Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)
Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста
- Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.
- Формировать у детей интегративные качества: овладевший необходимыми умениями и навыками культуры здоровья.
- Создать комфортный микроклимат в детском коллективе и коллективе ДОУ в целом.
- Повышать педагогическую грамотность родителей.
- Объединять усилия семьи и ДОУ в формировании культуры здоровья воспитанников.
«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста»
Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.
Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников.
Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители . Сохранять и улучшать здоровье — огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка.
Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.
Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Главным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование культуры здоровья состоит из трех пунктов :
И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость . Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим умом, телом и душой,. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследований, двигательной активности детей немного пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1, 5 – 2 ч. Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.
Мы приучаем детей к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
В организованной образовательной совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей жизни по формированию гигиенической культуры и культуры здоровья мы используем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Например: в играх драматизация, дети, перевоплощаясь в сказочных персонажей, стараются помочь справиться с трудной ситуацией, найти ошибку, научить чему-то.
2. Словесные приемы (рассказы взрослого из личного опыта, сказки познавательного содержания, беседы, рассказы ребенка, из личного опыта). Например: я рассказываю, что когда тоже была маленькой, случалось, что проливала компот или суп на себя, а это приводило к тому, что я обжигалась, пачкала свою одежду. Или дети могут приводить примеры из своего опыта: «Я был неаккуратен за столом и испачкал свою рубашку»
3. Игровые приемы (дидактические игры, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-действия, игры-воображения). Например: в сюжетно-ролевых играх, учу куклу, или ребенка (дочь, правильно сидеть за столом, правильно держать тот или иной прибор, правильно одеваться.
4. Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, фотографии). Например: фотографии, иллюстрации о правилах поведения за столом.
5. Художественное слово. Например: учим стихи, загадки, рассказы, сказки, рассказы, пословицы, байки. («Мойдодыр», «Федорино горе», «Как у нашего кота» и др) .
6. Музыка (песни «Пирожки», «Ой блины» и т. д.)
7. Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола по схеме, разбор проблемных ситуаций с игрушками, например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол) .
8. Театральная деятельность. (драматизации сказок)
9. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления). Например: показываю сама пример правильного приема пищи, обращая внимание на эстетику оформления стола.
В нашей группе родители активно принимают участие в совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Обучаются упражнениям, выполняемые их детьми, с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом, ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными. Ребенок шире познает окружающий мир, так пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т. д., знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые, осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой — рубашка грязная) .
Проводя анкеты обратной связи для взрослых были отмечены следующие изменения в поведении детей:
- Представления о здоровом образе жизни значительно расширились (дети стали знать, что нужно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье) ;
- Дети стали добрее относиться друг к другу, с большим пониманием;
- Дети стали стараться лучше управлять своим поведением, подчиняться правилам;
- Улучшилось межгрупповое взаимодействие;
- Дети стали на практике применять некоторые приемы снятия агрессии, саморегуляции;
- Дети стали решать проблемы не кулаками, а пытаются договориться (Мне не нравиться, когда ты дерешься, толкаешься…) ;
- Снизилось эмоциональное напряжение в группе.
Сравнительный анализ детских рисунков и беседы с ними показал :
До занятия в группе дети отмечали, что полезно для здоровья:
Овощи, фрукты, другая еда, лекарства — 84 %
Отдых у компьютера, телевизора – 14 %
Прогулки на свежем воздухе – 2 %
После занятия в группе дети отмечали, что для здоровья необходимы:
Прогулки на свежем воздухе, на природе – 28 %
Дружба, совместные игры, хорошее настроение – 28 %
Занятия спортом – 27 %
Овощи, фрукты, другая еда, лекарства – 11 %
Здоровый сон, тихий час – 8 %
Отдых у компьютера, телевизора – 0 %
Результаты заключительной беседы показали, что дети с раннего возраста действительно начали осознавать важность и значение сохранения своего здоровья (не только физического, но и психического) .
Дети овладели знаниями о способах укрепления и сохранения здоровья. В ходе беседы дети владели понятиями «здоровье», «вредные привычки», «здоровый человек», представлениями о том, что полезно и опасно для здоровья.
Таким образом Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста – это достояние всего общества, которое невозможно
оценить. Мы желаем друг другу крепкого здоровья, когда встречаемся или
прощаемся, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. Доброе
здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планы, преодолению трудностей, дает возможность успешно решать жизненные задачи.
Поэтому необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к гигиенической культуре, формировать навыки сознательного отношения к сохранению и укрепления собственного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе «Воспитатель года».
Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формир.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр.
В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спор.
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста.
Цель: способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни.
Источник
«Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 808.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительные мероприятия:
— Утренняя гимнастика на свежем воздухе;
— Дыхательная гимнастика;
— Пальчиковая гимнастика.
Закаливающие мероприятия
— Обливание ног контрастной водой;
— Солнечные и воздушные ванны;
— Хождение босиком по мокрому и сухому песку, траве, асфальту;
— Полоскание рта водой комнатной температуры;
Профилактические мероприятия
— Витаминизация;
— Гимнастика для глаз;
— Беседы с детьми
— Артикуляционная гимнастика;
— Раскраски по теме;
Формирование здорового образа жизни является одной из важнейших задач воспитания ребенка.
Для решения данной проблемы применяются следующие технологии:
Разработала Макарова А.С. – воспитатель вкк
Группа № 12 (4-5 лет) «Лучики »
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребятам, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Семейный кодекс здоровья.
1. Каждый день начинаем с зарядки.
2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.
3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
4. В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.
5. Лень – враг наш.
6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
7. При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй!)
8. Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!
9. Ничего не жевать сидя у телевизора!
10. В отпуск и выходные – только вместе!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 31»
«Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста»
Совместный активный досуг:
1. Способствует укреплению семьи;
2. Формирует у детей важнейшие нравственные качества;
3. Развивает у детей любознательность;
4. Приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
5. Расширяет кругозор ребенка;
6. Формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
7. Сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представлена программа организации работы по ЗОЖ с детьми старшего дошкольного возраста: перспективное планирование, конспекты занятий.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, воспитания положительных морально-волевых качеств. .
Актуальность темы проекта Проблема детского питания во всем мире стоит очень остро. В Китае для полных детей создаются оздоровительные лагеря, в США родителей тучных детей ожид.
Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста «Азбука здоровья".
В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэ.
Аннотация: в статье раскрывается важность формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста, а также, при каких педагогических условиях дидактические игры могут выступ.
Источник