Раннее формирование культуры здоровья воспитанников
Любовь Зубкова
Раннее формирование культуры здоровья воспитанников
Выступление на педагогическом совете
На тему: «Раннее формирование культуры здоровья воспитанников»
Воспитатель 1 квалификационной категории
Сохранение и укрепление здоровья детей, одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указом президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».Актуальность темы: В последнее время проблема ухудшения здоровья населения в целом и, в частности, детей, стала национальной. Подписанное президентом Российской Федерации Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» подтверждает беспокойство государства за будущее страны. Проблема раннего формирования культуры здоровья сегодня актуальна, как на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье,
Формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.
Привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми. «Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста»
Глобальный путь России — построение общества с устойчивым развитием. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы современные формы образования и воспитания включали формирование культуры здоровья
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных задач нашей страны. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать, самому заботиться о своем здоровье; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время двигательной активности; учить понимать, что и как влияет на самочувствие человека; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призывает «Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях». «Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
Целевыми ориентирами воспитания у дошкольников культуры здоровогообраза жизни являются: способность ребенка в волевым усилиям, умение следовать социальны нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, умения соблюдать правила безопасного поведения м личной гигиены, овладение начальными знаниями о себе и основными культурными способами деятельности.
«Человек должен с раннего детства приобретать практические навыки саморегуляции своего организма». Ш. А. Амонашвили.
Актуальность данной темы определяется малой изученностью проблемы формирования культуры здоровьяи наличием противоречий:
-между необходимостью гармоничного развития личности ребенка с одной стороны и отсутствием эффективных программ, средств, методов формирования культуры здоровья в воспитательном — образовательном процессе с другой стороны;
— между стремлением педагогов и родителей сохранить здоровье детей и отсутствием научно обоснованных средств и условий решения этой задачи;
-между потребностью общества в здоровых, полноценных людях и отсутствием достойных социальных условий для обеспечения и сохранения здоровья.
Основными проблемами, определяющих актуальность темы,являются следующие:
Во – первых, у большинства населения господствует установка на укрепление психологического здоровья лишь тогда, когда появляются проблемы со здоровьем. Такое отношение передается от старшего поколения младшему. Отсюда — отсутствие систематической заботы о здоровье.
Во-вторых, отсутствует целостная система формирование культуры, здоровья между учреждениями образования (цель-обучение, здравоохранения (цель –лечение) и семей.
В-третьих. Многие взрослые и дети имеют определенную информацию о тех формах жизнедеятельности. Которые разрушают здоровье, но в жизни эти знания не реализуются.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.
Мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, спланированная работа всего коллектива ДОУ на длительный срок.
В федеральном законе подчеркивается, что детские дошкольные учреждения являются основными проводниками правильного воспитания дошкольников.
Формирование эмоционально–устойчивого поведения воспитанников Эмоциональное поведение – это совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний, которыми ребенок чаще всего отвечает на.
Формирование экологической культуры дошкольников Современное человечество стоит перед необходимостью переосмысления и осознания своей ответственности за сохранение окружающей природной.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях ФГОС ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях.
Консультация «Формирование культуры трапезы» У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит.
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.
Мастер-класс для воспитателей «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Экологическая сказка,.
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников детского сада по основам православной культуры Месяц Мероприятие (тема) Формы работы Ответственные Сентябрь «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Анкетирование Старший воспитатель по.
Проект «Азбука здоровья», направленный на формирование основ культуры питания 1. Актуальность: Здоровье детей и его состояние относиться к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает.
Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это.
Источник
Консультация для педагогов «Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
консультация по теме
основы воспитания культуры здоровья у дтей дошкольног овозраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_-07.04.14.docx | 199.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи и содержание воспитания и культуры здоровья у детей дошкольного возраста
Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на приобретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней.
Ранний и дошкольный возраст – уникальный и самоценный период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение различных способов деятельности и осуществления себя в них, обретая опыт.
Показателем культуры здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста выступает его элементарная здоровьесберегающая компетентность как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, одной стороны, и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.
Критериями культуры здоровья в раннем и дошкольном возрасте становятся:
— наличие ценностного отношения у ребенка к здоровью и жизни человека;
— наличие системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах поведения, здоровом образе жизни;
— наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности;
— проявление элементарной здоровьесберегающей компетентности;
— проявление позиции субъекта здоровьсозидания.
Культура здоровья детей раннего и дошкольного возраста — это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат прежде всего воспитания. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьезные требования и к культуре здоровья родителей и семьи в целом.
Содержание психолого- педагогической работы по освоению основной общеобразовательной программы ДОУ: 2-3 года
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение и укрепление Физического и психического здоровья детей. В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.
При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.
Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Во время еды учить детей правильно держать ложку.
Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки —смотреть, ушки —слышать, носик — нюхать, язычок — пробовать (определять) на вкус, ручки—хватать, держать, трогать; ножки—стоять, прыгать, бегать, ходить; голова—думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
Содержание психолого- педагогической работы по освоению основной общеобразовательной программы ДОУ: 3-4 года
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия д ля систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.
Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).
Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать их пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня.
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут.
При наличии условий организовывать обучение детей плаванию.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом,
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
Формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Содержание психолого- педагогической работы по освоению основной общеобразовательной программы ДОУ: 4-5 года
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Осуществлять под руководством медицинских работников комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода). Обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
Организовывать и проводить различные подвижные игры (зимой — катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; в теплый период года — катание на велосипеде).
При наличии условий обучать детей плаванию.
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием (Я чищу зубы —значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Развивать умение заботиться о своем здоровье.
Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Содержание психолого- педагогической работы по освоению основной общеобразовательной программы ДОУ: 5-6 года
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Продолжать под руководством медицинских работников проводить комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями.
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 8-10 минут.
Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1 -3 минуты.
Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке, используя имеющееся физкультурное оборудование: зимой кататься на санках, скользить по ледяным дорожкам, ходить на лыжах; в теплый период кататься на двухколесном велосипеде, самокате, роликовых коньках.
При наличии условий организовывать обучение детей плаванию и элементам гидроазробики.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.
Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания.
Формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Учить характеризовать свое самочувствие.
Раскрыть возможности здорового человека.
Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься.
Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Содержание психолого- педагогической работы по освоению основной общеобразовательной программы ДОУ:6-7 лет
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.
Систематически проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей.
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 10-12 минут.
Во время занятий, требующих большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.
При наличии соответствующих условий проводить обучение плаванию и гидроаэробике.
Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться . пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека.
Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Учить активному отдыху.
Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
В младшем и среднем дошкольном возрасте оптимальными технологиями считаются: экспериментирование, дидактические игры на предметной и предметно- манипулятивной основе, сюжетные игровые ситуации проблемного характера, сюжетно- ролевая игра, чтение детской художественной литературы, интеграция художественного слова и игры.
К таким интеграционным формам можно отнести: инсценировки сказочных и реальных ситуаций с помощью игрушек, чтение потешек, закличек, попевок, стихов, показ иллюстраций по теме, игры с куклой – марионеткой, разыгрывание сказок с помощью фланелеграфа, игры- экспериментирования, игры- путешествия предметного характера, подражания сказочным персонажам, тематические беседы, использование сюжетных картинок по ЗОЖ, показ ряда последовательных действий с предметами с дальнейшим выполнением их детьми, самостоятельные игры с предметами, работа с фотографиями.
К современным технологиям воспитания культуры здоровья дошкольников относятся проблемные и ситуационные задачи. В младшем дошкольном возрасте решение проблемных ситуаций связано с действиями типа отгадывания и поиска, которые сопровождаются словами педагога. В среднем дошкольном возрасте проблемная ситуация приобретает вид отгадывания простейших загадок с рифмованным ответом в конце. В старшем дошкольном возрасте детей происходит поиск правильного решения. Специфика ситуационной задачи заключается в том, то она носит ярко выраженный практико- ориентированный характер.
Наряду с технологиями проблемного воспитания в старшем дошкольном возрасте применяются технологии проектной деятельности дошкольников, коллекционирования, театрализованной инсценировки, литературно- игровой деятельности и технологии организации самостоятельной деятельности детей в освоении культуры здоровья.
Одной из популярных технологий является проектирование, отличающийся применением детьми имеющихся у низ знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, результативность которой можно продемонстрировать публично, индивидуальная заинтересованность в нем.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога: от транслятора готовых знаний к инсцинированию поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы. Педагог помогает детям самостоятельно найти выход, открыть новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе реализации проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей и взрослых.
Таким образом, современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольников имеют несколько общих признаков: ориентирвоанность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путем, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребенок будет чувствовать себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который несет ответственность за свои действия.
Источник