Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Влияние курения на организм детей и подростков — RSS
Влияние курения на организм детей и подростков
Влияние курения на организм детей и подростков
Если курение табака опасно для здоровья взрослого человека, то для организма ребенка эта опасность возрастает в несколько раз. У него еще находятся в стадии развития все системы и органы, имеет свои особенности и состояние обмена веществ в организме. Поэтому ребенок, подросток значительно чувствительнее, уязвимее к действию любых вредных веществ, в том числе и табачных ядов, чем взрослый человек.
Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванного курением, не позволяет выбрать род занятий по душе.
Курение и школьник несовместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
Начинающие курить подростки делаются раздражительными, малокровными, хуже успевают в школе, отстают в спорте, чаще болеют. Среди курящих школьников значительно больше второгодников.
Обычно ребята курят тайком, торопливо, а ведь при быстром сгорании табака в дым переходит в два раза больше никотина, чем при медленном. Следовательно, вред от курения еще более усугубляется. Подростки, как правило, докуривают папиросу до конца, нередко курят окурки, т.е. используют именно ту часть табака, которая содержит больше всего ядовитых веществ. Покупая папиросы, ребята частично тратят на это деньги, которые им дают на завтраки, и, таким образом, не доедают. Часто можно видеть, как дети курят целой компанией одну и ту же папиросу, передавая ее изо рта в рот. Такой способ курения способствует передаче инфекционных заболеваний. Еще опаснее докуривание поднятых с земли или пола или выпрошенных у взрослых окурков.
Курение подростков в первую очередь сказывается на нервной и сердечнососудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на одышку при физической нагрузке. Такие дети, прежде всего, становятся легко возбудимыми, вспыльчивыми, раздражительными, невнимательными. У курящих подростков нарушаются обменные процессы в организме, особенно усвоение витаминов А, В1, В6, В12, а витамин С разрушается. Это является причиной того, что тормозится общее развитие, замедляется рост. Вследствие курения часто развивается малокровие, а также близорукость. Появляются воспалительные процессы в носоглотке. Курение в раннем возрасте ухудшает слух, поэтому курящие дети, как правило, хуже слышат низкие звуки.
При курении у подростка происходит патология зрительной коры. У курящего подростка краски могут полинять, поблекнуть из-за изменения зрительного цветоощущения, может снизиться в целом многообразие восприятия. Затем начинается мелькание и двоение в глазах, и, наконец, снижение остроты зрения, поскольку возникшие от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отечность век приводят к хроническому воспалению зрительного нерва. Никотин вызывает изменения в сетчатке глаза, в результате – снижение чувствительности к свету, повышает внутриглазное давление.
Курение подростков активизирует у многих деятельность щитовидной железы, в результате чего у курящих подростков учащается пульс, повышается температура, возникает жажда, раздражительность, нарушается сон. Из-за раннего приобщения к курению возникают поражения кожи – угри, себорея, что объясняется нарушениями деятельности не только щитовидной, но и других желез эндокринной системы.
Курение нарушает нормальный режим труда и отдыха, особенно у курящих подростков, не только из-за действия никотина на центральную нервную систему, но и в силу желания закурить, появляющегося во время занятий. В этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке. Курение снижает эффективность восприятия и заучивания учебного материала, уменьшает точность вычислительных операций, снижает объем памяти.
Курящие подростки не отдыхают на перемене, как все другие, так как сразу после урока устремляются покурить и в облаках табачного дыма и разного рода вредных испарений удовлетворяют свою потребность в никотине. Совокупное действие ядовитых компонентов поглощаемого табачного дыма вызывает головную боль, раздражительность, снижение работоспособности. В результате ученик приходит на следующий урок в нерабочем состоянии. Установлено, что слишком раннее курение задерживает рост. При проверке оказалось, что не только рост, но и объем груди у курящих подростков гораздо меньше, чем у некурящих сверстников. Никотин снижает физическую силу, выносливость, ухудшает координацию и скорость движений. Поэтому спорт и курение несовместимы.
Как уберечь детей от курения?
Чтобы уберечь вашего ребенка от смертельно опасной привычки курить, родителям надо применять несколько правил.
- Политика полного отказа от курения – НЕТ любому виду курения.
- Тщательно следите за детьми и подростками, ищите разные признаки того, что ваши дети курят. Это может быть запах табака от подростка, прожженные участки на одежде, наличие зажигалок, спичек и сигарет у детей.
- Интересуйтесь друзьями ваших детей. Если курят друзья, то вероятность того, что ваш ребенок попробует курить возрастает в десятки раз.
- Многие родители уверены, что занятия спортом способны уберечь детей от курения. Но это ошибочное мнение.
- Многие подростки думают, что курение безникотиновых сигарет и кальяна неопасно для здоровья – это не так. Возникает зависимость от процесса и в последующем приводит к употреблению обычных сигарет. Говорите своим детям, что никакая форма курения не является приемлемой.
- Не курите сами и всегда повторяйте вашим детям о вреде курения! Не имейте плохой привычки курить.
Источник
ДЕТЯМ О ВРЕДЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ
Почему же подростки начинают курить? Этим вопросом задаются миллионы родителей. Рассмотрим, какой вред наносит курение на организм подростка.
Во-первых, детей любого возраста тянет ко всему новому. А если это новое является еще и чем-то запрещенным, то оно становится вдвойне желаннее. Курящие подростки ощущают себя более смелыми и самостоятельными, особенно, если их пагубную привычку не замечают взрослые.
Во-вторых, им хочется подражать взрослым курильщикам или просто героям фильмов, особенно, если это персонажи вызывающие у подростков восхищение. Для них закурить — значит, стать взрослым.
В-третьих, дети частенько считают, что курящий подросток имеет больший авторитет, рассуждая по принципу, что если он не курит значит, он слабак. Многие закуривают для того, чтобы стать своим в определенной компании.
В-четвертых, если начал курить один подросток, он, чтобы не оставаться в одиночестве, обязательно вовлекает своих друзей в это занятие. А в таком юном возрасте давлению сверстников очень тяжело противостоять.
В-пятых, для начала подросткового курения является весомым фактом, если родители детей сами курят.
Несмотря на то, что в школах ежегодно проводятся уроки и собрания, на которых подробно рассказывается о вреде курения для детей, дошкольников, существует статистика, свидетельствующая, что подростки начинают курить в возрасте 12-13 лет. Причем порядка 8% из них курят каждый день. Если подросток начинает выкуривать за сутки по 7-8 сигарет, у него уже формируется серьезная никотиновая зависимость. Также статистические данные утверждают, что в 10-11 классах курят уже более половины класса. Причем каждый третий курящий ребенок имеет хронические заболевания дыхательных путей или пищеварительного тракта. И никто из подростов не задумывается о вреде курения!
Доказано, что курение подростков влияет на их успеваемость в школе. В первую очередь страдает память и активная умственная деятельность, связанная с вычислениями. Если до начала курения подросток мог высчитать в уме определенное математическое задание, то после начала курения он делает это с затруднениями или ошибочно вычисляет результат. Также подростковое курение влияет на органы зрения. Сейчас врачи окулисты уже напрямую связывают ухудшение зрения у подростков с их пристрастием к никотину. Окулисты выявили тот факт, что никотин также способствует повышению внутриглазного давления.
Как же влияет курение в подростковом возрасте на органы слуха? По наблюдениям врачей, у курящих подростков ухудшается слуховая функция в области восприятия низких частот.
У курящих подростков, в еще не до конца сформировавшемся организме, начинают нарушаться обменные процессы. Отдельно стоит отметить, что курение детей влияет на усвоение ими витаминов группы А, B и С. Из-за этого замедляется развитие ребенка и тормозиться рост тела в целом.
К сожалению, по окончанию школы курят практически 60% учеников, но если ребенок не начал курить в подростковом возрасте, существует большая вероятность, что он не начнет курить уже никогда. Давайте оградим наших детей от влияния курения. Не продавайте сигарет детям, подумайте о будущем тех, кто будет жить после нас.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Источник Открытый классный час «Курение или здоровье – выбирайте сами»1. Показать на материале, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека. 2. Выяснить, почему люди начинают курить. 3. Сформировать оптимальную схему поведения, предотвращающую курение. Подготовительная работа: конкурс рисунков “Курение или здоровье – выбирайте сами”, разучивание стихов, инсценировок. Оборудование: компьютер, плакаты: “Человек – его органы”, “Органы человека – мишени курения”, “Сигарета и ее состав”, две коробки (за — против), сердечки – карточки для голосования. Ход классного часа 1. Введение в тему. — Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались для обсуждения темы “Курение или здоровье — выбирайте сами”. Цель нашей беседы такова: 1. понять, какой вред наносит курение человеку, 2. выяснить, почему, несмотря на то, что все знают, что курение опасно для здоровья, многие начинают курить, 3. постараться уяснить для себя, можно ли избежать этой вредной привычки, и как это сделать. И если после нашего разговора хотя бы один человек решит расстаться с сигаретой, мы будем считать, что наш труд не пропал даром. У нас к вам будет одна просьба: после представления состоится голосование. У выхода стоят две урны для сбора ваших голосов: “за — против”. Вы должны опустить сердечко в одну из урн. Смотрите и думайте. Мы начинаем. — Я хочу начать с очень простых, на первый взгляд, вопросов: Кто из вас хотел бы быть здоровым и почему? Кто из вас хотел бы, чтобы были здоровы ваши будущие дети? От чего зависит ваше здоровье? — Вы часто повторяете себе слова “Нельзя курить, нельзя пить” и это действительно так. (вкл. второй слайд) “Табак приносит вред телу, разрушает разум…” — говорил Оноре де Бальзак. Табак родом из Америки, в Россию табак был завезен английскими купцами в 1565 году. Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. В Италии он был объявлен “забавой дьявола”. В Риме отлучали от церкви тех, кто курил. Пять монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России попавшийся на курении в первый раз наказывался 66-ю ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа и ушей. Но, несмотря на это, курение прочно вошло в жизнь людей. Какой же вред наносит курение здоровью? На этот вопрос лучше всего могут ответить медицинские работники. Давайте попросим нашу медсестру рассказать об этом. 3. Сообщение медсестры. — Вещества, которые получаются при сгорании табака, вредные, главное из них – никотин. Итак, сигарета зажжена. Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Первыми от дыма сигарет страдают зубы. В эмали зубов от вредных веществ появляются трещинки, и зубы разрушаются раньше у курящих людей, чем у некурящих. Трещинки способствуют отложению в них табачного дегтя, зубы приобретают желтоватый цвет и начинают издавать неприятный запах. Далее ядовитые вещества дыма переходят в слюну и вместе со слюной проходят в наш организм, первым на их пути встречается желудок, что не остается бесследным для курильщика. Потеря аппетита, боли в области желудка, язва желудка. Огромный вред дым наносит и легким (ими мы дышим). Курение ослабляет деятельность легких, в них поступает недостаточное количество кислорода. Это приводит к заболеванию туберкулезом, тяжелым бронхитом, отсюда постоянный кашель, мокрота, одышка, сердцебиение. Сердце – главный орган человека. Через множество сосудов к сердцу поступает кровь, у курящего человека сосуды сильно сужаются и кровь к сердцу поступает плохо, что приводит к тяжелым сердечным заболеваниям. — Большое спасибо. И в заключение слов медицинской сестры давайте послушаем стихотворение, которое приготовила нам Лера Ц. 4. Чтение стихотворения “Ты выкурил всего 5 сигарет…”
Куреньем гибель приближаешь, — Спасибо большое, Лера. А теперь обратим внимание на ваши работы. В своих рисунках вы также отразили, что курение опасно для здоровья. Активное курение отнимает 8-10 лет жизни. Голубь под стеклянным колпаком погибает от дыма одной сигареты, воробей погибает от прикосновения к нему палочкой, смоченной никотином. Огромный вред природе приносит курение. Озабоченность этими проблемами видна на ваших рисунках. Общая масса окурков на земле за год – 2 млн.250 тыс. тонн. Одна выкуренная сигарета выпускает в атмосферу столько же вредных веществ, как и заводская труба. И, конечно же, нельзя не сказать об опасности пожара при неосторожном обращении с сигаретами. Все знают, что курение вредно для здоровья, но тем не менее начинают курить. Как вы думаете, почему? Ответы детей: Реклама сигарет по телевизору. Широкая торговля ими. Любопытство. Желание выглядеть взрослым. От нечего делать. (вкл. третий слайд) 5.Социально-психологические причины, способствующие курению. — Какие причины способствуют тому, что человек начинает курить? Ответы детей: Большое производство табачных изделий Широкая торговля и реклама этих изделий Простое любопытство, желание узнать, что такое курение Подражание взрослым, желание выглядеть взрослым От нечего делать. У девушек курение связано с желанием нравиться противоположному полу. (вкл. четвертый-девятый слайды) — Так что же нужно делать, чтобы не начать курить? Ответы детей: Нужно найти себе интересное дело. Заниматься физкультурой и спортом Если предлагают – научиться отказывать. (вкл. десятый — тринадцатый слайды) 6. Моделирование жизненных ситуаций. Я предлагаю вам ситуации, в которых вы можете оказаться. Давайте обсудим возможный характер поведения персонажей. Итак, ситуация первая: Попробовать одурманивающее вещество предлагает знакомый вам взрослый. Он утверждает, что небольшое количество этого средства не способно вызвать негативные последствия. Ваша схема действий? Вежливый, но решительный отказ, изменение темы разговора. Предлагает незнакомый вам взрослый. Он уверяет вас, что вещество вкусное и приятное. Схема действий? Решительный отказ, прерывание контакта. Предлагают более старшие подростки. Говорят, что только этим он докажет свою взрослость. Схема действий? Твердый отказ, уход от контакта. Предлагает ваш сверстник. Говорит, что об этом никто не узнает. Ваша схема действий? Отказ, разъяснение последствий, предложение заняться чем-то более полезным и интересным. У вас есть возможность попробовать вещество, оставленное без присмотра. Вам интересно. Что делать? Вспомнить о действительно ценных источниках удовольствия, поискать доступный источник. 7. Чтение стихотворения “У берегов озер, морей и рек…”
Ему так сердце доброе велит. 8. Инсценирование “Как медведь трубку нашел”. Автор: Решил Лесник бросить курить. Закинул в лесу за кусты свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С этого все и началось. Стал Медведь трубку курить. Итак, он к ней привык, что когда табак весь вышел, решил в лесу лист сухой собирать и трубку им набивать. Раньше, бывало, Медведь с солнышком проснется, в траве покувыркается — разомнется, на реку бежит купаться да рыбку ловить, а потом в малинник – за малиной или по дуплам лазать – мед искать, а теперь чуть свет глаза продерет, сухим листом трубку набьет, сунет ее в пасть и лежит под кустом, дым пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется. И все бы ничего, да стал Миша прихварывать. Шел как-то опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула.
Медведь (нездоровым голосом):
Лиса (добрым голосом):
Автор: Вот прошла неделька, прошла другая. Стало медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидал Волк Медведя: так и присел на задние лапы.
Провалилися бока – Медведь (грустно): Да, хвораю. Волк: Что с тобою?
Медведь: Завтра я к нему пойду. Волк: А найдешь его? Автор: Разыскал Медведь Дятла в лесу. Подошел к сосне, голову кверху задрал.
Дятел (весело): Ба! Топтыгину привет! Ты здоров ли?
Дятел: Видно куришь, коль не пьешь? Медведь: Да, курю. Откуда знаешь?
Медведь (испуганно): Не смертельно? Не опасно?
Дятел (строго): Выполняй-ка мой совет, а не то в своей берлоге ты протянешь скоро ноги! Автор: Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Пришел, сел на пенек, достал трубку да вспомнил, что ему Дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше. День не курит, два – не курит, на третий день не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал, искал — насилу нашел. Нашел, сунул в пасть, чиркнул зажигалкой – закурил. Вдруг слышит: за оврагом Дятел сосну выстукивает. Тут опять вспомнил Медведь слова Дятла, вынул трубку и забросил в овраг дальше прежнего. День не курил, два не курил, три не курил, на четвертый день, полез в овраг, насилу трубку нашел. Сел на пенек, трубку сухим листом набил – закурил! Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли где Дятла поблизости? Все лето и всю осень, до самой зимы, бросал Медведь трубку курить да так и не бросил. Наступила зима. Поехал как-то лесник в лес за дровами и собачонку с собой взял. Вдруг Заливай голос подает: “Тяв-тяв!”. Не иначе, нашел кого-то! Продрался сквозь чащу, видит: лежит большая ель, а у самого корневища снежный бугор – медвежья берлога. А из берлоги синий дымок вьется… Поднял Лесник Медведя в берлоге, а Медведь от курения так ослаб, что его и вязать не надо – голыми руками бери! Стоит на своих четырех лапах, качается, глаза от дыма слезятся, шерсть клочьями, а в зубах трубка! Забросил Лесник находку в дальний сугроб. Медведя на сани взвалил и поехал домой. Лесничиха (с любопытством): Что привез из леса, Федя? Лесник: Посмотри! Привез Медведя! Лесник: Настоящий! Да к тому ж еще курящий! Лесничиха (испуганно): Что ж теперь нам делать с ним? Лесник (спокойно): Как что делать? Продадим! Завтра утром на возу, в город, в цирк его свезу! Автор: И отвез Лесник Медведя в город
(вкл. последний слайд) — Ребята, как можно так себя травить? Как можно так себя не любить? Вместо курения можно так интересно жить! Вот “солнце жизни”. Его лучи, как добрые советы, запомни, заучи. 10. Голосование, подсчет голосов, объявление результатов — Спасибо за внимание! Просим вас не проходить мимо урн для голосования. Надеемся, что вы неравнодушны к этой проблеме человечества. Источник ➤ Adblockdetector |