Меню

Культура здоровья учебный план

Рабочая программа внеурочных занятий «Культура здоровья»
рабочая программа (5 класс) на тему

Рабочая программа внеурочных занятий «Культура здоровья» предназначена для учащихся 5 класса.

Скачать:

Вложение Размер
1506746458_kultura_zdorovya_5_klass.docx 35.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Показатели здоровья детей и подростков в России вызывает серьезную озабоченность медицинских, педагогических работников и общественности.

Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, которая, во- первых, не побуждает и не учит конструировать собственное здоровье, во- вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем молодежи, берет на себя система образования.

В ряде общеобразовательных учреждений ведется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников, но при этом довольно часто основными формами такой работы являются лекции и беседы, которые, как правило, малоэффективны.

Во многих школах акцент работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся переносится на медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и лечебные мероприятия. При несомненной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям, остается не использованным обучающий потенциал образовательного учреждения по вопросам формирования культуры здоровья.

«Культура здоровья личности»: это социально – детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно – ценностных ориентаций, социальных ценностей, приобретенных в результате обучения и воспитания и интегрированных в образе жизни.

Культура здоровья — это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.

Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний деятельность по сохранению здоровья может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.

Важнейшим элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья должны стать программы обучения культуре здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.

Предлагаемая примерная программа призвана послужить моделью, которую образовательные учреждения и учителя смогут использовать при разработке рабочих программ, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений учащихся.

Цель программы «Культура здоровья»:

Сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Задачи, обеспечивающие достижение цели:

— формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;

— обучение ребенка самопознанию;

— обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;

-обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;

— обучение здоровому питанию;

— профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);

— формирование физической культуры личности;

— обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.

Программа состоит из семи разделов:

Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика ПАВ – зависимостей; половое воспитание; обучение навыкам семейной жизни.

Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.

Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.

К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев (кейс-стади), рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио — визуальные методы подачи материала.

Принципы реализации программы:

Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).

Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).

Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель; эксперты.

Программа может реализовываться в рамках школьного компонентов базисного учебного плана, а также чрез систему внеклассной работы образовательного учреждения.

Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Источник

Программа внеурочной деятельности «Культура здоровья»
рабочая программа по зож (2 класс) по теме

Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Скачать:

Вложение Размер
programma_kultura_zdorovya.doc 147 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Культура здоровья»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья» составлена на основе авторской программы «Культура здоровья» Л. И. Иванушкиной.

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.

Основная цель программы : формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается со 2 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.
Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:

  • физическое и психическое здоровье;
  • здоровый жизненный стиль;
  • культура безопасности жизнедеятельности;
  • правильное, рациональное питание;
  • профилактика вредных привычек.

Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных занятиях. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.

Цель курса: создание условий для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также оказание помощи в осознанном выборе здорового стиля жизни.

  • профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
  • повышение двигательной активности младших школьников;
  • формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
  • организация мониторинга здоровья и физического развития;
  • признание ответственности учащихся и их родителей за свое психическое и физическое состояние;
  • обучение ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
  • обучение практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих социальной адаптации.

Средства достижения цели:

  • деятельностный подход в обучении, который побуждает обучаемых принимать на себя ответственность за знания;
  • интегрированный подход к обучению, фантазирование.

Основные методы , используемые для реализации программы:

  • в обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, журналами, информацией на электронных носителях, видео-метод и аудио-метод;
  • в воспитании – (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Программа рассчитана на 3 года, по 34 часа на каждый год обучения, всего – 102 часа, предназначена для учащихся начальной школы 7,5 – 10 лет, предусматривает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий из расчёта 1 занятие в неделю во 2 — 4 классах.

Источник

Программа «Формирование культуры здоровья»

специалист в области арт-терапии

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Формирование культуры здоровья»

Современное общество и высокие темпы его развития предъявляют все новые, более обширные требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа — идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью как главной жизненной ценности, и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений о гигиене тела, питания, режима дня и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.

Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни школьников.

Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и самореализации учеников.

Программа « Формирование культуры здоровья » представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.

Программа направлена на сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности школьников.

-сохранение здоровья детей;

-развитие умения общаться и сотрудничать;

— развитие эмоционально-волевой сферы;

-формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;

-получение знаний об организме человека и его функционировании;

-формирование основных навыков здорового образа жизни;

-профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика

Формы организации занятий

Для более эффективной работы в этом направлении можно использовать самые различные формы работы с учащимися:

* проведение занятия в виде урока

«Что такое гигиена», «Культура питания: самые полезные продукты», «Твой режим дня», «Физкультура и спорт», «Закаливание», «Берегите осанку», «Визит к стоматологу», «Начинаем утреннюю гимнастику», «Гигиена одежды», «Берегите зрение», «Лекарственные растения», « Овощи и фрукты- витаминные продукты», «Зубы и наше здоровье»

«Нет сигарете!» (Международная неделя отказа от курения- с 18 ноября или Всемирный день борьбы с курением – 31 мая);

« Мир без наркотиков »;

« Бегом от болезней! »;

— Конкурс рисунков: «Если хочешь быть здоров!», «Я и спорт» и т. д.;

— Спортивные игры и соревнования;

— Дискуссии, «круглые столы»;

-День здоровья ( 7 апреля – Всемирный день здоровья, 27 сентября — Всемирный

просмотр фильмов, отражающих разнообразные жизненные ситуации

тематические викторины, устные журналы

выставки рисунков, акции в защиту природы от вредных привычек человек

Учащиеся должны знать:

Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.

Правила ухода за кожей.

Золотые правила питания, полезные продукты.

Правила здорового сна, хорошего настроения.

Правила для поддержания правильной осанки.

Признаки здорового и закаленного человека.

Правила безопасности на воде., в лесу, в криминогенной обстановке

Правила хорошего тона.

Задачи оздоровительных пауз.

Вопросы физического и духовного здоровья.

Вопросы гигиены и питания, закаливания,

Учащиеся должны уметь:

Правильно умываться, мыть зубы, чистить уши.

Следить за кожей, ногтями.

Оказывать первую помощь при порезах, ожогах.

Соблюдать режим дня.

Соблюдать правила поведения в общественных местах.

Выполнять правила для поддержания правильной осанки.

Методическое обеспечение программы.

Методическое обеспечение программы основано на:

— литературе по валеологии, анатомии, здоровому образу жизни;

— специальной и художественной литературе по здоровому образу жизни;

— разработанном дидактическом материале.

Создание комфортной, доброжелательной обстановки на занятиях, применение индивидуальной и групповых форм обучения.

Основные методы, используемые для реализации программы:

практический, наглядный, словесный, работа с книгой, журналами, информацией на электронных носителях, видео-метод и аудио-метод

Условия реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год, предназначена для учащихся 5 класса 11– 12 лет, предусматривает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий из расчёта 1 занятие в неделю, всего 34 занятия в год .

Гигиена и здоровье -8ч

Вводное занятие: — 1 часа.

Цели и задачи внеурочной деятельности. Знакомство с планом работы. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.

2 Что такое здоровье? 1 час. Здоровье человека что это такое, каким оно бывает. От чего оно зависит. Тест на определение качества своего здоровья.

3 Понятие о гигиене. Чистота залог здоровья. Гигиена одежды и обуви: правильный выбор в зависимости от погоды, назначения, индивидуальных особенностей.

4 Гигиена полости рта, временные и постоянные зубы, стоматологические заболевания и их профилактика, уход за зубами.

5 Режим дня, необходимость его соблюдения, составление индивидуальных режимов дня

6 Активный и пассивный отдых,

7 Сон как эффективный отдых. Как правильно засыпать, во сколько. На чем спать.

8 Стресс- что это такое. Как с ним бороться. Чем он плох.

Вредные привычки 5 ч. Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни

Питание и здоровье -3ч

Представление об основных пищевых веществах, значение витаминов для организма человека, полезные пищевые продукты. Процесс пищеварения, основные правила рационального питания. Обработка пищевых продуктов. Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой. Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание)

Если хочешь быть здоров -7 ч

Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз.

Безопасное поведение-3 ч

Как правильно вести себя, на дороге, в лесу. Как вести себя с незнакомыми людьми

Как помочь пострадавшим от ранения, отравления, обморожениях

Здоровье и спорт 2 ч

Влияние спорта на здоровье человека.

Знакомство с подвижными и русскими народными играми

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Источник

Читайте также:  Как влияет здоровье занятия физкультуры
Adblock
detector