Психологическое здоровье дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:25, курсовая работа
Описание работы
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.
Содержание работы
Вступление……………………………………………………….2
Психологическое здоровье дошкольников……………………5
Психологические особенности детей-логопатов…………….16
Изучение психологического здоровья детей-логопатов…….24
Выводы…………………………………………………………..29
Список литературы………
Файлы: 1 файл
Документ Microsoft Office Word (2).docx
- Вступление…………………………………………………… ….2
- Психологическое здоровье дошкольников……………………5
- Психологические особенности детей-логопатов…………….16
- Изучение психологического здоровья детей-логопатов…….24
- Выводы………………………………………………………….. 29
- Список литературы………………………………………..…… 31
- Приложение…………………………………………………… ..32
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания. (К. Д. Ушинский)
По наблюдениям педагогов дошкольного учреждения с каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют проблемы в адаптации, поведении и эмоциональной сфере, которые проявляются в виде тревожности, неуверенности в себе, заниженной самооценке, агрессивности, возбудимости, нарушениях речи. Общение с окружающими детей-логопатов очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности.
Именно в дошкольном возрасте ребёнок приобщается к общечеловеческим ценностям, устанавливаются первые взаимоотношения с окружающими и возникают трудности с установлением социальных контактов. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Ребёнку дошкольного возраста свойственна ранимость и чувствительность. Не каждый ребенок способен справиться с такими переживаниями, и это приводит к закреплению негативных состояний, которые существенно влияют на здоровье каждого.
Связь между здоровьем и поведением человека является очевидной и одновременно очень сложной. Поведение человека формируется с детства под влиянием окружения (родители, семья, сверстники, детский сад, школа, СМИ и т.д.) как сознательно, так и бессознательно — на основе эмоционального восприятия. Поведение, связанное со здоровьем, является неотъемлемой частью стиля жизни человека.
Воспитание психологически грамотных и здоровых людей, которые умеют изучать самих себя, развивают свою личность, заботится о своем здоровье и здоровье окружающих людей, является одной из задач
современных дошкольных учреждений, значительное внимание должно уделяться сохранению и укреплению защитных сил детского организма, смягчению жестких воздействий окружающей среды на него, избежание искусственной экстремальности в ежедневном быту и упрощению процесса социализации дошкольника.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны помочь ребёнку научиться заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей, понимать значение здорового способа жизни, общаться с другими, доброжелательно относиться к сверстникам и близким людям.
В рамках психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста логопедических групп ДОУ №244 наблюдалось отрицательное влияние недоразвития речи на общее психическое развитие ребенка, затруднение его общения с окружающими. Речевые нарушения отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при умственной отсталости, при задержках психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения. Однако в каждом из названных случаев нарушения речевой деятельности имеют своеобразный характер и специфическую структуру. В каждом случае требуется особая система коррекционно-воспитательного воздействия. Поэтому было принято решение исследовать психологической службой ДОУ №244 психологическое здоровье детей-логопатов.
Целью данной работы является изучение особенностей психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Предметом исследования данной работы является уровень развития психологического здоровья детей.
Объектом исследования являются дети младшего и старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: дети, которые имеют нарушения развития речи имеют низкий уровень развития психологического здоровья.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста;
2. дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. дать сравнительный анализ психологического здоровья детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря следующим методам работы:
— изучение теоретических и прикладных исследований в области общей, возрастной и специальной психологии;
— сравнительный анализ исследуемой проблемы на основе изученной литературы.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.
От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения Украины, можно предположить, какой будет украинская действительность в 2010-2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев — практически невозможно.
Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в качество жизни народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.
В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как « психически не болен, но психологически уже не здоров».
Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).
Здоровье — комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия». [3, с.45]
В психологии здоровья многие авторы придерживаются системного подхода к его рассмотрению (О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов). В самом общем приближении выделяют биологический, психологический и социальный уровни функционирования. Рассматривая здоровье человека, исследователи на биологическом уровне ищут механизмы, обеспечивающие нормальную его жизнедеятельность; на психологическом уровне рассматривают понятие «здоровой личности» и условий ее формирования; на социальном уровне делают акцент на полноценном выполнении человеком своих социальных функций. [9]
Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.
Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья; это фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.
И.В.Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной. [6, с.153]
Данный теоретический ход осуществлен в духе традиций отечественной психологии. Так, А. Н. Леонтьев указывал на необходимость разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении». [10,с.385] Б. С. Братусь, анализируя тенденции современного общества, утверждает, что для все большего количества людей становится характерным диагноз « психически здоров, но личностно болен».[2, с.77]
Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг — между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова — как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты.
Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек — это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: высший — креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный — дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество», средний — адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность. [26, с.42]
В основном, все исследователи сходятся в таких ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность.
Многие ученые психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Н.В. Маслова) описывают психологически здорового человека в следующих характеристиках:
-Наличие ориентации на реальность;
— Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
— Центрованность на проблеме, а не на себе;
— Наличие потребности в одиночестве;
-Автономность и независимость;
— Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
— Идентификация с человечеством;
— Способность к близким отношениям с людьми;
— Наличие чувства юмора (а не сарказма и насмешек); высокая креативность;
Источник
Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.
Оглавление
Введение……………………………………………..…………………….3
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………. 6
1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..13
1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста…………………………………………………………15
1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.2. Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41
2.3. Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46
Заключение……………………………………………………………………. 50
Библиография………………………………………….……………………….52
Приложение……………………………………………………………………..55
Файлы: 1 файл
курсовая на печать.doc
Федеральное государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический
Университет имени И.Н.Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им.И.Н. Ульянова»)
Кафедра дошкольной педагогики
Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Автор работы: Лаврентьева Елизавета Игоревна
Шифр работы_______факультет педагогики, психологии и управления
Специальность: Дошкольная педагогика и психология
Руководитель работы: доцент кафедры дошкольной педагогики,
Стожарова Марина Юрьевна
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………. 6
1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте………………………………………………………… ………………..13
1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста………………………………………………………… 15
1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.2. Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41
2.3. Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46
Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности
От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения России 90-х гг., можно предположить, какой будет российская действительность в 2010–2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в качество жизни народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.
В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».
Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).
Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является психологическое здоровье дошкольника, включающее в себя психическое, социальное и физическое состояние ребенка.
Предметом исследования является процесс формирования психологического здоровья дошкольника.
Была выявлена гипотеза — формирование психологического здоровья дошкольника возможно при условиях:
— благополучной обстановке в семье;
— гармоничного развития личности;
— позитивного общение со сверстниками;
— хорошего эмоционального и физического состояния ребенка.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия.
Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «отсутствие психических, физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие»
— структурная и функциональная сохранность систем и органов человека
-индивидуальная приспособляемость к физической и общественной среде
— сохранность привычного самочувствия
Н.Д. Лакостина, Ушаков Г.К. [13] выделили критерии психического здоровья:
Детерминированность психических явлений;
Адекватность реакций на физические, биологические, психические влияния;
Соответствие реакций силе и частоте внешних раздражителей;
Чувство положения в среде себе подобных, умение уживаться с ними;
Чувство ответственности за потомство и близких;
Способность изменить поведение в зависимости от жизненных ситуаций;
Самоутверждение в коллективе без ущерба для остальных;
Способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
С точки зрения Ананьева [1] психическое здоровье можно рассматривать не с негативной точки зрения (как отсутствие чего-либо), а с позитивной, так же как способность к постоянному развитию и обогащению личности. Эти новые концепции предусматривают тенденцию к развитию, самореализации, способность руководить своими действиями и поступками, иметь развитую систему ценностей, адекватно воспринимать себя и окружающих, т. е. в основе психического здоровья лежит зрелость личности. Основные свойства:
1. Конгруэнтность — выражается в соответствии его поступков и переживаний. («Я делаю то, что мне нравится»);
2. Стремление к аутентичности, естественности выражения самостоятельности себя, но для начала надо помнить «кто я?».
В психологии здоровья многие авторы придерживаются системного подхода к его рассмотрению (О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов). В самом общем приближении выделяют биологический, психологический и социальный уровни функционирования. Рассматривая здоровье человека, исследователи на биологическом уровне ищут механизмы, обеспечивающие нормальную его жизнедеятельность; на психологическом уровне рассматривают понятие «здоровой личности» и условий ее формирования; на социальном уровне делают акцент на полноценном выполнении человеком своих социальных функций. [8]
Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Под ним ей понимаются те психологические аспекты психологического здоровья, которые относятся к личности в целом и находятся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Психологическое здоровье является, с одной стороны, необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, с другой обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течении всей его жизни.
Термин «психологическое здоровье» подчеркивает нераздельность телесного и психического в человеке, необходимость того или иного для полноценного функционирования. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования Джуэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.
Обобщенный портрет психологически здорового человека — это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя не обязательно обретающим для него четкую формулировку. Он находится в постоянном развитии. Ключевым словом, для его описания, является «гармония», или «баланс». Это прежде всего гармония между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим. Но кроме этого гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. [24]
Синоним психического здоровья — психическое благополучие.
Психическое благополучие это целостное состояние личности, которое часто описывается в понятиях «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний духовный комфорт» [11]. Для его обеспечения в ДОУ необходимо создать приятную микросреду для каждого воспитанника в «детском обществе» в системах отношений «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый».
Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников (Е.В. Агафонова, И. Б. Куркина, Г.К. Марченко):
• поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям (они основаны на продуктивной переработки информации)
• социально применяемые способы самоутверждения и самовыражения;
• положительный эмоциональный фон, оптимистичный настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
• равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
• доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается и понятие «эмоциональное благополучие», которое , наш взгляд, уже понятия «психическое здоровье» и отражает только некоторые стороны личностного развития . Обеспечение эмоционального благополучия в дошкольном возрасте является одним из важных условий психического здоровья ребенка и благоприятного развития личности .
Источник