Меню

Ктп азбука здоровья 1 класс

Программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука здоровья»
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Скачать:

Вложение Размер
programma_azbuka_zdorovya.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье- это первая и важная потребность человека, определяющая способность к его труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Дети и подростки составляют 20 % населения страны, они являются главным и основным ресурсом человеческого, общественного и экономического развития. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но многое конечно же зависит от самих детей от их желания и стремления сохранять и укреплять свое собственное здоровье.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  1. Уменьшение количества здоровых детей в процессе обучения ( в школу приходят 13% здоровых детей, выходит только 5%).
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников
  3. Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, зрения, почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)
  5. Психосоматическая патология детей и подростков.

Анализ школьных патологий позволяет сделать вывод о том, что их основными причинами являются: нерациональной организации обучения, нарушение гигиенических правил и норм, стрессовая педагогическая тактика, но особое место, по нашему мнению, занимает непросвещенность детей о необходимости сохранения собственного здоровья. Несмотря на введение новых стандартов обучения, в реалии школа пока еще остается «школой знаний» основной акцент ставится на информированность личности, а не на сохранение её здоровья и культурное развитие.

Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

Все это стало предпосылками к созданию программы «Азбука здоровья». Она рассчитана на детей 7-8 лет.

Программа решает проблему сохранения здоровья школьников.

Целью данной программы является: формирование навыков здорового образа жизни.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

— создать условия для сознательного изучения детьми основ здорового образа жизни;

— повышать общий уровень культуры здорового образа жизни учеников начальной школы;

— воспитывать в детях личность бережно относящуюся к своему здоровью;

— развивать творческие и мыслительные способности детей.

Решение этих задач осуществляется через специальные организационные занятия познавательного цикла, просмотр видеофильмов по изучаемой проблеме; рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков по теме сохранения здорового образа жизни, чтением художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, развлечения, конкурсы.

Источник

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс)

Курс «Азбука здоровья» нацелен на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре.

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_azbuka_zdorovya_1_klass.doc 168.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СШ №8 г. Ярцево Смоленской области

по спортивно-оздоровительному направлению

«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто»

Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.

От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.

Программа «Азбука здоровья» рассчитана на обучающихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.

Цели и задачи программы:

Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.

Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Принципы построения программы:

Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат обучающихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности . Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности – предполагает у обучающихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности . Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у обучающихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

В реализации программы участвуют обучающиеся 1класса .

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

1 год обучения- 33 часа;

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Наполняемость группы – 15 человек.

Занятия в классе и в природе.

Методы и приёмы работы.

Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.

Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.

  • Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
  • Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
  • Формулировать самому простые правила поведения в природе.
  • Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
  • Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
  • Составлять план выполнения задач.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
  • Предполагать, какая информация необходима.
  • Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
  • При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
  • Учиться подтверждать аргументы фактами.
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе.
  1. Дружи с водой (2ч)
  2. Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
  3. Забота об органах чувств (5 ч)
  4. Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа.
  5. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.
  6. Уход за зубами (4 ч)
  7. Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.
  8. Уход за руками и ногами (1 ч)
  9. «Рабочие инструменты» человека.
  10. Как следует питаться (2 ч)
  11. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.
  12. Как сделать сон полезным (1 ч)
  13. Сон – лучшее лекарство.
  14. Настроение в школе (1 ч)
  15. Как настроение?
  16. Настроение после школы(1 ч)
  17. Я пришёл из школы.
  18. Поведение в школе (2 ч)
  19. Я – ученик.
  20. Вредные привычки (2 ч)
  21. Мышцы, кости и суставы (2 ч)
  22. Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина.
  23. Как закаляться (1 ч)
  24. Если хочешь быть здоров.
  25. Как правильно вести себя на воде (1 ч)
  26. Правила безопасности на воде.
  27. Народные игры.(2 ч)
  28. Подвижные игры ( 2ч)
  29. Доктора природы(3 ч)

Источник

Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 1 класс

Скачать:

Вложение Размер
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_azbuka_zdorovya.docx 38.21 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г.УЛАН – УДЭ»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОСТАВИТЕЛЬ: ВОЛОСАТОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА , УЧИТЕЛЬ

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена в соответствии с требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся.

Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа, без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой, заботу о нем нельзя перекладывать на плечи одной медицины. Заниматься здоровьем надо не только там, куда люди приходят со своими болезнями, но и там, где они обучаются, ибо заботе о здоровье надо научить.

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению — это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих школьников быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье школьников в дальнейшем.

Особенность программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» в том, что она основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.

  • Принцип научности содержит анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Принцип доступности определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Принцип системности определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у школников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  • Принцип наглядности строит процесс обучения с максимальным использованием привлечения органов чувств человека к процессу познания и направлен на связь чувственного восприятия с мышлением.
  • Принцип активности предполагает в учащихся степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всесторонне – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Целью курса «Азбука здоровья» в начальных классах является формирование у детей установки на жизнь как высшую ценность, обучение бережному отношению к себе и своему здоровью, стремлению творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  • обучить учащихся приемам по профилактике простудных заболеваний.
  • обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
  • обучить учащихся приемам по предупреждению детского травматизма.

Эти задачи решаются сразу на трех уровнях работы:

Первый уровень — информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания.

Второй уровень — личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.

Третий уровень — осознание: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он так поступает, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию, самоконтролю, а также пониманию того, что думают, чувствуют и делают другие люди.

Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Занятия носят научно-образовательный характер. При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Основные виды деятельности учащихся:

• навыки дискуссионного общения;

Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

• чтение стихов, сказок, рассказов;

• постановка драматических сценок, спектаклей;

• прослушивание песен и стихов;

• разучивание и исполнение песен;

• организация подвижных игр;

• выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Основными формами проведения можно считать практические занятия: анкетирование, тестирование, практикумы здоровья, конкурсы, часы познания, научные калейдоскопы, интеллектуальные игры, часы общения, выставки, аукционы знаний, праздники русской кухни, рекомендательные часы, театры-экспромты, беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой, урок-практикум, наблюдение, игра-путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т.п. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

На этих занятиях оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, в развитии творческого потенциала при выполнении заданий, поисковой активности и самостоятельного экспериментирования.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинги, аэробные упражнения, оздоровительные минутки — упражнения для глаз, осанки, рук, самомассаж, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития ребенка. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

В реализации программы участвуют обучающиеся 1класса .

Сроки реализации программы: 2016 – 2017 г.

Программа рассчитана на 1 час в неделю по 35 минут

1 год обучения- 33 часа;

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Занятия в классе и в природе.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» обучающиеся должны:

— основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем

— составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его

— особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьник

— выполнять физические упражнения для развития физических навыков

— особенности воздействия двигательной активности на организм человека

— различать «полезные» и «вредные» продукты

— основы рационального питания

— использовать средства профилактики ОРЗ. ОРВИ, клещевого энцефалита

— правила оказания первой помощи

— определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье

— способы сохранения и укрепление здоровья

— заботиться о своем здоровье

— основы развития познавательной сферы

— оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах

— общепринятые правила поведения в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях

— находить выход из стрессовых ситуаций

— значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья

— принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания

— влияние здоровья на успешную учебную деятельность

— отвечать за свои поступки

— знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.

К концу обучения учащиеся получат возможность:

Источник

Читайте также:  Физическая культура развитие здоровья ребенка
Adblock
detector