«Культура здоровья» как основа становления готовности старшеклассников к здоровому образу жизни
Опубликовано в Сборнике методических материалов «Служба здоровья образовательного учреждения: методическое обеспечение деятельности специалистов» Выпуск 2. СПб: СПбАППО, 2006. — с. 47-48
Учебный курс «Культура здоровья» как основа становления готовности старшеклассников к здоровому образу жизни
Минвалеев Ринад Султанович,
кандидат биологических наук
доцент СПбГУ
Повышение уровня культуры здоровья учащихся (воспитанников) и становления на ее основе готовности к здоровому образу жизни в образовательном учреждении (ОУ) в первую очередь должно решаться в рамках самого образовательного процесса. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с почти устоявшимися представлениями о том, что одной из главных причин снижения уровня здоровья учащихся и воспитанников ОУ является пресловутая «перегруженность» учебной программы. И соответственно, «естественным» решением задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников ОУ будет снижение избыточной учебной нагрузки. Иными словами, здоровье учащихся противопоставляется объему и уровню приобретаемых знаний и навыков, что противоречит самой сути образовательного процесса, который в первую очередь должен соответствовать нарастающим объемам научно-технической и гуманитарной информации. Снижение учебной нагрузки неминуемо приведет и уже приводит к несоответствию современным требованиям уровня полученных знаний и приобретенных навыков у выпускников ОУ, хотя объективных доказательств того, что учебные программы избыточны, и ведут к прямым нарушениям здоровья учащихся, на сегодняшний день нет. Образование это тяжелый труд, и главная задача создаваемых служб здоровья ОУ обеспечить тот уровень здоровья и работоспособности учащихся, который позволит им успешно освоить как обязательную, так и дополнительную части учебных программ.
По нашему глубокому убеждению неспособность многих учащихся освоить общеобязательный государственный образовательный стандарт никак не связана с якобы избыточной учебной нагрузкой, но является следствием низкого уровня культуры здоровья, что следует из элементарной неосведомленности подрастающего поколения в вопросах собственного здоровья и собственной работоспособности. К сожалению, существующие методы формирования здорового образа жизни малоэффективны, формальны по виду и неубедительны по существу, носят декларативный характер и своей цели не достигают. Учащиеся не получают личностно-значимой для них информации из того набора сведений, который принято относить к здоровому образу жизни.
По нашему мнению, приобщение учащихся к здоровому образу жизни должно вестись не через формальные лозунги во многом дискредитировавшей себя педагогической валеологии, но через введение в учебный процесс новой дисциплины «Культура здоровья», удовлетворяющей, прежде всего, известную потребность подрастающего поколения в самопознании на строго естественнонаучной базе.
Необходимость изучения в школе дисциплины естественно-научного цикла «Культура здоровья» диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знавний по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует. В рамках работы Службы здоровья обязательное знание курса «Культуры здоровья» необходимо для поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности учащихся и воспитанников и равным образом педагогов.
Предлагаемый естественно-научный курс «Культура здоровья» может быть реализован при организации профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы как элективный курс следующих профилей: естественно-научного (углубление курса биологии), оборонно-спортивного (углубление курса ОБЖ), социально-экономического (углубление курса социологии), гуманитарного (углубление курса обществознание). Кпроме того, данный курс может быть разбит на модули, которые органично включаются учебные планы ряда дисциплин общеобразовательного цикла в 10-11 классах: биология, физическая культура, история, краеведение. Полностью учебная программа курса представлена выше.
Источник
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ”
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
РЕКОМЕНДОВАНО
Методической комиссией СПбГУ
21.02.2002 г.
Председатель комиссии
В.Б. Касевич
примерная Программа учебной дисциплины
“Культура здоровья”
доц. к.б.н. Трунин В.В., к.б.н. Минвалеев Р.С., Иванов А.И.
1) проф. Корягин В.Н. (медицинский факультет СПбГУ),
2) доц. Елохина Т.П. (психологический факультет СПбГУ),
3) доц. Яценко Л.Г. (кафедра физической культуры и спорта СПбГУ)
1. Пояснительная записка
Необходимость изучения в вузах курса «Культура здоровья» диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует. В рамках работы вузов обязательное знание курса «Культура здоровья» необходимо для поддержания высокого уровня умственной работоспособности студентов и сохранения их здоровья.
Данная учебная программа «Культура здоровья» является примерной и может быть легко адаптирована для реализации на различных факультетах университета, в том числе и медико-биологического направления.
2. Организационно-методический раздел
— вооружение студентов знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и формирование у них жизненных установок на ведение здорового образа жизни.
— получение студентами системы знаний о здоровье человека и факторах, влияющих на формирование и поддержание здоровья;
— изучение биологических основ жизнедеятельности организма и здорового образа жизни;
— обоснование необходимости ведения здорового образа и стиля жизни;
— изучение физиологических основ традиционных и современных оздоровительных систем;
— ознакомление студентов с различными оздоровительными системами физических упражнений.
2.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Культура здоровья — учение о здоровье. Культура здоровья — это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Введение этой науки в образовательный процесс связано с современной концепцией и стратегией здоровья, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека. В основе дисциплины “Культура здоровья” лежат нормальная физиология, биохимия, генетика, психология, педагогика, традиционные этнические системы оздоровления, теория и методика физического воспитания, исторически сложившиеся региональные и этнические учения о здоровом образе жизни. Предметом дисциплины «Культура здоровья» является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.
Предметом изучения дисциплины «Культура здоровья» является:
1) здоровье как медицинская и социальная категория;
2) механизмы формирования здоровья;
3) методы оценки индивидуального развития здоровья;
4) способы сохранения и укрепления здоровья;
5) теория и методика здорового образа жизни.
Лекционный материал вбирает сведения об основных физиологических и психологических закономерностях жизнедеятельности организма человека. Рассматриваются вопросы адаптации организма к неблагоприятным факторам внешней среды, актуальные экологические проблемы, вопросы рационального питания, закаливания организма, основные аспекты саморазрушающего поведения, традиционные этнические оздоровительные системы тренировки, мировоззренческие аспекты здорового образа жизни и т. д.
Лабораторные (методико-практические) занятия предусматривают освоение методических приемов оценки функционального состояния организма, уровня физического состояния и количественной оценки соматического здоровья, а также методов коррекции состояния организма и т.д. Кроме того, эти занятия предусматривают освоение различных оздоровительных систем (туристические походы выходного дня и многодневные, лыжные прогулки, водный туризм, аутогенная тренировка, элементы восточных оздоровительных систем и т.д.). Культура здоровья – это перспективная отрасль научного знания, которая занимает одно из ведущих мест в системе естествознания.
Культура здоровья вместе с другими отраслями медико-биологической науки, составляет естественнонаучную основу здорового образа жизни, а в целом и профессиональных знаний любого специалиста.
2.4. Требования к уровню усвоения содержания курса.
Выпускник должен знать:
- основы жизнедеятельности человека и здорового образа жизни;
- методы и способы, сохраняющие и укрепляющие здоровье;
- факторы, разрушающие здоровье и мероприятия, необходимые по их устранению;
- физиологические основы рационального питания, расширения адаптивных возможностей организма, методики оздоровительной физической тренировки, личной гигиены;
- поведение человека в экстремальных условиях социума и природной среды;
- основные приемы и методы по реабилитации человека;
- основы семейной этики, сексологии и сексопатологии.
Выпускник должен уметь:
- определять уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности;
- давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
- составлять индивидуальные тренировочные программы по применению методов отдельных оздоровительных систем для различных категорий населения;
- применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления умственной и физической работоспособности человека.
3. Содержание курса
Курс «Культура здоровья» состоит из трех разделов. Первый – теоретический. Тематика лекционного курса насчитывает 6 тем. Второй раздел – методико-практический. В этом разделе планируется проведение 7 лабораторных работ. Третий раздел – контрольный. В него входит текущая оценка знаний и умений студентов и итоговый экзамен по всему курсу.
3.2. Темы и краткое содержание (лекционный курс)
Тема 1. Введение в дисциплину «Культура здоровья» (2 часа)
Лекция 1.Здоровье как человеческая ценность (2 часа). Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятия “болезнь” и “здоровье”. Состояние здоровья населения России. Основные понятия и термины. Здоровье – как научная проблема. Здоровье как социальная ценность жизни. Основные факторы, определяющие здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья.
Тема 2. Биологические основы здоровья (14 часов)
Лекция 2. Биохимические основы функционирования здорового организма человека. Основные структурные системы организма (2 часа). Белки, жиры и углеводы. Витамины и их значение для поддержания здоровья. Роль холестерина в нормальном функционировании организма. Холестерин и атеросклероз. Клетка как минимальная единица организма. Строение клеточной мембраны. Рецепторы. Влияние на здоровье. Виды тканей и их роль в нормальном функционировании организма. Покровная ткань. Кожа как вид эпителиальной ткани. Принципы физиологической косметики. Виды соединительной ткани. Роль жировой ткани в организме человека. Нервно-мышечная система. Влияние физической подготовки на здоровье человека.
Лекция 3.. Нервная ткань как система регуляции здоровья. (2 часа). Строение нейронных сетей. Виды нейронов. Понятие о синаптической передаче. Рефлекторная дуга и поддержание постоянства внутренней среды организма как основа здоровья и долголетия. Вегетативная нервная система и здоровье. Симпатическая нервная система и работоспособность. Методы повышения работоспособности. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и гомеостаз. Вегетативная регуляция регионального кровотока. Учение о стрессе. Адреналин как гормон стресса.
Лекция 4. Опорно-двигательный аппарат и здоровье. (2часа). Принципы организации опорно-двигательного аппарата. Двигательная активность и здоровье. Строение позвоночника как опоры тела. Роль правильной осанки для здоровья и социальной адаптации. Причины остеохондроза. Профилактика и устранение боли в спине традиционными методами.
Лекция 5. Дыхание и кровообращение – два главных условия жизни. (2 часа) Структура и функция сердечно-сосудистой системы. Артериальное давление и венозный возврат. Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Респираторная система и основные оздоровительные системы, направленные на ее развитие. Легочная вентиляция. Транспорт кислорода и углекислого газа. Регуляция внешнего и тканевого дыхания. Гипервентиляция и мозговой кровоток. Физиологические механизмы психосоматических расстройств и пути их профилактики.
Лекция 6. Иммунитет и здоровье (2 часа) Здоровье как функция неспецифического иммунитета. Болезнь как функция специфического иммунитета. Аллергия. Аутоиммунитет и болезни старения. Традиционные методы укрепления иммунной резистентности.
Лекция 7. Эндокринная система и здоровье (2 часа) Основные гормоны и их роль в нормальной жизнедеятельности организма. Голодание и глюкокортикоиды. Половые гормоны и поведение. Тропные гормоны и старение.
Лекция 8. Пищеварение, рациональное питание и здоровье (2 часа). Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Питание ‑ необходимая жизненная потребность человека. Шесть классов питательных веществ (углеводы, жиры (липиды), белки, витамины, минеральные вещества, вода). Основы рационального питания человека. Питание в здоровом образе жизни. Распространенные заблуждения о питании. Ожирение и здоровье. Этиология ожирения. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья в связи с избыточной массой тела и ожирением. Значение физической активности для регуляции массы тела.
Тема 3. Образ жизни и здоровье (6 часов)
Лекция 9. Здоровый и нездоровый образ жизни (2 часа). Традиционные основы здорового образа жизни. Здоровый и нездоровый образ жизни. Основные факторы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — основа долголетия. Адаптационные процессы в организме и здоровье. Физиологические резервы организма – основа здоровья человека.
Лекция 10-11. Физическая активность и здоровье (4 часа). Физическая активность и здоровье человека. Двигательная активность – жизненно необходимая биологическая потребность организма человека. Гиподинамия, гипокинезия и здоровье. Сердечно-сосудистые заболевания и физическая активность. Особенности физической активности различных контингентов населения. Понятие о резервах организма. Потенциал здоровья и его реализация. Выбор физических упражнений для укрепления здоровья и физической подготовленности. Основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Методы оздоровительной тренировки для сохранения и развития физического здоровья. Аэробные возможности человека и здоровье.
Тема 4. Окружающая среда, личная гигиена и здоровье (4 часа)
Лекция 12. Окружающая среда и здоровье (2 часа). Образ жизни и экология. Гигиеническая культура, личная гигиена, режим дня. Биологические и физико-химические основы терморегуляции. Виды теплоотдачи. Охлаждение и перегревание. Закаливание организма.
Лекция 13. Сезонный образ жизни. (2 часа). Традиционные основы сезонного образа жизни. Погода и метеозависимость. Применение результатов научно-обоснованных биоритмов к решению задач укрепления здоровья.
Тема 5. Аутопатогении (6 часов)
Лекция 14. Курение и здоровье (2 часа). Распространенность курения в России и влияние курения на продолжительность жизни. Компоненты табачного дыма, влияние курения на здоровье. Никотин и никотиновые рецепторы. Курение и мозговой кровоток. Что должны делать специалисты (врачи, педагоги, психологи) по профилактике курения. Способы преодоления курения.
Лекция 15. Токсикомания, наркомания и здоровье (2 часа). Вредные привычки и их социальные последствия. Виды токсикомании и последствия при их длительном употреблении. Виды наркомании и последствия при их употреблении. Медиаторные механизмы наркотической зависимости (опиаты, галюциногены, амфетамины). Физиологический механизм героиновой «ломки». «Флэшбэк» и психоделическая культура. Необратимые последствия употребления наркотиков. Профилактические мероприятия.
Лекция 16.Пьянство и здоровье (2 часа) Действие этанола на организм человека. Роль алкогольдегидрогеназы. Алкоголь и мозг. Алкоголь и дисфункция печени. Физиологические механизмы опьянения. Умение не приобщаться к пагубным привычкам в агрессивных социальных условиях.
Тема 6. Семейная этика, сексология и сексопатология (2 часа)
Лекция 17. Семейная этика, сексология и сексопатология (2 часа). Анатомо — физиологические основы полового развития. Вегетативное обеспечение мужской и женской сексуальности. Половые гормоны и поведение. Тестостерон и половое влечение. Пролактин и родительское поведение. Влияние стереотипов поведения и морально-нравственного воспитания на половое развитие. Губительная роль порнографии и разврата на половую функцию. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания. Венерические заболевания и их профилактика.
(Тематика лабораторных занятий)
- Методика определения конституции тела человека (определение типа телосложения, должного веса, содержание жировой и чисто массы и т.д.) (2 часа).
- Методика регистрации основных физиологических показателей организма человека и их оценка. (Определения частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной деятельности, методика измерения кровяного давления. Ознакомление с функциональными пробами и тестами оценки развития сердечно-сосудистой системы – PWc170, проба Руфье, Гарвардский степ-тест и др.) (2 часа).
- Методы оценки состояния здоровья. Статистическая объективизация оценки здоровья. Оценка средних значений характеристик. Оценки динамики характеристик. Надежность оценки. Самооценка состояния здоровья. (2 часа).
- Методика проведения физкультурно-оздоровительных программ для сохранения и укрепления здоровья. Составление индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ (2 часа).
- Оценка риска возникновения различных заболеваний. Оценка физического и соматического здоровья (2 часа).
- Основы рационального питания. Методика составления различных диет питания.
- Методика оздоровительной тренировки мышц глаз. Физические упражнения при различных заболеваниях глаз. Методика применения физических упражнений для коррекции осанки и плоскостопия. Профилактика заболеваний позвоночника при помощи специальных упражнений.
3.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Тема 1. Введение в дисциплину «Культура здоровья»:
- Что такое здоровье и болезнь?
- Какие факторы определяют здоровье?
Тема 2. Биологические основы здоровья.
- Что такое изомерия органических молекул и ее роль для здоровья?
- Что такое холестерин?
- Что такое жировая ткань?
- Как ограничения в питании приводят к ожирению?
- Почему «не годы старят, а невзгоды»?
- Что такое чувствительные нейроны?
- Что называется рефлекторной дугой?
- Почему наркомания неизлечима или что такое синаптическая передача?
- Что называется стрессом?
- Что такое пилоэрекция?
- Что такое «отложение солей»?
- Что называется артериальным давлением?
- Что такое венозный возврат?
- Что такое варикозное расширение вен?
- Каковы последствия гипервентиляции?
- В чем опасность специфического иммунитета?
- Что такое аллергия?
- К каким последствиям ведет голодание?
- Почему надо есть досыта?
- Что такое специфическое динамическое действие пищи?
Тема 3. Образ жизни и здоровье
- Что означает понятие «традиционные основы здорового образа жизни»?
- Каковы основные факторы здорового образа жизни?
- Какова роль физической активности в здоровом образе жизни?
- Что такое гиподинамия и как она влияет на здоровье?
- Каковы основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта?
- Что такое аэробные возможности человека?
Тема 4. Окружающая среда и здоровье
- Как влияет экологическая обстановка на здоровье?
- В чем состоит значение режима дня?
- Что такое закаливание организма?
- Что такое метеозависимость?
- Как влияет погода на здоровых людей?
Тема 5. Аутопатогения
- Как влияет курение на здоровье человека?
- Как влияет курение на мозговой кровоток?
- Каковы способы преодоления курения?
- Каков физиологический механизм наркотической зависимости?
- Что такое «флэшбэк»?
- Как влияет алкоголь на организм человека?
- Какова функция алкогольдегидрогеназы?
Тема 7. Семейная этика, сексология и сексопатология.
- Что делает мужчину мужчиной, а женщину женщиной?
- Какова роль вегетативной нервной системы в обеспечении половой функции?
- Как влияют половые гормоны на поведение?
- Что такое первичные, вторичные, третичные и четвертичные половые признаки?
3.4. Тематика рефератов, курсовых работ
- Влияние экологических факторов на здоровье и методы противодействия последствиям вредных экологических влияний.
- Принципы здорового питания.
- Мифы о питании. Теория и практика здорового питания.
- Методы безопасной коррекции веса.
- Механизмы наркотической зависимости.
- Механизмы пагубного воздействия алкоголя на организм человека.
- Женский алкоголизм как основа вырождения нации.
- Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья.
- Биоритмы и их значение в режиме дня.
- Основной вопрос медицины – здоровый образ жизни.
- Сексология и сексопатология в трудах отечественных и зарубежных ученых.
- Сексопатология в обыденной жизни. (З.Фрейд, Э.Фромм и т.д.)
- Физиологические аспекты йоги.
- Стресс и доступные методы его преодоления.
- Стрессогенные заболевания и методы их профилактики.
- Погода и здоровье. Метеозависимость
- Русские народные метеорологические приметы, границы их применимости и связь их со здоровьем.
- Русские народные пословицы о здоровье.
- Влияние кофеина на организм человека.
- Природные факторы здоровья человека.
- Синдром хронической усталости и пути его профилактики.
- Гигиена умственного труда.
- Методы самооценки состояния здоровья.
- М.В.Ломоносов «О сохранении и умножении российского народа»
- Традиционные религии и здоровье.
- Сектантство и здоровье.
- Соотношение телесного и духовного в здоровом образе жизни.
3.5. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья.
- Понятия “болезнь” и “здоровье”. Состояние здоровья населения России. Здоровье – как научная проблема. Здоровье как социальная ценность жизни.
- Основные факторы, определяющие здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье. Конституция тела и здоровье. Показатели здоровья.
- Основные структурные системы организма.
- Роль холестерина в нормальном функционировании организма. Холестерин и атеросклероз.
- Виды тканей и их роль в нормальном функционировании организма.
- Витамины и их значение для поддержания здоровья.
- Клетка как минимальная единица организма. Строение клеточной мембраны.
- Кожа как вид эпителиальной ткани. Принципы физиологической косметики.
- Виды соединительной ткани. Роль жировой ткани в организме человека.
- Нервно-мышечная система. Влияние физической подготовки на здоровье человека.
- Строение нейронных сетей. Виды нейронов.
- Понятие о синаптической передаче. Нейромедиаторы.
- Рефлекторная дуга и поддержание постоянства внутренней среды организма как основы здоровья и долголетия.
- Центральная нервная система (строение и функции головного и спинного мозга).
- Вегетативная нервная система и здоровье.
- Симпатическая нервная система и работоспособность.
- Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и гомеостаз.
- Учение о стрессе. Адреналин как гормон стресса.
- Принципы организации опорно-двигательного аппарата. Двигательная активность и здоровье.
- Строение позвоночника как опоры тела. Причины остеохондроза.
- Структура и функция сердечно-сосудистой системы.
- Систолический и минутный объем крови. Распределение крови.
- Кровяное давление. Методы измерения артериального давления
- Состав и функции крови (плазма крови, форменные элементы, вязкость крови).
- Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Перераспределение крови при мышечной работе.
- Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
- Влияние регулярной аэробной физической активности на здоровье.
- Легочная вентиляция. Частота и глубина дыхания. Диффузионная способность легких. Жизненная емкость легких.
- Транспорт кислорода и углекислого газа. Газообмен в мышцах. Внешнее дыхание при мышечной деятельности.
- Регуляция внешнего и тканевого дыхания. Гипервентиляция и мозговой кровоток.
- Здоровье как функция неспецифического иммунитета. Аллергия. Аутоиммунитет и болезни старения.
- Основные гормоны и их роль в нормальной жизнедеятельности организма.
- Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.
- Основы рационального питания человека. Питание при здоровом образе жизни. Энергетика питания.
- Действие голода на организм. Голодание и глюкокортикоиды.
- Питание при занятиях физической культурой и спортом.
- Биологические и физико-химические основы терморегуляции. Виды теплоотдачи. Охлаждение и перегревание.
- Закаливание организма. Принципы, средства и способы закаливания. Закаливание в здоровом образе жизни.
- Традиционные основы сезонного образа жизни. Погода и метеозависимость.
- Адаптационные процессы в организме и здоровье. Физиологические резервы организма – основа здоровья человека. Аэробные возможности человека (МПК) и здоровье.
- Двигательная активность – жизненно необходимая биологическая потребность организма человека. Гиподинамия, гипокинезия и здоровье.
- Сердечно-сосудистые заболевания и физическая активность. Особенности физической активности различных контингентов населения. Основные направления работы по повышению физической активности среди населения.
- Ожирение. Этиология ожирения. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья в связи с избыточной массой тела и ожирением. Значение физической активности для регуляции массы тела.
- Основные принципы оздоровительной физической культуры и спорта. Виды тренировочных программ и влияние их на уровень здоровья. Влияние аэробных упражнений на организм.
- Влияние физических упражнений, направленных на развитие гибкости и силы на здоровье человека.
- Физиологические факторы, определяющие развитие гибкости и силы. Регулирование физической нагрузки при тренировки гибкости и силы.
- Образ жизни и экология. Экология человека и адаптация. Экология человека и болезни. Экология и адаптация человека.
- Гигиеническая культура, личная гигиена, режим дня. Гигиена умственного труда.
- Распространенность курения в России. Влияние курения на здоровье и продолжительности жизни. Компоненты табачного дыма.
- Типы курительного поведения и стадии курения. Никотин и никотиновые рецепторы. Курение и мозговой кровоток. Способы преодоления курения.
- Виды наркомании и последствия при их употреблении. Медиаторные механизмы наркотической зависимости (опиаты, галюциногены, амфетамины).
- Физиологический механизм героиновой «ломки». «Флэшбэк» и психоделическая культура. Необратимые последствия употребления наркотиков.
- Алкоголь и здоровье. Физиологические механизмы опьянения. Профилактические мероприятия.
- Алкоголь и мозг. Алкоголь и дисфункция печени.
- Анатомо-физиологические основы полового развития. Венерические заболевания и их профилактика. СПИД.
- Вегетативное обеспечение мужской и женской сексуальности. Половые гормоны и поведение.
- Влияние стереотипов поведения и морально-нравственного воспитания на половое развитие.
- Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ЧСС, кровяное давление, проба Руфье, PWC170, Гарвардский степ-тест и др.).
- Статистическая объективизация оценки здоровья. Оценка средних значений характеристик. Оценки динамики характеристик. Надежность оценки.
4. Распределение часов курса по темам и видам работ
Источник