Культура здоровья общеобразовательного учреждения как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых.
материал
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура здоровья общеобразовательного учреждения как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Здоровье должно быть основным критерием ОУ. Культура здоровья нашей гимназии зависит напрямую от педагогов, стремящихся к здоровому образу жизни, и только через них можно создать необходимые условия для улучшения физического и умственного здоровья обучающихся.
Что я, как учитель и классный руководитель 10б класса, делаю по этой вопросу. Все хотят быть здоровыми и умными, но в реальности мы сталкиваемся с проблемами физического, психологического и социального здоровья детей, что влечёт за собой низкую мотивацию к учёбе и низкую успеваемость.
Свою работу я начинаю всегда с анализа мониторинга «Физическое и психологическое здоровье учащихся», который провожу в рамках классного часа. В этом году было выяснено, что 12 детей имеют хронические заболевания; 9 – с нарушениями зрения, 7 — опорно-двигательного аппарата; 6 — с нарушением психического здоровья; 7- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. За 1 четверть ОРЗ и ОРВИ переболело 9 обучающихся, что говорит о сниженном иммунитете.
Кроме того я провела тестирование на выявления уровня тревожности и мотивации к учебной деятельности, совместно с психологом – психологическое тестирование онлайн и офлайн. Выявив проблемы, были поставлены следующие задачи:
- обеспечить системную работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни с целью воспитания творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях;
- соблюдать элементарные физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса;
- использовать на уроке и во внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии;
- организовать мероприятия направленные на предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений;
- повышать грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- создать условия для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений;
- создать условия для эффективного личностного роста ребенка, самораскрытия его творческого потенциала в процессе учебной деятельности;
- создать необходимые условия для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.
Здоровье ученика в норме, если:
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане –проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
Для формирования здоровья ученика мною были запланированы и проведены в этой четверти часы общения : «Секреты успешной учёбы», «Экология души», «Человек среди людей», «Секреты хорошего настроения», беседы «Безобидная простуда», «Как уберечься от короновируса», «Осторожно, кишечная инфекция», тренинги «Время быть здоровым», «Как снять стресс?». Обучающиеся выступили во внеурочной деятельности с докладами «Режим питания — основа здоровья», «Режим дня – основа жизни человека», «Чистота – залог здоровья».
В рамках занятий «Познавательная деятельность» проводили исследования «Почему нужен завтрак», «От чего зависит работоспособность», совместно работали над аналитическими проектами «Сколько стоит капля никотина?», «Каникулы – дело серьёзное». Особенно эффективными оказались занятия в форме эксперимента «Чистый воздух – ясный ум» (дети решали исследовательскую задачу «Влияние качества воздуха классной комнаты на умственную деятельность»), «Гигиеническая оценка школьного меню».
Кроме этого большинство прошли обучение по санитарно-просветительским программам «Основы здорового питания» в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография».
Группа обучающихся приняла участие в международном конкурсе «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» с проектом «Стресс в школе. Пути преодоления».
Как учитель следую правилам:
Правило 1. Правильная организация урока ( здоровьесберегающие технологии)
Правило 2. Использование каналов восприятия (тестирование, наблюдение)
- левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди – у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
- 5-25-я минута — 80%;
- 25-35-я минута — 60-40%;
- 35-40-я минута — 10%.
Правило 4. Снятие эмоционального напряжения
Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке
Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Главное для формирования здорового образа жизни – это пример самого педагога, поэтому желаю всем д остичь и удержаться на волне самосовершенствования!
Источник
Педсовет «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»
Цель:
- Формирование сознательной потребности у педагогов школы к здоровому образу жизни, а через них создание необходимых условий для улучшения здоровья учащихся.
- Мотивация педагогов школы к изучению здоровьесберегающих технологий и активному внедрению их в школе.
Задачи:
- Создание приятного психологического климата среди всех групп – участников учебно-воспитательного процесса;
- Создание условий для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений, эффективного личностного роста ребенка, самораскрытие его творческого потенциала в процессе учебной деятельности;
- Воспитание здорового, творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях;
- Создание необходимых условий для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.
Наглядность:
- Нормы СанПиНа
- высказывания о здоровье, здоровьесберегающих технологиях;
- презентации к докладам
- выставка книг и рефератов по данной теме
- телевизор и видеомагнитофон с записями с уроков.
Методы предварительного исследования:
- Мониторинг учащихся «Если хочешь быть здоров…»
- Мониторинг педагогов школы «Валеологическая оценка педагогической технологии обучения детей»
- Анализ заболеваемости учащихся школы
- Психологическое исследование учащихся 1-6 классов
План проведения педсовета
- вступительное слово директора школы «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых».
- Сообщение заместителя директора по УВР « Здоровье-сберегающие технологии обучения. Анализ мониторинга педагогов школы».
- Сообщение врача школы «Анализ здоровья учащихся школы»
- Сообщение школьного психолога «Психологическое здоровье школьника»
- сообщение учителя физической культуры «Физическое здоровье учащихся. Анализ мониторинга учащихся».
- работа в творческих группах:
- гигиеническая оценка классной комнаты;
- гигиеническая оценка школьного меню;
- гигиенические требования к расписанию уроков;
- гигиеническая оценка урока.
- Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.
- «Урок красоты» рекламная кампания косметических фирм.
Ход педагогического совета
- Вступительное слово директора школы «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых».
Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.
- 30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;
- за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;
- в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;
- в 3 раза- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.
Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как:
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
- неоправданно объемные домашние задания;
- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе – наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни.
Современная школа находится в поисках новых методов обучения, новых моделей образовательных учреждений. Усложнение программы обучения и интенсификации учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.
- Работа в творческих группах:
Ещё в начале девятнадцатого века в результате первых гигиенических исследований была установлена тесная связь между появлением у детей так называемы «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки, заболевание желудочно-кишечного тракта) и гигиеническими условиями в школе.
Действительно, соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников. Основная сложность заключается в грамотной оценке реальных условий обучения сравнительно с гигиеническими требованиями, выработке практических рекомендаций в каждом конкретном случае.
- Каждая группа займется изучением нормативных материалов по:
- гигиеническая оценка классной комнаты;
- гигиеническая оценка школьного меню;
- гигиенические требования к расписанию уроков.
- Выполнит практическое задание.
- Сделает выводы и сформулирует рекомендации.
- Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.
- Классным руководителям, учителям физической культуры и ОБЖ провести беседы на тему «Мое здоровье и важность физического и психологического здоровья»
- Учителям-предметникам:
- Строго соблюдать дозировку домашнего задания;
- На уроках проводить физкульминутки;
- На каждом уроке проводить зарядку для глаз;
- Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости;
- Вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и без сильного напряжения осваивать материал;
- Предлагать задания, позволяющие повторить материал;
- Предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки;
- Рекомендовать школьно-базовой столовой разнообразить меню школьников, желательно введение «шведскогостола».
- Усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью и тепловым режимом кабинетов.
- Замечаний к составленному расписанию уроков 5 класса нет.
- Конвенция ООН «О правах ребенка». Постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции о правах ребенка», 1993г.
- Федеральный закон «Об образовании». Статья 32, 51.
- Указ Президента РФ от 20.04.1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ».
- Закон РФ от 01.08. 1996г. «Об обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования».
- Закон РФ от 22.07.1993 г. «Об охране здоровья граждан». Стр.24.
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1991г. С. 5, 26.
- Постановление Правительства РФ от 6.10.1999г. №1146 «Об утверждении положения о социально-гигиеническом мониторинге».
- Президентская программа «Дети России» (Указ Президента 1994г.)
- Приказ Мин. Здравоохранения России Мин. Образования России № 186/272 от 30.06.92г.
- «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в ОУ».
- «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в ОУ», 1996
- Закон города Москвы «О развитии образования в г. Москве». Ст. 8
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений – СП 2.4.2. 782 – 99.
- Московский региональный базисный учебный план на 2006/2007 учебный год.
- Региональная программа «Образование и здоровье»
- «Образование и здоровье» Рекомендации МКО под редакцией Л.Е. Курнешовой.
Источник