«Дневник здоровья. Журнал здоровья» как форма работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Лидия Самсонова
«Дневник здоровья. Журнал здоровья» как форма работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
«Дневник здоровья. Журнал здоровья» — как форма работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни».
СЛАЙД № 1 Название презентации
СЛАЙД № 2 Тезис Сухомлинского В. А.
В рамках реализации ФГОС ДО сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования — сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Вырастить здорового ребёнка – задача непростая. Здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности.
В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная неосведомлённость родителей относительно способов организации физического воспитания в семье.
Дети дома в основном заняты просмотром передач по телевизору, при этом развивается гиподинамия, которая ведёт за собой серьёзные последствия: недостаточное снабжение крови кислородом, атрофии мышц, проблемы развития опорно-двигательного аппарата, деформации позвоночника, нарушения осанки, сердечно — сосудистой системы, расстройства пищеварения, ослабление иммунитета, быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.
Часто в выходные дни нарушается режим сна и отдыха детей. В семьях редко, когда есть какое-либо спортивное оборудование. Большая загруженность родителей ведёт к сокращению прогулок детей на свежем воздухе. Дети испытывают «двигательный дефицит”, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Но, как известно, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать ожидаемых результатов, если не реализуется вместе с семьёй, поэтому одна из главных и важных задач деятельности ДОУ – работа с родителями воспитанников.
Одним из важных способов реализации сотрудничества дошкольного учреждения с родителями для нас является организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками
Отсюда возникла идея организации совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семью. Наиболее эффективными здоровьесберегающими компонентами в организации образовательного процесса являются:
гибкий режим дня,
физкультурные занятия, прогулки;
совместные досуги с родителями;
спортивные праздники и развлечения;
сбалансированное питание в соотношении белков, жиров, растительной пищи, витаминов и микроэлементов.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование.
Наиболее эффективным решением стало внедрение проекта «ДНЕВНИК ЗДОРОВЬЯ».
Дневник здоровья – это вид совместной работы родителей с детьми, не только по ведению здорового образа жизни, но и другого вида деятельности. В своих дневниках родители рассказывают нам, воспитателям, как они проводят свободное время со своими детьми, как они их развивают, и применяют методы здоровьясбережения, а также много другое. В Дневнике можно использовать не только текст, но и фотографии, цитаты. «Дневник здоровья» может использоваться в качестве дополнительного материала при изучении семьи, её устоев и внутрисемейных взаимоотношений.
Родители имеют возможность взглянуть на свою семью, взаимоотношения в ней, и на самих себя глазами ребенка.
«Дневник здоровья» содержит заметки из жизни ребенка, расположенные на нескольких страницах.
Страница «Это я. Мое имя. Как называют меня окружающие»: на этой странице можно приклеить фотографии ребенка по мере его взросления. Ребенок видит, как он меняется внешне, взрослеет. Взрослый (родитель) пишет, почему именно так они назвали малыша. Какими ласковыми словами его называют друзья, родители, бабушка и дедушка.?Можно рассказать об именах: Людмила — милая людям, Владимир — владеющий миром и др.
Страница «Моя семья»: ребенок с родителями приклеивают фотографии своей семьи. Взрослый записывает со слов ребенка рассказ.
Страница «Моё тело, рост и вес»: здесь родители рисуют контуры человека, ребенок рассматривает человека, определяет и называет части тела. Узнав свой рост и вес, учится видеть себя со стороны.
Страница «Я — мальчик»: соответственно «я — девочка» на этой странице дети могут выполнить аппликацию, взрослые могут нарисовать одежду по желанию. Ребенок учиться находить отличия по половому признаку.
Страница «Что ты любишь — не любишь?»: Здесь дан рисунок ромашки. Взрослые (родитель) записывают, что любит их ребенок и что не любит. Это могут быть события, действия, какие-то предметы, продукты питания и т. д.
Страница «Вредные поступки — добрые поступки»: Эта страница помогает детям изобразить «что такое хорошо и что такое плохо». Этой работе могут предшествовать беседы или чтение художественной литературы.
«Страница. Моя ладошка»: Взрослый (родитель) обводит ладонь малыша,’ записывает год (дату). Что произойдет в следующем году, через год?
«Страница «Собери корзину»: Здесь взрослые рисуют корзинку, и заполняют её всем тем, что необходимо для ухода за руками, зубами, волосами (полотенце, мыло, зубная щетка, паста, расческа, шампунь и т. д.).
Страница «Мой режим дня»: На этой странице родители изображают режимные моменты своего дня или режим в детском саду. Можно использовать картинку.
Страница «Буду закаляться»: Здесь родители рассказывают о том, как нужно одеваться по погоде, не кутаться, проветривать комнату, ходить босиком, поливать на ножки прохладной водой и т. д. Можно также что-либо нарисовать, наклеить.
«Страница «Цветок здоровья»: По шаблону родитель обводит цветок, а в каждом лепестке рисуют то, что укрепляет здоровье. Эта работа может проводиться как совместная деятельность родителей и педагога
Страница «Полезные и вредные продукты»: взрослые (совместно с детьми)рисуют (наклеивают картинку) продукты, укрепляющие здоровье: овощи, фрукты, молоко, творог и др. А также продукты, наносящие здоровью вред: конфеты, сахар, жевательные резинки, газированная вода и др.
Страница «Бабушкины рецепты»: Родители рассказывают о народных средствах, которыми их лечили. Можно записать рассказ нарисовать лекарственные растения, бочонок с мёдом т. п.
Страница «Уроки радости»: Здесь говорится о праздниках, которые проходят в детском саду вместе с воспитателями,либо дома с родителями: Пасха, Масленица, Рождество и др., можно использовать фотографии.
Страница. «Здоровье — это.»: Данная страница заключительная в дневнике. Родители рассказывают, что значит быть здоровыми и что для этого необходимо делать. Здесь можно написать рассказ, наклеить картинку, нарисовать рисунок. Это итог всей предшествующей работы.
Структура дневника очень подвижна. В зависимости от задач, которые преследует педагог и родители, освещаемые темы могут дополняться другими или сокращаться. Работа должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время. Или это работа с родителями дома.
Разные виды работы дают возможность родителям проявить свою фантазию и инициативу. Работая с детьми ’младшего дошкольного возраста, нужно использовать только фотографии детей. Но если ребенок проявит желание сделать рисунок, поддержать его.
Ценность записей, сделанных в «Дневнике здоровья», не в «правильности» оформления, а в содержании.
Дневник находится в нашей группе в раздевалке, для того чтобы другие родители могли также просмотреть и ознакомится с дневниками и присоединиться. А также родители могут пообщаться по некоторым темам, которые им особо интересны.
В ходе работы с «Дневниками здоровья» у нас возникла идея создания «Журнала о здоровом образе жизни» для родителей. Данный журнал является продолжением «Дневника здоровья» и подчиняется тем же целям.
Журнал пополняется ежемесячно. Тематику журнала определяет воспитатель, в зависимости интересов родителей и детей. В журнале есть не только информация о здоровом образе жизни, но и фотографии детей. Для того чтобы привлекать родителей к журналу, мы предлагали принять участие в оформлении данной темы или статьи в журнале. Таким образом, некоторые родители охотно откликнулись и принесли значительный вклад в развитие «Журнала о здоровом образе жизни».
Надо отметить, что все проводимые мероприятия в детском саду позволили нам добиться положительных результатов.А именно:
— Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ;
— Родители стали активно участвовать в проекте «Дневник здоровья»;
Ценность всех этих мероприятий в том, что родители имеют возможность оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного, так как на протяжении всех этих мероприятий они сосредоточены на своём ребёнке. Становясь участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.
Источник
Как вести дневник здоровья: что я делаю сегодня, чтобы быть здоровой завтра
Находясь в вечном поиске полезных инструментов для жизни и работы, я обратилась к дневникам.
Практиковать ежедневное письмо советовал еще Лев Толстой, а сейчас, судя по блогам, дневники ведут все поголовно. Психотерапевты настаивают на регулярных записях. Гуру творчества Джулия Кэмерон призывает к обязательным утренним страницам. В общем, все дороги ведут к дневникам.
Озаботившись идеальным форматом дневника для health-коучинга, я погрузилась в тему, прошлась по канцелярским магазинам, прочитала несколько статей по теме. Выяснилось, что существуют две категории ежедневников:
Спонтанно-терапевтически-творческие. В них записывают все, что придет на ум: сны, мысли, внутренние диалоги, мечты, инсайты и прочее. Другими словами, сочинения на свободную тему. Отображают внутренний мир, соответственно хаотичны, как и наше бессознательное.
Мотивационно-отчетно-марафонные. Эти предназначены для целеполагания и достижения поставленной цели. Задача — не сбиться на пути к мечте, главный вопрос — что сделано за день.
Мне претят жесткие концепции и формат. Когда нужно непременно куда-то идти (пусть даже к вкусной цели), еще и не сбавляя скорости, это меня несколько напрягает. Ни тебе подурачиться, ни погрустить.
С другой стороны, дневник — инструмент и вправду полезный. Без плана и ориентиров выйти туда, куда хочешь — сомнительно и долго по времени.
К тому же я работаю с людьми, которые ставят себе определенные цели, и моя задача — способствовать тому, чтобы они к ним побыстрее дошли и не заплутали по дороге.
Рассказываю, что у меня получилось.
Ежедневник я выбрала с чистыми неразлинованными страницами: хочу — рисую, хочу — таблицу черчу, хочу — пишу обычный список дел. Тем самым я оставляю пространство для спонтанности и творчества. Лишь на полях начертила небольшие прямоугольники с обязательной/желаемой программой — это мои «дорожные знаки», помогающие удерживать ориентациюю
На первой странице дневника здоровья я обозначила свою стратегическую цель: поддержание хорошей физической формы, здоровый крепкий сон, гладкая кожа и четкий овал лица.
Затем прописала пять конкретных действий, регулярное выполнение которых должно меня привести к этим целям:
Ложиться спать не позднее 22.00. Компьютер до 18.00 только по работе (по возможности).
Утренний ритуал: чистка языка-кисель для кожи-дыхательная медитация-разминка+планка 3 минуты-гимнастика для лица-благодарность за все, что есть.
На остальных страницах:
- в верхнем квадрате я отмечаю день менструального цикла, базальную температуру и день лунного месяца;
- в нижнем квадрате, поделенном по диагонали на две части: одна со знаком плюс, другая с минусом — отмечаю, за что себя можно похвалить. Например, выполнила утренний ритуал, сходила на йогу, ела полезные сладости и наоборот — поздно легла, мало двигалась, добавила в меню вредного.
На свободных полях страниц я записываю разные лайфхаки и напоминалочки: новые рецепты, shop-список полезных продуктов c адресами и телефонами магазинов. Можно проводить планирование на месяц вперед. Например, на растущую луну заложить курс биодобавок и витаминов, на убывающую — детокс и разгрузочные дни. Плюс можно разместить расписание фитнеса или йоги, выполнение/невыполнение занятий.
По итогам месяца я провожу ревизию: что удается, что нет, и анализирую причины.
При четком прописывании конкретных целей и шагов пропуски не сбивают, как будто в голове есть четкий список. Работает почти как коллаж — компоненты идеального дня вырисовываются как кусочки мозаики.
Технические моменты: важно, чтобы дневник находился под рукой либо в одном и том же месте и намечать конкретное время для записей, иначе большая вероятность пропустить. Для меня это утро.
Еще здорово добавлять эмоциональный компонент: например, не пошла на йогу, долго сидела за компьютером — разочарована. Два часа на танцах — вдохновлена. Купила натуральное масло черного тмина — заинтригована. Получается, будто заигрываю сама с собой — такой маленький секрет ведьмы и загадочная улыбка на лице.
Коучинг по системе маленьких шагов: медленно, но верно. Отметила, что способствует самодисциплине — формируется ответственность перед собой.
По первому месяцу получилось, что я прогульщица по гимнастике для лица (причины невнятные — надо разбираться) и по танцам (преподаватель в отпуске).
По второму месяцу — пробел по танцам закрыла (купила сразу абонемент на месяц и вписала в расписание), но стал хромать утренний алгоритм (связано с поездкой). По этой же причине стала позже ложиться спать. А гимнастика для лица так и не пошла.
Разборы полетов я устраиваю себе в конце месяца. Если делать чаще, превращаешься в зануду, интерес пропадает. Если вообще не делать, то смысл теряется — никакой коррекции. В общем, для меня раз в месяц — самое то.
Все более или менее, а лицевая гимнастика — полный провал. Почему?
Важность понимаю? Понимаю.
Свежее лицо и замедлить старение хочу? Хочу!
Тогда почему не делаю? Покопавшись, увидела, что в голове нет четкого плана: какие упражнения, сколько раз и в какое время. До утреннего дыхания или после? Может, лучше совмещать с самомассажем?
Как ни странно, оказалось, что стремление сделать гимнастику с максимальным эффектом блокировали само действие. Поэтому я выбрала буквально два упражнения для лица и определила их в самое начало утреннего алгоритма.
По итогам двух месяцев у меня получился довольно удобный инструмент для организации, мотивации и возможности гибкого планирования.
Особенно мне нравится, что health-book получается творческим и отражает мои личные особенности и предпочтения. Заполняя его, я действительно становлюсь автором своей жизни.
Источник