Педагогический совет «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды»
Цель: Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.
Тип педсовета: педсовет-семинар
Форма проведения: групповая работа.
План педагогического совета.
Определение цели и задач педсовета | Воронцова Т.Н.- директор школы №9 |
Ведение педсовета
Подведение этапов семинара. | Золотая О.В.– заместитель директора по УР. Комарова Е.Н.– заместитель директора по методической работе. |
2.Работа в творческих группах | |
1 группа. Урок – анализ использования здоровьесберегающих технологий, их отдельных элементов на уроках. Калейдоскоп творческих наработок учителей по здоровьесберегающим технологиям. | Учителя – предметники. |
2 группа. Социально – психологическое здоровье класса – измерение показателей “здоровья” отдельных классов; | Семушина С.А.– социальный педагог, Классные руководители |
3группа. Здоровье учителя – выработка рекомендаций для достижения хорошего здоровья; | Семенова С.Н.– психолог школы. |
3.Презентация работ в творческих группах. | |
4.Подведение итогов работы, проект решения педсовета. | Чебыкина О.Н., Бобрецова Т.Г. |
“Если вы не думаете о своем будущем,
у вас, его не будет…”
выдающий философ XX века
Бертран Рассел.
В законе РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”
Нынешние первоклассники, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. В связи с существенным обновлением содержания образования, форм и методов обучения, техническим переоснащением школ, созданием новых моделей образовательного учреждения Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира, наблюдается усиленная интенсификация учебного процесса. При этом учебные программы не адаптированы к особенностям развития и состоянию здоровья современных школьников.
Сохраняется пассивная позиция семьи и детей по отношению к собственному здоровью. Государственная финансовая поддержка недостаточна. Нет единого программного обеспечения школ, занимающихся проблемами здоровья.
Регионы, школы разрабатывают свои программы, исходя из собственного понимания проблемы.
Все это создает реальные предпосылки для дальнейшего ухудшения здоровья школьников.
Результаты комплексного медицинского обследования учащихся показали, что здоровых детей в школе лишь 2,4 %. Основная часть (59,4 %) относится ко второй группе здоровья. Третья группа – 36,6 % . Учащихся четвертой группы здоровья – 1,5 %.25% детей имеют пониженное зрение
46,3 % детей отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Не радует и анализ состояния здоровья будущих первоклассников: почти половина из них страдают нарушением осанки, 22 % – заболеваниями, связанными с центральной нервной системой, столько же – имеют нарушение зрения. Часто болеющих детей 35%, 1-2 раза в год болели – 39% ребят, не болеющих оказалось – 26%.
Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса
Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.
Раскрывая сущность и структуру понятия “ культура здоровья”, мы рассмотрели его в семантической последовательности понятий: “здоровье”, “культура”, “культура здоровья”, “воспитание”, “воспитание культуры здоровья”.
Как известно, в научной литературе – медицинской, педагогической, психологической, социальной и т.д. – представлено большое количество определений понятия “здоровье”, которое уже в исторически отдаленные времена связывалось с отсутствием болезни и с заключением о том, что если человек не болен, значит, он здоров. Происходящие в настоящее время радикальные изменения в социокультурной ситуации современного общества порождают трансформацию понятий здоровье, здоровьесберегающая педагогика и здоровьесберегающее пространство, культура здоровья, расширяя спектр их значений, и выдвигают их на одно из центральных мест в образовательной практике.
Исследуя понятие “здоровье”, мы обнаружили около 300 определений здоровья. Среди них можно выделить основные, где здоровье определяется как:
1) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека (жизнеспособность);
3) целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции;
4) состояние психической деятельности, которое способствует гармоническому взаимодействию обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ним, иначе говоря, способность личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро– и макросоциальной среде.
Суммируя ряд основных определений, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека. Исходя из этого, что понятие “культура” является сложным междисциплинарным понятием, а точного определения культуры до сих пор нет, мы различаем несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую. Т.образом, понятие “ Культура здоровья” – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:
- Организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;
- Социальное здоровье учащихся;
- Здоровье учителя;
- Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.
“Воспитание культуры здоровья” – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем.
– Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Здоровье ребенка считается в норме, если он:
- В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
- В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- В нравственном плане – честен, самокритичен, эипатичен;
- В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- В эмоциальном плане – уравновешен, способен удивлятся и восхищаться.
– Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно– духовного организма;
Оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизиологических возможностей ребенка. Индивидуально – дифференцированный подход является средством оздоровительно – развивающей работы (учет психомоторики, тревожности, интеллекта).
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:
- Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);
- Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;
- Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.);
- Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).
При подготовке к педагогическому совету все учителя школы посетили уроки своих коллег и провели анализ всех посещенных уроков с позиций здоровьесбережения, по предложенным схемам (Приложение). Предлагаем вашему вниманию их анализ.
Диаграммы (анализ диаграмм).
Работа в группах.
Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, – об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.
Источник
Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
материал
Доклад:»Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
на семинар МО воспитателей
Тема: «Культура здоровья как фактор формирования
здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Авторы: Кормакова М.М.
Значимость здоровья определяется тем, что оно занимает самую важную позицию среди человеческих потребностей. Культура здоровья является интегративным личностным качеством, формирующимся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов здоровьесбережения.
Культура здоровья — это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Культура здоровья складывается из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом.
Здоровье — одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) есть актуальная педагогическая задача.
Большинство детей, поступающих в школу-интернат, обладают множеством различных заболеваний — это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.
Учитывая то, что дети находятся в образовательном учреждении значительную часть своего времени, у педагогов существует реальная возможность обеспечить условия, отвечающие требованиям безопасности физического здоровья детей, и они могут вести с учащимися целенаправленную профилактическую работу через систему внеклассных мероприятий. Вся работа по формированию ЗОЖ у воспитанников строится комплексно, т.е в течение всего дня, начиная с подъема детей и заканчивая отбоем.
Создание благоприятного психологического климата на занятиях – одно из важнейших условий успешной адаптации воспитанников нашей школы- интерната. Целью здоровьесберегающих технологий на занятиях во второй половине дня является обеспечение возможности сохранении здоровья не только за период обучения, но и формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, чтобы научить воспитанников использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтому одной из приоритетных задач воспитательной работы является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.
В нашем образовательном учреждении организация воспитательной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) строится на основе структурированных занятий, направленных на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Ориентирована на охрану и укрепление здоровья, пропаганду здорового образа жизни, в воспитании противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Основными принципами является:
Сознательность и активность — чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Индивидуальная доступность — дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
Систематичность и последовательность — непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
Психологическая комфортность — получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Включает ряд основных направлений:
1.Основы знаний о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни — рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики , охраны и укрепления здоровья народа.
Это направление решает следующие задачи:
-закреплять знания о здоровом образе жизни;
-развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду;
-формировать активность и инициативность детей;
-воспитывать интерес к здоровому образу жизни;
-сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей.
вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Воспитание культуры здоровья — создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
Это направление решает следующие задачи:
-сформировать умение содержать свое тело в чистоте;
-расширять знания о средствах гигиены;
-воспитывать умение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета;
-воспитание потребностей к здоровому образу жизни, культуре интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их); в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности процесса воспитания.
3.Профилактика вредных привычек.
Вредная привычка — закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Это направление решает следующие задачи :
-создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
-научить детей оценивать последствия своих действий;
-показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека;
-пропаганда здорового жизненного стиля;
предотвращение начала вредных привычек у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к соблазну;
формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;
-профилактика и предупреждение вредных привычек среди учащихся;
учить детей оценивать последствия своих действий.
4. Подвижные и развивающие игры.
Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Это направление решает следующие задачи:
-повышать спортивное мастерство;
-воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта;
-научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
5. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и других видов деятельности в течение суток. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Поскольку именно в школе у детей с ОВЗ (нарушением интеллекта) закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Говорят, здоровье – это та вершина, на которую каждый человек должен подняться сам. Работая над этой темой со своими воспитанниками, я попросила их дать своё определение понятия « здоровье». Ответы детей были следующими: — Здоровье – это когда хорошо (отвечают дети). – Здоровье – когда ничего не болит. – Здоровье – от слова « Здорово!» — Здоровье – когда радуешься.
- Васильева Т.П. Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников/ Т.П. Васильева// Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. – М., 2000;
- Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью// Воспитание школьников – 2008.-№8;
- Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа – 2005, №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете по теме «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.».
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего компл.
родительское собрание, на котором рассматривались вопросы здоровья, формирования потребности в правильном питании.
Данная презентация является зрительным рядом к докладу на педагогическом совете.
Здесь дана схема проведения педсовета и содержание доклада.
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений .
Доклад «Формирование познавательно-речевой активности в группах детей раннего возраста с полиэтническим составом".
Источник