Воспитание культуры здоровья младших школьников.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Для сохранения здоровья младших школьников педагогу необходимо в организации и проведении уроков учитывать различные факторы, применять разнообразные приёмы и методы обучения младших школьников и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_zdorovya_mladshih_shkolnikov.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культуры здоровья младших школьников
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно — полезным трудом. Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Забота о здоровье это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Здоровье — понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья школьников в работе классного руководителя необходим системный подход, то есть культура здоровья школьников должна развиваться в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны.
Необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения и общения.
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым.
Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формирования осознанной потребности в здоровье, ответственного отношению к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Нарушения здоровья связанные с обучением начинаются еще в дошкольном детстве. В дошкольных учреждениях, в подготовительных группах дети занимаются неспецифической для дошкольного этапа деятельностью: читают, пишут, изучают, иностранные языки, и т.д. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями.
Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующие развитие многих сторон его личности.
Для сохранения здоровья младших школьников педагогу необходимо в организации и проведении уроков учитывать следующие факторы:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
В настоящее время в начальной школе можно использовать приёмы педагогики сотрудничества, создающей все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации обучения,технологии раскрепощённого развития детей.
Воспитание культуры здоровья также осуществляется во внеурочной деятельности:
Проводится оздоровительная работа.
— встречи с медицинскими работниками (беседы о профилактике заболеваний, значении прививок, личной гигиене);
— экскурсии в природу;
— игры на свежем воздухе;
— уроки здоровья, например «Как уберечься от простудных заболеваний», «Предосторожности при общении с животными» «Как вести себя, если что-то болит» и т.д.
— конкурс рисунков «Как сохранить здоровье»;
— выпуск классных газет;
— тематические классные часы: «О хороших и вредных привычках»; «Витаминный стол»;«Пейте, дети, молоко – будете здоровы»;«Перед экраном телевизора»,«Ты и компьютер»;
— знакомство с предприятиями города: кондитерская фабрика,-Хлебозавод;
— праздники: «Друзья леса»;«В гостях у Лесовичка»;«Масленица».
Большую роль в приобщении детей к занятиям физическими упражнениями принадлежит спортивным мероприятиям, целью которых является сохранение и укрепление здоровья детей.
-Спортивные мероприятия : — «Папа, мама, я – спортивная семья»;- «Эти разноцветные мячи»;- «Весёлые старты»;- «Зов джунглей».
Большую роль в приобщении детей занятиям физическими упражнениями принадлежит внеклассной спортивной работе, целью которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Внедрение оздоровительных технологий в учебный процесс – это одно из самых важных условий для сохранения здоровья обучающихся.
Мы считаем, если ребёнок с радостью идёт в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с учителем он получает удовольствие, то это помогает сохранить здоровье как ученика так и учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей начальных классов.
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня.
В своей работе хочу поделиться опытом работы по формированию ценностно-ориентировочных установок на здоровьесбережение через содержание учебного материала по следующим предметам: окружающий мир, русск.
Статья посвящена актуальной проблеме – профессиональной компетентности педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровь.
Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.
ВЫСТУПЛЕНИЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МАОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЦЕНТР ДЕТСТВА»на тему: «Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе».
Источник
Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
методическая разработка на тему
Опыт работы поданной теме поможет учителям начальных классов научить детей беречь и укреплять свое здоровье, усвоить понятия здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_.vyalova_e.p._vospitanie_kultury_zdorovya_i_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Вялова Елена Петровна
Управление образования и науки
администрации Губкинского городского округа
Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Автор опыта: Вялова
учитель начальных классов
1. Информация об опыте.
Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье,
пребывая в лени, тот поступает так же глупо,
как и человек, думающий молчанием
усовершенствовать свой голос.
Говорят, что сложнее всего жить в тот период, когда меняется общество. Мы как раз живем в тот период, когда меняется не только общество, но и его запросы на образование подрастающего поколения. Стране нужны активные деятели, творцы, которые смогут сами нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь тех людей, которые живут в этой стране. Этим обусловлено появление в школе развивающего обучения, личностно-ориентированного образования. Обществу нужна такая личность, которая будет гармонично, творчески и активно развита. Но возможно ли появление такой личности без здоровья и что подразумевается под здоровьем?
Еще в 1948 году Всемирной Организацией Здравоохранения было дано определение здоровья, где сказано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Ученые доказали, что наличие здоровья у ребенка является важнейшим условием успешного усвоения школьных программ по общеобразовательным предметам, профессиональной подготовке. Впоследствии — это решающий показатель качества трудовых ресурсов и воспроизводства населения нашей страны в ближайшие годы.
За последние десятилетия уровень здоровья детей неукоснительно снижается. Исследования специалистов подтверждают, что уровень физического, душевного благополучия россиян, особенно детей школьного возраста, становится все меньше. «Коэффициент здоровья в России составляет 0,2. Это означает, что из 10 человек только двое здоровы. Некоторые ученые говорят о реальной угрозе генофонду нации»[№ 5: с.5]. Из детей, обучающихся в наших школах, только 10% могут считаться здоровыми. За время обучения в школе численность здоровых детей тоже сокращается в 4-5 раз. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, является причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. Также сказывается влияние на растущий организм многочисленных социально-гигиенических, биологических и других факторов. К неблагоприятным факторам окружающей среды (гиподинамии, стрессовым ситуациям) дети особенно чувствительны.
В связи с этим, вспоминается восточная мудрость: « Если ты дашь человеку рыбу — ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу — он всегда сможет себя прокормить». Поэтому, большая ответственность в настоящий момент по сохранению и укреплению здоровья детей ложится на современную школу и на отечественного педагога. Предназначение современной школы – не просто передать ребенку определенный объем знаний. Важнее привить ему устойчивое осмысленное отношение к себе, к другому, к человеческому сообществу и его жизненным ценностям, где здоровье занимает одну из ведущих ролей.
Педагогический стаж автора опыта – 25 лет, с самого начала педагогической деятельности работает в МОУ «СОШ № 11».
Воспитательная тема школы «Принцип личностно-ориентированного подхода как принцип воспитания».
Главная цель воспитания в школе — формирование всесторонне гармонично развитой личности ребёнка. Это определило выбор темы моего опыта по воспитательной работе «Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста», так как без здоровья невозможно сформировать гармонично развитую личность — здоровую нравственно, психически и физически.
Условия возникновения опыта
Эта тема очень близка нам по духу, так как родились в сельской местности. С самого раннего детства приходилось помогать родителям в нелегком крестьянском труде. Но у детей всегда хватало времени на забавы: подвижные игры на свежем воздухе (выбивала, футбол, прятки, классики и другие). Никакой мороз не страшил зимой: катались на санках, лыжах, коньках. В Валуйском педагогическом училище, где училась, стала участвовать в соревнованиях по теннису, волейболу, лыжам. Придя работать в школу, не забыла свое увлечение физкультурой, стала бессменным участником школьной волейбольной команды. Кроме того, после тяжелой операции сыну восстановить силы помогли именно занятия в спортивной секции. Свою любовь к спортивным занятиям, веру в большие возможности физических упражнений стараеться передавать всем своим ученикам. Накопленный за время работы в школе материал лег в основу настоящего опыта.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» образована в 1964 г. Она расположена в микрорайоне Журавлики в старой его части. В школе сложились устойчивые традиции в области обучения и воспитания учащихся, обусловленные во многом социумом. Традиционно школа была удалена от учреждений дополнительного образования, учреждений культуры города Губкина, что являлось причиной для осуществления внеурочной работы по развитию творческих способностей учащихся в основном в стенах школы в условиях факультативных групп, школьных кружков, студий. В настоящее время в микрорайоне работают Дворец Спорта «Кристалл», бассейн «Дельфин, досуговый центр «Альянс». Это позволило увеличить занятость учащихся в спортивных секциях, студиях досугово-эстетического центра, организовать проведение Дней здоровья на базе ДС «Кристалл», бассейна «Дельфин», привлечь специалистов ДЮСШ к проведению спортивных секций на базе школы. В школе работает 18 кружков и 6 спортивных секций. В них занимается 278 учащихся, что составляет 70% от всего количества учащихся.
Большинство детей класса, в котором работаем, воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Приходя в 1 класс, дети не совсем быстро адаптируются к новым условиям жизни. На уроках они быстро утомляются, в осенне-зимний период часто болеют. В результате анализа медицинских справок было выявлено, что только 7 детей (35 %) имеют I группу здоровья, 9 учащихся (45%) – II основную, 1 ученик(5%) – III основную, 2 ученика (10 %) – III подготовительную, 1 ученик (5 %) – IV подготовительную. При анализе анкеты узнали, что только 45 % детей знают, что такое вредные привычки, 20 % — что такое питание всухомятку, 50 % детей посещают с удовольствием занятия физической культурой. На родительское собрание, проанализировав состояние здоровья детей, процент заболеваемости, для беседы пригласили учителя физической культуры Смагина Н.П., рассказавшего о школьных спортивных секциях. Большинство родителей соглашаются с мнением, что здоровье детей необходимо укреплять, заниматься этой проблемой систематически.
Стали изучать литературу о влиянии различных здоровьесберегающих технологий на функции детского организма, подбирать специальные упражнения, необходимые для укрепления здоровья детей, систематизировать их.
В коллективе воспитанников познавательный интерес к учебному процессу сформирован на 78 %. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. На данном этапе в классе 20 учеников, нет неуспевающих, 4 отличника, 10 — учатся на «4» и «5». Особо выделяется большая группа учеников, являющихся активом класса. Они умеют объединять одноклассников, увлекать их своими идеями. Это: Масягина Таисия, Фетисова Анастасия, Рассоха Алексей, Третьяков Руслан, Рощупкина Ирина, Золотых Вадим и другие. Все учащиеся заняты во внеклассных кружках, 11 учащихся (55 %) посещают школьные спортивные секции лапты и футбола, 2 ученика(10 %) занимаются в СК «Горняк» в секции каратэ-до и дзюдо, 2 ученика (10 %) – в СК «Кристалл» в секции по хоккею, 2 ученицы занимаются в танцевальных кружках.
При поступлении ребенка в школу ведущей становится учебная деятельность. Нагрузки на детский организм на данном этапе резко возрастают во много раз. В это же время происходит формирование осанки, идет активный рост и развитие всех систем организма. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей, пришедших в школу, практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Медицинские учреждения, к сожалению, не справляются с возложенными на них обязанностями.
В МОУ «СОШ № 11» сформирована база данных о состоянии здоровья учащихся. В 2009-2010 учебном году проводился углубленный медицинский осмотр учащихся:
Источник