Научная разработка на тему «Культура здоровья».
специалист в области арт-терапии
Культуру здоровья — это общекультурный феномен, предполагающий единство, взаимоопределение и взаимовлияние всех компонентов его составляющих. Культура здоровья есть прежде всего социальный механизм накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни и всех его составляющих с последующим переходом знаний в желание овладеть здоровьесберегающими и оздоравливающими технологиями, а также способностью реализовать их в социальных отношениях.
Основные компоненты культуры здоровья:
Когнитивный компонент – это знания человека о своем здоровье, понимание его роли в жизнедеятельности и продуктивном долголетии, осведомленность об основных факторах как разрушающих, так и восстанавливающих здоровье, понимание того, что есть «человек» как сложная, открытая биолого-психологическая, социально- культурная и природно-космическая система.
Ценностно-смысловой компонент — это осознание здоровья как общечеловеческой ценности.
Эмоционально-волевой компонент – это пере живания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья (особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением или улучшением духовной, душевной и телесной составляющей индивидуального здоровья), а также волевые усилия личности, направленные на его восстановление и развитие.
Мотивационно-поведенческий компонент – это о собенности мотивации в области ведения здорового образа жизни, характеристики поведения человека в случае ухудшения здоровья, поведенческие реакции, направленные на сохранение, укрепление и формирование здоровья, желание поделиться с окружающими опытом здоровьесбережения и формирования здоровьесберегающей среды.
Утренняя гимнастика приводит организм в работоспособное состояние после сна, повышает общий тонус и настроение, устраняет сонливость и вялость. Значение утренней гимнастики не ограничивается чисто физиологическим воздействием физических упражнений. Утренняя гимнастика организует день обучающегося, обеспечивает высокую эффективность умственного и физического труда.
Утренняя гимнастика должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Она призвана усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя гимнастика исключает использование упражнений на силу и выносливость. Утренняя гимнастика, а точнее, ее нагрузка и интенсивность должны быть значительно меньше, чем в дневных тренировках. В целом, она не должна вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.
Гимнастика представляет собой ежедневное выполнение комплекса общеразвивающих упражнений на протяжении 6-8 минут, который меняется через каждые 3-4 недели. Благоприятно проводить гимнастику на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.
Комплекс утренней гимнастики
(комплекс упражнений утренней гимнастики разработан
для детей 11 – 12 лет)
Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка,
1. Руки вперед – вдох.
2. Руки в сторону, ладони кверху.
3. Стойка на носках, руки вверх
4. Исходное положение – выдох.
Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 2. Исходное положение – основная стойка,
1-4 .Ходьба с размашистыми движениями рук, сжимая и
Дыхание равномерное. Темп средний.
Продолжительность 30-40 сек.
Упражнение 3 . Исходное положение – основная стойка,
1. Левую ногу махом назад, руки махом вверх – вдох.
2. Исходное положение – выдох.
3-4 То – же, правой ногой.
Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4 . Исходное положение –стойка, ноги
врозь, руки назад, пальцы переплетены.
1. Наклон влево, руки вправо.
2. Исходное положение.
3-4. То же, вправо.
Дыхание равномерное. Темп средний. Повторить 6-8 раз
Упражнение 5. Исходное положение – основная стойка,
1-2 Полуприсед, руки вверх – выдох.
3-4 Исходное положение – вдох
Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 6. Исходное положение – основная стойка,
1-2. Наклон вперед – выдох.
3-4. Исходное положение – вдох.
Темп средний. Повторить – 6-8 раз.
Упражнение 7. Исходное положение – основная стойка,
1. Левую руку вверх, правую вперед.
2. Правую руку вверх, левую вперед.
3. Левую руку вверх.
4. Исходное положение.
Дыхание равномерное. Начать медленно, ускорить до
Источник
Лекция: Анализ понятий «здоровья и культуры здоровья»
специалист в области арт-терапии
Педагог дополнительного образования
Лекция: Анализ понятий «Здоровья и культуры здоровья» во внеурочной деятельности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Внеурочная деятельность даёт возможность формировать культуру здоровья.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав личности. Здоровье человека также является одним из основных показателей успешного социального и экономического развития общества (Енокаева С.С., 2011).
В научной и учебно-методической литературе встречаются различные трактовки, дающие содержательные и процессуальные характеристики этого понятия. Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» (Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.).
По мнению И.И. Брехмана, здоровье – это способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
В.П. Петленко рассматривает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.
Чумаков Б.Н. полагает, что здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни [Чумаков, Б.Н. Валеология : учебное пособие [Текст] / Б.Н. Чумаков. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 407 с.)].
По мнению академика Ю.П. Лисицына: «. здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие» ( Лисицын, Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни [Текст] //Сб. научных трудов. – М., 1991. – С. 3-27.).
Здоровье — это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. (Макаренко В. К)
Петленко В.П. и Давиденко Д.Н. в ыделяют несколько компонентов (видов) здоровья.
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, в основе которого лежат морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность. Иногда соматический и физический виды объединяют, добавляя к ним ещё один вид – биологическое здоровье.
Для оценки физического здоровья детей и подростков используют три основных критерия:
— соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;
— достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;
— наличие хронический заболеваний и физических дефектов, степень сопротивляемости организма.
3. Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отметим, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими психологическими критериями, в нём отражены также общественные и групповые нормы и ценности.
Для оценки психического здоровья используют следующие критерии:
— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;
— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
— критичность к себе, своей деятельности и её результатам;
— адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
— Способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
— способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать её;
— способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Экспертами ВОЗ отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с определёнными социальными условиями, с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику. Экспертами ВОЗ также показано, что нарушения психического здоровья в детстве имеют важные характерные черты:
во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
во-вторых, многие проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.
Ковалько В.И. (2004) вводит понятие психологического здоровья, относящееся к личности в целом и выделяющее собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличии от медицинского, социологического, философского и других аспектов. По мнению автора, психологическое здоровье делает личность самодостаточной, но мы из вне задаём ей рамки, нормы, вооружая при этом средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
4. Социальное здоровье – это определённых уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определённых уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовать это взаимодействие. Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.
Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить:
— адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);
— овладение ведущим и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
— уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
— выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);
— наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;
— общая средовая адаптация, т.е. интеграция в общество.
5. Духовно-личностное здоровье – комплекс нравственных характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивидуума в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Традиционно культура здоровья разными авторами рассматривается как часть общей культуры человека, которая связана с его отношением к своему здоровью и здоровью других людей, ведением здорового образа жизни и включает в себя многочисленные компоненты.
В частности, Л. Волошина (2006) отмечает, что культура здоровья – это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Профессор В. Скумин настаивает на том, что культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. По мысли учёного, культура здоровья — это не только механическая связь двух понятий, но и синтез, создающий новое качество, новое особое содержание. Она рассматривается им как интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических, физических сил человека , формирования оптимальной биосоцальной среды, которая обеспечивает высший уровень жизнетворчества. Таким образом , В. Скумин не только подчёркивает то, что культура здоровья — это отдельное самостоятельное понятие, создающее новое содержание, но и раскрывает её задачу, состоящую прежде всего в развитии духовных, психических, физических сил человека .
По мнению З.И. Тюмасевой с соавторами: «Культура здоровья – сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа жизни» [Тюмасева 2004:206].
О.Л. Трещева (2003) считает, что культура здоровья личности характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.
Рассматривая культуру здоровья с социальных позиций, З.И. Колычева (2002) полагает, что она является составной частью общей культуры человека, определяющей социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности. В качестве элементов культуры здоровья автор выделяет: знания валеологического характера, валеологические умения, мировоззрение и мышление, имеющие валеологическую направленность, культуру чувств, благоговение перед жизнью, эмпатию и рефлексию, умение понимать себя и других, оценивать свое состояние и поведение, здоровый образ жизни, понимание сути и основных составляющих здорового образа жизни, следование ему повседневно, то есть это определенный уровень, качество, режим и стиль жизни.
Как считает С.Н. Горбушина, «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [Горбушина 2005:8].
В.В. Кожанов (2006) определяет культуру здоровья как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания. Автор отмечает, что содержание культуры здоровья включает в себя три компонента: интеллектуальный – знания в области валеологии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; эмоционально-ценностный – активное, положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни; действенно-практический – применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.
В определении О.С. Васильевой звучит мировоззренческий аспект: «Культура здоровья – это интегральное понятие, складывающееся из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом» [Васильева 2003:24].
В исследуемой литературе (Маджуга А.Г., 2005) встречается также такое понятие, как «валеологическая культура личности», что синонимично понятию «культура здоровья личности», так как валеология – это наука о здоровье. И.И. Новоселова (2000) рассматривает «валеологическую культуру» как составную часть общей культуры, отражающую приверженность к общечеловеческим здоровье-сохраняющим ценностям, как новый качественный уровень саногенных знаний, ориентаций, умений и навыков, ведущих к самосовершенствованию и активному долголетию.
Разумов А.Н. полагает, что культура здоровья – это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.
Таким образом, авторы сходятся в том, что культура здоровья личности представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей культуры человека, характеризующее эмоционально-ценностное отношение человека к своему здоровью, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни (через глубину освоения валеологического опыта), заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Исходя из структуры личности, К.К. Платонов выделяет следующие компоненты культуры здоровья: мотивационно-личностный, включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью; когнитивный, представляющий собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития; деятельностный компонент, обеспечивающий достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.
Источник