Меню

Кто такие люди с ограниченными физическими возможностями здоровья

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Читайте также:  Психическое здоровье спортсмена это

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Источник

Понятие «Человек с ограниченными возможностями здоровья.»

Понятие «Человек с ограниченными возможностями здоровья.»

Под «людьми с ограниченными возможностями»‘ в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, «кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности.

Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным».

Существует трехзвенная шкала ограниченных возможностей:

а)недуг — любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б)ограниченные возможности — любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;

в)недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если — ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

Ухудшение социально-экономической обстановки неблагоприятно сказывается на здоровье детей. Проблема инвалидизации является актуальной, требует безотлагательных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, качества психолого-педагогических и медицинских мер, обеспечивающих адекватную социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. На повестке дня дифференцированный подход при организации учебно-воспитательной работы и разработке комплексной системы оздоровления детей-инвалидов.

Читайте также:  Как похудеть при помощи диска здоровья

Требуется также усиление медицинской активности родителей в профилактике хронизации болезней у детей и их иивалидизации.

С инвалидностью связан широкий круг социальных проблем.Одна из важнейших социальных проблем лиц с ограниченными возможностями — проблема их социальной реабилитации и интеграции.

Существуют различные подходы к определению понятия реабилитации (сам термин «реабилитация»’ происходит от латинского «‘ability»’ — способность, «rehabilitation» — восстановление способности), особенно среди специалистов-медиков. Так, в неврологии, терапии, кардиологии под реабилитацией подразумеваются прежде всего различные процедуры (массаж, психотерапия, лечебная гимнастика и т.д.), в травматологии и ортопедии — протезирование, в физиотерапии — физическое лечение, в психиатрии — психо- и трудотерапия.

В Российской энциклопедии социальной реабилитация определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов». Таким образом понимаемая реабилитация включает в себя функциональное восстановление или компенсацию того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. В соответствии с этим различают три основных вида реабилитации: медицинскую, социальную (бытовую) и профессиональную (трудовую).

Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни общества, «включенность» в социальные структуры.

Источник

Люди с ограниченными возможностями здоровья – кто такие, как живут и чем отличаются от остальных

Всем добрый день! Спасибо, что зашли на огонек к Кофеварочке!)

Всю жизнь я, как и многие из вас, старалась обходить стороной людей с инвалидностью. Потому что не знала, как вести себя с ними. Боялась обидеть. Боялась нарваться на неадекватное поведение. Стеснялась смотреть на них, говорить с ними. Они были для меня как инопланетяне со своей культурой и языком.

А потом я волею судьбы попала в «Ассоциацию инвалидов-колясочников». Нет, я там не работала, просто познакомилась с людьми, мы подружились, я приходила к ним в гости на работу, участвовала в акциях, тренингах. Когда было время, ездила в качестве волонтера на мероприятия.

И теперь хочу развеять некоторые мифы и рассказать о людях, с которыми общаюсь уже более 10 лет. Сразу скажу – здесь не о тех, кто лежит парализованным и не в состоянии себя обслуживать вообще. Я говорю о людях с ампутированными конечностями, сильным артритом, мышечной дистрофией, глухотой, синдромом «хрустального человека» или севших на коляску в результате травмы позвоночника.

Отношение к жизни, к себе и окружающим

Когда попадаешь в общество, где почти все окружение – инвалиды-колясочники, первое время тебе кажется, что эти люди должны быть несчастными, обиженными на весь мир и одинокими. Однако я обнаружила, что это далеко не так.

Точно так же, как и среди «ходячих», встречаются нытики и неунывающие жизнелюбы, злые на весь мир и стремящиеся помочь каждому нуждающемуся, эгоисты и эмпаты, замкнутые и дружелюбные.

Я встречала совершенно здоровых людей, имеющих работу и друзей, и при этом постоянно жалующихся на жизнь и судьбу, вечно несчастных и недовольных. Я знакома с девушкой, которая из-за травмы с восьми лет колясочница, которая выучилась на психолога и ведет семинары по общению родителей с детьми-инвалидами. Она серьезна, но умеет шутить. Она не оплакивает свою жизнь, а спокойно вышла замуж и родила дочь. Общаясь с ней, порой забываешь, что у нее «ограниченные возможности здоровья».

Я наблюдала целую группу людей, которые к 40 годам получили высшее образование. Они стали специалистами по социальной работе. Учились они заочно, на сессии организовывали автобус, а некоторые встречи с преподавателями и групповые консультации проводились прямо в здании «Ассоциации».

Умение смеяться над невзгодами

Чувство юмора помогает справиться со многими трудностями и не упасть духом. Даже здоровый смех над собой способен сильно поднять настроение. Я вот очень люблю подшутить над самой собой.

Однажды летом я поехала в качестве волонтера на пару дней в санаторий. Моей задачей было сопровождение двух женщин-колясочниц, из серии «подай-принеси-сбегай-помоги в гору подняться». Вечером первого дня мы втроем решили прогуляться по территории местного поселка, а Мария с Еленой вдруг захотели купить бутылку вина.

Мы обнаружили продуктовый магазин, зашли и стали разглядывать витрину с нужными бутылками. Я вообще не пью, поэтому зависла у полочек с шоколадками. А Лена, чтобы лучше рассмотреть цены, приподнялась с коляски, опершись на прилавок. Идти она не смогла бы, но привстать на полминутки – запросто.

— Свершилось чудо! – Радостно воскликнула я. – Человек так хотел вина, что встал с коляски!

Шутка была на грани фола, но оценили все. Только продавец боялась смеяться, опасливо поглядывая на веселую Лену. Вдруг обидится…

Участие в жизни общества

Здесь даже комментарии излишни. Среди людей с ограниченными возможностями есть активисты, знающие свои права, и тихони, молча сидящие дома. А разве мы с вами не такие? Одни добиваются справедливости, а другие молча терпят нарушения своих прав. Так что здесь дело не в колясках, а в отношении человека к самому себе. Ведь в нашем обществе активно нарушаются права не только инвалидов.

Читайте также:  Какое море лучше черное или азовское для здоровья детей

То же самое можно сказать о работе. Кто-то предпочитает сидеть дома и ничего не делать, а кто-то желает полной самостоятельности и финансовой независимости. И в этом у колясочников я вижу даже больше активности, чем у многих «ходячих», живущих за чужой счет.

Финансовое положение

Разумеется, у людей с ограниченными возможностями не так велик выбор в плане работы. Они не могут работать продавцами, кладовщиками, снабженцами, им сложно ездить в командировки, и не в каждое офисное здание они имеют легкий доступ. Но я видела среди таких людей психологов, юристов, тренеров, краснодеревщиков, документоведов, переводчиков, дизайнеров, специалистов по компьютерам и преподавателей, и не все из них работают удаленно.

Ведь, позвольте, если у меня нет способности, например, к пению, это не означает, что у меня ограниченные возможности. Просто я ищу профессию, не связанную с пением. Или, если я не въезжаю в математику и другие точные науки, то ищу работу, связанную с творчеством или с общением с людьми. Все просто.

Насчет работы мы выяснили. И также не следует забывать, что люди с инвалидностью получают пенсию. Я не говорю, что им легко и просто живется, ни в коем случае. Но я могу назвать и множество здоровых людей, едва сводящих концы с концами – матерей-одиночек, детей с родителями-алкоголиками, специалистов, зачем-то тянущих лямку на низкооплачиваемой работе, мужчин, не проходящих на должность по возрасту (да-да, возрастная дискриминация существует).

И как среди обычных людей есть те, кто не желает работать и сидит на шее у родителей или супругов, так и среди колясочников есть любители посидеть у церкви или на рынке с кружечкой для мелочи. Обычно такие просящие подаяние тратят его на выпивку, а не на приемлемый уровень жизни.

Семья и отношения

Абсолютно так же, как и остальные люди, инвалиды встречаются, влюбляются, создают семьи, рожают детей и т.п. Причем я видела как семьи, где и муж, и жена – колясочники, так и те, где жена на коляске, а муж – нет, и наоборот.

Я сейчас говорю не о тех случаях, когда в уже созданной семье произошло несчастье, и один из супругов стал инвалидом. Я говорю именно об осознанных решениях связать свою жизнь с таким человеком. И точно так же есть затворники, которые думают, что никому не нужны, и свободные в общении люди, ничем не отличающиеся от «ходячих».

Особенно мне запомнилась одна парочка… Девушка с недоразвитыми конечностями (не помню диагноз) встречалась с красивым высоким парнем. Он носил ее в рестораны и на танцы на руках! То есть, голова и тело у нее были обычного размера, а ножки и ручки маленькие. Руки-то ладно, работали, и Катя себя обслуживала спокойно, а вот ходить не могла – у нее была электрическая коляска. Но это не мешало ей быть любимой!

Нужда в помощи

Инвалиды нуждаются в помощи чуть больше, чем обычные люди. Но точно так же просит помощи бабушка, пытаясь забраться в автобус с высокими ступеньками. Так же помощь нужна молодой маме с ребенком в коляске, когда она хочет зайти в магазин или метро с тяжелыми дверьми. Так же я попрошу мужчину помочь мне погрузить в машину крупногабаритную покупку. А перевести старушку через дорогу – вообще классика!

Группа колясочников прибыла на мероприятие на тему безбарьерной среды для инвалидов (проще говоря, топили за пандусы в жилых домах и общественных местах – магазинах, аптеках, госучреждениях). Оказалось, что у здания нет пандуса (какая горькая ирония))).

Помощники быстренько организовали две длинные доски, по которым участники мероприятия могли преодолеть две высокие ступеньки. А у тренера, обучающего народ обращению с разными моделями колясок, размах колес оказался шире всех. В общем, когда коляска заехала на доски, колеса очутились по самым краям. Одно неверное движение – и коляска полетит вниз вместе с хозяйкой.

— Ох, давайте мы переставим доски! Давайте мы вас подстрахуем! Давайте назад, аккуратненько! – Засуетились помощники.

Но Юля властным движением руки велела всем отойти.

— Я тренер, или где? – С усмешкой спросила она, мигом въехав на доски и ювелирно пройдя все четыре метра пути. Акробатка…

Конечно, это еще не все, что я имею сказать

Но размер статьи не позволяет разгуляться, поэтому буду добавлять свои мысли в следующих публикациях.

А как вы относитесь к людям с инвалидностью? Понимаете их или боитесь?

Дорогие мои, я понимаю, что тема очень животрепещущая и неоднозначная. Но все же попрошу вас высказаться с уважением к другим и без оскорблений. Я хочу увидеть в комментариях ЛЮБЫЕ точки зрения, меня эта тема действительно волнует. Мат и оскорбления будут удаляться СРАЗУ ЖЕ!

Источник

Adblock
detector