Культура потребления медицинских услуг
классный час (8 класс) на тему
Основная задача данного классного часа – показать учащимся многообразие лекарственных препаратов и предостеречь их от неумелого употребления лекарств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_potrebleniya_meditsinskih_uslug.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Культура потребления медицинских услуг».
Основная задача – показать учащимся многообразие лекарственных препаратов и предостеречь их от неумелого употребления лекарств.
Брейн-ринг (Класс делится на две команды, учитель задаёт вопросы, каждый вопрос оценивается в один бал. Игра идёт до пяти очков.). Вопросы следующие:
- Можно ли употреблять витамины в неограниченном количестве?
- Полезно или вредно для укрепления мышечной массы и ее быстрого роста, употреблять гормоны?
- Можно ли употреблять аспирин для профилактики простудных заболеваний?
- Зачем нужно смотреть сроки пригодности того или иного лекарственного препарата. Что произойдёт если употребить просроченные лекарства?
- В случаи простуды сразу ли моно применять антибиотики?
- Можно ли применять лекарства без рецепта врача?
В основной части классного часа учитель рассказывает о появлении новых лекарственных препаратов, которые спасли миллионы людей. Аспирин сегодня является самым популярным препаратом в мире. Очень много полезных качеств имеет аспирин. До открытия аспирина человечество использовало наркотики, как болеутоляющее средство. Немецкий химик Феликс Гофман нашёл болеутоляющее средство, но широко распространения оно не нашло, т.к. эксперты считали, что препарат опасен для жизни и тогда учёный испытал аспирин на себе(1897 г.).
Инсулин (1921 г.) – учёные Бантинг и Бест – открыватели. Без этого лекарства современное население не может существовать, т.к. очень много людей болеет сахарным диабетом.
Антибиотики( Пенициллин ). Учёный Флеминг обнаружил, что зелёная плесень Пенициллин выделяет вещества, которые выделяют особое вещество, убивающее микробов и угнетающее их рост и развитие. Флемингу не удалось выделить в чистом виде пенициллин. В 1940 г. – 1942 г. данная задача была решена другими учёными. Открытие Пенициллина – новый этап развития медицины. С другой стороны многие возбудители привыкли к Пенициллину, и отвечали аллергией.
В конце ХХ в. Пришла эпоха иммунотерапии . Учёные создали препараты другого типа – иммуномодуляторы, которые действуют на организм изнутри, активизируя иммунитет. Следует заметить, что многие лекарственные препараты могут иметь отрицательное побочное действие, о которых обычно вспоминает, когда получают лекарственное отравление.
Учитель отмечает мероприятия при отравлении лекарственными препаратами. И учащиеся под руководством учителя составляют инструкцию . Симптомы: боли в животе, тошнота, рвота, расстройство кишечника, общая слабость. Иногда повышается температура. Инструкция:
- Пострадавшего следует уложить на ровную поверхность и придать такое положение голове, чтобы язык не западал и рвотные массы не попали в дыхательные пути. Лучше, если пострадавший будет лежать на боку, ноги согнуты в коленях. Промыть желудок(С этой целью пострадавшему дают несколько стаканов воды с питьевой содой: половина чайной ложки соды на стакан воды. И вызывают рвоту. Рвотный рефлекс происходит при раздражении корня языка. Процедуру повторяют несколько раз до полного удаления пищи из желудка. Затем пострадавшему дают крепкий сладкий чай. Иногда после промывания принимают активированный уголь с водой в виде кашицы из расчёта 0.5г /кг массы тела).
- Расстегнуть воротник, стесняющую одежду, обеспечить свободный доступ свежего воздуха в лёгкие.
- Обеспечить пострадавшему покой и постоянно наблюдать за ним (особенно в случае сознательного превышения дозы при попытке суицида).
- Не кормить пострадавшего, не давать ему курить и пить спиртное.
- Оказать пострадавшему помощь в зависимости от путей попадания лекарства, вызвавшего отравление.
- Собрать найденные упаковки из-под лекарств, остатки самих лекарств для того, чтобы показать их врачу «скорой помощи».
На заключительном этапе классного часа учитель отмечает, что лекарственные препараты помогают организму справиться с недугом, а также они помогают координировать внутренние резервы организма; следует отметить правила рационального питания, занятия спортом, отсутствие вредных привычек. В совокупности все факторы способствуют укреплению защитных свойств организма и избеганию многих болезней.
Источник
СОЮЗФАРМА
Ассоциация аптечных учреждений
Необходимо начать формировать новую культуру потребления лекарств
Отучить россиян от привычки покупать дорогие лекарства, привить культуру лечения эффективными и опробованными способами собираются ученые Казанского федерального университета.
В этом году Казанский Федеральный Университет – единственный вуз в России – присоединился к международной студенческой организации UAEM, в которую входят университеты, объединённые для предоставления доступа к основным лекарственным средствам. О том, чем это может помочь пациентам, рассказала профессор, завкафедрой фармакологии Института фундаментальной медицины КФУ Лилия Зиганшина.
Лилия Евгеньевна, КФУ присоединился к международному движению. Чем оно интересно?
— UAEM была образована студентами Йельского университета (США), в лабораториях которого разработан препарат для лечения ВИЧ-инфекции. Впоследствии фармацевтическая компания, взявшаяся за его коммерциализацию, стала запрашивать настолько высокую цену, что лекарство в итоге стало недоступным. То есть оно как будто есть, и в то же время его нет. В первую очередь страдало население Африки, особенно в те годы, когда СПИД только появился. И тогда студенты Йельского университета поставили вопрос о доступности лекарства на высшем уровне. Так зародилась большая международная студенческая организация, в которую вошли университеты 15-и стран.
Наряду с этим в середине 70-х годов Всемирная организация здравоохранения разработала концепцию основных лекарств, был составлен перечень, в который вошло около 300 наименований медикаментов, соответствующих определённым критериям. Это лекарства с доказанной эффективностью, безопасностью, то есть не вызывают осложнений тяжелее, чем основное заболевание, что делают, например, многие противоопухолевые средства. При этом они удовлетворяют потребности общественного здоровья, то есть лечат те болезни, которые являются проблемой. И, конечно, должны быть доступными в финансовом и физическом смысле. Список регулярно обновляется. Например, в апреле 2015 г. принят уже 18-й перечень. В него впервые включено несколько новых противоопухолевых препаратов.
Что это движение даст нашим студентам?
— Концепция лекарственных средств — это очень большой пласт информации, который традиционно не преподаётся в курсах фармацевтических дисциплин. А это важный раздел, постоянно увеличивающийся, которым студенты, как будущие врачи или разработчики лекарственных средств, должны владеть. Обучившись, они понесут информацию в массы. Просветительская работа будет проводиться и в аптеках, и в медучреждениях. Как показывает опыт, не во всех странах людям доступны основные лекарственные средства. А наша работа может способствовать в конечном итоге снижению цен на препараты.
Значит ли это, что начнёт формироваться новая культура потребления лекарств?
— Думаю, да. Я часто вижу, как наши граждане покупают препараты: чем дороже, тем охотнее, надеясь на избавление от недуга с помощью одной таблетки. Причём часто без рецепта и консультации врача, уровень разгула самолечения очень тревожит. К сожалению, в обществе нет понимания того, что здоровье не купишь за те деньги, которые ты платишь за лекарство, нет осознания, что самое ценное средство — это то, которое самое давнее. Например, ацетилсалициловая кислота — первое химическим образом синтезированное лекарство. Но сейчас на рынке есть компании, которые продвигают разные новые лекарственные формы ацетилсалициловой кислоты, и получают прибыль, на самом деле обманывая нас.
Весь мир знает, что существует практика продвижения лекарств, что является барьером для рационального или правильного подбора препаратов. Наша кафедра участвовала в разработке вузовского руководства «Как распознать продвижение лекарства». Этот модуль мы включаем во все наши образовательные программы и активно распространяем информацию о нём и среди врачей. Обо всём этом в своей книге говорит профессор Питер Гётче, основатель Кокрейновского сотрудничества. В этом году мы также присоединились к этому сообществу, которое объединяет почти 30 тысяч авторитетных учёных и независимых экспертов по всему миру.
Таким образом, одна из наших целей — отучать людей от привычки покупать дорогие лекарства, от веры в то, что от любого недуга можно избавиться одной таблеткой, привить понимание того, что лечиться лучше основными средствами, потому что их эффективность и безопасность доказана. И, конечно, принимать медикаменты только по показаниям и после консультации с врачом.
Вы говорите о том, чтобы отучить людей бездумно покупать лекарства. Но есть ли выбор? Даже копеечные таблетки от кашля не всегда найдешь в аптеке. Доктора чаще всего назначают препараты с высокой ценой и т.д.
— Дешёвые отечественные препараты часто не доходят до потребителя. Мало того, некоторые лекарства в России – самые дорогие в мире. В 2011 г. мы исследовали уровень цен на основные медикаменты в наших аптеках. Взяли выборочно 12 препаратов и весь список кардиологических лекарственных средств. Стоимость некоторых из них, в том числе из перечня основных, были выше так называемых референтных международных цен в 50-100 раз! И цены на лекарства продолжают расти.
Прибыли на рынке медикаментов огромные. В Казани плотность аптек на квадратный метр самая высокая в России. Они сейчас больше похожи на лекарственные магазины. Нас тоже пытались привлечь в качестве консультантов в аптечные сети. Но это опять-таки делалось с целью продвинуть дорогие лекарства. Очевидна заинтересованность аптек, некоторых врачей, которых научили лечить дорогими средствами. Постоянное так называемое параллельное образование, которое они получают с помощью представителей фирм, производящих лекарства и медтехнику.
Идёт спекуляция такими понятиями, как «доклинические» и «клинические» исследования, которые подразумевают свою методологию. Во всём мире есть чёткие представления о том, что страны Восточной Европы и мы вместе с ними, а также Индия и Китай являются площадкой для проведения клинических испытаний лекарственных средств. К сожалению, фармкомпании, проводя такие исследования с нашими пациентами и врачами, пренебрегают качественной методологией, вводят в заблуждение врачей.
Здесь смешиваются все понятия: технического и научного прогресса, прибыли. Здравоохранение превращено в бизнес, а таковым оно быть не должно, если его цель – действительно продлить людям жизнь, сохранить здоровье нации. И корень проблемы в том, что нет должного государственного контроля. Государство может монополизировать рынок лекарств, у него должны быть грамотные, информированные и самое главное независимые от фармацевтического лобби консультанты. Следует вести ещё более жёсткую политику в отношении отпуска лекарств по рецептам. В Европе, например, невозможно купить что-либо в аптеке без направления от врача. Это система здорового образа жизни, доказательством чему служат высокие показатели здоровья еврепейцев, в частности, их долголетие.
Несколько лет назад в России была принята программа «Фарма-2020», цель которой – переход на инновационную модель развития фармпромышленности России. Она не работает?
— Очень хорошо, что эту программу приняли. Четыре года назад наш университет получил финансирование для проведения исследований в рамках этой программы. Однако очевидно, что за столь короткий срок, который в ней обозначен, достигнуть результатов в разработке совершенно новых лекарств невозможно. Какого-то прорыва следует ждать не менее чем через десять лет.
Источник
Культура потребления лекарственных препаратов для сохранения здоровья
По определению ВОЗ, рациональное использование лекарственных средств (ЛС) – это такое их применение, когда больные получают препараты в соответствии с клинической необходимостью, в дозах, отвечающих индивидуальным потребностям, на протяжении адекватного периода времени и с наименьшими затратами для себя и общества (1985).
Проблема нерационального использования лекарств
В мире более 50% ЛС назначают, отпускают или реализуют нецелесообразно, половина больных применяют их не должным образом, а треть населения мира не имеют доступа к необходимым медикаментам. К наиболее распространенным видам нерационального использования ЛС относятся (ВОЗ, 2002):
• одновременное назначение больному большого количества препаратов (полипрагмазия);
• неадекватное использование антибактериальных препаратов, часто при небактериальных инфекциях;
• чрезмерное применение инъекций в случаях, когда для лечения более подходят пероральные формы препаратов;
• несоблюдение положений клинических руководств при назначении препаратов;
• неправильное применение препаратов (самолечение), в том числе рецептурных.
Недостаточный доступ к лекарствам и применение их в неадекватных дозах оказывают значительное влияние на уровень заболеваемости и смертности, особенно при лечении детских инфекций и хронических заболеваний, в частности артериальной гипертензии, сахарного диабета, эпилепсии, психических нарушений. Неоправданное или чрезмерное использование препаратов вызывает необоснованные дополнительные затраты самих больных, наносит существенный ущерб их здоровью (неблагоприятные исходы терапии, развитие побочных реакций). Излишнее использование антибиотиков способствует повышению резистентности микроорганизмов, инъекции в нестерильных условиях – к инфицированию гепатитом, ВИЧ/ СПИДом и другими заболеваниями, передающимися с кровью. Наконец, нерациональное использование лекарств нередко повышает спрос среди больных на определенные медикаменты, приводит к исчерпанию материальных ресурсов и утрате пациентами доверия к системе здравоохранения.
Оценка проблемы нерационального использования лекарств
Для решения проблемы нерационального использования ЛС необходимо регулярно мониторировать их назначение, отпуск и применение больными, чтобы установить:
• тип нерационального использования (с целью разработки стратегии по изменению конкретной ситуации);
• количество случаев нерационального использования (для представления о масштабах проблемы и оценки используемых стратегий);
• причины нерационального использования (для выбора соответствующих эффективных стратегий по их устранению).
Довольно часто для нерационального использования лекарств существуют вполне определенные причины, такие как недостаток знаний и умений врача, независимой информации, неограниченная доступность препаратов, чрезмерная занятость персонала, неадекватная реклама препаратов, финансовая мотивация их продаж.
Чтобы изучить проблемы, возникающие при использовании конкретных препаратов при определенных заболеваниях, особенно в клиниках, проводят исследования потребления лекарств. Применяемые в социологии количественные методики (сфокусированные обсуждения, подробные интервью, структурные наблюдения, специальные анкеты) можно использовать для оценки причин нерационального применения лекарств. Полученные таким образом данные используют для выработки соответствующих мероприятий по улучшению эффективности применения лекарств.
ВОЗ совместно с партнерами проводит различные международные курсы по обучению специалистов оценке использования лекарств и осуществлению мероприятий, способствующих более рациональному применению ЛС.
Ключевые мероприятия, способствующие рациональному использованию ЛС
Современное определение рационального использования было утверждено на международной конференции в Кении в 1985 г. В 1989 г. создана Международная сеть по рациональному использованию лекарств (МСРИЛ) для проведения междисциплинарных исследовательских проектов, способствующих более эффективному использованию ЛС ( inrud@msh.org Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , http://www.msh.org/inrud). Впоследствии были разработаны показатели ВОЗ/МСРИЛ для изучения использования препаратов на этапе первичной медицинской помощи.
До настоящего времени остается много пробелов в наших знаниях о наиболее эффективной политике и стратегии в отношении улучшения использования лекарств. Ниже представлены основные направления и мероприятия, способствующие более рациональному применению ЛС.
Двенадцать ключевых положений о рациональном использовании лекарств
1. Наличие межведомственного государственного органа, координирующего принципы назначения лекарств.
2. Использование клинических руководств.
3. Применение перечня необходимых лекарств, составленного на основании лучших стандартов лечения.
4. Организация и эффективная работа лекарственных и терапевтических комитетов в регионах и больницах.
5. Обучение фармакотерапии проблемно-ориентированным методом студентов в вузах.
6. Постдипломное медицинское образование – основное требование для лицензирования/аттестации медицинских работников.
7. Проведение надзора, аудита и обеспечение обратной связи при контроле использования лекарств.
8. Независимая информация о лекарствах.
9. Обучение населения и предоставление достоверной информации о лекарствах.
10. Предотвращение реализации корыстных финансовых интересов.
11. Четкое регулирование использования лекарств.
12. Достаточное государственное финансирование, обеспечивающее доступность лекарств, подготовку и эффективную работу медицинского персонала.
1. Обязательный междисциплинарный государственный орган, координирующий принципы назначения лекарств
Использование лекарств определяется множеством факторов, зависящих от системы здравоохранения, подготовки медицинских работников и т.д. В связи с этим требуется междисциплинарный подход для разработки, внедрения и контроля мероприятий, способствующих более рациональному использованию препаратов.
Государственный регуляторный орган (ГРО) – это агентство, разрабатывающее и внедряющее большинство законодательных и административных нормативов по лекарственным препаратам. Обеспечение рационального использования ЛС требует многих усилий и координации действий всех субъектов в сфере обращения лекарств. Для координации политики и стратегии использования лекарств на государственном уровне, в общественном и частном секторах необходима специальная государственная организация. Форма этой организации может быть в разных странах различной, но в нее должны входить представители государства (министерства здравоохранения), медицинские специалисты, работники ГРО и фармацевтической промышленности, неправительственных организаций, работающие в области здравоохранения, потребители. Комплексный подход к решению проблемы обеспечивает больший успех, чем единичные мероприятия.
2. Клинические руководства
Клинические руководства (стандарты лечения, рекомендации по назначению лекарств) состоят из системно разработанных положений, помогающих специалистам принимать правильные решения при лечении конкретных заболеваний. Клинические руководства, основанные на данных доказательной медицины, крайне важны для рационального использования лекарств. Во-первых, они содержат стандарты диагностики и терапии, с которыми можно сравнивать реальные результаты лечения; во-вторых, являются проверенным способом внедрения рационального использования лекарств при условии, если они разработаны с участием практических врачей, легко читаемы, официально утверждены, широко распространены и выверены путем аудиторских проверок, при обратной связи с пользователями.
Руководства должны быть разработаны для каждого уровня здравоохранения (от парамедиков на первичном уровне до специалистов ведущих центров) с учетом превалирующих условий и навыков персонала. Использование данных доказательной медицины и регулярное обновление информации повышают уровень доверия врачей к рекомендациям по лечению.
3. Перечень необходимых лекарств на основе препаратов выбора
Препараты, удовлетворяющие ключевым медицинским потребностям населения, являются необходимыми.
Перечень необходимых лекарств (ПНЛ) облегчает управление обращением медикаментов во всех отношениях: осуществлять закупки, хранение и распределение лекарств при меньшем количестве наименований. Назначение лекарств становится рациональнее, если врачу приходится хранить в памяти информацию о меньшем числе препаратов. Государственные ПНЛ должны быть основаны на рекомендациях государственных клинических руководств, выбор препаратов – проводиться централизованным комитетом, члены которого используют четкие, предварительно согласованные критерии, основанные на данных об эффективности, безопасности, качестве, цене препарата, которая может варьировать по регионам, и соотношении цена/эффективность. ПНЛ необходимо регулярно обновлять, их внедрение официально утверждается. Обеспечение и распределение лекарств в общественном секторе должно быть сведено лишь к входящим в ПНЛ. Необходимо следить за тем, чтобы к определенным лекарствам имели доступ только те работники, которым разрешено с ними работать. Деятельность государства в фармацевтическом секторе (контроль качества, возмещение страховок, обучение персонала) должна фокусироваться на ПНЛ. Образец перечня необходимых ЛС, разработанный ВОЗ, помогает при составлении собственных ПНЛ в различных странах.
4. Лекарственные и терапевтические комитеты в регионах и больницах
Лекарственные и терапевтические комитеты (ЛТК), известные как фармакотерапевтические, призваны обеспечивать безопасное и эффективное использование лекарств в области или в учреждении. В промышленно развитых странах такие комитеты успешно работают и способствуют внедрению программы более рационального и эффективного использования лекарств в больницах.
Задачи лекарственного и терапевтического комитетов
• Разработка, внедрение и соответствие клинических руководств потребностям учреждения или региона.
• Выбор затратно-эффективных и безопасных лекарств (лекарственный формуляр клиники/региона).
• Внедрение и оценка мероприятий по улучшению использования лекарств (включая оценку их применения и совместную работу с комитетами по контролю над антибиотиками и инфекциями).
• Постоянное повышение квалификации сотрудников (использование обучающих методик).
• Контроль рекламной информации, поступающей к медицинскому персоналу от представителей фармацевтической промышленности.
• Мониторинг и меры по предотвращению нежелательных лекарственных реакций и ошибок при назначении препаратов.
• Консультации по другим вопросам, касающимся медикаментов, в частности качества лекарств и расходов на их приобретение.
Государственные органы содействуют развитию ЛТК в клиниках, учитывая их деятельность при лицензировании и аккредитации лечебного учреждения. Членами ЛТК могут быть представители основных медицинских специальностей и администрации, они должны независимо официально заявлять о каких-либо конфликтах или интересах в отношении лекарственных препаратов. Председатель ЛТК – обычно главный врач, секретарь – старший фармацевт.
Факторы, обеспечивающие успех работы ЛТК, включают: ясность цели, твердый мандат, поддержку руководством клиники, прозрачность деятельности, широкое представительство, профессиональную компетентность, междисциплинарный подход, достаточное финансирование.
5. Проблемно-ориентированное обучение фармакотерапии в рамках институтских программ
Качество базисного образования по фармакотерапии в программе обучения будущих врачей и парамедиков может существенно влиять на назначение лекарственных препаратов. Рациональное обучение фармакотерапии, работа с клиническими руководствами и списком необходимых ЛС помогает выработать будущим врачам хорошие навыки в отношении назначения лекарств. Эффективность обучения выше, если оно проводится на конкретных клинических примерах (проблемно-ориентированный метод), учитывает знания и навыки студентов, направлено на формирование у них самостоятельного критического подхода к назначению медикаментов. В Руководстве ВОЗ по качественному назначению лекарств описан метод обучения фармакотерапии, основанный на решении конкретных клинических проблем, который успешно используется в ряде медицинских школ разных стран.
6. Последипломное медицинское образование – обязательное требование для лицензирования и аттестации медицинских работников
Во многих развитых странах последипломное медицинское образование (ПМО) – обязательное требование для подтверждения лицензии на занятие медицинской практикой и аттестации медицинских работников. Однако во многих развивающихся странах возможности ПМО ограничены, слаба мотивация для его получения, поскольку оно не требуется для продолжения лицензии. ПМО может быть более эффективным, если будет основываться на проблемном методе обучения, будет более целенаправленным, персональным и проводиться с участием представителей профессиональных обществ, университетов и министерств здравоохранения. Использование печатных материалов, не сопровождающееся непосредственным общением преподавателя со слушателями, оказалось неэффективным для того, чтобы изменить характер назначения лекарств. ПМО должны получать не только врачи и средний медицинский персонал, но и специалисты, работающие в информационном секторе и в области реализации лекарств. Часто ПМО зависит от поддержки фармацевтических компаний, поскольку общественных фондов для этого недостаточно, однако следует учитывать, что ПМО, проводимое фармацевтическими фирмами, нередко оказывается предвзятым. В связи с этим следует поддерживать государственные кафедры университетов и профессиональные общества в проведении независимого ПМО.
7. Надзор, аудит и обратная связь
Для обеспечения высокого качества лечения необходим надзор за применением ЛС. Он предполагает персональное общение проверяющих с медицинскими работниками, поддержку и повышение образования последних в области фармакотерапии. Такой подход будет гораздо эффективнее и лучше принят исполнителями, чем инспекция и наказание. Эффективные формы надзора включают аудит назначения лекарств, обеспечение, обратной связи, сравнение и обсуждение результатов лечения с коллегами. Аудит назначения лекарств и обратная связь представляют собой анализ правильности сделанных назначений с последующим заключением комиссии, в котором указывается, какие действия врача отличаются от действий, принятых в руководствах, другие нарушения. В больницах такой аудит и обратная связь известны как оценка использования лекарств. Коллективный подход заключается в том, что врачи сами выявляют проблемы, возникающие при назначении лекарств в учреждении, и разрабатывают меры по их решению. При таком подходе необходим координатор, ответственный за организацию работы.
8. Независимая информация о лекарствах
Нередко единственная информация, которую получают о лекарствах врачи, исходит от фармацевтических предприятий и может быть предвзятой, поэтому так важна независимая (непредвзятая) информация. Центры информации о лекарствах (ЦИЛ) и лекарственные бюллетени – это два пути распространения информации. Они могут быть организованы государством или университетской клиникой под контролем квалифицированного специалиста. ЦИЛ или бюллетени должны быть независимы от посторонних влияний, включая финансовые и прочие конфликты интересов, использовать только информацию, основанную на доказательной медицине. Образец формуляра ВОЗ представляет собой независимую информацию по всем препаратам, включенным в перечень необходимых лекарств ВОЗ.
9. Информированность пациентов о лекарственных средствах
Отсутствие достаточных знаний о пользе и риске использования лекарств, о том, когда и как их правильно применять, может привести к тому, что больной не только не получит ожидаемого лечебного действия, но и пострадает от нежелательных побочных эффектов. Это относится как к назначаемым врачом лекарствам, так и к безрецептурным препаратам. Государство должно отвечать за качество лекарств и информации о них, предоставляемой потребителю, и строго следить за выполнением следующих требований.
• Продажа безрецептурных препаратов должна производиться только при адекватной маркировке, с четкими и понятными для непрофессионалов инструкциями. В инструкции должно быть указано: название лекарства, показания, противопоказания, дозы, взаимодействия и предостережения относительно неосторожного использования или хранения.
• Регулировать и осуществлять контроль рекламы, которая поступает на телевидение, радио, в газеты, интернет и может дезинформировать как потребляющих, так и выписывающих лекарства.
• Проведение образовательных кампаний для населения с учетом общественного мнения и социальных факторов. Обучение рациональному применению лекарств можно включить в качестве компонента оздоровительных мероприятий для детей в школах и взрослых на общеобразовательных курсах.
10. Влияние вредных финансовых факторов на использование лекарств
На рациональное или нерациональное использование ЛС могут существенно влиять финансовые мотивы, наиболее распространенными из которых являются следующие.
• Врачи, зарабатывающие деньги от продажи лекарств (распространяющие медикаменты), выписывают большое количество и наиболее дорогие препараты, поэтому систему здравоохранения следует организовать таким образом, чтобы врачи, выписывающие лекарства, не имели возможности реализовывать их.
• Единые тарифы на все лекарства в любом количестве в пределах одного рецепта приводят к чрезмерному назначению медикаментов, поэтому тарифы должны быть на препараты, а не по рецептам.
• Тариф за отпуск препарата, как процент от стоимости лекарства, способствует продаже более дорогих лекарств; поэтому предпочтительнее использовать так называемый плоский тариф, не зависящий от цены лекарства. Хотя при разумной политике это может привести к повышению цен на более дешевые лекарства и снижению на более дорогие.
• Больные предпочитают бесплатные лекарства или препараты, стоимость которых им возмещают. Если государство предоставляет бесплатно или возмещают страховые компании только препараты, входящие в перечень необходимых лекарств, то больные будут вынуждать врачей выписывать им только эти ЛС. Система, при которой стоимость лекарств возмещается лишь в случае соответствия назначения клиническим руководствам, оказывает более сильное влияние на рациональное назначение медикаментов.
11. Адекватное регулирование обращения лекарственных средств
Для обеспечения рационального использования лекарств большое значение имеет регулирование деятельности всех субъектов обращения ЛС.
Регуляторные меры, способствующие рациональному использованию лекарств
• Регистрация лекарств с целью разрешения применения в медицинской практике только безопасных и эффективных препаратов высокого качества, запрещение использования неэффективных и небезопасных ЛС.
• Определенные ограничения применения некоторых лекарств, включая отпуск ряда ЛС только по рецептам.
• Образовательные стандарты и нормы поведения медицинского персонала. Важную роль в этих процессах призваны играть профессиональные общества и университеты.
• Аттестация специалистов здравоохранения (врачей, медсестер, парамедиков) с целью повышения их квалификации по диагностике заболеваний, а также по рациональному применению лекарств.
• Лицензирование розничных и оптовых пунктов продажи медикаментов с целью поддержания стандартов хранения и отпуска лекарств.
• Соблюдение этических принципов и непредвзятости при регулировании и контроле распространения информации о лекарствах. Реклама должна быть достоверной, точной, правдивой, информативной, современной, основанной на данных доказательной медицины.
12. Государственное финансирование: доступность лекарств и подготовка медицинского персонала
Недостаток необходимых лекарств приводит к использованию менее эффективных и безопасных препаратов. Без компетентного персонала и достаточного финансирования невозможно выполнить ни один их ключевых компонентов государственной программы содействия рациональному использованию ЛС. Вызванные нерациональным применением лекарств неблагоприятные клинические исходы и дополнительные экономические затраты – достаточные причины для крупных государственных инвестиций в программы содействия рациональному использованию лекарств.
Государство отвечает за необходимое финансирование, у общественного здравоохранения должно быть достаточно квалифицированных специалистов, а необходимые лекарства – доступны всему населению. Специальные программы необходимы для особо нуждающихся и бедных, для реализации этих программ требуются ограниченные государственные закупки и необходимые лекарства, доступ к ним населения, а также предоставление достаточного финансирования для качественного образования и зарплаты персоналу. Контроль за применением лекарств и использование информации для разработки, внедрения и оценки мероприятий для устранения неправильного применения медикаментов имеют первостепенное значение в каждой государственной программе, способствующей рациональному использованию ЛС. Для успешного выполнения таких программ, координации деятельности особенно важны создание межведомственной государственной структуры и достаточное государственное финансирование.
Источник