«Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»
статья на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.
В документах ООН (Конвенция «О правах ребенка»; Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей») семья рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные социально-экономические функции, обеспечивает естественную среду для материальной, финансовой и эмоциональной поддержки, необходимой для роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о престарелых, инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей. Семейное воспитание (то же самое – воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах
воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».
Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее направление нашей деятельности, в основе которой лежит принцип единства образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно- гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних
условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях.
Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным планом работы коллектива).
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
Крепкие, здоровые, духовные семьи — мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.
Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.
В соответствии с содержанием программы разрабатывались план физкультурно-оздоровительных мероприятий, план образовательной деятельности с детьми, план взаимодействия с родителями. Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
– ознакомление родителей с результатами медицинской диагностики и мониторинга физического развития детей и их представлений о здоровом образе жизни;
– участие в составлении программ оздоровления детей;
– ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной работы;
– целенаправленную просветительскую работу;
– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.
В этих целях следует использовать различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, встречи с врачами, анкетирование. При поступлении в детский сад следует давать информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей. Выяснять отношение пап и мам к различным формам закаливания. Проводить дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с малышами, показываем разные виды физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Приглашать родителей к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе должны быть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для
профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Работа по формированию навыков здорового образа жизни проходит в тесном сотрудничестве инструктора по физической культуре, врача, старшей медсестры, воспитателей, которые организуют деятельность ребенка и родителей, предлагая им различные формы взаимодействия.
Двигательная активность – это физиологический акт, основа жизнеобеспечения организма с момента зачатия. Если двигательная активность плода недостаточна, то ребенок рождается с отклонениями в развитии, т.е. происходит несоответствие календарного и биологического возраста. Такое несовпадение ученые называют физиологической незрелостью.
Для того чтобы компенсировать физиологическую незрелость, чрезвычайно важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности. Современную семью мы знаем как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи родителей.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Важно, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивно- развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, помогает более
грамотно и цельно заниматься физическим развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям.
У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь педагога «не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес дает положительный эффект в работе.
Медицинский персонал и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры для того, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными – это и соблюдения режима дня, правильный подбор мебели, соответственно возрасту ребенка,
правильное питание и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого- педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.
Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а необходимо развить у них желание быть здоровыми.
Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и
здоровью детей в первую очередь формировали у родителей. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста.Роль и важность воспитания в физ.
В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки»здорового образа жизни». Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома.
Цель: способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия.
Данная статья посвящена воспитанию культуры здоровья до- школьника. Авторы приходят к выводу о здоровом образе жизни на основе здо- ровьесберегающих технологий как приоритетном направлении в деятельно.
Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье — сберегающих технологий».
Воспитание здорового ребенка, подготовка его к жизни в обществе — главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Источник
«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников»
консультация на тему
Сотрудничество детского сада
и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников
В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это связано с интенсивным образом жизни молодых мам и пап. Надо признать, что в глазах родителей современный детский сад – это надежный помощник в воспитании и развитии их детей. В связи с этим одной из актуальных проблем педагогического коллектива становится включение семьи в процесс воспитания здорового ребенка-дошкольника.
Все родители хотят видеть своих чад здоровыми и счастливыми. Этот устойчивый интерес позволил ДОУ «Радуга» Центрального района Санкт-Петербурга разработать инновационные формы сотрудничества с семьей по проблеме воспитания культуры здоровья дошкольников.
Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности и самой осуществляться в этих видах деятельности.
Понимая здоровье как совокупность физического, социально-психологического, духовного компонентов, нетрудно определить содержательные аспекты культуры здоровья ребенка-дошкольника.
Под культурой здоровья дошкольника понимается целостность трех составляющих:
· осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
· знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
· валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. Становление и обогащение культуры здоровья родителей может осуществляться в процессе взаимодействия семьи и детского сада с помощью следующих современных форм деятельности:
1. Индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом, педагогами дошкольного образования.
2. Выпуск газеты по актуальным вопросам оздоровления ребенка, в каждом номере которой предлагаются диагностические материалы и рекомендации.
3. Семинары-практикумы по обретению родителями профилактических умений и навыков в русле определенных проблем здоровья детей.
4. Тематические встречи по просьбам родителей с врачами-специалистами. Как показал опрос родителей, больше всего они заинтересованы во встречах с детскими стоматологами, аллергологами, диетологами, гинекологами, невропотолагами и терапевтами, особенно в период эпидемий.
5. Семейный клуб здоровья, конкурсы и соревнования для детей, и их родителей, семейные спартакиады и праздники здоровья.
6. Устный педагогический журнал.
Остановимся подробнее на такой форме взаимодействия с родителями, как газета. Газета «Расти здоровым» выходит и распространяется среди родителей воспитанников нашего детского сада раз в квартал. Предваряют выпуск газеты опрос и анкетирование родителей с целью выявления руга актуальных вопросов по воспитанию здорового ребенка в семье. На основе этой информации формируется содержание каждого номера.
Газета включает такие традиционные рубрики, как «Тема дня», «Ищем выход» (консультация детского врача-специалиста), «Правильное воспитание: советы педагога», «Мама, папа, я – здоровая семья» (конкурс), «Что думают наши дети о здоровье». Содержание всех рубрик напрямую связано с «Темой дня». Например, если в качестве основной проблемы выбирается профилактика плоскостопия, то в рубрике «Ищем выход» свои рекомендации дает врач-ортопед; воспитатель вместе с руководителем физического воспитания предлагают соответствующие физические упражнения и подвижные игры, объясняют, как в них играть дома; конкурсная рубрика предлагает родителям вместе с ребенком принять участие в конкурсе на лучшую фотографию «Вместе не стоим на месте» (участие всей семьи в подвижной игре). Заключительная рубрика содержит высказывания и рассуждения детей на затронутую в номере тему.
Опыт показывает, что в начале учебного года родителей беспокоят проблемы адаптации ребенка к детскому саду или предстоящему обучению в школе (для старших дошкольников). Поэтому первый номер газеты всегда посвящен этим проблемам.
Далее родителей интересует профилактика гриппа, ОРЗ и ОРВИ. Поступает много вопросов и прививках и витаминах, правильном питании во время болезни ребенка. Актуальны для родителей темы, связанные с закаливанием, дыхательной гимнастикой, фитопроцедурами в домашних условиях. Учитывая, что в период болезни ребенок находится дома, родители хотят знать, как правильно организовать жизнедеятельность больного малыша в домашних условиях.
Всегда актуальны вопросы, связанные с приучением дошкольника к режиму, с воспитанием культурно-гигиенических умений и навыков. Родители активно интересуются вопросами профилактики плоскостопия и нарушений осанки в дошкольном возрасте, процедурой закаливания и организацией двигательной активности своих детей.
Рассмотрим один из номеров газеты, посвященный проблеме культуры здоровья семьи как главного условия воспитания культуры здоровья ребенка. Газета содержит опросник для родителей, который позволит им самостоятельно изучить особенности культуры здоровья своей семьи.
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Приглашаем принять участие в опросе, позволяющем изучить культуру здоровья Вашей семьи. Активное участие и Ваша искренность позволят нам эффективнее осуществлять работу по воспитанию культуры здоровья детей, посещающих наш детский сад, а Вам – по оздоровлению ребенка в семье.
Мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми, были удачливы и успешны.
Обратите внимание, что вопросы анкеты уже содержат готовые ответы. Ваша задача – выбрать один из них. Обсудите результаты опроса в семье, обратите внимание, как остальные члены семьи отвечают на вопросы, не содержат ли ответы противоречий, мешающих правильно воспитывать ребенка.
1. Делаете ли Вы утреннею зарядку?
2. Проводите ли закаливающие процедуры?
3. Есть ли у вас вредные привычки?
4. Знает ли об этом Ваш ребенок (Ваши дети)?
5. Соблюдаете ли Вы режим дня (сон, питание, прогулка)?
6. Придерживаетесь ли Вы здорового рациона питания?
7. Как часто Вы бываете на свежем воздухе?
o Как получится, не задумываюсь об этом
8. Посещается ли вы спортзал?
9. Стареетесь ли Вы соблюдать правила безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте?
o Нет, не стараюсь
o Иногда, в зависимости от ситуации.
10. Часто ли Вы болеете?
o Год на год не приходится (по-разному)
11. Активны ли Вы в профилактике заболеваний (регулярно делаете
прививки, флюорографию, проходите профосмотры)?
o По настоянию родственников. друзей в периоды эпидемий, по требованию на работе.
12. Есть ли у Вас дома приборы, помогающие сохранить и укрепить здоровье?
Перечислите, если есть___________________________________
13. Известна ли Вам картина Вашего здоровья, знаете ли Вы свои болезни и особенности своего организма?
14. Посвящаете ли Вы соответствующих врачей-специалистов?
15. Как Вы поддерживаете свое здоровье?
o Принимаю профилактические меры
o Ничего не делаю
o Принимаю меры, только когда возникают симптомы.
16.Знаете ли Вы картину здоровья своей семьи (наследственные заболевания, предрасположенность к каким-то заболеваниям и др.)?
17. Считает ли Вы свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни?
o Не могу ответить на вопрос
18. Считает ли вы себя субъектом (активным участником, творцом) здоровой жизни?
19. Есть ли у Вас в семье такие люди?
Рубрика «Ищем выход» содержит консультацию педиатра, посвященную вопросам профилактики детских сезонных болезней (ОРВИ, ОРЗ), а также поведению взрослых в ситуации, если ребенок заболевает. Дополняют рубрику советы по фототерапии для всей семьи в период эпидемий.
Рубрика «Правильное воспитание: советы педагога» рекомендует родителям приучать детей к регулярному выполнению культурно-гигиенических процедур (мыть руки, лицо, уши, чистить зубы, полоскать рот после еды, причесывать волосы) и содержит практические советы. От сформированности этих умений и навыков зависит здоровье ребенка, а их устойчивость свидетельствует о высокой культуре здоровья.
Рубрика «Мама, папа, я – здоровая семья» объявляет конкурс на лучший семейный коллективный рисунок Принцессы Витаминки, которая помогает людям быть здоровыми и не болеть.
В заключительной рубрике приводятся высказывания детей о том, что надо делать, чтобы не болеть.
В заключительной рубрике приводятся высказывания детей о том, что надо делать, чтобы не болеть. Например, младшие дошкольники считают, что человек должен беречь глаза и уши.
По мнению старших дошкольников, быть здоровым означает, прежде всего никогда не болеть, не принимать лекарства, не ходить в поликлинику, а также быть веселым, радостным, счастливым и умным. Интересно, что здоровье часто связывается с детьми старшего дошкольного возраста с веселым, хорошим настроением. Они уверены, что здоровье зависит от поведения и привычек человека, а плохое настроение вредит здоровью.
Доминирующее большинство детей 5-6 лет считают себя здоровыми. Практически все наши воспитанники старшего дошкольного возраста отмечают, что родители никогда не делают зарядку.
По мнению большинства наших детей, во время болезни им помогают выздороветь, прежде всего мама и папа, затем дети называют доктора, лекарства и, наконец, братьев и сестер.
В завершении статьи хочется подчеркнуть, что в настоящее время такая форма работы с семьей становится очень эффективной, так как она отвечает возможностям и потребностям современной семьи. Родители не всегда могут посещать мероприятия, организованные для них детским садом, но полученную газету прочитают обязательно в удобное для них время.
Приглашаем все ДОУ применять такой подход в организации сотрудничества с семьей. Помимо достижения высокой результативности, это еще очень интересная форма профессионального взаимодействия для педагогического коллектива детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_detskogo_i_semi_v_vospitanii_kultury_zdorovya_doshkolnikov.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников»
«Детский сад «Гномик»
Сотрудничество детского сада
и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников
В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это связано с интенсивным образом жизни молодых мам и пап. Надо признать, что в глазах родителей современный детский сад – это надежный помощник в воспитании и развитии их детей. В связи с этим одной из актуальных проблем педагогического коллектива становится включение семьи в процесс воспитания здорового ребенка-дошкольника.
Все родители хотят видеть своих чад здоровыми и счастливыми. Этот устойчивый интерес позволил ДОУ «Радуга» Центрального района Санкт-Петербурга разработать инновационные формы сотрудничества с семьей по проблеме воспитания культуры здоровья дошкольников.
Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности и самой осуществляться в этих видах деятельности.
Понимая здоровье как совокупность физического, социально-психологического, духовного компонентов, нетрудно определить содержательные аспекты культуры здоровья ребенка-дошкольника.
Под культурой здоровья дошкольника понимается целостность трех составляющих:
- осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
- знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
- валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. Становление и обогащение культуры здоровья родителей может осуществляться в процессе взаимодействия семьи и детского сада с помощью следующих современных форм деятельности:
- Индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом, педагогами дошкольного образования.
- Выпуск газеты по актуальным вопросам оздоровления ребенка, в каждом номере которой предлагаются диагностические материалы и рекомендации.
- Семинары-практикумы по обретению родителями профилактических умений и навыков в русле определенных проблем здоровья детей.
- Тематические встречи по просьбам родителей с врачами-специалистами. Как показал опрос родителей, больше всего они заинтересованы во встречах с детскими стоматологами, аллергологами, диетологами, гинекологами, невропотолагами и терапевтами, особенно в период эпидемий.
- Семейный клуб здоровья, конкурсы и соревнования для детей, и их родителей, семейные спартакиады и праздники здоровья.
- Устный педагогический журнал.
Остановимся подробнее на такой форме взаимодействия с родителями, как газета. Газета «Расти здоровым» выходит и распространяется среди родителей воспитанников нашего детского сада раз в квартал. Предваряют выпуск газеты опрос и анкетирование родителей с целью выявления руга актуальных вопросов по воспитанию здорового ребенка в семье. На основе этой информации формируется содержание каждого номера.
Газета включает такие традиционные рубрики, как «Тема дня», «Ищем выход» (консультация детского врача-специалиста), «Правильное воспитание: советы педагога», «Мама, папа, я – здоровая семья» (конкурс), «Что думают наши дети о здоровье». Содержание всех рубрик напрямую связано с «Темой дня». Например, если в качестве основной проблемы выбирается профилактика плоскостопия, то в рубрике «Ищем выход» свои рекомендации дает врач-ортопед; воспитатель вместе с руководителем физического воспитания предлагают соответствующие физические упражнения и подвижные игры, объясняют, как в них играть дома; конкурсная рубрика предлагает родителям вместе с ребенком принять участие в конкурсе на лучшую фотографию «Вместе не стоим на месте» (участие всей семьи в подвижной игре). Заключительная рубрика содержит высказывания и рассуждения детей на затронутую в номере тему.
Опыт показывает, что в начале учебного года родителей беспокоят проблемы адаптации ребенка к детскому саду или предстоящему обучению в школе (для старших дошкольников). Поэтому первый номер газеты всегда посвящен этим проблемам.
Далее родителей интересует профилактика гриппа, ОРЗ и ОРВИ. Поступает много вопросов и прививках и витаминах, правильном питании во время болезни ребенка. Актуальны для родителей темы, связанные с закаливанием, дыхательной гимнастикой, фитопроцедурами в домашних условиях. Учитывая, что в период болезни ребенок находится дома, родители хотят знать, как правильно организовать жизнедеятельность больного малыша в домашних условиях.
Всегда актуальны вопросы, связанные с приучением дошкольника к режиму, с воспитанием культурно-гигиенических умений и навыков. Родители активно интересуются вопросами профилактики плоскостопия и нарушений осанки в дошкольном возрасте, процедурой закаливания и организацией двигательной активности своих детей.
Рассмотрим один из номеров газеты, посвященный проблеме культуры здоровья семьи как главного условия воспитания культуры здоровья ребенка. Газета содержит опросник для родителей, который позволит им самостоятельно изучить особенности культуры здоровья своей семьи.
Приглашаем принять участие в опросе, позволяющем изучить культуру здоровья Вашей семьи. Активное участие и Ваша искренность позволят нам эффективнее осуществлять работу по воспитанию культуры здоровья детей, посещающих наш детский сад, а Вам – по оздоровлению ребенка в семье.
Мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми, были удачливы и успешны.
Обратите внимание, что вопросы анкеты уже содержат готовые ответы. Ваша задача – выбрать один из них. Обсудите результаты опроса в семье, обратите внимание, как остальные члены семьи отвечают на вопросы, не содержат ли ответы противоречий, мешающих правильно воспитывать ребенка.
- Знает ли об этом Ваш ребенок (Ваши дети)?
- Да
- Нет
- Не знаю
- Соблюдаете ли Вы режим дня (сон, питание, прогулка)?
- Скорее да
- Скорее нет
- По-разному
- Придерживаетесь ли Вы здорового рациона питания?
- Да
- Нет
- Не знаю
- Как часто Вы бываете на свежем воздухе?
- Часто
- Редко
- Как получится, не задумываюсь об этом
- Стареетесь ли Вы соблюдать правила безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте?
- Всегда
- Нет, не стараюсь
- Иногда, в зависимости от ситуации.
- Часто ли Вы болеете?
- Часто
- Редко
- Год на год не приходится (по-разному)
- Активны ли Вы в профилактике заболеваний (регулярно делаете
прививки, флюорографию, проходите профосмотры)?
- Да
- Нет
- По настоянию родственников. друзей в периоды эпидемий, по требованию на работе.
- Есть ли у Вас дома приборы, помогающие сохранить и укрепить здоровье?
- Да
- Нет
Перечислите, если есть___________________________________
- Известна ли Вам картина Вашего здоровья, знаете ли Вы свои болезни и особенности своего организма?
- Да
- Нет
- Отчасти
15. Как Вы поддерживаете свое здоровье?
- Принимаю профилактические меры
- Ничего не делаю
- Принимаю меры, только когда возникают симптомы.
16.Знаете ли Вы картину здоровья своей семьи (наследственные заболевания, предрасположенность к каким-то заболеваниям и др.)?
17. Считает ли Вы свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни?
- Скорее да
- Скорее нет
- Не могу ответить на вопрос
18. Считает ли вы себя субъектом (активным участником, творцом) здоровой жизни?
19. Есть ли у Вас в семье такие люди?
Рубрика «Ищем выход» содержит консультацию педиатра, посвященную вопросам профилактики детских сезонных болезней (ОРВИ, ОРЗ), а также поведению взрослых в ситуации, если ребенок заболевает. Дополняют рубрику советы по фототерапии для всей семьи в период эпидемий.
Рубрика «Правильное воспитание: советы педагога» рекомендует родителям приучать детей к регулярному выполнению культурно-гигиенических процедур (мыть руки, лицо, уши, чистить зубы, полоскать рот после еды, причесывать волосы) и содержит практические советы. От сформированности этих умений и навыков зависит здоровье ребенка, а их устойчивость свидетельствует о высокой культуре здоровья.
Рубрика «Мама, папа, я – здоровая семья» объявляет конкурс на лучший семейный коллективный рисунок Принцессы Витаминки, которая помогает людям быть здоровыми и не болеть.
В заключительной рубрике приводятся высказывания детей о том, что надо делать, чтобы не болеть.
В заключительной рубрике приводятся высказывания детей о том, что надо делать, чтобы не болеть. Например, младшие дошкольники считают, что человек должен беречь глаза и уши.
По мнению старших дошкольников, быть здоровым означает, прежде всего никогда не болеть, не принимать лекарства, не ходить в поликлинику, а также быть веселым, радостным, счастливым и умным. Интересно, что здоровье часто связывается с детьми старшего дошкольного возраста с веселым, хорошим настроением. Они уверены, что здоровье зависит от поведения и привычек человека, а плохое настроение вредит здоровью.
Доминирующее большинство детей 5-6 лет считают себя здоровыми. Практически все наши воспитанники старшего дошкольного возраста отмечают, что родители никогда не делают зарядку.
По мнению большинства наших детей, во время болезни им помогают выздороветь, прежде всего мама и папа, затем дети называют доктора, лекарства и, наконец, братьев и сестер.
В завершении статьи хочется подчеркнуть, что в настоящее время такая форма работы с семьей становится очень эффективной, так как она отвечает возможностям и потребностям современной семьи. Родители не всегда могут посещать мероприятия, организованные для них детским садом, но полученную газету прочитают обязательно в удобное для них время.
Приглашаем все ДОУ применять такой подход в организации сотрудничества с семьей. Помимо достижения высокой результативности, это еще очень интересная форма профессионального взаимодействия для педагогического коллектива детского сада.
Источник