Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
его критерии и признаки нарушения».
Психологическое здоровье
Главные критерии
Типология нарушений психологического здоровья
В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.
|
Рассмотрим кратко каждое из представленных в данной таблице нарушений психологического здоровья.
Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.
Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном — социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.
Детей с социальными страхами легко выделить — они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии в данном случае — стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения, основная форма — разрушение чего-либо.
Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к демонстративной агрессивности — привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном варианте у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.
Если истоки проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека, а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.
Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.
Нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в подростковом возрасте, связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности — представления о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Тогда при наличии активной позиции — а в этом возрасте она наиболее типична — подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину на уроках, идти к психологу. Он как бы надевает защитную маску «у меня все хорошо», пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги. В наиболее сложных ситуациях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днем.
В пассивном варианте при внешнем соблюдении норм и правил тоже наблюдается отказ от будущего в форме страха самоопределения, нежелания думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремления «цепляться» за родителей и боязни принимать самостоятельные решения.
Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающих в процессе развития ребенка.
В заключении мы можем с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни.
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
У младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения, то есть с близкими взрослыми. У младшего школьника таким близким взрослым может оказаться и учитель. Младший школьный возраст традиционно считается “эмоционально насыщенным”. Это связано, во-первых, с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций; во-вторых, в этом возрасте нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. Живость
- непосредственного проявления чувств маленьким школьником является
- для педагогов не только ценным признаком, характеризующим
- эмоциональную сферу ученика, но и симптомом, говорящим о том, какие
- качества эмоциональной сферы надо развивать, а какие необходимо
- корректировать.
- Исходя из вышеизложенного, хочу отметить актуальность на сегодняшний
- день проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья
- детей.
- Поэтому мы поставили перед собой цель – разработать эффективную
- модель психологического сопровождения младших школьников,
- способствующую сохранению и укреплению психологического здоровья
- детей.
- Результаты эффективности системы сопровождения младших школьников
- по сохранению психологического здоровья
- 1. Диагностическая работа
- Одним из важных компонентов психологического сопровождения является
- изучение учащихся начальной школы. Мы для изучения подобрали
- методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные
- характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение
- в мире:
- тесты цветового выбора М. Люшер;
- тесты Тэммл, Дорки, Амен;
- проективные методики: “Рисунок семьи”,“Дерево”;
- методика А.П. Венгера;
- анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных
- классов Н.Г. Лускановой;
- тест школьной тревожности Филлипса;
- АСВ;
- шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера- Ханина;
- “Карта наблюдений”, предложенная и адаптированная Л.М. Ковалевой.
- Представленные методики позволяют проводить диагностику как в
- групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны.
- Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными
- других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного
- развития детей.
- Данные эмпирического исследования
- Последние четыре года, проводя набор детей в 1-е классы, я обратила
- внимание, что ежегодно в МОУ “Гимназия” поступают дети уже с высоким
- уровнем тревожности. Причем по тестам интеллектуального развития эти
- дети показывают высокий и хороший уровень.
- Результаты диагностики, проводимой в период адаптации ребят к 1
- классу (в октябре – ноябре месяце), также заставляют задуматься.
- Наиболее стабильными показателем остается “преобладание
- отрицательных эмоций”. Фактор “хроническое переутомление” имеет
- тенденцию к снижению. А по фактору “перевозбуждение” показатели не
- стабильны и зависят от года набора (возможные причины – стиль
- общения педагога).
- По полученным данным с учителями по каждому ученику, составляющими
- “группу риска”, проводилось собеседование, где определялся
- дальнейший путь их педагогического сопровождения. На консультацию
- приглашались родители, где индивидуально выяснялся стиль семейного
- воспитания, родителям объяснялось, к каким последствиям –
- отклонениям в развитии ребенка может привести их воспитательная
- неуверенность. Давались рекомендации.
- С детьми данной “группы риска” проводились занятия на снятие
- напряжения, формирование эмоциональной устойчивости.
- В конце первого класса вновь проводились исследования эмоционального
- фона. По результатам на втором году обучения снова формировалась
- группа, и проводились занятия с этой группой. Но результаты
- диагностики эмоционального состояния после окончания второго класса
- заставили задуматься.
- Таблица 1. Диагностика эмоционального состояния учащихся в сравнении
- Это привело меня к мысли, что проводимые мероприятия: определение
- педагогического сопровождения ребенка, влияние на семейную ситуацию,
- а также развивающие занятия с ребенком влияют на изменение
- эмоционального состояния ребенка, но только это единично. Остальные
- дети в классе лишены такой поддержки, и родители, сталкиваясь со
- школьными трудностями ребенка, не всегда адекватно реагируют или
- теряются и не знают, к кому обратиться за помощью.
- В 2003–2004 учебном году мною было проведено исследование, в котором
- приняли участие 50 учащихся третьих классов 9–10 лет, из них: 22
- мальчика и 28 девочек, а также их родители. Цель исследования:
- определить зависимость уровня тревожности детей от сформировавшейся
- тревожности матерей.
- Я остановлюсь на основных выводах:
- Уровень тревожности детей зависит от сформировавшегося уровня
- личностной тревожности матерей. И мы доказали это на статистически
- значимом уровне.
- С возрастом матери менее склонные транслировать ребенку свое
- эмоциональное состояние в определенный момент времени. Влияние на
- ребенка оказывает лишь тревожность матери, как свойство ее
- личности.
- Более зависимы от эмоционального состояния матери – девочки.
- Наличие нормального уровня тревожности у матери требует от нее
- больших затрат нервно- психического напряжения.
- Все эти выводы привели меня к мысли, что психологическое
- сопровождение учащихся начальной школы ради сохранения их
- психологического здоровья должно строиться по иным принципам. И я
- выделила основные из них:
- Есть множество факторов, влияющих на формирование высокой
- тревожности у ребенка. Из них есть те, которые мы изменить не в
- силах, например, состояние развития общества, экологическая
- обстановка и т.д., а есть такие, как семейные отношения, стиль
- педагогического общения, эмоциональное развитие ребенка, оказывая
- влияние на которые, при определенных стечениях обстоятельств мы
- можем изменять общую картину.
- На психодиагностическом этапе необходимо не только выявлять детей,
- для которых характерна повышенная тревожность, но и проводить
- исследования стиля семейного воспитания.
- По результатам фронтальной диагностики определяются учащиеся
- “группы риска” с которыми должны проводиться индивидуальные
- занятия по определенной для каждого программе.
- С учащимися, не попавшими в “группу риска”, следует проводить
- психопрофилактические мероприятия.
- Для родителей необходимо разработать систему работы, направленную
- на просвещение и психопрофилактику тревожности у детей.
- Проводить психопрофилактические мероприятия с педагогами.
и т.д.
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник
➤ Adblockdetector