Меню

Курсовая работа по психологическому здоровью

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

Реферат/Курсовая Психологическое здоровье

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 17.01.13. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Доклад «Психологическое здоровье,
его критерии и признаки нарушения».

Психологическое здоровье

Главные критерии

Типология нарушений психологического здоровья

В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Стиль активный Время появления
и основное содержание
внутреннего конфликта
Стиль пассивный
Защитная
агрессивность
Младенчество.
Чувство небезопасности, стремление к безопасности
Страх уничтожения (смерти)
Деструктивная агрессивность Ранний возраст.
Чувство несвободы, зависимости — стремление к самостоятельности
Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)
Демонстративная
агрессивность
Дошкольный возраст.
Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности
Страх самовыражения
Компенсаторная
агрессивность
Младший школьный возраст.
Чувство неумелости, неполноценности — стремление к ощущению собственной значимости, ценности
Страх взросления
Отрицающая агрессивность Подростковый возраст.
Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» — стремление ощутить целостность «Я»
Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Рассмотрим кратко каждое из представленных в данной таблице нарушений психологического здоровья.
Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.
Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном — социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.
Детей с социальными страхами легко выделить — они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии в данном случае — стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения, основная форма — разрушение чего-либо.
Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к демонстративной агрессивности — привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном варианте у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.
Если истоки проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека, а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.
Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.
Нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в подростковом возрасте, связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности — представления о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Тогда при наличии активной позиции — а в этом возрасте она наиболее типична — подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину на уроках, идти к психологу. Он как бы надевает защитную маску «у меня все хорошо», пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги. В наиболее сложных ситуациях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днем.
В пассивном варианте при внешнем соблюдении норм и правил тоже наблюдается отказ от будущего в форме страха самоопределения, нежелания думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремления «цепляться» за родителей и боязни принимать самостоятельные решения.
Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающих в процессе развития ребенка.
В заключении мы можем с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни.
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Читайте также:  Опасность бокса для здоровья

У младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения, то есть с близкими взрослыми. У младшего школьника таким близким взрослым может оказаться и учитель. Младший школьный возраст традиционно считается “эмоционально насыщенным”. Это связано, во-первых, с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций; во-вторых, в этом возрасте нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. Живость

    непосредственного проявления чувств маленьким школьником является
    для педагогов не только ценным признаком, характеризующим
    эмоциональную сферу ученика, но и симптомом, говорящим о том, какие
    качества эмоциональной сферы надо развивать, а какие необходимо
    корректировать.
    Исходя из вышеизложенного, хочу отметить актуальность на сегодняшний
    день проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья
    детей.
    Поэтому мы поставили перед собой цель – разработать эффективную
    модель психологического сопровождения младших школьников,
    способствующую сохранению и укреплению психологического здоровья
    детей.
    Результаты эффективности системы сопровождения младших школьников
    по сохранению психологического здоровья
    1. Диагностическая работа
    Одним из важных компонентов психологического сопровождения является
    изучение учащихся начальной школы. Мы для изучения подобрали
    методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные
    характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение
    в мире:
    тесты цветового выбора М. Люшер;
    тесты Тэммл, Дорки, Амен;
    проективные методики: “Рисунок семьи”,“Дерево”;
    методика А.П. Венгера;
    анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных
    классов Н.Г. Лускановой;
    тест школьной тревожности Филлипса;
    АСВ;
    шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера- Ханина;
    “Карта наблюдений”, предложенная и адаптированная Л.М. Ковалевой.
    Представленные методики позволяют проводить диагностику как в
    групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны.
    Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными
    других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного
    развития детей.
    Данные эмпирического исследования
    Последние четыре года, проводя набор детей в 1-е классы, я обратила
    внимание, что ежегодно в МОУ “Гимназия” поступают дети уже с высоким
    уровнем тревожности. Причем по тестам интеллектуального развития эти
    дети показывают высокий и хороший уровень.
    Результаты диагностики, проводимой в период адаптации ребят к 1
    классу (в октябре – ноябре месяце), также заставляют задуматься.
    Наиболее стабильными показателем остается “преобладание
    отрицательных эмоций”. Фактор “хроническое переутомление” имеет
    тенденцию к снижению. А по фактору “перевозбуждение” показатели не
    стабильны и зависят от года набора (возможные причины – стиль
    общения педагога).
    По полученным данным с учителями по каждому ученику, составляющими
    “группу риска”, проводилось собеседование, где определялся
    дальнейший путь их педагогического сопровождения. На консультацию
    приглашались родители, где индивидуально выяснялся стиль семейного
    воспитания, родителям объяснялось, к каким последствиям –
    отклонениям в развитии ребенка может привести их воспитательная
    неуверенность. Давались рекомендации.
    С детьми данной “группы риска” проводились занятия на снятие
    напряжения, формирование эмоциональной устойчивости.
    В конце первого класса вновь проводились исследования эмоционального
    фона. По результатам на втором году обучения снова формировалась
    группа, и проводились занятия с этой группой. Но результаты
    диагностики эмоционального состояния после окончания второго класса
    заставили задуматься.
    Таблица 1. Диагностика эмоционального состояния учащихся в сравнении

    Это привело меня к мысли, что проводимые мероприятия: определение
    педагогического сопровождения ребенка, влияние на семейную ситуацию,
    а также развивающие занятия с ребенком влияют на изменение
    эмоционального состояния ребенка, но только это единично. Остальные
    дети в классе лишены такой поддержки, и родители, сталкиваясь со
    школьными трудностями ребенка, не всегда адекватно реагируют или
    теряются и не знают, к кому обратиться за помощью.
    В 2003–2004 учебном году мною было проведено исследование, в котором
    приняли участие 50 учащихся третьих классов 9–10 лет, из них: 22
    мальчика и 28 девочек, а также их родители. Цель исследования:
    определить зависимость уровня тревожности детей от сформировавшейся
    тревожности матерей.
    Я остановлюсь на основных выводах:
    Уровень тревожности детей зависит от сформировавшегося уровня
    личностной тревожности матерей. И мы доказали это на статистически
    значимом уровне.
    С возрастом матери менее склонные транслировать ребенку свое
    эмоциональное состояние в определенный момент времени. Влияние на
    ребенка оказывает лишь тревожность матери, как свойство ее
    личности.
    Более зависимы от эмоционального состояния матери – девочки.
    Наличие нормального уровня тревожности у матери требует от нее
    больших затрат нервно- психического напряжения.
    Все эти выводы привели меня к мысли, что психологическое
    сопровождение учащихся начальной школы ради сохранения их
    психологического здоровья должно строиться по иным принципам. И я
    выделила основные из них:
    Есть множество факторов, влияющих на формирование высокой
    тревожности у ребенка. Из них есть те, которые мы изменить не в
    силах, например, состояние развития общества, экологическая
    обстановка и т.д., а есть такие, как семейные отношения, стиль
    педагогического общения, эмоциональное развитие ребенка, оказывая
    влияние на которые, при определенных стечениях обстоятельств мы
    можем изменять общую картину.
    На психодиагностическом этапе необходимо не только выявлять детей,
    для которых характерна повышенная тревожность, но и проводить
    исследования стиля семейного воспитания.
    По результатам фронтальной диагностики определяются учащиеся
    “группы риска” с которыми должны проводиться индивидуальные
    занятия по определенной для каждого программе.
    С учащимися, не попавшими в “группу риска”, следует проводить
    психопрофилактические мероприятия.
    Для родителей необходимо разработать систему работы, направленную
    на просвещение и психопрофилактику тревожности у детей.
    Проводить психопрофилактические мероприятия с педагогами.
    и т.д.

    Перейти к полному тексту работы

    Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

    Смотреть полный текст работы бесплатно

    Смотреть похожие работы

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    Источник

Adblock
detector