КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. статья
статья на тему
Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье. В статье раскрываются такие понятия, как общественное и индивидуальное здоровье, духовное и физическое, социальное здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_zdorovya_i_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Золотых Любовь Вячеславовна
учитель начальных классов
Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, занимает важную составляющую счастья. Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат пять критериев: отсутствие болезни; нормальное функционирование организма в системе “человек – окружающая среда”; полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в “Словаре русского языка” (автор С.И. Ожегов) определяется как “спокойное и счастливое состояние”, а счастье – как “чувство и состояние полного высшего удовлетворения”. Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье.
Каждый заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением здоровья, следованием правилам здорового образа жизни. Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение духовных, физических и социальных возможностей. Это, прежде всего постоянное повышение знаний об окружающем мире и роли человека в нем, совершенствование духовных и физических возможностей.
В этом положении нет чего-то нового и необычного. Подтверждением ему служат высказывания древнеримского политика и оратора Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.) В его трактате “Об обязанностях” говорится: “Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины”. Необходимо также подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но прежде всего общественной.
Общественное здоровье представляет собой социально-политическую и экономическую категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого. Вот почему в нашей школе уже на протяжении долгого времени ведется работа по здоровьесбережению всего коллектива и каждого в частности. В школе ежемесячно организуются Дни здоровья, общешкольные и классные родительские собрания по данной проблеме, педагоги участвуют в массовых муниципальных спортивных мероприятиях. Семья Котеневых из 3 класса регулярно является призером муниципального конкурса «Самая спортивная мама». Но все это напрямую зависит от индивидуального здоровья каждого.
Индивидуальное здоровье – это здоровье человека в отдельности. Поэтому очень важно педагогу вести работу по формированию здорового образа жизни в классе. Для чего необходимо вовлекать в оздоровительную деятельность каждого ребенка, учитывая индивидуальные возможности. С этой целью как классный руководитель провожу беседы, классные часы. Один из интересных классных часов был посвящен здоровому питанию, где дети активно соревновались, дискутировали, рисовали. Важно отметить, что все мероприятия в начальной школе провожу с применением наглядности. Так среди дидактического материала созданы презентации: «Здоровое питание», «Закаливание младшего школьника», «Витамины» и т.д. Ученики активно участвуют в акции «Молоко и мед Белогорья – залог отличного здоровья». Все ребята из класса получают полноценное горячее питание, организация которого полностью зависит от классного руководителя.
Здоровье касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Духовная и физическая составляющие – две неотъемлемые части человеческого здоровья. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – тела. Недаром мы говорим, повторяя слова поэта: “Душа обязана трудиться”. “Нужно приучить душу не поддаваться несчастьям и брать верх над ними, преподать ей правила добропорядочной жизни и добропорядочной веры, нужно как можно чаще тормошить ее и натаскивать в этой прекрасной науке”, – писал французский философ Мишель Монтень (1533–1592). Разум – это способность познавать окружающий мир и себя. С его помощью человек анализирует происходящие события и явления, прогнозирует наиболее вероятные события, оказывающие основное влияние на жизнь. Можно сказать, что разум – это модель (программа) поведения, направленная на решение поставленных задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, чем достоверней прогноз событий, чем точнее модель поведения, чем устойчивей психика, тем выше уровень духовного здоровья.
Так как духовное здоровье соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями, то для его укрепления, как учитель начальных классов на всех уроках провожу динамические паузы, слежу за сменой видов деятельности во время урока, организую экскурсии. Например, ученики класса вместе с родителями побывали на экскурсии в Свято – Троицком Холковском мужском монастыре. Ребята посетили храм Донской иконы Божьей Матери. Поднялись по ступенькам к храму Святого равноапостольного князя Владимира. С высоты ребята увидели раздолье полей, лес, реку Оскол, степь и высокие холмы, напоминающие горы. Детей поразила красота этих мест, но более всего по-особому они ощутили тишину и душевный покой. Далее ребята спустились на глубину 13 метров в Свято-Троицкий пещерный храм. Увидели подземные переходы, кельи монахов, поставили свечи — прикоснулись к величайшей святыне. На память о поездке сфотографировались, испили воды из святого источника.
Социальное здоровье отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты. Каждый раз, набирая первый класс, уделяю большое внимание межличностным отношениям в классе. С этой целью провожу социометрическую диагностику и по результатам выстраиваю индивидуальный маршрут помощи детям. Здесь вовлекаю ребят в различные мероприятия, устраиваю посиделки, дни именинника, совместные развлечения с родителями. Как правило, все это способствует укреплению дружеских отношений в классе, дети учатся находить общий язык с родителями и педагогами. И все получают массу положительных эмоций.
Стоит отметить, что духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.
Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Оно обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением правильно выбрать время и вид отдыха, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Артур Шопенгауэр считал, что, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: “Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры” (“Афоризмы житейской мудрости”).
В связи с этим, нельзя не отметить уроки физической культуры, где ребята играют в подвижные игры, соревнуются в эстафетах, выполняют ритмические упражнения и т.д. Здесь очень важно, чтобы каждый улыбался, наслаждался и сохранял желание заниматься спортом, что реализую через поощрения и награждения каждого ребенка.
Человек ответствен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение.
Духовное и физическое начала в человеке взаимозависимы, и каждый из нас отвечает за то, чтобы стать здоровым и телом, и душой. Академик Н.М. Амосов в книге “Раздумья о здоровье” отмечает: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней”.
- С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка
- Марк Туллий Цицерон Книга 1 Философские трактаты «Об обязанностях»
- Мишель Монтень. Опыты, том 1
- Николай Михайлович Амосов. Моя система здоровья
- Амосов Н. Природа человека. – Киев, 1983.
- Н.М. Амосов «Раздумья о здоровье»
- Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»
Источник
Городской центр медицинской профилактики
здоровый образ жизни
Культура и здоровье
Как связаны культура и здоровье? Четыре года назад мы задались этим вопросом. Так в рамках Университета здоровья для населения родилось направление «Культура и здоровье». Если поначалу не все слушатели понимали, зачем в конце каждой лекции мы читаем стихи, показываем произведения искусств, даем прослушать музыку, и не оставались на этот блок, то сейчас он уже имеет свою аудиторию. Можно сказать, что это направление продиктовано жизнью. Поэтому новый сезон работы Университета здоровья мы открыли лекцией «Культура как фактор здоровья» — рассказывает куратор и ведущая этого направления доктор медицинских наук Татьяна Михайловна Голубева.
Мы постоянно употребляем слово «здоровье», говорим о здоровье, значит, оно нас всех волнует. А что же такое «здоровье»? Многие ответят, что здоровье — это отсутствие болезней. Но такого понимания «здоровья» будет явно недостаточно. Не случайно до сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение этому понятию.
Всемирная организация здравоохранения так определяет здоровье: «Здоровье — состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, получается, что здоровье – это комплекс факторов. И уровень культуры населения имеет непосредственное отношение к его здоровью. Культура в данном случае понимается широко и медицинская культура — как часть общечеловеческой культуры. Конкретно влияние культуры на здоровье сводится к тому, что чем ниже уровень культуры, тем выше вероятность возникновения различных заболеваний, тем ниже другие показатели здоровья.
Давно известно, что 50% всех проблем здоровья обусловлено образом жизни, 20% — экологией, 20% — генетикой и только и только 10% медициной. Наш образ жизни тесно связан с эмоциональной средой. А как здесь обстоят дела? Сегодня люди находятся в постоянной стрессовой ситуации. Причем, это отрицательный стресс, который губительно сказывается на нашем здоровье. Наблюдается рост нервно-психических расстройств и как следствие – психосоматических заболеваний. Отсутствие нравственных идеалов, потеря духовности, неуверенность в завтрашнем дне ведет к нарастанию агрессии в обществе. Постоянное напряжение, стресс – фактор риска сердечно – сосудистых заболеваний, смертность от которых так велика во всем мире. Как же всему этому противостоять?
В организме человека вырабатываются гормоны радости – эндорфины, которые помогают сохранить здоровье, и вещество серотонин, способствующее выживаемости. Их недостаток в организме приводит к печальным последствиям. Только лекарствами дело не исправишь. Значит, надо научиться повышать выработку в своём организме этих полезных веществ. Каким образом? Обратиться к культурному пространству как к источнику положительных эмоций. И, прежде всего, к музыке. Ведь с музыки начинается наша жизнь. Ребенок успокаивается, когда мама напевает первые колыбельные. Не зря же появилось такое направление в психологии, как музыкотерапия. Музыка соприкасается с нашими органами чувств. Проведенные исследования показали, что особой положительной энергетикой обладает классическая музыка, особенно произведения Моцарта. Поэтому есть определенный процент населения, у которых есть потребность в посещении филармонии. Для них это не концерты, а своеобразные лечебные сеансы. Таким образом, они получают дополнительно свой гормон радости. Попробуйте и вы найти свою музыку. Учтите, что рок и рэп для этой цели не годятся.
Другим «лечебным» средством» могут стать стихи Пушкина. Положите любимый томик рядом с кроватью и читайте перед сном пару стихотворений.
Живопись, фотография, искусство – все это тоже ваши помощники в борьбе за свое эмоциональное здоровье. Необходимо, чтобы просыпаясь, человек видел в своем доме «пятно», создающее настроение. Это может быть какая-то картина, вышивка, яркое панно из осенней листвы.
Не копите в себе обиды и негатив. Проверено, что оптимисты болеют меньше и живут дольше. Научитесь прощать и сохранять оптимизм, улыбайтесь чаще. Встречайтесь с друзьями, общайтесь больше. Это тоже источник положительных эмоций. Постарайтесь жить маленькими радостями.
В заключении встречи были показаны картины, прозвучали песни на стихи Сергея Есенина. Вам стало светлее на душе после этого? Значит, культура помогла улучшить ваше здоровье.
Источник
Культура Здоровья
Падмасана во взвешенном состоянии в воде. Виктор Скумин
Культура здоровья — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, мультидисциплинарная отрасль знания, которая изучает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека духовного.
Термин Культура Здоровья (англ. — Culture of Health) предложил в 1968 году Виктор Скумин. Он же дал развёрнутое определение этой научной дисциплины. Она включена в учебные курсы и программы вузов, общеобразовательных школ, детских садов.
Содержание
Определение понятия [ править | править код ]
По мнению профессора В. А. Скумина, Культуру Здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. [1]
В научном исследовании, посвящённом анализу современных подходов к изучению феномена культуры здоровья, на Восьмой Международной научно-практической интернет-конференции «Научный потенциал — 2012» приведено определение культуры здоровья, данное В. А. Скуминым в 1995 году:
Культура Здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. [2]
Как и любая культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в таких сферах, как наука, образование, воспитание, идеология, искусство, литература и пр. Культура здоровья — это социальная наследственность, она аккумулирует творческую деятельность в сфере здоровья, определяет систему ценностей и приоритетов каждого человека и всего человеческого сообщества. [3]
Составляющие культуры здоровья [ править | править код ]
Опираясь на концепцию В. А. Скумина, профессор О. В. Верхорубова выделила 9 основных cоставляющих культуры здоровья человека:
- Культура здорового образа жизни. Использование всех его составляющих: рациональная организация трудовой и учебной деятельности; правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.
- Культура использования опыта, накопленного человечеством. Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела, души и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.
- Культура познания самого себя. Это умения определять собственный уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.
- Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды. Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.
- Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равноценным.
- Культура общения с «врачевателями» При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что ещё я могу сделать для своего здоровья?»
- Культура реализации генетического потенциала организма. Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.
- Культура физическая и культура занятий современными видами спорта. Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.
- Культура включения в исследовательскую деятельность. Это включение в исследовательскую деятельность в области развития здоровьесберегающих педагогических технологий, развитие отношений сотрудничества. [4]
Источник