Меню

Культура здоровья студентов учебно методическое пособие

Культура здоровья студентов учебно методическое пособие

В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровьесбережение населения страны, прежде всего подрастающего поколения, в т.ч. студенческой молодежи.

В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р об утверждении «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из основных задач является укрепление и сохранение здоровья студенчества как генофонда нации, от которого во многом зависит общественное здоровье (здоровье нации), жизнеспособность общества и государства.

Для современной студенческой молодежи проблема ухудшения состояния здоровья является наиболее актуальной. Только 20 % студентов по окончанию обучения относятся к здоровым, а у 80 % имеются значительные отклонения в состоянии здоровья. Здоровье студентов на 60–70 % зависит от их образа жизни и только здоровый образ жизни способствует его укреплению и сохранению. Здоровый образ жизни студентов включает биологически и социально целесообразные формы и способы жизнедеятельности, обеспечивающие укрепление и сохранение здоровья.

Одним из главных факторов, влияющих на ухудшение здоровья, является низкий уровень культуры здоровья студентов, стержнем которой является здоровый образ жизни. Низкий уровень культуры здоровья студентов, определенный, прежде всего, их необученностью нормам и навыкам здорового образа жизни, незнанием применения его элементов и, как следствие, неумение студентов эффективно самоуправлять своим здоровьем, в значительной мере обусловливает его ухудшение, а кроме этого, негативно влияет на эффективность учебной деятельности и предопределяет проблемы обучающихся в их будущей трудовой деятельности, связанные с их неспособностью эффективно укреплять и сохранять здоровье за счет собственных усилий.

С учетом проблем в состоянии здоровья современных студентов, формирование у них культуры здоровья является жизненной необходимостью как для здоровья самих студентов, так и для государства и общества: воспитание здорового подрастающего поколения – залог здоровья нации в целом. Поэтому важно формировать у обучающихся культуры здоровья и здорового образа жизни через целенаправленную работу, что требует включения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса на всех уровнях системы професиионального образования, в т.ч. использование учебно-методических пособий.

Для целенаправленного формирования культуры здоровья обучающихся в системе профессионального образования автором разработано настоящее учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» по дополнительной учебной дисциплине «Культура здоровья студентов». Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по формированию общих и профессиональных компетенций студентов системы профессионального образования.

Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» предназначено для обеспечения учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья в образовательных организациях системы профессионального образования.

Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» разработано на основе результатов диссертационного исследования И.В. Меньшова в процессе работы региональной инновационной площадки ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова».

Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» построено на современной методологии формирования культуры здоровья у студентов и основано на современных научно-практических подходах к формированию культуры здоровья обучающихся через повышение уровня здорового образа жизни на основе изучения и освоения его основных элементов (Н.П. Абаскалова, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Л.Б. Дыхан, М.Я. Виленский, В.Н. Ирхин, В.П. Казначеев, Н.С. Козлов, В.В. Колбанов, А.В. Лейфа, А.М. Митяева, В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина, А.Г. Щедрина и др.). Культура здоровья студента – это личное и социальное качество обучающегося в организации своей жизнедеятельности на основе здорового образа жизни через соблюдение его элементов для укрепления и сохранения психического, физического и социального здоровья. Главным показателем культуры здоровья студента является реализуемое им на практике самоуправление процессом укрепления и сохранения здоровья. Культура здоровья студентов, основой которой является здоровый образ жизни, реализуется в повседневной жизнедеятельности через соблюдение элементов здорового образа жизни. К элементам здорового образа жизни относятся: режим учебы, труда и отдыха, закаливание, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция, двигательная активность.

Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» включает 3 раздела.

В первом разделе рассматриваются основные понятия: «культура здоровья студентов», «здоровье» и его виды (физическое, психическое, социальное), «здоровый образ жизни студентов», формирование здорового образа жизни, его элементов в историческом аспекте и отражение их в валеоафоризмах. Валеоафоризмы (valeo от лат. «быть здоровым», от греч. aphorismos – краткое выразительное изречение) – это афоризмы, максимы, изречения, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни и его основных элементах, о здоровье, способах и средствах его укрепления, сохранения, восстановления для полноценной жизнедеятельности, высокой работоспособности, хорошего самочувствия, творческого, трудового и жизненного долголетия, а также о причинах его ухудшающих.

Читайте также:  Кодировка от алкоголя опасно ли это для здоровья

Во втором разделе рассматриваются элементы здорового образа жизни: режим учебы, труда и отдыха, закаливание, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, личная гигиена, межличностное общение, психическая саморегуляция, двигательная активность.При изучении элементов здорового образа жизни используется решение валеозадач, проведение валеоупражнений, а также составление индивидуального плана оздоровительного занятия, суточного рациона и др. Элементы здорового образа жизни оказывают комплексное положительное влияние на укрепление и сохранение здоровья через влияние на основные системы организма, способствует наращиванию резервов здоровья, которые не включаются и не сохраняются сами по себе, а только на основе собственных усилий. Об этом каждый студент должен позаботиться только сам через применение в повседневной жизнедеятельности элементов здорового образа жизни. В учебно-методическом пособии использованы современные научные знания из различных наук (педагогики, психологии, валеологии, медицины, гигиены, биоритмологии и др.) и учебных дисциплин (истории, химии, биологии, физического воспитания и др.), позволяющие рассмотреть положительное комплексное влияние элементов здорового образа жизни на здоровье студентов на основе системного подхода.

В третьем разделе рассматриваются индивидуальная диагностическая карта самоконтроля здорового образа жизни, характеристики ее компонентов, составление и ее ведение.

Учебно-методическое пособие включает словарь основных терминов и определений и именой указатель авторов валеоафоризмов. Учебное пособие включает 245 страниц.

Учебно-методическое пособие «Культура здоровья студентов» предназначено для студентов всех специальностей и позволяет целенаправленно осуществлять формирование культуры здоровья студентов как специалистов, «инженеров» собственного здоровья для его укрепления и сохранения, что является основой успешности различных видов деятельности обучающихся, в т.ч. учебной, фундаментом эффективности их будущей трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в целом.

Учебное пособие входит в авторскую трилогию И.В. Меньшова по формированию культуры здоровья подрастающего поколения, которая включает учебные пособия: «Восемь правил и восемь друзей здоровья» для дошкольников, «Валеомаршрут школьника» для школьников, «Культура здоровья студентов» для студенческой молодежи.

Рецензенты учебно-методического пособия «Культура здоровья студентов»: Н.П. Абаскалова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», заслуженный работник высшей школы РФ; Т.К. Клименко, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»; Т.И. Ефименко, заместитель директора по учебной работе ГПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова».

Источник

Культура здоровья студентов учебно методическое пособие

Культура здоровья студента (Бароненко В.А., Рапопорт Л.А.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ 2

2. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 5
2.1. Что такое здоровье? 5
2.2. Современные взгляды о составляющих здоровья 7
2.3. Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья 8

3. МОТИВАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 10
3.1. Что такое мотивация здоровья и здорового образа жизни 10
3.2. Роль мотиваций в формировании здорового образа жизни 11
3.3. Есть ли мотивы здорового образа жизни у школьников? 12
3.4. Создание установки на здоровый образ жизни 12

4. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — ОСНОВА ВСЕХ АСПЕКТОВ БЛАГОПОЛУЧИЯ 15
4.1. Постановка вопроса 15
4.2. Эмоциональное благополучие — основной факторпсихического благополучия 15
4.2.1. Что такое эмоции? 15
4.2.2. Природа эмоций и их функции 16
4.2.3. Роль эмоций в формировании личности 17
4.3. Признаки эмоционального благополучия 20
4.4. Условия достижения эмоционального благополучия 24
4.5. Стресс и другие проблемы психического здоровья 35
4.5.1. Общие представления о стрессе 35
4.5.2. Физиологические механизмы стресса по Г. Селье 36
4.5.3. Современная концепция о физиологических механизмах стресса 37
4.5.4. Симптомы стресса: физиологический, психологический, поведенческий 39
4.5.5. Физиологический стресс или «настоящий» 40
4.5.6. Патологический стресс 41
4.5.7. Стресс и болезни 45
4.5.8. Принципы и методы формирования нормального и предупреждения и преодоления патологического стресса 48
4.6 Способы быстрого снятия сильного стресса 50
4.7. Психологические механизмы защиты от сильного стресса 53

5. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ — ВЕДУЩИЙ ВРОЖДЕННЫЙ ФАКТОР БИОПРОГРЕССА И ЗДОРОВЬЯ 56
5.1. Двигательная активность — врожденная биологическая потребность 56
5.2. Функции двигательной активности 57
5.2.1. Моторная функция двигательной активности 57
5.2.2. Творческая функция двигательной активности 58
5.2.3. Тренирующая функция двигательной активности 60
5.2.4. Стимулирующая функция двигательной активности 63
5.2.5. Защитная функция двигательной активности 64

6. МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ 65
6.1. Что нужно знать, приступая к тренировкам? 65
6.2. Для чего нужна хорошая физическая форма и ее оценка 65
6.3. Составляющие хорошей физической формы и её оценка 67
6.4. Выбор программы упражнений и её реализация 70
6.5. Физические упражнения для школьников 74
6.6. Современная концепция формирования хорошейфизической формы 94

7. БИОРИТМЫ — ОСНОВНОЙ ОБЩИЙ ПРИНЦИПЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ 98
7.1. Вездесущий ритм 98
7.2. Биологическая значимость биоритмов 100
7.3. Как регулируются биоритмы? 101
7.4. Суточный биоритм 103
7.5. Как определить свой тип суточного биоритма? 106
7.6. Природа биоритмов: фило- и онтогенез 109
7.7. Когда проявляются биоритмы в онтогенезе? 110
7.8. Ритмы питания и работоспособности 112
7.9. Самая современная социальная болезнь — десинхроноз 114

8. ПИТАНИЕ — БАЗИСНЫЙ ФАКТОР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ 118
8.1. Биологическое значение питания 118
8.2. Проблемы питания современного человека 118
8.3. Как избавиться от лишнего веса 127
8.3.1.Простой и эффективный метод нормализациивеса тела – «ночное голодание» 132
8.4. Пониженный вес тела: причины, профилактика 135
8.5. Сбалансированное питание 136
8.6. Типы и источники питательных веществ 137
8.7. Технологические добавки к пище 150
8.8. Пищевые добавки и функциональной питание 151
8.9. Как оценить свои представления о питании? 153
8.10. Еда и интеллект 155
8.11. Нетрадиционные стили питания 156
8.12. Как организовать питание? 161

9. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ И ЕГО УСЛОВИЕ 163
9.1. Творческая роль труда в филогенезе и онтогенезе 163
9.2. Труд современного человека 163
9.3. Работоспособность и факторы, ее обусловливающие 164
9.4. Переутомление и хроническое утомление 167
9.5. Принципы и условия предупреждения переутомления и хронического утомления 168
9.6. Информационные перегрузки — основной фактор развития невротических состояний 170

10. СЕКСУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ 175
10.1. Состояние проблемы 175
10.2. Что такое сексуальность 176
10.3. Сексуальность в онтогенезе 176
10.4. Биология пола в онтогенезе 176
10.5. Психофизиология пола в онтогенезе 179
10.6. Половая жизнь 186

11. ПАГУБНОСТЬ ПРИСТРАСТИЙ К НАРКОТИЧЕСКИМ ВЕЩЕСТВАМ. АЛКОГОЛИЗМ. НАРКОМАНИЯ. КУРЕНИЕ 190
11.1. Вредные пристрастия и факторы зависимости 190
11.2. Причины лекарственной зависимости 190
11.3. Общие механизмы действия наркотических веществ на организм 191
11.4. Алкоголизм 193
11.4.1. Алкоголизм — важнейшая проблема современного общества 193
11.4.2. Причины алкоголизма 193
11.4.3. Бытовое пьянство: что это такое? 194
11.4.4. Отрицательное влияние алкоголя на органы и системы организма 195
11.4.5. Алкоголь и потомство 197
11.4.6. Семья алкоголиков и потомство 198
11.4.7. Коррекция нервно-психических нарушений у детей алкоголиков 199
11.4.8. Алкоголь и молодежь 200
11.5. Наркомания 206
11.5.1. Состояние проблемы 206
11.5.2. Факторы, влияющие на возникновение наркомании 206
11.5.3. Молодежь и наркотики 208
11.5.4. Что грозит организму наркомана? 209
11.5.5. Превентивные программы по борьбе с наркоманией 210
11.5.6. Основные принципы избавленияот наркотической зависимости 211
11.6. Курение табака 212
11.6.1. Табак как наркотическое средство 212
11.6.2. Вредные последствия курения табака 213
11.6.3. Психология курения 215
11.6.4. Курение и женщины 215
11.6.5. Курение табака среди молодежи и причины, его обусловливающие 216
11.6.6. Отказ от курения и последствия 217
11.6.7. Как бросить курить и не набрать избыточного веса? 219

Источник

Культура здоровья студентов и технология её формирования.
статья

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж». г.Астрахань

Культура здоровья студентов и технология её

Культура здоровья студента средне — специального учебного заведения, а именно педагогического, представляет собой элемент профессиональной и общечеловеческой культуры и включает сформированное научное здоровьесберегающее мировоззрение, разработанный механизм накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни, технологиях оздоровления, мотивированного перевода знаний в ценности здоровья, желания и умения овладевать оздоравливающими технологиями и транслировать их через социальные отношения в учебной и внеучебной деятельности студентов.

В процессе физического воспитания, открываются большие возможности для умственного, эстетического, трудового, нравственного видов воспитания личности. Физическое воспитание создает благоприятные условия для умственной работоспособности. Умственное воспитание повышает качество физического воспитания за счет осознания сущности задач, творческих поисков их решения. Образовательная часть умственного воспитания в процессе физического заключается в формировании специальных физкультурных знаний. Данный процесс должен поддерживаться и в межпредметных связях. В образовательном процессе необходимо создать систему основой, стержнем которой будет являться здоровье.

Выпускники педагогических колледжей – это, прежде всего, учитель начальных классов с дополнительной специализацией, которые четко должны представлять чему они будут обучать.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

формирование установки на использование здорового питания;

использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

применение рекомендуемого врачами режима дня;

формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены (ФГОС НОО).

Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников.

Ряд современных концептуальных разработок построения образовательных систем позволяют очертить ведущие положения, определяющие необходимость введения здоровьеразвивающих (или ранее называемых здоровьесберегающими) технологий в образование, которым отводят ведущую роль в гуманизации образования и реализации здравоцентристской парадигмы здоровья человека третьего тысячелетия — эпохи расцвета культуры здоровья.

В традиционной педагогике понятие здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) трактуется по-разному. Однако, если следовать методологическому регулятиву В.В.Серикова, то применительно к поставленной проблеме, можно определить технологию как здоровьеразвивающую педагогическую деятельность, по-новому выстраивающую отношения между образованием и воспитанием, переводящую их в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья участников этого процесса.

Н.К.Смирнов дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов».

Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и использование некоторыми авторами понятия «здоровьеразвивающие педагогические технологии» (подчеркивающего развивающий, формирующий потенциал и функционал образования), мнения специалистов сходятся в необходимости проектирования здоровьеформирующей среды являющейся важнейшим элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Мы считаем, что началом формирования культуры здоровья у участников образовательного процесса будет являться, именно, создание здоровьесберегающей среды, которая будет «втягивать» до уровня формирования стереотипа поведения.

Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Государственная финансовая поддержка недостаточна. Разработаны стандарты с очень высокими требованиями по отношению к образованию и воспитанию, но в то же время, нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья. Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы.

Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением.

Обосновано, что в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. Но, к сожалению, на выходе мы сталкиваемся с определенным противоречием: между теоретическими знаниями и их практической выполняемостью.

“Воспитание культуры здоровья” – процесс рефлексивной выработки стереотипа поведения учащегося, обеспечивающий развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также стремлением передачи знаний, умений и навыков обоснованного ведения здорового образа жизни.

Ценности, связанные со здоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современного человека. Культурно-исторический анализ наиболее влиятельных воззрений, эталонов, моделей (`античный, адаптационный, антропоцентрический), выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватного применения, призван способствовать повышению экологичности различных социальных практик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.

Амосов Н. Раздумья о здоровье // Психологические методы обретения здоровья. — М., 2001.

Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. — СПб, 2000.

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб, 2003.

Васильева О.С. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. — Вып.3. — Ростов-н/ Д., 1998.

Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. — М., 2001.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.:АРКТИ, 2005.

Источник

Про здоровье и витамины © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector