Меню

Культура профессионального здоровья педагога

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
статья на тему

. Понятийное поле культуры здоровья педагога

Использование понятий, связанных в смысловом поле со словом «здоровье» (здоровьесбережение, здоровьеформирование, здоровьеобеспечение, здоровьесозидание и др.) требуют их объяснения.

За основу определения значений вышеобозначенных терминов мы взяли толкование слов, которое приводит в «Словаре русского языка» С.И.Ожегов (2005).

Поскольку «сберегать – это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [Ожегов 2005:686], поэтому здоровьесбережение (синоним – здоровьесохранение) – это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности, на том, с которым ребенок пришел в школу).

Здоровьесовершенствование – от «совершенствоваться – становиться лучше, совершеннее; улучшать, доводить до лучшей степени превосходства» [Там же, с. 727] характеризует достижение человеком более высокого уровня здоровья по сравнению с предыдущим состоянием.

Слово «здоровьеформирование» происходит от «формировать придавать чему-нибудь определенную форму, законченность; порождать; создавать, составлять, организовывать» [Там же, с. 837], поэтому нами оно понимается как целенаправленная организация процесса по созданию нового состояния (уровня, качества) здоровья субъектов образовательного процесса.

Здоровьеобеспечение – содержит смыслы и как «обеспечить, сделать вполне возможным, действующим, несомненным», так и «оградить, охранить» [Там же, с.413], следовательно, означает обеспечение и создание условий и для сохранения, и для формирования здоровья субъектов образовательного процесса.

Здоровьесозидание (от «созидать сделать существующим, произвести, основать») [Там же, с. 730] – содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому это слово близко по смыслу здоровьетворчеству, «творчески создавать, творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство» [Там же, с. 775], в котором явно сознается субъектное начало.

В качестве характеристики личности педагога, которая представляет собой систему ценностных ориента­ций на здоровьесбережение и здоровьеформирование, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов лич­ности педагога, побуждающих учителя к утверждению здоровьесозидания в профессиональной деятельности нами рассматривается здоровьесозидающая педагогическая направленность.

При употреблении словосочетания «здоровьесозидающая педагогическая (профессиональная) деятельность» мы руководствовались смыслом созидания (сотворение) здоровья как качественно новой характеристики, поэтому в нашем понимании это словосочетание содержит и здоровьесберегающую (поскольку невозможно созидать на разрушенном), и здоровьесозидающую (с позиций организации процесса создания нового качества состояния здоровья) педагогическую деятельность.

Здоровьесозидающая деятельность педагога включает: а) использование педагогом здоровьесберегающих принципов, способов и средств, позволяющих сохранять и развивать здоровье школьников; б) творческое дополнение содержания учебного предмета валеологическими смыслами, знаниями, умениями, навыками с целью формирования мировоззренческих основ культуры здоровья учащихся; в) совершенствование педагогом индивидуального здоровья как условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда.

Здоровьесозидающая педагогическая деятельность является содержательной характеристикой культуры здоровья педагога, которая, учитывая социально-психологическое предназначение его профессиональной деятельности в нашем понимании, включает не только личную (культура здоровья личности), но и профессиональную (часть педагогической культуры) составляющие. Мы рассматриваем культуру здоровья педагога в качестве непрерывно трансформирующейся системы ценностно-смысловых установок, знаний, мотивационно-волевого опыта педагога и его практической деятельности, которая направлена на: 1) познание, развитие и совершенствование индивидуального здоровья в качестве условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда и в целом в жизнедеятельности; 2) использование педагогом принципов, способов и средств, позволяющих сохранять, развивать здоровье учащихся, формировать у них здоровьеориентированное поведение.

Поскольку одним из ведущих в нашем исследовании является словосочетание «здоровьесозидающая деятельность» рассмотрим собственно понятие «деятельность».

Деятельность понимается как активность со своим особым содержанием и направленностью на конечные результаты, удовлетворяющие потребности человека. Достижение этих конечных результатов осуществляется поэтапно, шаг за шагом, через достижение каких-то промежуточных целей. Эти отдельные шаги или этапы деятельности получили название действий. Совокупность отдельных действий, направленных на достижение промежуточных результатов, осознаваемых человеком как цели, составляет деятельность в целом (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. В. Давыдов и др.).

В более поздних работах А. Н. Леонтьева деятельность стала выделяться через отношение активности человека к его мотивам. Это в отличие от технологического, – смысловой анализ деятельности. По А. Н. Леонтьеву, «Строение смысла кристаллизует в себе строение деятельности…. Раскры­тие строения смысла и раскрытие строения деятель­ности есть одна и та же единая задача» [А. Н. Леонтьев, 1994; 168].

Читайте также:  Увольнение по состоянию здоровья сотрудников уис

За теорией деятельности А. Н. Леонтьева видится образ человека, осваивающего, усваивающего, при­сваивающего мир культуры. Б. С. Братусь в качестве иллюстрации данного положения предлагает горизон­тальную плоскость, заданную двумя осями: одна – это знаки, значения, предметы окружающего мира (это ось культуры); другая – целенаправленная деятельность по присвоению субъектом этих значений (ось бытия) [Б. С. Братусь 1999; 284]. По мнению А.Ф.Закировой (2006), сведение теории А. Н. Леонтьева только к подобной схеме – это упрощение, поскольку в последние годы в его взглядах обозначилась третья – вертикальная – ось. В книге «Деятельность. Сознание. Личность» он писал: «В движении индиви­дуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственного со­держаний и значений. открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно представить себе в горизонтальной плоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом; некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчинённых или даже вовсе утрачивают свою смыслообразуюшую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности» [А. Н. Леонтьев, 1994; с. 212].

Источник

Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты)

Цель: выявление, обогащение и реализация внутреннего потенциала педагогов
Методологические подходы
Аксиологический Деятельностный Акмеологический
Задачи: становление педагога как
личности обладающей системой ценностно-смыслового, когнитивно­го, эмоционально-волевого, творчески-деятельностного отношения к ЗСД субъекта ЗСД, имеющего развитые личностно-профессиональные качества – аксиологичность, ответственность, творческость
Процедура развития культуры здоровья
Принципы
Аксиологический, гуманистический, культурологический, герменевтический, холистичности, социальной значимости, креативности Приоритет самообразования, совместная деятельность, опора на жизненный опыт, актуализация результатов обучения, рефлективность
Факторы
социокультурные правовые профессиональные личностные
Содержательные педагогические условия
Осознание педагогом собственного здоровья как профессионального ресурса, принятие здоровья воспитанников в качестве общепедагогической ценности Знание педагогом здоровьесберегающих технологий, путей формирования здоровьеориентированного поведения школьников Личная ответственность, осознанная направленность деятельности педагога в вопросах здоровьесозидания и удовлетворенность её результатами Организация и реализация здоровьесозидающей деятельности в личной жизни и в образовательном процессе
Организационно-педагогические и психолого-педагогические условия
Модули программы «Профессиональное здоровье педагогов» Актуализация внутренних ресурсов педагогов Подходы, методы, средства Организационные формы
Организационный Осознание педагогами здоровьесозидающей миссии Эмоционально-ценностная рефлексия Специализированные педсоветы
Обучающие семинары
Диагностический Созидание позитивного об­раза собственного «Я» в профессиональ-ном самосознании, достижение псиоэмоционального благополучия Психологические методики Лекции
Открытые уроки
Семинары-диалоги
Семинары-тренинги
Рекреационно-оздоровительный Приобщение педагогов к опыту ЗСД Герменевтический метод Научно-практичес-кие конференции
Формирование ценностного отношения педагогов к ЗСД Мастер-классы
Информационно-познавательный Овладение педагогами технологиями здоровьесозидания: освоение здоровьесберегающих технологий, создание собственных проектов ЗСД Метод демонстрации Идивидуальные беседы
Консультации
Клиническое интервьюирование
Социально-психологический Методы проектирования, моделирования Медицинское обследование
Реабилитация
Результат
Положительная динамика психосоматического самочувствия педагога Валеокомпетентность Результативность здоровьесозидающей деятельности

Рис. 1. Модель развития культуры здоровья педагога

Руководствуясь исследованиями В.И.Андреева, Н.О. Вербицкой, М.Т. Громковой, С.И. Змеева, И.А. Колесниковой, М. Ноулз, мы определили принципы развития культуры здоровья педагогов, ориентированные: а) на целеполагание с учетом особенностей процесса здоровьесозидания – аксиологический, гуманистический, культурологический, герменевтический, субъектности, холистичности, социальной значимости, креативности; б) на эффективность обучения педагогов ЗСД – приоритет самообразования, совместной деятельности, опора на жизненный опыт, актуализация результатов обучения, рефлективность.

Цель первого этапа развития культуры здоровья – осознание педагогом себя в качестве человека культуры, профессиональная миссия которого – созидание здоровья воспитанников.

Для актуализации этого духовного ресурса нами были задействованы: механизм эмоционально-ценностной рефлексии (В.М. Пивоев, 1993), которая на грани сознательного и бессознательного создает установки ценностной обусловленности освоения мира; герменевтическая интерпретация (А.Ф. Закирова, 2001) при обращении к конструктивным символам, образам и стереотипам, присутствующим в профессиональном сознании педагогов, в работе с текстами, содержащими высказывания известных философов, писателей, педагогов, политиков о миссии учителя.

Читайте также:  Кальцинированная сода вред для здоровья

Позитивное психическое состояние педагогов – это эмоциональный фундамент, на котором формируется психологическая структура смысла жизни (Р.Х. Шакуров, 2002), в том числе и в здоровьесозидающей деятельности. Поэтому достижение психоэмоционального благополучия нами рассматривалось как результат активизации душевных ресурсов.

Помощь педагогам в процессе созидания позитивного об­раза собственного «Я» в профессиональном самосознании и соответствующего ему образа жизнедеятельности осуществлялась в процессе нормализации психоэмоционального состояния педагогов. Эмоционально-чувственная сфера – первооснова сознания вообще и педагогического сознания в частности – служит связующим звеном между подсознанием и сознанием. Умение управлять своим эмоциональным состоянием, поддерживать у себя оптимальный уровень эмоционального напряжения, оптимистический и доброжелательный настрой помогают педагогу сохранять свою нервную систему, избегать нервных срывов, эмоциональных перегрузок, управлять эмоциональным состоянием обучающихся (С.А. Днепров, 2000). Формирование у педагогов оптимистическо­го отношения к жизни, положительного эмо­ционального тонуса осуществлялось на семинарах-тренингах с использованием психотехник – методов позитивной, когнитивной психотерапии, креативной визуализации. Применялись приемы саморегуляции и рефлексии, выработки умений самоанализа и самооценки, психологической устойчивости.

Цель второго этапа – приобщение педагогов к филогенетическому опыту человечества и педагогического сообщества в вопросах здоровьесозидания. Используя герменевтический метод, мы создавали единое знаково-символическое поле здоровьесозидающей деятельности, осуществляли актуализацию витагенного опыта (А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая) ЗСД через рефлексивную оценку педагогами личного, семейного, родительского опыта и погружение в воспоминания о собственном детстве. При распредмечивании (Л.С. Выготский) педагогами накопленного предшествующими поколениями учителей опыта по воспитанию здорового поколения – лечебно-реабилитационного, медико-гигиенического, физкультурно-оздоровительного, эколого-сохраняющего, учебно-воспитательного – происходило присвоение символов, ценностей, норм и знаний здоровьесозидающей деятельности. Активизация данного профессионального ресурса осуществлялась посредством изучения деятельности по созиданию здоровья учащихся на специализированных педсоветах, конференциях, обучающих семинарах, в том числе на открытых уроках педагогов с субъектно-преобразующей позицией по отношению к ЗСД, дальнейшего коллективного её обсуждения.

Цель третьего этапа – формирование ценностно-смыслового отношения педагогов к здоровьесозидающей деятельности.

Осознание педагогом своей здоровьесозидающей миссии связано с нахождением смысла здоровьетворческой деятельности («смысл нельзя дать, его нужно найти» (В. Франкл, 1990). Личностный смысл, являясь мерой ценностно-смыслового отражения действительности (А.Г. Асмолов, 2002; Е.И. Исаев, 2004), опосредует влияние потребностей на поведение, регулирует поступки (Д.А. Леонтьев, 1997), выражает отношение субъекта к интерпретируемому знанию (А.Ф. Закирова, 2001). В связи с этим, вначале педагогам предлагается решать особые задачи «на смысл», результатом которых является осознание личностного смысла, «значения для меня значения» (А.Н. Леонтьев) здоровьесозидающей деятельности. Далее личностный смысл должен становиться содержанием смысловой установки педагогов, проявляющейся в виде готовности к совершению здоровьесозидающей деятельности. Происходит, по нашим наблюдениям, ценностно-смысловое самоопределение учителей. Смысловой опыт отношения педагогов к здоровьесозидающей деятельности, приобретаемый ими в ходе семинаров-диалогов, семинаров-тренингов, индивидуальных бесед и консультаций, фиксируется в педагогическим сознании, реализуясь в конкретных действиях.

Цель четвертого этапа – овладение педагогами технологиями здоровьесозидания. На данном этапе проводится усвоение защитно-профилактических, стимулирующих, компенсаторно-нейтрализующих, информационно-обучающих здоровьесберегающих технологий. В результате педагоги, руководствуясь охранительной, тренирующей и преобразующей тактикой, создают и внедряют в практику собственные исследовательские проекты по созиданию здоровья школьников, в которых они сочетают обучающие, воспитывающие и развивающие педагогические воздействия. Таким образом, мы добиваемся валеологической компетенции – способности и готовности педагогов к использованию полученных знаний и опыта по сбережению здоровья обучающихся, воспитанию у них здоровьеориентированного поведения.

4. В качестве обязательного условия ЗСД педагогов необходимо рассматривать создание здоровьесозидающей воспитательной системы (ЗСВС) в школе, посредством: 1) постановки воспитательных целей, направленных на созидание здоровья субъектов образовательного процесса; 2) «взращивания» валеологически компетентного педагогического коллектива; 3) развития психологически комфортных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса; 4) создания доминанты в управленческой деятельности, направленной на обеспечение жизнеспособности всей здоровьесозидающей системы.

Читайте также:  Уроки здоровья для подростков

ЗСВС включает следующие этапы: начальный (доэкспериментальный), концептуально-организационный, исследовательский, результативный. При содержательной характеристике этапов мы использовали теорию развития воспитательных систем В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой (2000). На начальном этапе в школе проводятся отдельные акции, направленные на сохранение здоровья школьников, внешнее воздействие со стороны администрации на педагогический коллектив с целью организации ЗСД оказывается малоэффективным. Цель концептуально-организационного этапа – организация модели «школы здоровья», что достигается созданием материальной базы для решения задач обеспечения здоровья воспитанников и «взращиванием» валеологически компетентного педагогического коллектива через переструктурирование смысловой деятельности педагогов в профессиональной деятельности, когда, наряду с достижением высокого качества образования, здоровье учащихся начинает рассматриваться как цель, объект и результат педагогической деятельности. Содержательно данный этап включает информационно-подготовительную, организационную фазы и фазу отработки содержания деятельности и структуры здоровьесозидающей системы. Цель исследовательского этапа: повышение результативности ЗСД через непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, валеокомпетентности учителей в вопросах созидания здоровья воспитанников. Осуществлению этой цели помогает решение следующих задач: 1) создается методическая база ЗСД, помогающая педагогам в освоении и внедрении здоровьесберегающих технологий; 2) обеспечиваются условия для самореализации учителей через раскрытие их творческого потенциала в процессе создания и реализации собственных проектов ЗСД; 3) обобщается и внедряется в практику опыт ЗСД творческих педагогов. На результативном этапе осуществляется анализ эффективности работы педагогического коллектива по решению задач обеспечения здоровья воспитанников. Обобщается опыт работы коллектива школы, готовятся к изданию методические рекомендации по организации, функционированию, развитию «школы здоровья». Результаты научно-исследовательской деятельности внедряются в практику коллег на школьном, районном, городском, региональных уровнях.

В четвертой главе «Опыт развития культуры здоровья педагогов в общеобразовательных учреждениях» отражены результаты изучения личностного потенциала педагогов, осуществляющих ЗСД, раскрыто содержание формирующего эксперимента.

Пилотажное исследование, в котором было задействовано 865 педагогов городских и сельских школ Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, выявило следующие негативные факторы: несформированность у педагогов представлений о ценности своего здоровья, личной ответственности за здоровье воспитанников и роли собственного примера организации здорового образа жизни в обеспечении здоровья обучающихся; слабую мотивацию деятельности по созиданию здоровья школьников.

В процессе осуществления педагогами экспериментальных школ ЗСД у большинства из них были выявлены определенные факторы, затрудняющие успешность решения педагогических задач по сохранению здоровья воспитанников – недостаточное владение педагогами следующими умениями: коммуникативными, диагностическими, психолого-методического планирования, организаторскими, гностическими и низкий уровень психосоматического здоровья самих педагогов. Именно этот дефицит личностных и профессиональных ресурсов предопределил основное направление нашего исследования – создание определенных психолого-педагогических условий активизации внутреннего потенциала педагогов.

В этой связи, нами была разработана и реализована во всех экспериментальных школах программа «Профессиональное здоровье учителя» (2002-2006 гг.), которая содержательно включала реализацию модели развития культуры здоровья педагогов (рис.1). Программа объединяла организационный, диагностический, рекреационно-оздоровительный, информационно-познавательный, социально-психологический модули.

В рамках организационного модуля осуществлялось планирование, организация и осуществление поддержки всей ЗСД педагогов через создание здоровьесозидающей воспитательной системы (с. 30 автореферата).

Диагностический модуль включал исследование представлений педагогов о смыслах жизни и профессиональной деятельности, ценности здоровья и ведении ими здорового образа жизни, а также мониторинг психосоматического здоровья педагогов и изучение использования ими внутренних ресурсов для осуществления ЗСД.

Рекреационно-оздоровительный модуль программы объединял психопрофилактические, психогигиенические и психотерапевтические мероприятия по снятию эмоционального напряжения педагогов, совершенствованию их коммуникативной компетентности посредством социально-психологических тренингов и других форм групповой и индивидуальной работы – клинического интервьюирования, бесед с применением приемов позитивной, когнитивной психотерапии, креативной визуализации. В связи с высокой распространенностью психосоматических заболеваний среди членов педагогического коллектива, проводилось углубленное медицинское обследование, осуществлялись реабилитационные мероприятия с привлечением фармакотерапии, гомеопатии, комплекса ЛФК, приемов дыхательной гимнастики, рефлексотерапии, массажа.

Источник

Adblock
detector