Реферат «Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Демидова
Реферат «Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
2. Психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования
3. Основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ
4. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
2. Психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны,в нее входят дети с разными нарушениями развития:
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
дети с тяжёлыми нарушениями речи;
дети с задержкой психического развития;
дети с умственной отсталостью;
с расстройством аутистического спектра.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.
3. Основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ
Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.
Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. (нарушение речи). Важным принципом для определения и реализациииндивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды,которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
4. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду
Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх. Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого. Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности. Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ. Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ. Методики обучения должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств. Особое внимание следует уделить таким направлениям развития,как: физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию); познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира); социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию); художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами). Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условияхдошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. С. 293- 311.
2.Дети с ограниченными возможностями: Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Соколова Н. Д., Калинникова Л. В. М. : ГНОМ и Д., 2001. С. 110-141.
3. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб. : 2005. 477с.
4. Шматко, Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология. 1999. № 1. С. 41-46.
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.
Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.
Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС «Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС». С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.
Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО «Института развития образования»Свердловской области и проводит муниципальные.
Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения — ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.
Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС .
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.
Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.
Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.
Источник
Курсовая работа Часть адаптированной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении
специалист в области арт-терапии
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ширкина Татьяна Валерьевна
(ГБОУ СОШ №1998 «Лукоморье», Москва)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Часть адаптированной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении
по программе повышения квалификации для педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных учреждений, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
«Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним»
Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую социальную поддержку.
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается как средство социальной реабилитации, не только самого ребёнка, но и семьи. Также, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Цель деятельности учителя – создать оптимальные условия для развития позитивных возможностей каждого ребёнка, обучающегося в инклюзивном классе.
Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей. Его целью является максимальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же членами общества, как и остальные дети, хотя в чём-то и отличаются от них.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Принцип инклюзивного образования означает:
все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и
социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с ограниченными возможностями, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Цель инклюзивной школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
Инклюзивное образование позволяет:
— принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
— включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
— вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
— использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, исследования и т.д.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обучение детей с особыми потребностями в образовательном учреждении позволяет здоровым детям развивать толерантность и ответственность. Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения, раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточна сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Инклюзивное образование процесс многогранный и требующий постоянного внимания специалистов, даже если сначала кажется, что у ребёнка с особыми потребностями всё идёт нормально. Инклюзия – это совместная ответственность образовательного учреждения и родителей. Для успешной реализации инклюзивного образования необходимо формирование индивидуальной программы обучения. Основные принципы программы обучения:
— служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
— является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
— применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
— является обязательной для всех работников, вовлечённых в процесс обучения
— составлена с целью повышения успешности ученика.
II .Основная часть
Наша школа активно работает в направлении обучения всех и каждого ребёнка независимо от уровня его интеллектуального и физического развития. У нас обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, с незначительными нарушениями опорно-двигательного аппарата, со слабо выраженной формой ДЦП. На базе нашей школы работает ПМПК, на которой после тщательной диагностической и индивидуальной работы проводится консультация родителей и учащихся для определения программы обучения и установления дальнейшего маршрута развития ребёнка.
Основные цели работы нашей школы:
1) развитие инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями и детей – инвалидов с сохранным интеллектом и психикой;
2) создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями;
3) интеграция детей с ограниченными возможностями в условиях массовой школы;
4) создание здоровьесберегающей и оздоровительной среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями.
5) все дети, независимо от степени их обучения или наличия нарушений в развитии, должны иметь равные возможности учиться в нашей школе. Наша задача – создать для них оптимальные условия для обучения и развития.
6) учащиеся, нуждающиеся в особом сопровождении, должны рассчитывать на его получение, чтобы получить достойное образование.
7) школа должна давать знания и учить применять эти знания, помочь детям социализироваться.
В нашей школе на сегодняшний день обучается 500 детей, с которыми работают 37 квалифицированных педагога, 12 воспитателей, 4 тьютора, социально-психологическая служба, которая включает в себя: психологов, логопедов, дефектолога, социальных педагогов, куратора всего инклюзивного процесса. Все учащиеся имеют равные права для получения образования. Наша задача предоставить им условия и возможности для обучения. Дети посещают секции, кружки, которые работают в школе. Дети-инвалиды вместе с другими детьми участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных мероприятий, а также получают дополнительное образование вместе со всеми. Реализация дополнительных программ осуществляется по следующим направлениям: волейбол, каратэ, шашки, танцевальный кружок, изостудия, театральная студия.
Работа с детьми с ОВЗ требуют особого внимания, заботы со стороны взрослых и педагогов, поэтому необходима хорошо отработанная система работы, учителям необходимо постоянно повышать свой уровень профессионализма.
Обучение детей с ОВЗ происходит в разных формах. Это коррекционно-развивающие классы, интегрированные классы, индивидуально-надомное обучение.
Наполняемость класса 12-15 человек, индивидуальные и коррекционные занятия, психолого-педагогическое сопровождение детей, группа продлённого дня, бесплатное питание, зачисление на основе заключения и рекомендаций ПМПК, заявления родителей.
Обучение ведётся по стандартным учебным планам и программам, но с использованием индивидуального учебного плана, так как количество детей с ОВЗ в классе составляет 1-5 человек. В этих классах происходит более тщательный и дифференцированный подход к учащимся, воспитание толерантности у детей, коррекционные занятия с узкими специалистами.
Обучение детей с ОВЗ начинается с первого класса в любой параллели. В классах обучается 22-25 учеников. При этом количество детей с ограниченными возможностями от 1-5 человек в классе. Расписание занятий в школе соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в интегрированных классах составляют календарно-тематическое планирование, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями и варьируют время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с ОВЗ уделяется больше внимания, так как усвоение материала идёт медленнее, снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые задания. Учителя стараются, чтобы на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияло.
Таким детям стараются давать меньший объём письменных заданий, для них предусмотрены либо карточки, тесты с вариантами ответов. В период проведения итоговой аттестации в 9 классах таким детям предоставляется возможность сдачи экзамена в традиционной форме.
Система специального обучения с ОВЗ предусматривает проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися.
Цели занятий — индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
При проведении коррекционных занятий учителя учитывают:
— интерес ребёнка к учению
— состояние психических моментов (памяти, внимания, мышления, речи)
— умение самостоятельно преодолевать трудности в освоении материала
— принимать помощь учителя
Содержание индивидуальных занятий максимально направлено на развитие ученика. На занятиях используются различные виды практической деятельности, действия с реальными предметами, счётным материалом, используются условно-графические схемы и графики что даёт возможность для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирование пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.
Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни класса и школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.
Индивидуально-надомная форма обучения: обучение ведётся по специальным учебным планам и программам, осуществляется индивидуальный подход к учащимся, оказывается коррекционная помощь узкими специалистами, ученик имеет возможность посещать по желанию другие уроки и внеклассные мероприятия.
В педагогическом коллективе выработана собственная культура труда, где гуманность и толерантность является основой психологического климата в отношении с детьми с особыми возможностями здоровья и их родителями.
Учебные планы и программы учитывают индивидуальные, психологические, физические особенности каждого ребёнка.
В нашей школе есть лифт, который ориентирован как для ослабленных детей, так и для детей-колясочников. Вход в здание школы оборудован специальным пандусом, позволяющим колясочникам без проблем проникать внутрь. Переоборудованы также школьные туалеты, в психологическом центре есть комната для релаксации.
Конечно, ещё рано делать глобальные выводы о том, насколько успешна или эффективна эта работа, но, тем не менее, наш опыт работы показывает, что данная система может быть вполне успешной при правильном подходе и соответствующем финансировании.
Здоровьесберегающая внутришкольная среда школы является многокомпонентной системой, объединённой в единую инфраструктуру с образовательным и воспитательным процессом. Здоровьесберегающие технологии в обучении включают: новые информационные технологии, личностно-ориентированные технологии, дифференцированное обучение, модульное обучение, технология сотрудничества, проектная деятельность.
Здоровьесберегающие технологии на уроке включают в себя:
активизацию двигательного режима: физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз
чередование учебной позы учащихся: работа за конторками, в группах, свободное передвижение
отслеживание режима чередование видов преподавания: норма – не более 10 минут для каждого вида
разнообразие видов преподавания
наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
использование разнообразных видов учебной деятельности частота и рациональность их использования
наличие на уроке эмоциональных разрядок
комфортный психологический климата
Интеграция оздоровления в образовательный процесс:
— сформирован вариант — режим полного дня
— сформирован вариант расписания занятий с включением обязательного оздоровительного часа в начальной школе, в течение которого дети получают весь комплекс оздоровительных процедур
— разработана система поэтапности передачи информации о ходе образовательно-оздоровительной деятельности между учителем, воспитателем, медицинским работником, родителями и другими участниками процесса.
— разработана система ведения документации и мониторинга оздоровительного процесса и его интеграции в образовательную деятельность.
— функционирует компьютерная система координации этапов программы и подключения к ним участников программы.
Цель психологической службы: психологическое сопровождение ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса с учётом его индивидуальной социально-психологической природы и физического здоровья.
— своевременное выявление и профилактика возможных психологических проблем
— создание социально -педагогических условий для социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями, для продуктивного продвижения ребёнка по индивидуальным путям, Для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с внешним миром и самим собой, для осознанного личного выбора собственной траектории развития в современном социуме, для освоения индивидуально значимых и ценных методов познания, общения, понимания себя и других.
Цель социальной службы: социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями
Задачи: обеспечение соблюдения прав и законных интересов детей с ограниченными возможностями, объединение основных участников профилактического процесса(социальных, медицинских, психологических, образовательных, правоохранительных) для создания условий социальной адаптации, содействие в разрешении конфликтных ситуаций, воспитание толерантности, формирование осознания имеющихся личностных ресурсов, способствующих восприятию здорового образа жизни и адекватного поведения, выявление способностей, интересов и возможностей детей с ограниченными возможностями для профессионального самоопределения, тесное взаимодействие с семьёй и оказание ей помощи в решении социальных и психолого-педагогических проблем.
Работа с семьёй, воспитывающей детей- инвалида:
индивидуальные социально — психолого-медицинские консультации
обеспечение бесплатными билетами в музеи и на экскурсии
проведение лекций и семинаров для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
Воспитание толерантности: общешкольные творческие мероприятия, акция «Милосердия», уроки доброты, движение «Доброта у нас в крови», циклы духовно-нравственных бесед.
За 10 лет нашу школу успешно закончили, а затем получили высшее образование 79 детей-инвалидов и более 500 учащихся с ограниченными возможностями, пришли работать в школу 7 человек.
При обучении детей с ОВЗ необходим командный подход. Условиями реализации такого подхода являются следующие: наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционную помощь учащимся, развёрнутая диагностика познавательной сферы, различные формы и методы работы, наличие индивидуальной образовательной программы.
Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленной на основе его образовательных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья. Индивидуальная образовательная программа способствует формированию у учащегося навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели.
Цели индивидуальной образовательной программы состоят:
— в предоставлении возможности учащемуся развиваться в своём персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов
— в определении цели и задач образования учащегося с овз независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков
— в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности
— в реализации коррекционной медико — психолого-педагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей его психофизического развития
Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, определяет ценности, цели и результаты образовательной деятельности, определяет виды образовательной деятельности, формы взаимодействия и диагностики
Принципы разработки и реализации ИОП
Принцип гуманизации. Предполагает наличие личностно-ориентированного подхода, направленное на общее развитие личности
Принцип системности. Обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции развития учащихся, то есть системный подход к решению проблем ребёнка
Принцип индивидуального подхода. Предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, выбор форм и методов обучения для каждого ребёнка с ОВЗ с учётом его возможностей и способностей
Принцип интегративного подхода. Данный принцип предполагает интеграцию обучения и коррекции путём включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей
Принцип непрерывности обеспечивает учащемуся непрерывность педагогической помощи
Принцип командного подхода к обучению учащегося с ОВЗ. Предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, логопеда, тьютора, администрации ОУ, медицинских специалистов для наиболее успешной реализации целей обучения ребёнка по индивидуальной образовательной программе
Индивидуальный учебный план – совокупность учебных предметов, выбранных для освоения учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Индивидуальный учебный план обеспечивает возможность достижения требований стандарта при сохранении вариативности образования.
Индивидуальная образовательная программа может состоять из следующих разделов:
Титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями
Диагностический блок, где находится краткая психолого-педагогическая характеристика, постановка проблемы: особенности учащегося и необходимые способы помощи
Образовательные потребности при переходе на инклюзивное обучение
Цели и задачи обучения детей по отдельным предметам
Рекомендации для учителей
Рекомендации для родителей
Мониторинг достижения учащихся
Титульный лист состоит из названия ИОП, срок её действия, класс, фамилия и имя учащегося, наличие инвалидности.
Диагностический блок содержит психолого-педагогическую характеристику ребёнка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. Проводится диагностика особенностей учащихся, необходимо обращать внимание на речь ребёнка, его темп деятельности, работоспособность, утомляемость, на проблемы, связанные с памятью.
В третьем разделе содержится структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи. Учитывается время продуктивной деятельности ученика на уроке, в какой форме необходимо давать задания ученику, использование индивидуальных средств, нужна ли помощь ребёнку и учителю.
Рекомендации для учителей могут быть следующие:
— готовить разно-уровневые задания для учащихся
— предусматривать частную смену видов деятельности на уроках
— сочетать различные формы и стили подачи учебного материала
— создавать ситуацию успеха на уроке
Рекомендации для родителей могут быть следующие:
— разрешайте использовать при подготовке домашнего задания вспомогательные средства обучения
— не скупитесь на достаточное поощрение усилий ребёнка
— предусматривать частую смену видов деятельности
— поддерживайте своего ребёнка
Мониторинг достижений обучающегося, в котором сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровень сформированности ключевых компетенций При тестировании достижений учащихся необходимо предоставлять возможность использования наглядных пособий, использование технических возможностей, использовать какие-то специальные знаки, оказывать помощь в объяснении инструкций, при необходимости проводить тестировании в малых группах.
Социальные навыки включают в себя умение ребёнка ориентироваться в окружающем его пространстве, особенности поведения, навыки самообслуживание, взаимоотношение с другими детьми.
Структура индивидуального образовательного плана максимально соответствует тем направлениям работы педагогического коллектива (или группы учителей и специалистов), которые неизбежно возникают при разработке и сопровождении индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения.
Разработка индивидуальной образовательной программы помогает:
— структурировать и систематизировать процесс обучения
— сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый момент времени, опираясь на понимание его возможностей
— привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребёнка с несколькими специалистами и родителями
— увидеть динамику развития ребёнка, оценить эффективность собственной деятельности
— сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации
Таким образом, при составлении рабочей программы педагог должен учитывать:
Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры
Образовательные потребности семьи и ребёнка
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы: обязательный минимум и максимальный объём содержания учебного курса
Определить последовательность изучения тем и количество часов
Мировая практика показывает, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом , и в старшем возрасте.. Результаты наблюдений свидетельствуют , что здоровые дети принимают аномальных детей как партнёров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений. Школьники в основном относятся положительно к появлению такого ребёнка в их школе, готовы принять его как равного (особенно это касается детей с отклонениями в развитии сенсорной и двигательной сферы).
Нужна кропотливая работа по созданию индивидуальных коррекционных и реабилитационных программ, а помещение ребёнка в специальные коррекционные образовательные учреждения – это вынужденная мера, когда все иные возможные варианты исчерпаны
IV . Список использованной литературы:
Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования// Образование и молодёжная политика в современной России. Материалы Всероссийской конференции. СПб.2002
Алфёрова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП// Дефектология.2001
Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ.2001
Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 Г.
Письмо Министерства образования и науки России от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Споры о словах и нерешённые проблемы образования особых детей, «Интеграция или инклюзия»// Дименштейн Р., Ларикова И. РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва
Кузнецова Е. Москва обеспечит детям-инвалидам выбор условий обучения// интернет ресурс РИА Новости
Корельская Н.Г. «Особая» семья – «особый» ребёнок. – М., 2003
Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения/ Н.П. Артюшенко. – (Наука – практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011
Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета.- 2010
Источник