Меню

Культура здоровья современной семьи

Консультация для воспитателей «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка.»
консультация

Скачать:

Вложение Размер
Консультация для воспитателей «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка.» 9.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка.»

Подготовила Козак Ольга Анатольевна

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.

Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Первая школа растущего человека – семья . Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

В документах ООН (Конвенция «О правах ребенка»; Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей») семья рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные социально-экономические функции, обеспечивает естественную среду для материальной, финансовой и эмоциональной поддержки, необходимой для роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о престарелых, инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей. Семейное воспитание (то же самое – воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании. Под культурой здоровья дошкольника понимается целостность трех составляющих:

— осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

— знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

— валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни.

На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания — именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Крепкие, здоровые, духовные семьи — мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.

У детей, которые постоянно видят положительный пример родителей (недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому») постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь взрослого «не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес дает положительный эффект в работе.

Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.

Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а необходимо развить у них желание быть здоровыми.

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача взрослого — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

При формировании навыков здорового образа жизни в семье внимание должно быть уделено следующим моментам:

1. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей всеми гигиеническими навыками: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

2. Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда.

3. Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи, почему нельзя разговаривать во время приёма пищи и т.д.

4. Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы -транспорт, соблюдение правил безопасности при спортом: коньки, санки и т.п.

5. Ребенок должен знать, что делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.

6. В каждой семье есть свои традиции. Если вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия, такие как: семейные завтраки – обеды – ужины ( по обстоятельствам), совместные прогулки –лыжные или велосипедные, походы в кино, театры, цирк, семейные праздники, семейные чтения, то за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.

Хочется еще раз напомнить взрослым. Важен родительский пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Здоровый образ жизни, является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности.

Рекомендации для родителей

В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем и рекомендуем родителям помогать своему ребенку:

делать по утрам вместе зарядку,

принимать водные процедуры,

заниматься физическими упражнениями,

активно использовать элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т.д.,

использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения,

оборудовать для ребенка свой спортивный уголок, тренажеры, где ребенок будет повышать физические качества, двигательные умения и навыки, укреплять здоровье, где ребенок будет испытывать радость, бодрость, силы и самостоятельность,

при детях не курить, не принимать спиртные напитки, не ссориться.

Примерные игры в семейном кругу.

1.Ручеек: -«прыжки через ленточку», две, три.(На пол положить ,что у вас найдется дома под рукой: лента 1-3, веревка 1-2, постараться перепрыгнуть 1-ленту, 2 и 3.

2.Лягушата и комары: -«прыжки кто выше подпрыгнет и больше поймает комаров». (Взять любое кольцо или палку, на нитки привязать разноцветные фантики ) взрослый держит, а дети прыгают и ловят комара, у кого больше фантиков, от самый ловкий лягушонок.

3.Прокати мяч в ворота: -«катание мяча», взять стул 1-2или табурет , прокатить мяч так, чтобы он ровно прокатился под стулом, расстояние стульев можно увеличивать.

4.Поединок на ракетке с воздушным шариком. -игра в бадминтон, но с воздушным шариком.

Источник

Консультация для педагогов Тема: «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребёнка»
консультация (старшая группа)

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в детском саду и семейном воспитании. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_26.01.19.docx 227.94 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ДС «Семицветик»

Консультация для педагогов

Тема: «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребёнка »

Составила и провела:

Здоровье – это ценность и богатство,

Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закаляться, и с зарядкою дружить!

Жизнь ставит перед нами много новых проблем, самой актуальной среди которых является воспитание культуры здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в детском саду и семейном воспитании.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Первая школа растущего человека — семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях.

Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

— Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

— Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

— Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

Хочу поделиться опытом нашей работы по формированию здорового образа жизни в детском саду

В соответствии с содержанием программы разрабатывались:

— план физкультурно-оздоровительных мероприятий,

— план образовательной деятельности с детьми,

— план взаимодействия с родителями.

Содержание нашей работы в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

– ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы;

– целенаправленная просветительская работа;

– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.

В этих целях используем различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование, проекты, презентации, акции.

Современную семью мы знаем, как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи родителей.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Важно, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивно- развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, помогает более грамотно и цельно заниматься физическим развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого- педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.

Берегите здоровье друг друга,

Мы — природы малая часть,

Вы кому-то ответили грубо –

Чью-то жизнь сократили на час.

Спасибо за внимание!

Приложение: Презентация « Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребёнка »

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале описаны нетрадиционные формы и средства работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников, раскрыты формы и виды работы с семьей.

Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье — сберегающих технологий».

Данная консультация содержит маиериал для развития знаний педагогов о культуре питания – как одной из составляющих здоровья дошкольников в ДОО.

Питание – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов воспитания .

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится.

laquo;Здоровье» — это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия. А термин «Здоровая семья» — это семья, которая ведет здоровый обр.

Консультация для воспитателей. Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Подготовила и провела:Шпенева А.В – ст. воспитатель Ува.

Источник

Читайте также:  Репродуктивное здоровье женщины это определение
Adblock
detector