Меню

Культура здоровья это совокупность трех компонентов

«Культура здоровья как фактор формирования здоровье сберегающей среды»

«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды»

ЦЕЛЬ: Формирование культуры здоровья образовательного пространства школы

1.Ознакомиться с сущностью и структурой культуры здоровья и

возможностями её влияния на образовательный процесс.

2.Продемонстрировать опыт работы школы по использованию здоровьесберегающих технологий.

В законе «об образовании» сказано: « Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим школе необходимо формировать культуру здоровья и определить возможности совершенствования этой работы.

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения ЭТО состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым, можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил:

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия.»

КУЛЬТУРА здоровья — это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма

Культура здоровья — это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов:познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

1) Под познавательным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области.

2) Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом.

3) Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления.

4) Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Поэтому еще раз необходимо подчеркнуть важность волевого компонента, а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья.

Важно еще раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни.

это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений.

Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: учителя, ученика и родителей.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья ребенка. Но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения его здоровья.

А именно: К условиям, определяющих культуру здоровья в образовательном пространстве, можно отнести :

— строгое соблюдение режима школьных занятий

— рациональная организация урока

— обязательное выполнение гигиенических требований ( свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление.

— благоприятный эмоциональный настрой ( доброжелательность учителя, юмор).

-здоровье учителя, ученика и родителей, т. е. всех участников образовательного пространства.

Итак, мы говорим: здоровому все здорово

Но к сожалению наши реалии таковы, что … Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей,70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% — имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% — повышение артериального давления и т. д.

Читайте также:  Ведьмак 3 во время медитации не восстанавливается здоровье

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ .

Программа по формированию культуры здоровья называется «Здоровый ребенок». Исходя из содержания культуры здоровья с учетом условий образовательной среды мы большое внимание уделяем двигательной активности ( физ. минутки, динамические паузы, занятия аэробикой под руководством танцмейстера, утренняя гимнастика, занятия в тренажерном зале).Т. к. культура здоровья подразумевает постоянное пополнение теоретических знаний мы проводим тематические беседы с приглашением специалистов — родителей. Задействованы все участники обр. пр-ва. дети в составе лекторской группы проводят устные журналы, детские спектакли. Занимаются исследовательской работой по профилактике заболеваний. Со своими проектами принимаем участие в конкурсах различных уровней. Проводим дни Здоровья, недели и даже месячники

Вывод:Таким образом, учебно-воспитательная работа в образовательном учреждении предоставляет богатые возможности для воспитания культуры здоровья учащихся как важнейшему условию формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Источник

Культура здоровья

Культура здоровья (англ. — Сulutre of health) — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, трансдисциплинарная отрасль знания, которая решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека духовного.

Термин предложил в 1968 году профессор В. А. Скумин. С тех пор предоженное понятие прочно вошло в научную и научно-популярную литературу, в повседневную речь.

Содержание

Определение понятия [ править | править код ]

По мнению В. А. Скумина, культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. Как любая культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в таких сферах, как наука, образование, воспитание, идеология, искусство, литература и пр. Культура здоровья — это социальная наследственность, она аккумулирует творческую деятельность в сфере здоровья, определяет систему ценностей и приоритетов каждого человека и всего человеческого сообщества. [1]

В научном исследовании, посвящённом анализу современных подходов к изучению феномена культуры здоровья, на Восьмой Международной научно-практической интернет-конференции «Научный потенциал 2012» приведено определение культуры здоровья, данное В. А. Скуминым в 1995 году:

Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. [2]

Как утверждают в научной работе, опубликованной в 2012 году, теоретики культуры здоровья проф. О. В. Верхорубова и проф. Н. А. Лобанова: [3]

В соответствии с концепцией учения о культуре здоровья, предложенной В. А. Скуминым [4] духовная, психическая, физическая культура определяет состояние здоровья человека. А здоровье — духовное, психическое, физическое — служит предпосылкой достижения более высокого уровня культуры.

Суть Учения Скумина о культуре здоровья, раскрывается, в частности, в статье (2009 год) по обоснованию мировоззренческого аспекта воспитания культуры здоровья у студентов специальной медицинской группы университета: [5]

Русский профессор В. Скумин настаивает на том, что культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. По мысли учёного, культура здоровья — это не только механическая связь двух понятий, но синтез, создающий новое качество, новое особое содержание. Она рассматривается им как интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических, физических сил человека, формирования оптимальной биосоциальной среды, которая обеспечивает высший уровень жизнетворчества. Таким образом, В. Скумин не только подчёркивает то, что культура здоровья — это отдельное самостоятельное понятие, создающее новое содержание, но и раскрывает её задачу, состоящую прежде всего в развитии духовных, психических, физических сил человека.

Читайте также:  Теплые полы польза или вред для здоровья

Гимн «К Здоровью через Культуру»

Основы Учения Скумина о Культуре Здоровья [ править | править код ]

Концепция Учения [ править | править код ]

Мир через Культуру! Мир — Гармония всего сущего, Культура — почитание Света. Достижение иерархической гармонии духовного, психического, физического начал в каждом человеке, в семье, в обществе; обучение искусству оздоровляющего взаимодействия с миром через приумножение света огней жизни; воспитание качеств, необходимых для устроителей Державы Света Солнечной системы, составляют предназначение Учения — достояния и движущей идеи эволюции духовного этноса.

Основой Учения о Культуре Здоровья являются три устоя: Живая Этика, Рериховское культурное наследие, синтез всех достижений в познании жизни. Учение как интегральная отрасль общечеловеческого знания, последовательно разрабатывает актуальные аспекты гармоничного формирования духовных, психических и физических сил индивидуальности, обеспечения наивысшего уровня жизнетворчества, общинного созидания оптимальной среды обитания духовного этноса в Солнечном космопространстве.

Реализуется идея Учения путём обоснования, внедрения и применения наилучших достижений духовной, психической, физической культуры, воспитания духовно-здорового стиля жизни как эталона природного поведения человека духовного; преображения всех сфер его деятельности на основе Учения о Культуре Здоровья. Освоение Учения в конкретных жизненных условиях помогает сохранять, восстанавливать, приумножать индивидуальное и общинное духовнопсихофизическое здоровье.

Идея Учения привлекает к себе, объединяет, устремляет к наивысшей цели солнечно-духовные сознания независимо от этнической, политической, религиозной принадлежности их носителей. Люди, принимающие идею, мыслят в эволюционном ритме Новой Эпохи. Претворяющие её в действительность, обретают самое ценное — жизнь, наполненную здоровыми, светлыми делами, им сопутствует успех в осуществлении благородных начинаний, в общинном устроении Державы Света Солнечной системы.

Альтернатива хаосу и разложению в мире — преображение жизни на основе Учения о Культуре Здоровья. Это поле труда для всех, кто стремится к самопознанию и совершенствованию через сотрудничество с одухотворёнными творческими силами природы, общества, Космоса; кто добивается победы над нообиосоциальным хаосом и его порождениями; кто осознаёт потребность участия в оздоровлении жизни. Преобразим ареал обитания в храм прекрасно-сияющий. Здоровье через Культуру!

Опираясь на концепцию В. А. Скумина (2002) [6] , профессор О. В. Верхорубова (2013) определила основные cоставляющие культуры здоровья человека:

  1. Культура здорового образа жизни. Использование составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой (учебной) деятельности; правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.
  2. Культура использования опыта, накопленного человечеством. Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.
  3. Культура познания самого себя. Это умения определять свой уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.
  4. Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды. Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.
  5. Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равноценным.
  6. Культура общения с «врачевателями» При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что ещё я могу сделать для своего здоровья?»
  7. Культура реализации генетического потенциала организма. Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.
  8. Культура физическая и культура занятий современными видами спорта. Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.
  9. Культура включения в исследовательскую деятельность. Это включение в исследовательскую деятельность в области развития здоровьесберегающих педагогических технологий, развитие отношений сотрудничества. [7]
Читайте также:  Департамент охраны общественного здоровья павлодарской области

Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья [ править | править код ]

Ноопсихофизические Комплексы Культуры Здоровья (НПФК) — система упражнений, способствующих самопознанию и самосовершенствованию, гармонизации духовных, психических и физических качеств человека. Двенадцать НПФК разработаны были в русле практического применением и развития оздоровительных идей Агни Йоги и Рерихизма профессором В. А. Скуминым и обнародованы в конце XX — начале XXI веков. [8] [9]

Герб «К Здоровью через Культуру». Репродукция картины Виктора Скумина

Культура здоровья в научном, музыкальном, литературном и художественном творчестве [ править | править код ]

  • Формирование культуры здоровья на уроке иностранного языка в средней школе — Евразийская ассоциация здоровья
  • Российская государственная библиотека: Скумин Виктор Андреевич. search.rsl.ru. Проверено 25 Marcn 2016.Архивировано из первоисточника 18 мая 2012.
  • Российская национальная библиотека: Виктор Скумин. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2016.
  • Инесса Степаненко.МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗБРАННЫХ СТРАНИЦ УЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ. .proza.ru.
  • Библиотека Культуры Здоровья. biblmdkz.ru.
  • Поэзия Культуры Здоровья. kult-zdor.ru.
  • Притчи Культуры Здоровья. kult-zdor.ru. Проверено 9 апреля 2019.
  • Учение Скумина о Культуре Здоровья: Видеотека. kult-zdor.ru. Проверено 5 декабря 2018.
  • Библиотека культуры здоровья. ЦНБ Харьковского национального университета имени Василия Каразина. Проверено 28 августа 2018.

Скумин (слева) и Ауновская (справа), Подмосковье, 1981

См. также [ править | править код ]

Хасан Гулиев, Скумин В. А., Аркадий Филатов, Зулькарный Соттаев (слева направо)

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑Культура здоровья. washzdrav.com.
  2. Мойсеюк. В.. П.Современные подходы к изучению феномена культуры здоровья (укр.) . Восьмая Международная научно-практическая интернет-конференция «Научный потенциал 2012». Проверено 12 сентября 2017.Архивировано из первоисточника 3 октября 2012.
  3. ↑ Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета : Научный журнал. — Томск: 2012. — № 5.
  4. В. А. Скумин.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. (см. ISBN )
  5. Грибок Н. М.Сущностная характеристика культуры здоровья студентов специальной медицинской группы. sportpedagogy.org.ua (2009). Проверено 1 апреля 2019.
  6. Скумин В. А.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. — ISBN 5-88167-019-1. (см. ISBN )
  7. О. В. Верхорубова.Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования Культуры Здоровья у студентов. cyberleninka.ru. Проверено 15 марта 2019.
  8. ↑Скумин В. А. Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья — biblmdkz.ru
  9. ↑Скумин В. А. Практика огненной трансмутации: пятый Солнечный ноопсихофизический Комплекс Культуры Здоровья (5СНПФК)

Основная литература [ править | править код ]

  1. Скумин В. А., Бобина Л. А.Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 36 с. — ISBN 978-5-88167-037-5. (см. ISBN )
  1. Скумин В. А., Бобина Л. А.Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-038-2. (см. ISBN )
  1. Скумин В. А., Бобина. Л. А.Научная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 48 с. — ISBN 978-5-88167-040-5. (см. ISBN )
  1. Скумин В. А., Бобина Л. А.Праздники культуры здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-042-9. (см. ISBN )

Источник

Adblock
detector