Меню

Культура здоровья человека 8 класс александрова

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

1 В. П. АЛЕКСАНДРОВА И. В. БОЛГОВА КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ПРАКТИКУМ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 8 класс МОСКВА «ВАКО»

2 УДК ББК А46 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от (в ред. от ). Рецензент отличник народного просвещения, Соросовский учитель, заведующий отделом анализа и экспертизы образовательной деятельности ГБОУ «Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества» Н.П. Харитонов. Научный консультант заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни залог успешного развития» факультета педагогического образования в высшей медицинской школе Московского государственного медико-стоматологического университета доктор мед. наук профессор К.Г. Гуревич. А46 Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. М.: ВАКО, с., [4] с. цв. илл. ISBN Практикум знакомит учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение знаний в практической деятельности. В нем содержатся задания для выполнения исследовательских работ и проектов в соответствии с требованиями ФГОС к оформлению их результатов. Особенность книги интеграция экологии, биологии, географии, физики, химии, истории и других наук. Издание предназначено для организации внеурочной деятельности, дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов обучения школьников. УДК ББК ISBN ООО «ВАКО», 2014

3 От авторов Дорогие ребята! Лабораторный практикум «Культура здоровья» посвящен изучению важнейших вопросов оценки, сохранения и укрепления вашего здоровья. Что мы понимаем под словом «здоровье»? Здоровье состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга и болезни. Из чего складывается здоровье человека? Прежде всего, здоровье определяется наследственностью. Определенные признаки организма, такие, как некоторые показатели состояния здоровья и творческие способности, а также наследственные отклонения от нормы и даже заболевания, связанные с наследственным аппаратом, передаются нам от родителей, дедушек и бабушек. Определенное влияние на состояние здоровья человека оказывают факторы окружающей среды. К сожалению, в большинстве случаев это влияние негативное. Качество воды, химический состав воздуха, питание и пр. все это оказывает серьезное влияние на состояние здоровья. Большую роль в укреплении здоровья населения играет и система здравоохранения. Комплекс профилактических мероприятий практически свел на нет эпидемии опаснейших заболеваний человека и животных, а своевременное обращение к врачу снижает риск развития большинства заболеваний, даже таких опасных и трудноизлечимых, как онкологические. Но здоровье человека во многом зависит и от него самого. Ведь своими действиями можно как навредить здоровью, так и улучшить физическое состояние организма, внешний вид. И если влияние всех предыдущих факторов мало от нас зависит, то формирование поведения, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья, в наших руках! В данном практикуме имеются методики по оценке своего здоровья, информация о сохранении и укреплении здоровья человека, советы специалистов. Можно ли считать, что здоровье человека ограничивается лишь состоянием его тела? Нет, потому что здоровье может быть не только физическим, но и психическим, нравственным. Лишь гармонично развитый человек может считаться совершенно здоровым, состоявшейся личностью. Не случайно в известной пословице говорится, что в здоровом теле здоровый дух. Символом здоровья в народе являлись русские богатыри, которые обладали не только физической силой, но и смекалкой, добротой, стремлением защитить слабого, прийти на помощь другу. Любовь к Родине, готовность встать на ее защиту даже вопреки личным интересам вот что заслужило внимание и память благодарных потомков. И как не вспомнить слова замечательного русского писателя и врача А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»! «Не позволяй душе лениться», призывает поэт Н. Заболоцкий. Помните, что здоровье это важнейшая ценность в жизни человека. Сохраняйте и укрепляйте его. Стремитесь к всестороннему и гармоничному развитию своей личности. 3

4 От авторов У человека можно выделить несколько видов здоровья. Физическое здоровье это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок. Физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма человека. Психическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Духовно-нравственное здоровье это сознательное соблюдение человеком общечеловеческих норм морали, а также уважение тех частных нравственных традиций и верований других людей, которые не несут ему, его близким и третьим лицам угрозы для жизни, здоровья и благополучия. Духовно-нравственное здоровье определяется состоянием духовно-нравственной сферы человека: соотнесением своего поведения (мотивов, желаний, действий) с нравственными приоритетами общества. Используя данный практикум, вы можете выполнять проектную работу. Тему проекта выберите сами или сформулируйте совместно с педагогом. Проект можно создавать на основе информационно-поисковой деятельности, лабораторных и практических исследований с использованием информационно-коммуникационных технологий. При выполнении работ ориентируйтесь в практикуме по данным условным обозначениям. Условные обозначения: справочные материалы; учебные задания; работа в информационной среде; вопросы для обсуждения; подведение итогов; это любопытно. Желаем вам успехов! 4

Читайте также:  Охрана здоровья зарубежных странах

5 Раздел I ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 1. Биосоциальная природа человека. Виды здоровья Практическая работа С момента появления Человека разумного и по сегодняшний день человека волнует история своего происхождения. Ни библейские истины о божественном создании человека по образу и подобию Бога, ни толкование научных фактов с позиций эволюционной теории учеными не дают достоверного ответа на этот вопрос. Первая научная гипотеза о происхождении человека была разработана Ж.Б. Ламарком в его труде «Философия зоологии» (1809). Им впервые были развиты представления о естественных факторах, определивших появление человека, прямохождение, особенности питания, общественная жизнь, высказано предположение о происхождении человека от обезьяны. Гипотеза Ламарка не имела успеха, но она оказала большое влияние на мировоззрение натуралистов. Большой вклад в разрешение проблемы происхождения человека сделал Ч. Дарвин. В своих работах он обобщил огромный материал, накопившийся к 70-м гг. XIX в., и доказал, что человек принципиально не отличается от других видов организмов и его эволюция идет под действием уже известных факторов изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора. Представления Дарвина о происхождении человека не были умозрительными догадками, а подтверждались многочисленными доказательствами. Свои взгляды он изложил в работах «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоции у человека и животных» (1872). Следует отметить, что согласно современным представлениям человек в системе животного мира относится к хордовым, так как имеет основные признаки этого класса, например наличие в процессе развития хорды, полой нервной трубки, зародыш в области глотки имеет жаберные щели, двустороннюю симметрию тела. С подтипом Позвоночные человека объединяют развитие позвоночного столба, развитый головной мозг, наличие двух пар конечностей, сердца на брюшной стороне тела. Человек относится к млекопитающим, так как имеет все признаки этого класса: внутриутробное развитие, диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе и ушные раковины. Кроме того, все системы внутренних органов человека схожи с органами млекопитающих. 5

6 Здоровье человека Развитие ребенка у человека происходит внутри организма матери, а плод питается через плаценту. Как и у приматов, у человека конечности хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, на пальцах имеются ногти, одна пара сосков молочных желез. Но, в отличие от животных, человеку присущи и социальные, т. е. общественные, признаки. Социальное в человеке: орудийно-производственная работа, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Человек неразрывно связан с обществом: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к его общественному бытию. Таким образом, природа человека биосоциальна. Человека можно включить сразу в два мира в мир общества и в мир органической природы. Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Биологическое и социальное должны быть в единстве. Без биологических предпосылок невозможно представить появление человека, а без социальных его становление. В связи с этим необходимо рассмотреть и вопросы здоровья человека в отличие от здоровья животных. Если у животных основным критерием здоровья является жизнеспособность, которая помогает выжить в окружающем мире и оставить потомство, то здоровье человека определяется состоянием трех его составляющих: физического, психического и духовно-нравственного здоровья (см. с. 4). Оборудование, приборы и материалы. Материалы практикума и дополнительная литература по данной теме. Цель. Определить биосоциальную природу человека, провести сравнительный анализ видов здоровья. 1. Пользуясь справочным материалом, назовите примеры биологической и социальной природы человека. Заполните таблицу. Биологическое Социальное 2. Определите «систематический адрес» человека в органическом мире. Впишите название систематических категорий в нужных строках (семейство, вид, класс, тип, род, отряд, царство). Животные Хордовые Млекопитающие 6

Читайте также:  Здоровье это отсутствие у организма физических недостатков

7 1. Биосоциальная природа человека. Виды здоровья Приматы Гоминиды Человек Человек разумный 3. Вставьте пропущенное слово. Зависимость человека от компьютерных игр является нарушением здоровья. 4. Связаны ли виды здоровья человека друг с другом? Приведите примеры. 5. Расставьте свои приоритеты ценностей. Укажите цифрами от 1 до 5 их значимость для вас, где на первом месте будет самое ценное. Здоровье свое и близких. Дружба. Благополучие в семье. Финансовое благополучие. Интересная работа. 6. Пользуясь дополнительной литературой, составьте словарь терминов по данной теме (приложение 12). Здоровье, виды здоровья, личность, аксиология, воля, характер, биосоциальная природа человека, систематика. Используя ресурсы Интернета, составьте презентацию на тему «Сходство и различия человека и животных». Вопросы для обсуждения 1. Какую роль в формировании духовно-нравственного здоровья играет художественная литература? Какие литературные произведения произвели на вас наибольшее впечатление? 2. Некоторые верующие молодые люди отказываются от службы в армии по религиозным убеждениям. Как вы к этому относитесь? 3. На какие виды здоровья может повлиять употребление алкоголя и наркотиков? 4. Почему современные люди подвержены стрессу чаще, чем люди, жившие лет назад? 5. Что говорят вам родители о здоровье и мерах по его сохранению? 6. Характеризуя животных, обычно говорят «жизнедеятельность», а человека «образ жизни». Есть ли разница в этих понятиях? 7

8 Здоровье человека Как вы можете определить понятие «всесторонне развитая личность»? Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай? (Я.А. Коменский) Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. (А.П. Чехов) Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа. (В.И. Вернадский) 2. Человек как объект исследования различных наук Практическая работа В системе тех или иных связей человек изучается с биологической точки зрения (как вид Homo sapiens), как единица общества (личность). Но мы сосредоточимся на науках, в той или иной степени изучающих здоровье человека. Анатомия наука, изучающая строение организма или отдельных органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Физиология наука, изучающая жизненные функции организма или отдельных органов. Гигиена область медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению здоровья. Экология наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Генетика наука о наследственности и изменчивости. Строение собственного тела всегда интересовало человека. Уже первобытные охотники знали о положении жизненно важных органов, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. В Древнем Египте в связи с применением ритуального бальзамирования трупов были описаны некоторые органы, приведены данные об их функциях. В папирусе египетского врача Имхотепа (ХХХ в. до н. э.) говорится о головном мозге, деятельности сердца, движении крови по сосудам. Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Древней Греции, им же принадлежит заслуга создания анатомической номенклатуры. Гиппократ ( гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик 8

9 2. Человек как объект исследования различных наук и меланхолик. Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввел в практику лечения различные «гонящие жидкость» средства. Так возникла гуморальная теория строения организма, которая в известной мере сохранила свое значение до сих пор, отчего Гиппократа считают отцом медицины. Аристотель ( гг. до н. э.) сделал первую попытку сравнения тела животных и зародыша, он явился основателем сравнительной анатомии и эмбриологии. Гален считал человеческое тело состоящим из плотных и жидких частей (влияние Гиппократа) и исследовал организм путем наблюдения над больными и вскрытия трупов животных. Ибн Сина, или Авиценна ( гг.), написал «Канон врачебной науки», содержащий значительные анатомо-физиологические данные и состоящий из пяти книг, лучшее медицинское сочинение эпохи феодализма, по нему учились врачи Востока и Запада до XVII столетия. В эпоху Средневековья все науки о человеке были подчинены религии. В это время в анатомии не было сделано существенных открытий, запрещались вскрытия, изготовление скелетов. Анатомы эпохи Возрождения построили фундамент научной анатомии, они добились разрешения на проведение вскрытий. Инициатором этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, основоположниками анатомии Андрей Везалий и Уильям Гарвей. Из ученых и медиков XIX XX вв. наиболее известны Л. Пастер, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов. Крупный вклад в изучение анатомии головного и спинного мозга внес выдающийся невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев. Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н.И. Пирогов ( гг.), его перу принадлежат «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и многие другие исследования. И.М. Сеченов ( гг.) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления сознания. После издания в 1863 г. работы И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено понятие психической деятельности. Таким образом, был сформирован новый взгляд на единство физических и психических основ человека. На развитие физиологии большое влияние оказали работы И.П. Павлова ( гг.). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И.П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Для изучения состояния здоровья человека сегодня применяют различные методы, очень популярен метод ультразвукового исследования (УЗИ), который появился на стыке таких областей, как радио- и гидролокация, 9

Читайте также:  Педсовет культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы

10 Здоровье человека цифровая электроника и полупроводниковая техника. УЗИ очень широко используют для выявления заболеваний органов брюшной полости и почек, органов малого таза, щитовидной железы, молочных желез, лимфатической системы, сердца, сосудов, в акушерской и педиатрической практике. Оборудование, приборы и материалы. Материалы практикума и дополнительная литература по данной теме. Цель. Провести сравнительный анализ средств и методов изучения состояния здоровья человека. 1. Прочитайте справочный материал о науках, изучающих организм человека, и определите, из каких областей научных знаний (наук) взят учебный материал. Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2 5-го ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Ее внутренняя поверхность выделяет жидкость, уменьшающую трение при его сокращениях. Основную часть стенки сердца представляет мышечный слой, покрытый внешней и внутренней оболочками, образованными соответственно соединительной и эпителиальной тканями. Чем больше сила сокращений, тем больше развит мышечный слой сердца. Наибольшая толщина стенки в левом желудочке, наименьшая в предсердиях. Наука: Последовательность сокращений камер сердца называют сердечным циклом. За время цикла каждая из четырех камер проходит не только фазу сокращения (систола), но и фазу расслабления (диастола). Первыми сокращаются предсердия: вначале правое, почти сразу же за ним левое. Эти сокращения обеспечивают быстрое заполнение кровью расслабленных желудочков. Затем сокращаются желудочки, с силой выталкивающие содержащуюся в них кровь. В это время предсердия расслабляются и заполняются кровью из вен. Наука: Под действием веществ, содержащихся в табачном дыму, сердце начинает работать сильнее и чаще, а сосуды суживаются. Это приводит к стойкому повышению артериального давления. Особенно часто у курящих людей страдают артерии ног. Из-за нарушения регуляции работы сердца и кровеносных сосудов происходит устойчивый спазм сосудов. Их стенки смыкаются, и кровообращение в мышцах затрудняется. Болезнь, которая в дальнейшем может в результате этого развиться, называется перемежающейся хромотой. Она проявляется в том, что во время ходьбы внезапно начинается резкая боль в ногах, и человек вынужден останавливаться. После 1 2 мин отдыха он вновь способен идти, но вскоре боль возобновляется. Это объясняется изменением состояния тканей ног. В них из-за недостатка кислорода постепенно развивается омертвение (гангрена). Чаще всего омертвение начинается 10

Источник

Adblock
detector