Меню

Культура питания залог здоровья

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Правильное питание как основа здорового образа жизни

Стабильная работа всего организма, полноценное усваивание всех полезных веществ и элементов, а также быстрое и правильное протекание процессов обмена в системе пищеварения – залог и гарантия крепкого здоровья и высокого иммунитета. И именно правильное питание обеспечивает оптимальную жизнедеятельность организма.

В современном мире правильному питанию уделяется намного меньше внимания: еда быстрого приготовления, синтетические продукты и прочая вредная еда заполонили сознание современного человека. Мы настолько привыкли к искусственным добавкам и ненатуральным продуктам, что употребление здоровой пищи в наши дни стало считаться подвигом, а люди, которые придерживаются сбалансированного рациона – стали героями.

Однако несмотря на то, что мы перестали заботиться о своем образе жизни, степень влияния правильного питания на наш организм ничуть не уменьшилась. Таким образом, проблема здоровой диеты будет актуальна в любое время.

Определение правильного питания

Правильное питание – это рацион, способствующий нормальному функционированию, развитию и обновлению клеток организма. Данное понятие не устанавливает жестких ограничений при формировании меню на каждый день, а лишь указывает на принципы, помогающие питаться полноценно, разнообразно и с пользой для здоровья [2].

Всем известно, что пища является главным условием для жизнедеятельности живого организма. В связи с этим, качество потребляемых человеком продуктов питания напрямую влияет на все процессы обмена веществ.

Большинство заболеваний, которые на данный момент диагностируются у современного населения нашей планеты, непосредственно связаны с неправильным питанием, например, такие болезни как: гастрит, язва желудка, гипертония, сахарный диабет, атеросклероз и, конечно же, рак.

Также стоит отметить, что правильное питание является главным составляющим здорового образа жизни, другими словами, на питании держатся все основные принципы ЗОЖ.

Принципы здорового рациона

Прежде всего, здоровый образ жизни нужно начать с твердого решения питаться правильно[4].

Существует несколько простых правил, на которые опирается практически вся современная диетология и которые помогут быстро освоить принципы здорового питания.

Правило 1: навсегда забудьте про фастфуд и постарайтесь не злоупотреблять сладким.

Правило 2: ешьте как можно больше сезонных продуктов — в них содержится максимум полезных веществ. Зимние овощи и фрукты, выращенные в теплицах или привезенные издалека, из-за обработки химикатами и длительного хранения не только теряют всю пользу, но и становятся аккумуляторами нитратов и других вредных химических соединений.

Правило 3: максимально ограничьте употребление рафинированных продуктов: сахара, растительного масла, белой пшеничной муки, очищенного белого риса. В них нет клетчатки, которая очень важна для работы пищеварительного тракта, а также для питания полезных бактерий, живущих в кишечнике. Именно поэтому гораздо лучше вместо белого хлеба есть цельнозерновой, а рафинированный сахар заменить на коричневый или даже на мед.

Правило 4: пейте воду. Чай, кофе и соки воду не заменяют. В сутки организму необходимо получать не меньше 30–35 мл жидкости на 1 кг веса. Сладкие газировки — полностью под запретом, в них содержится слишком много сахара.

Правило 5: не забывайте о белковой пище. Она способна надолго дать чувство сытости и к тому же богата аминокислотами. Белки необходимы организму для строительства мышечной ткани, замены устаревших клеток. К богатым белками продуктам относятся различные виды мяса, рыба, кальмары, креветки, орехи, грибы, некоторые бобовые, яйца, творог.

Влияние правильного питания на организм человека

С пищей организм получает необходимые для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы, а также биологические активные вещества- витамины и минеральные соли. Для переработки пищи большую роль в нашем организме играет пищеварительная система, в которой продукты питания расщепляются до беков, жиров и углеводов, а те в свою очередь на более простые вещества.

Важна правильная кулинарная обработка. Пища должна быть вкусно приготовленной, красиво оформленной, тогда она в достаточной мере возбуждает аппетит, способствует максимальной выработке пищевых соков. Так выделение слюны способствует формированию пищевого комка, а ферменты, содержащиеся в ней, – расщеплению углеводов.

Правильное питание обеспечивает развитие и рост, максимальную работоспособность, хорошее самочувствие, долголетие и здоровье.

Однобокое, несбалансированное питание часто является причиной расстройств здоровья. По имеющимся данным, 40% всех заболеваний в той или иной степени вызваны неправильным питанием. Нерегулярность в еде является наиболее часто встречающимся недостатком в питании детей школьного возраста.

Масса людей остается в неведении, что ослабление здоровья зависит от обычных ошибок в питании.

Состояние кожи волос, деятельность наших органов и систем во многом зависят от правильного питания, от приёма такой пищи, которая содержала бы в себе все необходимые вещества и в определённых количествах.

Жизнь человека, его развитие и рост, умственная и физическая деятельность связаны с постоянным обменом веществ, во время которого затрачивается огромное количество энергии. Эту энергию и строительный материал для клеток и тканей мы получаем с пищей. Именно поэтому пища — основной источник жизни любого организма.

Весной, когда начинает ощущаться недостаток витаминов в организме, необходимо принимать их дополнительно. Это может быть экстракт или настой шиповника, пивные дрожжи поливитамины.

Читайте также:  Рисунки по охране здоровья граждан

В заключение хочется отметить, что человеческий организм получает почти все необходимые вещества именно через пищу и воду. Состав продуктов питания и их свойства непосредственно влияют на здоровье, физическое развитие, трудоспособность, эмоциональное состояние и в целом на качество и продолжительность жизни. Трудно найти другой фактор, который бы оказывал такое серьезное воздействие на организм человека. Поэтому можно сделать вывод, что правильное питание – залог здорового образа жизни.

1. Смолянский, Б. Л. Лечебное питание / Б. Л. Смолянский, В. Г. Лифляндский. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Эксмо, 2010. – 688 с.

2. Барановский, Ю.А. Диетология / Ю.А. Барановский. – 5-е изд. – Л. : Питер, 2017. – 1104 с.

3. Рахматов, А.А. Научные основы здорового образа жизни // Образование и воспитание. – 2016. – №2. – С. 5-7.

4. Перлмуттер, Д. Еда и мозг / Д. Перлмуттер. – 5-е изд. – М. : Издательство МИФ, 2018. – 336 с.

Источник

Конспек урока культуры здоровья «Правильное питание — залог здоровья»
план-конспект занятия по зож (3 класс) на тему

Это занятие подходит тем, кто на внеурочной деятельности работает по учебно-методическому комплекту «Разговор о правильном питании» (авторы М.Безруких, А.Макеева, Т.Филиппова)

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_pravilnoe_pitanie-zalog_zdorovya.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок культуры здоровья «Правильное питание – залог здоровья»

ЦЕЛЬ: Формирование здорового образа жизни.

1. Научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья.
2. Познакомить с группами веществ: белки, жиры, углеводы, витамины и их значением для здоровья.
4. Расширять кругозор учащихся, познавательный интерес учащихся, интеллектуальные способности, желание готовить вкусную и полезную пищу.

5. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

— создать условия для усвоения темы.

-содействовать формированию у учащихся умений; определять, высказывать самые простые правила общения, поведения среди людей.

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на занятии;

-учиться высказывать свое предположение.

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-извлекать информацию из разных источников (текст, презентация).

-слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре, группе;

— выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Оборудование: Незнайка, письмо, оборудование для практической работы (5 стаканов, 5 разносов, 5 салфеток, 5 конфет ментос, 5 кока-колл), меню для Незнайки, машина с пультом управления, картинки продуктов, картинки витаминов, карточки с темой, целями занятия, карточки: белки, жиры, углеводы, витамины, продукты для витаминного салата, одноразовые тарелки, ложки, рисунки для рефлексии: маленькие Незнайки, Цветочный город, карточки с ребусами, презентация, памятки.

I. Орг.момент (Слайд 1)

— Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Такими словами мы приветствуем друг друга при встрече. А что они обозначают? (Ответы детей)

— Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, здоровья, добра и радости.

Здравствуйте – это, значит, будьте здоровы. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.

II. Сообщение темы и целей занятия

— Мы уже познакомились с правилами гигиены, узнали, как окружающая среда влияет на состояние нашего здоровья, говорили о систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, о соблюдении правил техники безопасности.

— Сегодня у нас снова урок культуры здоровья.

-Ребята, давайте посмотрим на следующую ситуацию. Есть машина, есть пульт управления, но она не едет. Предположите, в чем причина? (Нет аккумуляторов, батареек)

-А для чего они нужны машине? (для питания, энергии)

(Вставляю аккумулятор, показываю, машина поехала.)

-Скажите, а что изменилось сейчас? (машина получила питание и пришла в движение)

— Вот так машина и у ваших родителей, если ее не заправить бензином, то она никуда не поедет, так же устроен и организм человека.

— (Слайд 2) Прочитайте высказывание древнегреческого философа Сократа: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». (Читают высказывание на доске)

-Как вы понимаете это высказывание Сократа? (То, что мы съедаем, дает нашему организму силу, энергию, питание)

— Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего организма. Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. Многие болезни всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.

— Кто догадался, чему будет сегодня посвящено наше занятие? (Ответы детей)

— Да, ребята, сегодня мы поговорим о правильном питании.
— И тема нашего занятия «Правильное питание – залог здоровья». (Переворачиваю тему урока на доске)

— В ажнейшим фактором сохранения здоровья является правильно организованное питание . А вся ли пища одинакова полезна? Какие вещества содержат продукты? Об этом мы и поговорим сегодня. (Переворачиваю цели (вопросы) на доске)

III. Изучение нового материала

(В это время Незнайка убирается с доски)

— Ребята, тему мы определили, цели поставили, а куда же пропал наш гость Незнайка? (в это время стук в дверь, почтальон отдает письмо)

— Ребята посмотрите, это же письмо от нашего Незнайки. Давайте его прочитаем. Но вы не просто будете его слушать, а после прочтения вы должны ответить на вопросы по содержанию. Будьте внимательными. (Собакина К. читает письмо)

Письмо от Незнайки (Слайд 3)

Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звездочки, тело вялое, живот болит. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед. Меню : торт с лимонадом, чипсы, варенье, Пепси- кола и чупа- чупс . Это моя любимая еда, наверное я скоро поправлюсь и буду здоров! Ваш Незнайка.

1) Как вы думаете, почему Незнайка попал в больницу? (предположения детей)

2) А что неправильного в его питания, меню? (ответы детей)

— Давайте сейчас понаблюдаем, почему болеет Незнайка. Для этого проведем с вами небольшой научный эксперимент. Работать будете в группах. (Рассаживаются по группам)

2. Практическая работа (работают в группах)

— Налейте Колу в стакан и опустите в него «Ментос». (Слайд 4)

— Что произошло? (Происходит всплеск газа)

— Вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно — ребенок может задохнуться или поперхнуться.

— В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт.

(Садятся на свои места.)

— Ребята, давайте поможем Незнайке. Cоставим ему такое меню, от которого он сразу выздоровеет.

3. Работа в парах (составляем меню) (Слайд 5)

-Из предложенного вам перечня продуктов, удалите на ваш взгляд те продукты, которые вредят здоровью Незнайки. Выполните это задание в парах. (Выполняют задание)

-Давайте проверим, что же у вас получилось. Один человек из вашей пары прочитает те продукты, которые убрали, а второй те, которые оставили для Незнайки! (На слайде исчезают те продукты, которые ребята убрали)

-Вот и вернулся Незнайка, и он будет вместе с нами разбираться в нашей теме занятия. (Вешаю Незнайку на доску)

4. Беседа: (Слайд 6)

У. Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма. Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.
У. Сколько раз в день должен есть человек? (Слайд 7)
Д. 4-5 раз в день (завтрак, обед, полдник, ужин).

У. Да, вы должны питаться по режиму, желательно в одно и тоже время. (Слайд 8)

(Если будет время: Работа в парах. – Разгадайте ребусы, и вас получится меню обеда. — Запишите ниже названия блюд. Проверка. Называют полученные блюда. Сверяют с образцом на слайде.)
— Чтобы быть здоровым, нужно употреблять разнообразную пищу.

— На какие две группы можно разделить эти продукты? (Слайд 9)

(Животного и растительного происхождения.)
– Что относится к животной пище?
Д. Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д. (Слайд 10)
У. Почему эту пищу называют животной?
Д. Потому что её дают животные.

У. Что относится к растительной пище?

Д. Это – хлеб, овощи, фрукты, грибы, сахар и т.д.

У. Какую пищу называют растительной?
Д. Пища, которая получена из растений.
У. Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества: белки, жиры, углеводы (сахар, крахмал) и витамины. (Слайд 11)

5. Выступление ребят с сообщениями:

— К нашему занятию группа научных сотрудников , подготовила для вас полезную информацию. Послушайте, внимательно.
а) Федотова М. (Слайд 12)

(Креплю табличку со словом «белки» на доску)

Белки – вещества, которые нужны для роста и развития организма. Ими богаты:

ТВОРОГ, ЯЙЦА, МЯСО, РЫБА, ГОРОХ, ФАСОЛЬ

Человек растет до 24–25 лет, пока не заканчивается окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо около 100 гр. белков в сутки. После 25 лет – 50–60 гр.
б) Устиненко Ф. (Слайд 13)

(Креплю табличку со словом «жиры» на доску)

Жиры – обеспечивают организм энергией. Они предохраняют организм от переохлаждения. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц, а это вредно для организма. Жиры содержатся в:

СЛИВОЧНОМ И РАСТИТЕЛЬНОМ МАСЛЕ, МАРГАРИНЕ, СМЕТАНЕ

в) Горкавчук О. (Слайд 14)

(Креплю табличку со словом «углеводы» на доску)

Углеводы – главный поставщик энергии. Они обеспечивают работу сердца, мышц и, конечно, мозга. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Углеводы содержатся в:

ХЛЕБЕ, КРУПАХ, КАРТОФЕЛЕ, МАКАРОНАХ, ФРУКТАХ

6. Проверка. Работа с картинками в парах.

— Теперь мы проверим, насколько вы были внимательными. Работать будете в парах. У вас на столе лежат опорная таблица «Жиры, белки, углеводы» и картинки. Возьмите их. Наши научные сотрудники показывают вам предметную картинку. Вы находите эту картинку у себя и прикрепляете ее в нужный столбик таблицы. (Научные сотрудники показывают предметные картинки. После того как учащиеся крепят картинку в таблице, научный сотрудник крепит свою картинку на доску под табличкой. Проверка по образцу – сверяют с доской.)

IV. Физминутка (под музыку)

— Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру

— Я вам называю слово, если съедобное, вы хлопаете, если нет, то приседаете.

V. Продолжение работы над темой урока

7. Просмотр видео о витаминах, работа с картинками
— У нас осталась не менее важная группа питательных веществ под названием витамины. Сейчас мы с ними познакомимся. Внимание на экран. ( Слайд 15 . Смотрят видео о витаминах)

— (Слайд 16) Слово «витамин» придумал польский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».

— Если витаминов не хватает, то люди часто болеют.
— В каких продуктах много содержится витаминов? (Их много в овощах и фруктах.) — Детям вашего возраста надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.

— Ребята вы обратили внимание, что название витаминов всегда обозначаются буквами латинского алфавита.

8. Работа в группах. Приготовление витаминного салата

(Переворачиваю переносную доску, на которой опорная таблица с витаминами и продуктами, в которых содержится тот или иной витамин)

— А сейчас я предлагаю вам приготовить витаминный салат. Работать будете в группах.

— Добавьте в салат из предложенных вам продуктов тот, в котором содержится витамин А. (Добавляют хурму)

— Теперь добавьте продукт, в котором содержится витамин В. (Добавляют орехи)

— Добавьте в салат продукты, в котором содержится витамин С. (Добавляют яблоки, мандарин)

— Молодцы! А теперь перемешайте салат, который у вас получился (перемешивает один человек) и попробуйте (пробуют все члены группы по одной ложке).

— Вкусно? Вот такие витаминные полезные салаты вы можете готовить себе дома.

— Займите свои места.

-Ребята, над какой темой урока мы сегодня работали? (Возвращаемся к целям урока)

— Какие продукты полезны (вредны) для нашего организма? (Слайд 17)

— Какие вещества содержат продукты? (Слайд 18)

(Если останется время провести игру на закрепление «Выбери совет» — доп. мат-л)

— Ребята, мы всегда должны помнить о том, что только правильное питание, насыщенное питательными веществами дает человеку силы, энергию и здоровье.

VI. Рефлексия (работают в группах)

— Мы с вами плодотворно потрудились. Наш гость Незнайка учился вместе с вами. И сейчас возьмите, пожалуйста, маленьких Незнаек у себя в конвертиках.

— Если вы все поняли и вам было интересно, то нарисуете Незнайке улыбку.

-Если вы не все поняли, но то нарисуйте ему рот без эмоций.

-Если вам было трудно, эта тема осталась непонятна и нужна помощь, нарисуйте на лице Незнайки грусть. Теперь объединитесь в группы.

Своих Незнаек, предлагаю вам расселить в Цветочный город и показать всем этот город на доске. (Крепят Цветочный город на доске рядом с большим Незнайкой, садятся на места)

— В память о нашем занятии я дарю вам памятку «Правила здорового питания». Позже ознакомьтесь с ней и постарайтесь пользоваться этими правилами в жизни. (Слайд 19)

(Памятки лежат у ребят на столе)

— Спасибо вам за работу. (Слайд 20)

Желаю вам цвести, расти

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Игра «Выбери совет».

— И ещё одно испытание для вас.

Хорошо ли вы запомнили, что полезно для вашего здоровья?

Вам, мальчишки и девчонки,

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Вы, ребята, не устали,

Пока я здесь стихи читала?

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что – нет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» (I часть) Тема: «Полезное, разнообразное питание- залог здоровья».

Методическая разработка «Здоровое питание — залог здоровья ребёнка» — это программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоро.

В помощь коллегам.

Одним из аспектов сохранения здоровья является правильно организованное рациональное питание, которое в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Но, в последнее.

Источник

Adblock
detector