Меню

Курсовая работа по теме школа здоровья

Курсовая работа Роль медицинской сестры в реализации программ Школ здоровья в амбулаторно поликлинических учреждениях

Название Курсовая работа Роль медицинской сестры в реализации программ Школ здоровья в амбулаторно поликлинических учреждениях
Дата 26.05.2020
Размер 25.58 Kb.
Формат файла
Имя файла Kursovaya_Ermolenko2.docx
Тип Курсовая
#125673
Подборка по базе: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (Хазиева С.Ф. ЭПО-19бзу).docx, Курсовая работа по гражданскому праву.docx, практическая работа 8.docx, Контральная работа №2 работа в среде MS EXCEL ВАРИАНТ №41.docx, практическая работа по информатике 2.docx, практическая работа 3.docx, Лабораторная работа №9.pdf, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5_ОЗО_ПП-2.docx, Курсовая работа.doc, 4 работа.docx

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение « Курский базовый медицинский колледж»
Профессиональный модуль «…».

ЦМК сестринского ухода и общепрофессиональных дисциплин.
Специальность «Сестринское дело»

Квалификация – медицинская сестра/медицинский брат.

« Роль медицинской сестры в реализации программ Школ здоровья в амбулаторно — поликлинических учреждениях »

Выполнила: Ермоленко Юлия Игоревна

студентка 4 курса 1 медсестринской группы
Руководитель: Реутова Нелли Николаевна
Курсовая работа сдана

«_____»__________ 20___ г.

Защита курсовой работы «___»__________ 20___ г.

Результат защиты: ____________

Подпись руководителя __________

Курск- 2020
Содержание.

Введение.
В пoследнее время бoльшое значение в улучшении качества жизни и достижении активного дoлгoлетия придается не тoлькo мерoприятиям лечебного характера, нo и пoвышению урoвня знаний пациентов o свoем забoлевании. Это помогает пациентам узнавать наиболее опасные факторы риска для развития их заболевания; предполагаемые осложнения, которые могут привести к тяжелым последствиям (вплоть до смерти); и оказанию необходимой помощи себе и другим людям с таким же заболеванием.

Если между пациентами и медработниками не будет сотрудничества, то невозможно будет реализовать теоретические знания на практике. И мы получим тяжелые и необратимые последствия в организме человека. Каждый пациент в праве знать всю необходимую информацию о своем заболевании чтобы предотвратить нежелательные состояния; он сам решает следовать рекомендациям медработника или слушать свой внутренний голос.

В более молодом возрасте люди не задумываются, что через некоторое время им придется столкнуться с заболеваниями в разных стадиях развития. А когда это происходит, то изо всех сил они пытаются все изменить в лучшую сторону. Причина тому – человек хочет продлить свою жизнь, радоваться каждому дню, ведь у большинства есть родные, близкие и друзья с которыми хочется проводить больше времени без проблем и забот.

Время не стоит на месте, цивилизация развивается для более качественной и легкой жизни; плохая экология; некачественное и неполноценное питание; рост вредных привычек; профессиональные вредности; гиподинамия (пониженная подвижность) и многие другие факторы. Все это приводит к низкому уровню здоровья, то есть росту числа различных хронических заболеваний, а они в свою очередь к низкому качеству жизни и уменьшению продолжительности жизни.

Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что население недостаточно информировано о «школах здоровья», как о современной профилактической технологии. Люди имеют низкий уровень медицинских знаний, касающихся своего заболевания. «Школы здоровья» новое направление в России и в Курской области

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертензией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.

Цель курсовой работы : показать значимость роли медицинской сестры в реализации «школ-Здоровья»

Задачи курсовой работы :

1.Провести обзор источников литературы и интернет ресурсов.

2.Охарактеризовать работу «школ-Здоровья»

3.Описать роль медицинской сестры в реализации программ «школ-Здоровья»
1. ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ.

1.1 Понятие школа здоровья, цели и функции.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Школа здоровья включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства Здравоохранения РФ от 16.07.2001г. № 268 «Система стандартизации в Здравоохранении Российской Федерации»)

Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах.

Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:

•повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;

•повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

•формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

•формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

•формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

•формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Задачи Школ здоровья:

–в доступной форме информировать населения о причинах механизмах развития заболевания;

–ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний;

–формировать рациональное и активное отношение человека к здоровью с мотивацией оздоровления;

–повышать ответственность человека за сохранение своего здоровья;

–формировать умения и навыки по самоуходу и самопомощи;

–добиваться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний;

–ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

Школы здоровья организуются и формируются по наличию определенного хронического неинфекционного заболевания и факторов риска его развития у пациента.

Учитывая высокие показатели смертности от болезней системы кровообращения, в первую очередь отдается предпочтение Школам здоровья для больных с артериальной гипертонией, больных с ишемической болезнью сердца, школам здоровья профилактики инсульта.

Также уделяется особое внимание профилактике хронических неинфекционных заболеваний, таких как сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, органов кроветворения и др. Организация и работа Школ здоровья по этим заболеваниям необходима в том числе.

Методологической основой занятий в Школе здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья используется цикловой метод обучения, а занятия строятся по принципу « от простого к сложному». В ходе проведения занятий ведется открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни.

Согласно форме № 30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья»:

В учреждениях здравоохранения должны быть документы, регламентирующие работу «школ здоровья»:

1.Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями:

ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Приказ МЗ РФ от 23.09.2003г. № 455 « О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»

2.Приказ главного врача учреждения здравоохранения об организации работы «школы здоровья»:

–осуществлять личный контроль организаций «школ-Здоровья» в лечебно-профилактических учреждениях Курской области;

–обеспечить лечебно-профилактические учреждения методическими руководителями по реализации программ «школ-здоровья»

3. Положение об организации работы «школы здоровья».

4. Критерии оценки эффективности работы «школы здоровья».

5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях, оздоровительных центрах.

В настоящих условиях при имеющихся ресурсах профилактическая медицинская услуга («школа здоровья») под руководством врача осуществляется медицинской сестрой. Медицинская сестра руководствуется приказом главного врача учреждения в соответствии с положением о Школе. В приказе главного врача учреждения ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг, инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, статистические формы регистрации и учета, инструкция по оценке качества и эффективности работы, план и график работы, закрепляется помещение для проведения занятий, перечень оборудования. Врач обеспечивает подготовку медицинской сестры для выполнения этих работ, рассматривает возможности поощрения за работу, ее объем и качество.

Пациенты приглашаются медицинской сестрой на занятия в школу-Здоровья. Пациенту выдается направление на посещение Школы, заполненное по форме, утвержденным главным врачом, там медицинская сестра рассказывает по сколько занятий проводит с группой, по сколько времени проходят занятия, в каких условия проходят занятия, какое оборудование имеется в удиториях. После окончания обучения пациенту выдается справка об успешном окончании обучения.

Ежегодно медицинская сестра проводит обучение с огромным количеством людей. Работа медицинской сестры ведется в соответствии с планами, положениями об организации Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности работы медицинской сестры по разработанным критериям. Занятия в Школах медицинская сестра проводит с использованием плакатов, муляжей, спортивного инвентаря и др. Для закрепления информации демонстрируются видео- и DVD-фильмы. Центр медицинской профилактики оказывает методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляет контроль за их деятельностью.

1.3 Структура школ здоровья и оборудование помещения для проведения занятий и оснащение.

Для организации Школы необходимо:

1.Наличие обученного персонала в соответствии с требованиями по выполнению сложных и комплексных медицинских услуг.

2.Наличие в учреждении лицензии на образовательную деятельность по обучению пациентов.

3.Обеспечение условий для эффективного функционирования.

Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

–ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

–статистические формы регистрации и учета;

–план и график работы;

–закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек). Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут).

Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной

Обязательное оборудование Школы:

–помещение для занятий площадью 4 м на 1 место, не менее 24 м ;

–столы и стулья в количестве 15 штук;

–доска (большой блокнот — флипчарт), мелки, бумага, фломастеры,

–информационные материалы для пациентов (муляжи, дневники,

брошюры, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

–проектор (мультимедиа), компьютер, экран;

–принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

–аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

–Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры — не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

–Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

–Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметровая лента для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

–Школа для беременных- мячи гимнастические, кукла-пупс, пеленки, распашонки, средства ухода за новорожденным, аптечка новорожденного.

–Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

2. РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАБОТЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ.

Большое значение в реализации национального проекта «Здоровье» отводится самому многочисленному звену работников здравоохранения — среднему медицинскому персоналу.

Пропаганда здорового образа жизни, активное выявление лиц с факторами риска, постоянное наблюдение за хроническими больными, в том числе с нестабильным течением заболевания, обучение пациентов самоконтролю за своим состоянием — все это ложится на плечи медицинских сестер.

В настоящее время работу медицинской сестры можно рассматривать как новый вид профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, целью которого является сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

Чрезвычайно ответственной частью профилактической работы медицинской сестры является ведение школ для пациентов. Конечной целью любой школы является подготовка больного к самостоятельному управлению своим здоровьем, улучшение качества жизни, стабилизация течения заболевания, снижение количества осложнений.

В задачи медицинской сестры, ведущей школу, входят разъяснение в доступной форме этиопатогенеза заболевания и его осложнений, возможностей немедикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи. Обучение пациента способам управления хроническими заболеваниями приобретает особый смысл и становится частью ежедневной работы. Находясь на первом этапе просветительской деятельности, медицинская сестра старается установить активное эмоциональное воздействие и в максимально щадящей форме объяснять возникшую проблему у пациента. Медицинская сестра помогает пациентам быть вовлеченными в обучающий процесс и вносит свой личный вклад в профилактику заболеваний, удовлетворенность пациентов лечением. Обучение в школе проходит в форме чередующихся теоретических и практических занятий, на которых медсестра играет роль наставника.

В школах-Здоровья медицинская сестра проводит занятия группой. В процессе просветительской деятельности медицинские сестры могут использовать различные средства: видео — и аудиоматериалы, информационные буклеты, памятки, плакаты.

Медицинская сестра является творчески мыслящим, активным членом лечебной бригады, ее задача формировать у пациента чувство ответственности за свое здоровье перед собой и родственниками.

Справедливости ради следует отметить, что в последнее время подчеркивается возрастающая роль сестринского персонала в деле просвещения населения, создания и поддержания позитивных изменений в их образе жизни.

2.1. Методика проведения занятий в «Школах здоровья».

1. Для пациентов с артериальной гипертензией:

Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги») и классифицируется 04.12.01 91500.09.0002-2001:

1 – Школа для больных с АГ.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Занятие 3. Физическая активность и здоровье.

Занятие 4. Стресс и здоровье.

Занятие 5. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.

Медицинская сестра на занятии обучает пациентов измерению артериального давления, пользованию тонометром, фонендоскопом, подсчету ЧСС. Обучает правилам ведения дневника самоконтроля по показаниям артериального давления, правилам приема лекарственных препаратов. Обучает правилам диетотерапии, профилактики осложнений.

2. Школа для пациентов с бронхиальной астмой:

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.

Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?

Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.

Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.

Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.

Медицинская сестра на занятии обучает правилам ведения дневника самоконтроля (ПСВ), пикфлуометром, правилам пользования карманным ингалятором, порошковым ингалятором, небулайзером, медицинскими препаратами. Обучает правилам диетотерапии, профилактики осложнений.

3. Школа для пациентов с сахарным диабетом 2 типа:

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.

Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?

Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.

На занятии медицинская сестра обучает пациентов правилам пользования глюкометром и ведению дневника самоконтроля, при переводе с таблетированного лечения на инсулин пользоваться инсулинными шприцами, тест-полосками, тонометром, фонендоскопом для измерения АД, напольными весами для контроля веса. Обучает подсчету хлебных едениц (1 ХЕ равна 12 грамм углеводов), соблюдению диеты № 9 и питанию по таблицам. Обучает правилам диетотерапии, профилактики осложнений.

4. Школа для психологической подготовки семьи к рождению ребенка (Школа матери):

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященным основным наиболее важным вопросам периода беременности и родов.

Занятие 1. Изменения в организме женщины, связанные с беременностью.

Занятие 2. Психологические особенности женщины в период беременности и родов. Послеродовые психологические кризисы.

Занятие 3. Роды. Возникновение и подавление боли в родах.

Занятие 4. Грудное вскармливание. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.

Занятие 5. Ребенок первого года жизни.

Медицинская сестра обучает пациентов правилам личной гигиены, питания, подготовки молочной железы к кормлению ребенка, физическим нагрузкам, правилам немедикаментозного обезболивания родов и усилению потужной деятельности, правилам соблюдения асептики и антисепки, правилам ухода за новорожденным: утреннему туалету новорожденного, уходу за пупочной ранкой, купанию – первой ванночки, пеленанию. Правилам кормления новорожденного, безопасной окружающей среды. Объясняет о факторах риска преждевременных родов, переношенной беременности, анемии, инфекционных и неинфекционных болезней и их профилактики.

5. Школа ЗОЖ для желающих бросить курить:

Полный цикл включает 2 занятия по 145 минут, телефонное и индивидуальное консультирование (160 минут).

Занятие 1. Курение и здоровье.

Занятие 2. Как отказаться от табачной зависимости.

Медицинская сестра обучает пациентов правилам, чтобы бросить курить. уменьшение в количестве сигарет, правилам физической нагрузки, правилам питания, правилам вновь не начать курить. Обучает правилам факторов риска заболевания верхних дыхательных путей, туберкулез, рак легких.

–занятия проводятся в группах по 8-10 человек;

–контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;

–набранная группа пациентов является «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;

–критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хр. заболеваний в стадии декомпенсации.

В зависимости от профиля Школы здоровья к проведению занятий в Школах активно привлекаются медицинские сестры, психологи и другие специалисты. В последние годы в проведении занятий в Школах значительное место отводится среднему медицинскому персоналу. Они проводят практические занятия, обучают пациентов правилам тонометрии, приемам доврачебной помощи, правилам ведения дневника самонаблюдения, индивидуально определяют факторы риска, проводят тестирование пациентов. После занятий заполняют листок-вкладыш в амбулаторную карту, журнал учета занятий, фиксируют наличие факторов риска у каждого проучившегося пациента для оценки эффективности проводимых занятий.

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.

Медицинская сестра обеспечивает Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса в обучении и, содержащий справочный материал.

Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника управление стрессом).

2.2 Перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья.

1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья. Учёт пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий. Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам таблицы.

2. Медицинская карта амбулаторного больного. В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и темы каждого занятия, заверенные медицинским работником, проводившим занятие. Для тех, кто прошел обучение в Школе здоровья, на лицевой стороне медицинской карты амбулаторного больного ставится отметка «Школа (наименование Школы)», с указанием даты завершения занятий в Школе «____» ____________20___ г.

3.Учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденная приказом МЗ РФ от 23.09.2003 года №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации».

4. Годовая отчетная форма №30 «Сведения о лечебно профилактическом учреждении», утвержденная постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 года № 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики (4809).

5.«Журнал обучения пациентов в Школе здоровья» по установленной форме.

6. «Годовой отчет о работе Школ здоровья».

2.3 Критерии эффективности «Школ здоровья» и факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи.

Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.

Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.

•Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.

•Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.

3.Уменьшение распространения вредных привычек.

4.Экономический эффект от снижения: временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний.

Достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между медицинской сестрой и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. В конечном итоге только сам пациент выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарственных препаратов, изменить ли привычный образ жизни, воспользоваться ли нетрадиционными методами лечения. Одним из путей формирования партнерства мед сестр, врача и пациента является обучение пациентов в Школах здоровья. Цель создания Школ- научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений.

В России накоплен более чем 10-летний опыт работы Школ здоровья для пациентов с различными хроническими заболеваниями. Школы здоровья успешно позволяют снизить количество больных с тяжелыми формами заболеваний, частоту визитов к врачу и число госпитализаций, сократить потери по временной нетрудоспособности и инвалидности, снизить смертность, улучшить качество жизни пациента и выработать у него правильное отношение к своему заболеванию и лечению.

Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в «школах здоровья» неразрывно связаны с качеством профилактической помощи в целом. Эти факторы можно разделить на несколько групп:

•факторы отношений и взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентами, их межличностные отношения;

•​факторы профессиональной компетентности медицинских работников;

•​факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество.

Основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в «школах здоровья» являются:

1)​ Адекватность – соответствие программы обучения пациентов, форм и методов обучения достижению поставленных целей.

2)​ Действенность – сила воздействия обучающей программы в Школе и степень достижения поставленной цели обучения.
3)​ Эффективность – величина, при которой программа обучения достигает цели улучшения состояния здоровья (медицинская, социальная и экономическая эффективность).

4)​ Результативность – достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения.

5)​ Оптимальность – соответствие программы обучения в Школе современным стандартам.

6)​ Преемственность и непрерывность – реализация программ обучения в Школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля.

7)​ Удовлетворенность – соответствие программы обучения в Школе, психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям (пациента и врача).

8)​ Законность – соблюдение Конституционных прав, Законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов.

9)​ Доступность – возможность получения пациентом с определенным заболеванием обучения в «школе здоровья» в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических).

Для достижения качественного обучения (адекватного, действенного, оптимального, преемственного и непрерывного, удовлетворяющего спрос населения, законного и доступного) необходимо соблюдение ряд условий:

•​подготовка медицинских специалистов для ведения обучения в школе пациентов.

•выполнение организационных рекомендаций;

​соблюдение методов и форм обучения, предложенных в программе;

•стабильность процесса и результата, их совершенствование и улучшение.

Анализ литературы и интернет ресурсов по проблеме позволили выполнить все поставленные задачи, в результате чего можно сделать следующие выводы:
«Школа здоровья» сегодня — это современная профилактическая технология. Цель создания «школ здоровья» заключается в формировании у пациентов культуры заботы о своем здоровье.

Основными задачами «школ здоровья» являются:

•сформировать партнерские взаимоотношения между медицинской сестрой и пациентом для истинного сотрудничества;

•повысить информированность пациентов о заболеваниях и факторах риска;

•информировать пациентов и формировать у них практические навыки по профилактике и лечению заболеваний.

•предупредить осложнения заболеваний и повысить качества жизни пациентов;

•создаать мотивацию к устранению нездоровых привычек;

•повысить ответственность пациента за сохранение своего здоровья;

•формировать у пациентов умения и навыки по контролю за состоянием своего здоровья;

•формировать у пациентов навыки здорового образа жизни;

•повысить приверженность к лечению;

•формировать мотивацию к выздоровлению;

•формировать навыки по оказанию экстренной само- и взаимопомощи при угрожающих жизни состояниях.

Одной из главных медицинской сестры также является предоставление пациентам объективной, современной информации о заболеваниях, способах их лечения и профилактики. Сейчас, когда с развитием Интернета доступ к информации практически безграничен, а цензура отсутствует, остро встает вопрос, с одной стороны, о недостатке достоверной информации о способах сохранения здоровья, с другой стороны, об огромном количестве дезинформации, подчас способной навредить человеку. В результате снижается приверженность лечения. Очень важна роль медицинской сестры, выполняющей педагогическую и организационную функции при обучении пациентов в «школе здоровья» (от раздачи демонстрационного материала до помощи в обучении проведения необходимых манипуляций). Работа медицинских сестер по обучению пациентов расширила диапазон их профессиональных знаний и умений в области педагогики и психологии. Можно сказать, что подготовленная для работы в «школе здоровья» медицинская сестра способна взять на себя достаточно большой объем самостоятельной работы. В лечебно-профилактических учреждениях работе «школ здоровья» должно уделяться больше внимания. Центр медицинской профилактики может оказывать помощь различного характера. Также должно быть предусмотрено достаточное финансирование типовых программ «школ-Здоровья». В основном слушателями «школ-Здоровья» для пациентов с различными заболеваниями (артериальная гипертензия, бронхиальная астма, сахарный диабет и т.д.) являются люди, возраст которых от 35 лет и старше. Все потому, что заинтересованность и ответственность населения за свое здоровье остается на низком уровне. Доказана положительная роль проведения диспансеризации в выявлении заболеваний на ранних стадиях и предотвращении осложнений. Поэтому диспансеризация и «школы здоровья» должны быть неразрывно связаны между собой. Медицинская сестра должна разъяснять всю важность обучения в «школах здоровья» пациентам, как бы тяжело это не было.

1. Нормативные акты и официальные документы.

–«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст.9.

–Федеральный закон 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года. Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года.

–приказ Министерства Здравоохранения РФ от 16.07.2001г. №268 «Система стандартизации в Здравоохранении Российской Федерации»

–Приказ Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113 «О введении в действие отраслевого классификатора» «Простые медицинские услуги»(вместе с «ОК ПМУ 91500.09.0001-2001. Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации. Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги»)

–Приказ от 06.10.2008 № 694-Д О развитии сети школ для больных хроническими неинфекционными заболеваниями в организациях здравоохранения области.

–Приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»

2. Гатилов, Д. В. «Проблемы организации работы «Астма-школы» на региональном уровне» [Текст] / Д. В. Гатилов // «Здоровье и образование в XXI веке» Выпуск 2015. № –2 –С. 14–23.

3. Все о «Астма– школе» [Электронный ресурс]. Режим– доступа:

Источник

Читайте также:  Как правильно страховать здоровье

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ………………………………………….
1.1 Понятие школа здоровья, цели и функции.
1.2 Структура школ здоровья и оборудования помещения для проведения занятий и оснащений……………………………………………………………..
ГЛАВА 2.РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАБОТЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ.
2.1 Методика проведения занятий в «Школах здоровья».
2.2 Перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья.
2.3 Критерий эффективности «Школ здоровья» и факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в «школах здоровья».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список использованной литературы…………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 методика обучения пациентов при артериальной гипертензии.……………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 методика обучения пациентов при бронхиальной астме.…
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 методика обучения пациентов при сахарном диабете…….