Меню

Культура здоровья как критерий качества образования

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Воспитание здорового образа жизни
  • Здоровьесбережение как основа оценки качества образования

Здоровьесбережение как основа оценки качества образования

Здоровьесбережение как основа оценки качества образования

Романова Оксана Викторовна
Mens sana in corpore sano
(В здоровом теле — здоровый дух)

Качество образования складывается изначально из множества критериев. Здоровьесбережение является одним из них. В первую очередь, необходимо определиться, что же мы понимаем под «образованием» и «здоровьесбережением».

В Законе Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-Ф3 сказано, что это образование — это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством уровня (образовательного ценза). Получение образования- достижение и подтверждение образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующими документами».

Следует отметить, что с научно-педагогической, а не с правовой точки зрения более предпочтительной является формулировка, разработанная в НИИ Высшего образования Ю.Г. Фокиным. «Образование-это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида». При этом автор под социализацией понимает качественное и количественное изменение системы ценностей, социально значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимых для достижения успеха в определенном обществе (социуме).

Современная педагогическая наука рассматривает категорию образование как своеобразную систему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. В классической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, а именно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результат. Ценностная характеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Образование, наконец, может рассматриваться, как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы.

Ценность образования может носить характер государственный, общественный, личностный.

Результат образования многогранен и включает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.

В современном понимании грамотность – это уже не просто умение читать, писать и считать. Грамотный человек – это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Она обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.

Тенденции современного мира требуют отдельно выделить в образовании теоретические знания и практическое умение сохранять свое физическое и психическое здоровье. Таким образом, смысл образования расширяется до введения в мир знаний и умений, включающих совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.

Физическое и психическое здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и определяющими факторами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность ее деятельности, в частности для нас, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активная личностная позиция и высокая успеваемость являются показателями хорошего психического и физического самочувствия ребенка. Только здоровая во всех отношениях личность будет возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал.

Понятие «Здоровьесберегающие технологии» охватывает все направления работы ОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Задача школы в этой связи полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя технологическую основу здоровьесберегающей педагогики XXI века, совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, а так же качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В системной последовательности использование здоровьесберегающих технологий в школе можно представить следующим образом:

1) анализ возможных негативных последствий определенных действий школы и педагогов на здоровье учащихся и необходимости их незамедлительного устранения;

2) принятие педагогами школы определенной доли ответственности за сохранность психологического и физического здоровья школьников;

3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции);

4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медицинскими работниками, с самими учащимися и их родителями через формирование принципов здорового образа жизни.

Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Читайте также:  Вторая основная группа здоровья у ребенка что это

Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.

Факторы внутришкольной среды, по данным Министерства образования России, составляют 21% причин, влияющих на здоровье школьников.

Сюда относится наполняемость классов, уровень освещенности в школах, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Причинами дискомфорта может также явится завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление, а также неблагополучие в семье.

К сожалению, возрастает количество разных вариаций учебных планов, вводимых в действие без проверки на их соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся. В данных программах не выверено время на приготовление домашних заданий, для выполнения которых ребенок вынужден долгое время просиживать за столом, в результате снижается время двигательной активности и сна, что в свою очередь приводит к ухудшению здоровья.

Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров физически и психически.

Принцип здоровьеоберегающего подхода при формировании процесса обучения и воспитания должен быть положен в основу концепции каждой школы. Его целью является создание единого пространства для формирования личности гармонично развитой физически и психически.

Задачи:

• Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, учащихся и их родителей.

• Обучение основам здорового образа жизни.

• Организация и проведение пропаганды ЗОЖ.

• Создание школьной среды, стимулирующей стремления детей к ЗОЖ.

Само понятие “здоровье” понимается в трех аспектах: социальное, физическое и психологическое. Стратегиями для достижения существенных результатов являются здоровьеоберегающая учебная деятельность и функционирование различных спортивных секций.

Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Формирование культуры здорового образа жизни у школьников является одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Понятие «здоровьесберегающая» должно относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, являться показателем, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Программа здравоохранения в школе включает 7 основных модулей:

1) образование детей в сфере здоровья

2) программы и практические руководства по физической активности

3) школьное питание

4) медицинские услуги в школе

5) психологическое и социальное консультирование

6) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения

7) активное участие семьи и общества

Основные положения для педагогики оздоровления:

1. Здоровый ребенок — практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление — форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Исходя из вышеизложенного, качественным можно назвать лишь то образование, которое позволило обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировало у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научило использовать полученные знания в повседневной жизни.

Источник

Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования

Дата публикации: 04.03.2014 2014-03-04

Статья просмотрена: 6571 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Л. П. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1021-1023. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9671/ (дата обращения: 09.06.2021).

В статье рассмотрена чрезвычайно сложная проблема формирования мотивации здорового образа жизни не только как показателя личностного развития, но и как критерия качества образования.

Ключевые слова: образование, воспитание, методики, мотивация, здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровьесберегающие технологии.

The article considers the extremely difficult problem of formation of a healthy lifestyle motivation, not only as an indicator of personal development, but also as a criterion for the quality of education.

Key words: education, training, techniques, motivation, healthy lifestyle, health culture, health saving technologies.

Сохранение здоровья подрастающего поколения стало не только медицинской, но и педагогической проблемой. В последнее десятилетие наблюдается ухудшение состояния здоровья населения, особенно детей, подростков и молодежи; возросло число неблагоприятных социальных факторов, обусловливающих такую тенденцию.

Учитывая, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит главным образом (на 50–55 %) от его образа жизни, более, чем на 20 % — от состояния окружающей среды, на 15–20 % — от наследственности и лишь около 10 % составляет вклад медицины, стало очевидным, что без изменения сознания и мотивации социальных моделей поведения человека невозможно преодолеть влияние негативных воздействий и улучшить качественные и количественные характеристики жизни.

Читайте также:  Ежевика польза вред для здоровья

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это значимая для общества и человека социальная модель поведения, поэтому мотивация здорового образа жизни может рассматриваться и в контексте проблемы качества образования.

Приоритетный Национальный проект России среди путей решения имеющихся проблем в области охраны здоровья указывает на необходимость не только усиления профилактической направленности здравоохранения, но и формирования у населения культуры здоровья, повышения мотивации его сохранения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» укрепление здоровья человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Согласно ст.51 указанного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.

Концепция модернизации образования направлена на повышение его качества. Критериями качества образования в литературе называются различные обобщённые показатели: образованность, компетентность, зрелость и др. Все они, так или иначе, касаются ценностно-мотивационной сферы личности. Мотивация ЗОЖ включена как составная часть в эту сферу и отражает официально признанную в образовании функцию укрепления и сохранения здоровья учащихся. В связи с этим формирование мотивации ЗОЖ может выступать как один из критериев качества образования.

В философско-психологической теории человеческой деятельности ценностно-мотивационная сфера личности рассматривается как целостное образование, в котором отражается система субъективных ориентаций (мотивы, потребности, установки, интересы), приобретённых человеком в процессе жизнедеятельности. Содержательную сторону теории мотивации составляют потребности (по А. Маслоу, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен), которые становятся основным мотивом поведения и деятельности, когда они в структуре мотивации занимают главенствующую (доминирующую) смыслообразующую позицию.

Мотивация ЗОЖ связана со смыслообразующей функцией образования, которая играет ведущую роль в формировании мотивов жизнедеятельности человека. Изменения смысла жизни сопряжены с изменениями активности в определённых видах деятельности человека и с достижением им вершин. Осознание нового смысла жизни, связано с ценностью здоровья, активизирует мотивационную сферу человека, его цели и мотивы, которые придают новую направленность его познавательной деятельности и поведению, направленность на ЗОЖ, изменяют линию жизни.

Целостность физического, психического и нравственного здоровья человека и здорового общества ставит задачу целостного подхода к мотивации ЗОЖ в процессе образования.

Ценность здоровья и здорового образа жизни должна войти в структуру ценностей, характеризующих духовность человека и придающих смысл его жизнедеятельности.

Целостный подход к мотивации здорового образа жизни человека осуществляется путём взаимодействия механизмов влияния:

1) через смыслообразующие ориентации и духовность человека;

2) через системно-комплексный подход к актуализации мотивов тех видов деятельности, в которых человек выступает как субъект (образовательной деятельности и жизнедеятельности в целом).

Широкое распространение в гуманистической психологии получила пирамида потребностей американского учёного А. Маслоу, который в своей теории мотивации предложил определённую динамику иерархической актуализации потребностей. Низший уровень составляют физиологические потребности — голод, жажда, секс, которые А. Маслоу назвал базовыми; второй уровень — потребность в безопасности — стремление к безопасной жизнедеятельности и защите от физических и эмоциональных травм; третий — потребность в любви — влюблённость, привязанность, личное приятие, дружба; четвёртый — потребность в самоуважении-автономии, достижении успеха, статуса, признания, внимания; высший уровень — потребность в самоактуализации — желание стать тем, кем человек способен быть, стремление к росту, реализации своих потенциальных возможностей, к самореализации.

Мотивация ЗОЖ имеет сложную, интегративную природу и включает в себя мотивы жизнедеятельности, связанные с естественными потребностями личности, мотивы профессионально-трудовой деятельности, требующей сохранения работоспособности, и мотивы образовательной деятельности.

Исследования проблемы мотивации непрерывного образования выявили ведущую роль внутренней мотивации в обучении и психолого-педагогические условия, которые её стимулируют.

Необходимо, чтобы желания обучающихся и цели обучения совпадали. Педагогический процесс должен доставлять ученикам радость.

Предлагаемый ниже материал посвящен исследованию, проведенному среди студентов педагогического вуза, и направлен на выявление у респондентов представления о ЗОЖ. В результате были определены направления ответов, соответствующих представлениям респондентов о ЗОЖ, которые были объединены в три модели: гигиеническую, или медико-гигиеническую, (включающую мероприятия, направленные на сохранение здоровья на физическом и физиологическом уровнях); психогигиеническую (сохранение психического здоровья); социально-гигиеническую модель (включающую поддержание позитивных социальных отношений). В каждой модели определилось несколько типов направлений: гармоничный (умеренность, допустимость); ограничительный (ограничение, отказ, исключение, строгое соблюдение); гедонистический — получение удовольствия.

Анализ результатов исследования показал, что с максимальной частотой встречалась медико-гигиеническая модель ЗОЖ (у 64,0 % опрошенных). В структуре каждой выделенной нами модели с максимальной частотой определялся гармоничный тип (что составило при медико-гигиенической модели 59,2 %, при психогигиенической — 63,2 %, а при социально-гигиенической — 65 %); с минимальной частотой выявлен гедонистический тип, который документирован нами у 4,9–25,0 % опрошенных студентов. Следует заметить, что с максимальной частотой указанный тип выявлен при социально-гигиенической модели (у 25,0 % опрошенных), с минимальной частотой — при гигиенической модели (у 4,9 % респондентов); и 7,9 % студентов указали на данный тип при психогигиенической модели.

Читайте также:  Чем правильно завтракать для здоровья

Резюмируя данные по выявленному представлению педагогов о ЗОЖ, следует заключить: предлагаемая модель ЗОЖ соответствует нозоцентрической модели сохранения здоровья, в меньшей степени представлена психогигиеническая модель, что соответствует антропоцентрической модели сохранения здоровья, и незначительная доля соответствует социоцентрической модели сохранения и укрепления здоровья. Это указывает на недооценку студентами социально-психологических детерминант здоровья, что увеличивает риск возникновения различных заболеваний. То есть, необходимо создание образовательных программ для формирования у обучающихся позитивных мотиваций для физического совершенствования, развития психофизиологических качеств, становления репродуктивного здоровья, увеличения максимальной продолжительности жизни.

Таким образом, с позиций модернизации всех сфер общества, особенно актуален поиск новых идей и разработка новых концепций и критериев качества образования.

Мотивация здорового образа жизни является не только показателем личностного развития, так как отражает потребности личности в сохранении здоровья; но и одним из важнейших критериев качества образования, от которого зависят перспективы развития государства и общества в целом.

1. Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). — С. 494–496.

2. Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) // Молодой ученый. 2013. № 10. — С. 534–536.

3. Макарова Л. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст]: / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 6. — С. 730–732.

4. Макарова Л. П. Методологические основы превентологии (профилактика социальных отклонений) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С. 44–54.

5. Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Морозов М. А., Сопко Г. И. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза // Молодой ученый. 2012. № 9. — С. 337–345.

6. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. — С. 242.

7. Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2012. № 2. –С. 286–289.

8. Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый. 2012. № 6. — С. 372–375.

9. Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Сорокина Л. А., Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2435617 23.03.2010

10. Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сорокина Л. А., Сухоруков Д. В. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2437689 04.06.2010

11. Соломин В. П., Макарова Л. П. О необходимости системного подхода к превентологии // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. — С. 484–485.

12. Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. — С. 47–48.

13. Макарова, Л. П. Основы возрастной анатомии и физиологии: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 90 с.

14. Матусевич М. С., Новожилова А. П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // Молодой ученый. 2012. № 8. — С. 360–364.

15. Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. — СПб: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. — 53 с.

16. Основы валеологии: Учебное пособие / Под ред. В. П. Соломина, Л. П. Макаровой, Л. А. Поповой — СПб: Изд-во РГПУ им. А И. Герцена, 1999. -204 с.

17. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2012. — № 145. — С.90–96.

18. Станкевич П. В., Макарова Л. П., Соловьев А. В., Бахтин Ю. К. Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. № 2. — С. 854–856.

19. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2009. — № 98. — С.201–204.

Источник

Adblock
detector