение

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано, что «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов» [8].

Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал можно добиться больших успехов.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.

Состояние физического здоровья населения является важнейшим условием развития любого государства. Поэтому сохранение и укрепление здоровья населения, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития каждого гражданина являются актуальными задачами становления белорусского государства.

Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедеятельности. При этом сознательно-волевая активность индивида по обеспечению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственного (учебного) коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни.

В цивилизованном обществе здоровью ребенка придается особая роль и значимость. В настоящее время с понятием «здоровье» связывается не просто отсутствие болезни, а психическое, физическое и социальное благополучие личности.

Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Амосова Н.М., Брехмана И.И., Виленского М.Я. и др. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности [18].

Тема «здоровье», «здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя, как средства достижения жизненных успехов.

Именно поэтому педагогами должно рассматриваться формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полное физическое, нравственное, психическое и социальное благополучие. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни — залог успешной социализации личности.

Каковы возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни младших школьников?

Эта проблема определила выбор темы курсовой работы – «Формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе внеурочной деятельности»

Объект исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни младших школьников.

Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство формирования основ здорового образа жизни младших школьников.

Цель исследования: теоретическое изучение роли внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеклассной работы.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
  3. Дать общую характеристику внеурочной деятельности младших школьников.
  4. Описать опыт формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

Глава 1. Формирование здорового образа жизни младших школьников как психолого-педагогическая проблема

1.1. Здоровый образ жизни младшего школьника как педагогическое явление

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «. что важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи». Далее президент отметил, что востребованы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для младших школьников младшего возраста, так как именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые необходимо начинать формировать в школе [21; 1].

Как было сказано ранее, вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда И.И. Брехмана, Л.С. Выготского, Г.К. Зайцева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, Л.Г. Татарниковой, К.Д. Ушинского и др.). Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства младших школьников было выявлено нарушение зрения, на втором месте — нарушение осанки, на третьем месте – наличие хронических заболеваний и совсем мало, младших школьников, которые в свою очередь признаны практически здоровыми [22].

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования.

Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными:

  1. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры;
  2. Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций [22].

Здоровье во многом зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни, как необходимое, но не достаточное условие, предполагает отсутствие вредных привычек.

Ухудшение здоровья младших школьников школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Для более полного раскрытия механизма формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни выделяют основные критерии:

  • когнитивно-смысловой;
  • эмоционально-волевой;
  • деятельностный;
  • рефлексивно-оценочный.
Читайте также:  Исследования преступления против здоровья

Данные критерии тесно связаны между собой. Причем эта взаимосвязь является системной, поскольку ценностная ориентация на здоровый образ жизни – это целостное образование, в котором в неразрывной связи находятся субъективно-личностные компоненты, выражающие внутренний план отношения младшего школьника к данной ценности и объективно-практические действия [23].

Формирование у младшего школьника здорового образа жизни является одним из ведущих факторов развития культуры здоровья, осознания им необходимости быть здоровым. В процессе формирования у детей здорового образа жизни важно задействовать игровые, тренинговые, художественные формы работы, предполагающие активное участие школьника в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению представлений о здоровом образе жизни.

Так же формирование здорового образа жизни происходит в течение всей жизни, поэтому, рассматривая этот процесс в отдельно взятом возрастном периоде, следует говорить о формировании ориентации на здоровый образ жизни. Однако в литературе не встречается подобного понятия, и процесс формирования здорового образа жизни не конкретизируется с позиции возрастных особенностей. Все это потребовало введения понятия «ориентация на здоровый образ жизни». Ориентация на здоровый образ жизни – то есть это совокупность действий субъекта, направленных на анализ своего образа жизни и планирование дальнейшего поведения с целью реализации здорового образа жизни [8].

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Здоровье детей является общей проблемой педагогов, медиков и родителей. Условия школьной жизни являются более значимым фактором для формирования здоровья учащихся, чем, например, получаемый от родителей усилия органов медицины, здравоохранения. Решить проблему только оздоровлением и лечением детей, уже заболевших, невозможно. Только своевременное, целенаправленное, систематическое проведения комплекса профилактических и реабилитационных мероприятий, в первую очередь в сфере школьной жизни, позволит исключить негативные тенденции в динамике показателей здоровья [11].

Причинами ухудшения здоровья детей младшего школьного возраста является перегрузка учебным материалом, медицинская и психологическая неграмотность части учителей, недостаточное внимание к двигательной активности и физической активности ребенка.

Поэтому в основе работы педагога в образовательных учреждениях должно лежать создание традиций ЗОЖ. Ребёнок должен расти с сознанием того, что от его знаний в области гигиены и санитарии зависит сохранение и накопление его здоровья [4].

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Педагогическая служба школы может влиять на формирование, а значит, и на состояние и развитие здоровья ученика. Для этого должны быть созданы оптимальные условия, способствующие обеспечению общего комфорта участников образовательного процесса, особенно позитивных настроений у школьников. Несмотря на трудности сегодняшнего дня, школа может и должна играть активную роль в укреплении здоровья детей и утверждении ЗОЖ.

1.2. Содержание, формы и методы формирования здорового образа жизни у младшего школьника в процессе внеурочной деятельности

Одним из возможных решений проблемы, ухудшения здоровья младших школьников, является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Содержание работы в образовательных учреждениях осуществляется посредством

— внеклассной воспитательной работы;

В первой половине дня проводится учебная работа, организованная учителями по освоению школьниками учебной программы. Вторая половина дня посвящена воспитательной работе и направлена на формирование личности ребенка. Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, учитель создает в группе продленного дня обстановку, благоприятную для развития каждого ребенка.

Сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия учащихся и учителя: пассивный, активный и интерактивный методы.

Пассивный метод — это такая форма взаимодействия, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учениками осуществляется посредством опросов, самостоятельных работ, чтения, контрольных работ, тестов и т. д.

Активный метод — это такая форма взаимодействия, при которой учитель и ученики взаимодействуют друг с другом. Обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. В ходе урока учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса.

Интерактивный метод (с лат. inter — взаимный, act -действовать) — это форма взаимодействия, при которой учитель и ученики находятся в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения [21].

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих товарищей. Большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. На основе такого опыта формируется новое знание.

Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение отдается простым методам и приемам:

  1. чтению;
  2. наблюдению за природой;
  3. «урокам здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса;
  4. не менее популярным методом при формировании у младших школьников основ здорового образа жизни являются практические занятия;
  5. беседы — очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек и т.д.;
  6. рисование — мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях;
  7. игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка.

В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Желательно, чтоб подвижные игры проводились на воздухе, что улучшает обмен веществ и работу органов.

Что касается интеллектуальных игр, то такие игры направлены на закрепление понятий, знаний, знаний по проблематике здорового образа жизни [12].

Знания о ЗОЖ и умения в этом направлении можно формировать не только в ходе уроков или внеклассных занятиях, но, а также во внеурочной деятельности.

Итак, здоровье — мера жизни проявлений человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности. Здоровье каждого человека в большей степени зависит от его окружения и личного поведения в отношении своего здоровья, т.е. от образа жизни, чем от врожденных факторов или медицины. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достаточно активного долголетия.

Таким образом, в работе, направленной на формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников такие методы работы с детьми как занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия просмотр. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе.

Глава 2. Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни у младшего школьника

2.1. Общая характеристика внеурочной деятельности младших школьников

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Читайте также:  Школа здоровья гиподинамия план занятий

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [16].

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь — это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Задачи внеурочной деятельности:

  1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.
  2. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.
  1. Улучшить условия для развития ребенка.
  2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням [12].

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог ведёт здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:

  • территориальное расположение образовательного учреждения;
  • уровень развития дополнительного образования в школе;
  • программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
  • кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе психолога, социального педагога, педагога-организатора, вожатого и др.),
  • материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.

Итак, «воспитательная деятельность» – это деятельность по организации воспитательного взаимодействия с целью создания благоприятных условий для развития личности воспитанника в условиях школьного коллектива [17].

2.2. Опыт формирования здорового образа жизни у младшего школьника во внеурочной деятельности

Формирование здорового образа жизни младших школьников возможно в рамках внеурочной деятельности посредством реализации разнообразных программ. Это «Закон Российской Федерации «Об образовании», «Программы внеурочной деятельности, направленные на ЗОЖ» «Здоровей-ка», «Подвижные игры», «Дни здоровья» и др. [25].

Интересен опыт работы учителя начальной школы Шамсутдинов Фанзил Фалхазович, г. Павино. Педагогам реализуется программа «Формирование культуры ЗОЖ у младших школьников». «Тропинка здоровья», с учащимися 2го класса.

Цель программы: направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

  • воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, формирование у учащихся культуры общения, развитие коммуникативных умений;
  • обучающая – обучение детей нормам ЗОЖ, учиться быть здоровыми душой и телом, формирование и совершенствование двигательных навыков;
  • оздоровительная – укрепление здоровья учащихся во время учебного процесса и во внеурочной деятельности.

Содержание программы построена так, чтобы ребенок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую, спортивную) формировал потребность в ЗОЖ.

Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Курс рассчитан на 4 года обучения, с 2г. г., состоит из четырех блоков. Блоки повторяются в каждом классе, но углубляется материал, усложняются формы работы.

Содержание санитарно-гигиенического 1 блока «Мое здоровье» дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха.

Содержание социального 2 блока «Мои друзья» и одноклассники» направлено на приобретение учащимися навыков оказания первой медицинской помощи, профилактики поведения, психологическую подготовку к действиям в экстремальных ситуациях, изучение различных сторон личности (психическое здоровье, отношение к внешнему миру ).

Содержание семье ведического 3 блока «Моя семья» формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, реализации ЗОЖ в семье.

В содержании 4 блока «О вредном и полезном» рассматриваются вопросы о формировании негативного отношения к вредным привычкам и позитивного к полезным привычкам, оценивание качества своего здоровья.

  • повышение функциональных возможностей организма учащихся;
  • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
  • повышение приоритета ЗОЖ;
  • повышение развития творческой активности учащихся, стремления самовыражения в различных видах полезной деятельности;
  • создание благоприятной психологической обстановки в классе; формирование комфортных способов взаимоотношений между учащимися, между детьми и взрослыми;
  • поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

Материал по формированию культуры ЗОЖ можно использовать фрагментально на разных видах внеурочной деятельности: в текстах и предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению и окружающему миру, играх и соревнованиях на уроках физической культуры.

Неуместно оценивать интерес детей к ЗОЖ, но практические работы должны оцениваться. Это могут быть дипломы, например: «За спортивные достижения», «Лучший знаток спорта», «За доброту и отзывчивость», «Самый быстрый», «Самый ловкий» и т. д. Для объективного и систематического оценивания достижений учащихся проводить викторины, тесты, соревнования. «Устный журнал» подведет итог большой работы по формированию ЗОЖ у младших школьников, начатой в 2010 году.

Условия для реализации программы:

  • кабинет (классная комната), спортзал, школьная и центральная детские библиотеки;
  • аудио, видео аппаратура, набор кассет с детскими песнями;
  • спортивный инвентарь;
  • книги, иллюстративный материал, учебные пособия, журналы, статьи по теме ЗОЖ, статьи по выполнению исследовательских проектов;
  • тесный контакт с родительским комитетом;
  • помощь родителей при проведении классных мероприятий.

Формы и приемы по формированию у младших школьников культуры ЗОЖ:

  • конкурсы рисунков;
  • выставка фотографий из семейного альбома;
  • конкурсы плакатов, газет;
  • исследовательские проекты;
  • викторины;
  • спортивные соревнования;
  • экскурсии.

Таким образом, программа построена с учетом возрастных особенностей, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.

Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач начальной школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности младшего школьника.

Источник

Adblock
detector