Презентация на тему: Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: Верхозина Л.Г. Зам.зав. по ВМР МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36 ,
Культура здоровья – совокупность ценностного отношения ребёнка к здоровью, его сохранению и укреплению, а также личностные и социально значимые способы деятельности, направленные на обретение физического, психологического и социального благополучия
— Это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи (ВОЗ); — это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствие м каких-либо болезненных изменений; представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. Состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье является личной и общественной ценностью . (Педагогический словарь)
Культура здоровья — Часть общечеловеческой культуры; Является условием успешной социализации и её результата – личностно-социального развития ребёнка в дошкольном детстве; Под воспитанием у детей культуры здоровья надо понимать грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, практического воплощения потребности вести здоровый образ жизни, умение заботиться о своем здоровье.
Проблема формирования культуры здоровья является комплексной: Социальной Нравственно-этической Медико-биологической Педагогической
Задачи, решение которых обеспечивает формирование культуры здоровья ребёнка: Формирование профессиональной позиции педагога, характеризуется мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей. Обучение навыкам здоровье сберегающих технологий – формирование у детей знаний. Умений, навыков сохранения здоровья и ответственности за него. Создание комфортного микроклимата в детском коллективе и коллективе ДОУ в целом. Повышение физкультурной грамотности родителей. Оказание помощи детям, нуждающимся в психофизической коррекции. Объединение усилий семьи и ДОУ в формировании культуры здоровья ребёнка.
Принципы планирования и организации работы Преемственности педагогических действий; Безопасность мероприятий; Креативность; Вариативность; Учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка; Целостность педагогического процесса; Сотрудничество, взаимодействие, соавторство.
Культура здоровья как интеграция образовательных областей
Компоненты культуры здоровья ребёнка — дошкольника
Модель формирования культуры здоровья старших дошкольников
Спасибо за внимание!!
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».
Источник
Презентация «Формирование культуры здоровья детей дошкольного возраста»
презентация к уроку на тему
Материал для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie.ppt | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф ормирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста Инструктор по физической культуре Малышева А.Ю.
документы Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Утверждены приказом МО РФ 23ноября 2009г № 655
Основные направления физическое социально-личностное познавательно- речевое художественно- эстетическое
Образовательные области Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования культуры здоровья через решение задач: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; Воспитание культурно-гигиенических навыков; Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
основная задача ДОУ Необходимыми условиями решения одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений по охране жизни и укреплению здоровья детей являются: — создание в ДОУ безопасной образовательной среды [1] ; — осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы; — использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей. [1] Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).
Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя: формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.
Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Примерные виды интеграции области «Здоровье» По задачам и содержанию психолого-педагогической работы «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека) «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ) «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека)
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм , так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов ; самостоятельной деятельности детей . СанПиНы: 3-4 часа в день для всех возрастных групп.
формы работы с детьми игры -эксперимнтирования с водой, мылом; игровые ситуации, ситуативные разговоры, беседы по теме; развивающие игры «Пирамида Здоровья», «Аскорбинка и ее друзья» и др. проектная деятельность; Продуктивная деятельность детей (плакаты, коллажи, газеты, энциклопедии здоровья»; решение проблемных ситуаций; викторины познавательного характера; тренинги (что делать если. ) и др.
Результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы Итоговые результаты должны описывать интегративные качества ребенка: Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем: наблюдений за ребенком; бесед; экспертных оценок; критериально-ориентированных методик нетестового типа; тестов; и др.
Медико-педагогическая диагностика как процедура оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Параметры оценки физического развития — это определение уровня развития: антропометрических показателей (рост, масса тела); физиометрических показателей (жизненная емкость легких и мышечная сила); основных физических качеств; основных двигательных умений и навыков. Параметры оценки культурно-гигиенических навыков – это определение уровня развития: личностных качеств (аккуратность, социализированность); социальных навыков: культуры еды, навыков опрятности, моторной умелости и др. Параметрами оценки оздоровления , в том числе эффективности закаливания и коррекционной работы с детьми по подготовке к школьному обучению являются: уровень заболеваемости; уровень физического и нервно-психического развития; функциональная готовность к школьному обучению. ФГОТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым .
Опыт работы инструктора по ФИЗО.
Рекомендации по формированию культуры Здоровья ребенка дошкольного возраста.
«Здоровый образ жизни — деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья». (Словарь).
Между занятиями нужно проводить связь и такого рода связями являются разработанные мною Мостики Здоровья. А в течение дня в режимных моментах я провожу Минутки Здоровья.
Между занятиями нужно проводить связь и такого рода связями являются разработанные мною Мостики Здоровья. А в течение дня в режимных моментах я провожу Минутки Здоровья.
Формирование здорового поколения — это одна из главных задач развития нашей страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Поэтому задача любого ДОУ — п.
Источник
«Воспитание культуры здоровья у дошкольников»
презентация к уроку по теме
Презентация «Воспитание культуры здоровья у дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_vospitanie_kultury_zdorovya_u_doshkolnikov.doc | 56 КБ |
zdorove.ppt | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма.
В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации. Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, пониманию того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.
Потребности в здоровье у самого ребенка нет. Он верит в его нерушимость. Она есть у родителей, общества. Но у каждого ребенка, есть огромное желание, скорее вырасти, стать сильным, не отличаться от сверстников, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Реформирование системы здравоохранения, свертывание профилактической работы, недостаточная грамотность, зачастую и нежелание родителей придерживаться здорового образа жизни, отсутствие продуманной экологической политики, нравственный дискомфорт и череда стрессов привели подрастающее поколение, к асоциальности во всех ее проявлениях. О здоровье подрастающего поколения, в абсолютном его понимании, говорить не приходится. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Поэтому значительная и определяющая доля участия в формировании здорового образа жизни ложится на педагогические учреждения, в том числе и дошкольного воспитания.
Необходим поиск средств, способствующих сохранению здоровья детей дошкольного возраста, и повышения уровня их культуры здоровья. Возникает необходимость создания системы работы, предполагающий интегративный подход к образовательной и оздоровительной деятельности. Необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в использовании педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях дошкольных учреждений.
Использование педагогами данных технологий позволит воспитать ребенка, у которого будут устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Ребенка, у которого присутствуют определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение, который способен оценить свои возможности, верит в свои силы, имеет представление о своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни. Результатом культуры здоровья ребенка дошкольного возраста будет оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания.
Важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий, включающих в себя:
1. медико – профuлактические: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей, физического развития, организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;
2. физкультурно-оздоровительные: технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка;
3. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного учреждения;
4. здоровьесберегающие образовательные технологии: организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные.
5. педагогические технологии активной предметно-развивающей среды.
Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.
Что же мы можем предложить детям в детском саду, используя наши возможности, создав определённые условия:
Приоритетом нашего дошкольного учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья (это задача годового плана работы). На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда.
Условия в детском саду для физического развития и оздоровления детей
В детском саду функционируют спортивный — музыкальный зал, территория детского сада оснащена спортивно-игровым оборудованием, имеется спортивная площадка.
Наряду с оснащением физкультурной площадки большое внимание уделяется оформлению групповых участков. Где размещено крупное стационарное оборудование: горки, лесенки, качели, пеньки разной высоты, а также широко используется выносной нетрадиционный инвентарь (змейки из киндерсюрпризов, следики из пробок, балансировочные доски) в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и от временных условий.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой возрастной группе оборудованы спортивные уголки в соответствии с возрастными принципами и половыми различиями детей. Это и комплекты предметов для организации подвижных и спортивных игр: бадминтон, баскетбол, кегли, серсо, кольцеброс, городки, скакалки, а также нестандартное оборудование, созданное руками педагогов и родителей из подручного материала (старых пуговиц, исписанных фломастеров, пластиковых бутылок и др.). Имеющееся в группах оборудование используется во время прогулок и во время самостоятельной деятельности. В спальных комнатах установлены спортивные комплексы, где дети занимаются под руководством воспитателя.
В группах педагогами оформлены «уголки здоровья», где дети получают знания валеологического характера. В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления детей. Обучение детей на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса к физической культуре.
Жизнь каждого ребенка в детском саду строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм его деятельности. Время, отведенное для организованной деятельности ребенка, разумно соотносится с достаточным временем для отдыха, расслабления, релаксации, удовлетворения его личных планов и интересов.
Дозируются и объемы предлагаемых детям заданий, физические нагрузки, контролируются количеством и качеством выполняемых движений и процедур. При этом учитываются не только возраст детей, но и их индивидуальные особенности, физический и психоэмоциональный статус.
В структуру оздоровительных режимов каждой группы вплетены спектры восстановительных методик, приемов, способов.
Динамические паузы, которые проводятся педагогами во время занятий, по мере утомляемости детей.
При помощи дыхательной гимнастики, правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Данная технология используется педагогами ДОУ во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, после дневного сна.
Систематическое использование педагогами физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. В старших группах физкультминутки проводят сами дети.
Пальчиковая гимнастика нравится как малышам, так и детям старшего возраста, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре также используют ее на своих занятиях.
Ежедневно по 3 – 5 мин. в любое свободное время и во время занятий организуется гимнастика для глаз, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
После дневного сна, ежедневно организуется бодрящая гимнастика. Форма проведения различна: упражнения на кроватях, ходьба по дорожке «здоровья».
Самомассаж используется воспитателями и инструктором по физической культуре в различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физкультминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
Педагог-психолог использует проблемно-игровые ситуации в процессе игровой деятельности, проводит психогимнастику.
Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
— упражнения после сна (в постели);
— пробежки по пуговичному коврику;
— полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры
— обширное умывание в летний период
— мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ (аромотерапия с использованием лука и чеснок).
В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ осуществляется чёткая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учётом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей.
Работа с родителями
Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду, мы опираемся на принцип единства взаимодействия: Родители → ребёнок → педагог.
Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.
Нам удалось приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а также помогло в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.
В рамках института семьи приоритетными в физическом воспитании детей остается положительное влияние добрых семейных отношений на всестороннее формирование личности ребенка.
Таким образом, совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.
Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Источник