Если ребенку нужна помощь психиатра
Получить помощь детского врача-психиатра в Москве легко и удобно, хотя запись к этому специалисту ведется не по системе ЕМИАС. С какими жалобами обращаться к детскому психиатру? Где и как ведется прием? В каких случаях ребенка ставят на учет к психиатру, а в каких нет? Отвечает главный детских психиатр Москвы.
Как узнать, что ребенку нужна консультация врача-психиатра?
Как правило, врач-психиатр консультирует детей в возрасте 2 лет и старше, хотя некоторые нарушения можно заметить и в более раннем возрасте. Чаще всего ребенка направляет к психиатру врач-невролог, если замечает у ребенка какие-либо тревожные симптомы. Однако и сами родители могут обратить внимание на некоторые особенности поведения ребенка.
Задержка формирования речи, бытовых или игровых навыков;
беспокойный сон, излишняя раздражительность, пугливость;
плохой аппетит или избирательность в еде (ребенок охотно ест только 2-3 блюда или только пищу определенного цвета);
частые долгие истерики, неконтролируемые капризы;
агрессивное, деструктивное поведение (без причины бьет, щиплет, кусается, разбивает и ломает предметы);
аутоагрессия (ребенок бьет себя, царапает, выдирает у себя волосы);
навязчивые движения (грызет ногти, кончик косички, крутит пуговицы, совершает необычные движения пальцами, головой, конечностями и др.);
энурез (недержание мочи и другие проблемы с мочеиспусканием, при отсутствии патологии со стороны мочевыделительной системы).
У школьников, особенно подростков, помимо многих из вышеперечисленных симптомов могут отмечаться:
Плохое поведение в школе, неконтролируемый гнев;
Необычное, девиантное или сексуальное поведение;
Любые виды зависимостей, включая курение, пристрастие к алкоголю и компьютерным играм;
Признаки суицидального поведения;
Депрессии, апатия, нарушение коммуникации со сверстниками и т.д.
Где в Москве принимает детский психиатр?
В настоящий момент детские психиатры ведут прием в каждом районе, чаще всего на базе детской поликлиники. Нужно знать, что юридически они относятся не к поликлинике, а к психоневрологическим диспансерам Москвы, а диспансеры являются филиалами психиатрических больниц ДЗМ. Однако для первичной консультации нет никакой необходимости ездить в больницы и даже диспансеры: нужно просто обратиться в поликлинику по месту прикрепления ребенка.
Как записаться на прием? Нужно ли направление от врача, чтобы прийти на прием к психиатру?
Нет, никакого направления не требуется, достаточно того, что у вас и у ребенка есть определенные жалобы и беспокоящие симптомы.
Запись к психиатру по системе ЕМИАС в настоящий момент не ведется. Обратитесь в поликлинику, чтобы узнать расписание работы психиатра и правила приема: они могут быть связаны с большой нагрузкой врача.
Нужно ли как-то готовиться к приему?
Никакой специальной подготовки не требуется: врач должен увидеть ребенка в его обычном состоянии.
Если ребенок в сознательном возрасте, ему нужно знать, с какой проблемой его ведут к врачу, чтобы осмотр и опрос врача не стал для него неожиданностью. Если ребенку страшно, постарайтесь объяснить, что цель приема – помочь, а не отругать или наказать. Зачастую визит к психиатру помогает избавиться от плохих мыслей, начать лучше учиться, улучшить память и внимание и т.д.
Ни в коем случае не пугайте ребенка визитом к психиатру, не упрекайте, не грозите, что отведете к специалисту: это может помешать ребенку правильно воспринять ситуацию. Пусть для ребенка будет очевидно, что задача доктора – помочь ему и понять.
Для маленьких детей: если ребенок редко бывает в поликлинике или на консультацию вы должны идти в новое место, вы можете сначала погулять рядом со зданием поликлиники, показать ребенку, что сюда вы придете поговорить с доктором.
Как проходит прием?
Прием у врача-психиатра ведется в присутствии родителя или законного представителя ребенка, включает в себя подробную беседу как с самим ребенком, так и с его родителем. Также врач внимательно изучит историю развития ребенка: для постановки диагноза необходимо знать все подробности о наличии у ребенка наследственных заболеваний, об особенностях беременности и родов, о том, как ребенок развивался в первый год жизни.
Обычно прием занимает не более 30 минут. Беседа проходит в спокойной, доброжелательной форме.
Вся информация, которую получает врач-психиатр в ходе беседы с пациентом и его родственниками, используется исключительно в интересах самого ребенка (для постановки диагноза) и не выходит за пределы кабинета врача. Исключение составляют только те редкие ситуации, когда ребенку грозит опасность (семейное насилие, сексуальное насилие и т.д.).
Всегда ли визит к психиатру означает, что ребенка ставят на учет в психоневрологический диспансер?
Нет, далеко не всегда. Существует два вида учета пациентов: консультативный и диспансерный. К консультативному учету относятсяразовые обращения с такими жалобами, как энурез, неврозы, страхи, заикания, расстройство сна, последствия какой-либо стрессовой ситуации. Они не требуют диспансерного наблюдения. Вы получите от врача психиатра рекомендации по лечению и преодолению имеющихся трудностей, и на этом ваше взаимодействие с психиатром будет окончено.
Если же у ребенка будет выявлена серьезная психопатология, ему будет показано диспансерное наблюдение у врача-психиатра.
Есть ряд заболеваний, которые впоследствии наложат некоторые ограничения на жизнедеятельность пациента: например, он не сможет пройти военную службу, работать в некоторых ведомствах, владеть оружием. Обычно это различные расстройства личности, психотические состояния. Однако постановка на учет у психиатра больше ничем не может грозить гражданину ни в детстве, ни во взрослом состоянии: он будет учиться, работать и жить наравне со всеми. Наличие какого-либо диагноза и факт диспансерного наблюдения у психиатра не являются поводом для отказа ребенку в посещении той или иной школы, кружка, секции и т.д.
Кому станет известен диагноз? Передают ли психиатры информацию о поставленном диагнозе в поликлинику или какую-то другую организацию?
Заключение врача-психиатра может получить только родитель (законный представитель) ребенка и только по запросу. Вы вправе запросить медицинское заключение, в краткой или развернутой форме. После этого врач выдаст вам на руки медицинское заключение, а также рекомендации по дальнейшему лечению и наблюдению ребенка.
Если вас направил к психиатру какой-либо другой специалист (педиатр, невролог), то вам стоит принести заключение на прием к тому же врачу и показать медицинское заключение: это необходимо для того, чтобы оказать ребенку необходимую медицинскую помощь.
Источник
Особенности психиатрического обследования детей и подростков
Отличительной особенностью обследования в детско-подростковой психиатрии является необходимость учета влияния возрастных факторов на клинические проявления, динамику, исход и прогноз психических расстройств. Возрастные особенности ребенка, связанные с незрелостью психики в целом, а также таких важнейших ее составляющих, как интеллект и самосознание, обусловливают недостаточность осознания им своего психического состояния (своеобразную анозогнозию), неспособность описывать свои переживания, пассивное, а иногда оппозиционное (протестное) отношение к лечению.
Психиатрическое обследование детей существенно отличается от обследования взрослых. При контакте с детьми сложно, а порой и нецелесообразно придерживаться жестких стандартных схем опроса. Дети. особенно подростки, гораздо более чувствительны к фальши и неестественности в поведении врача. Врачу требуется применить неформальный подход к ребенку для установления атмосферы доверия и открытости, в противном случае продуктивность контакта будет недостаточной.
Сбор анамнестических сведений, необходимых для выявления и диагностики возможного психического расстройства у ребенка, обычно начинается с беседы с родителями или другими законными представителями ребенка. У детей младшего возраста практически все сведения врачи получают со слов родителей. Рекомендуется начать беседу с родителями в присутствии ребенка, что поможет создать атмосферу доверия и преодолеть возможный страх у ребенка перед врачом. Помимо этого, во время совместного осмотра врач имеет возможность, наблюдая за родителями и ребенком, определить характер отношений между родителями и ребенком, тип воспитания, отношения между самими родителями. Учитывая, что в присутствии ребенка родители не всегда могут дать полные сведения о нем, следующим этапом должна быть беседа врача наедине с родителями.
Необходимо критично относиться к некоторым описаниям симптомов у ребенка родителями, учитывая их субъективизм. Важно задавать уточняющие вопросы, просить приводить факты, а не называть конкретные симптомы и диагнозы, даже если они были выставлены ранее. Если в беседе с врачом родители неохотно говорят о психологических проблемах их детей, атмосфере в семье, школе, целесообразно задать им прямые, откровенные вопросы. При этом важно суметь так сформулировать вопросы и провести беседу в целом, чтобы, выявив имеющиеся расстройства, в частности эмоциональные (страх, тревога, депрессия, суицидальные высказывания и попытки), поведенческие нарушения (прогулы школьных занятий, уходы из дома, драки, кражи и т.д.), интеллектуальные затруднения, сказывающиеся на школьной успеваемости и т.д., не вызвать индуцирования дающих сведения, в результате чего ребенку могут быть приписаны отсутствующие нарушения. Оценивая особенности семейной жизни, следует интересоваться психологической обстановкой в семье, недавними неблагоприятными событиями (например, смерть кого-либо из близких, развод родителей и т.д.) и реакцией на них ребенка.
Беседа с ребенком допустима без присутствия родителей. Иногда ребенок может предоставить дополнительные анамнестические сведения, которые по каким-то причинам не сообщили родители, точнее, чем родители, описать имеющиеся симптомы и свое отношение к ним. Особое значение имеет беседа с ребенком в том случае, если у врача есть основания подозревать плохое обращение с ребенком. Начинать следует с общего обсуждения жизни ребенка в семье, любимых занятий, имеющихся домашних животных и т.п. Разговор должен быть обоюдно заинтересованным, эмоциональным, чтобы вызвать доверие ребенка. Постепенно можно подвести ребенка к обсуждению наиболее значимых для него тем. Использовать в беседе можно лишь доступные ребенку слова и выражения.
Беседа с детьми младшего возраста обычно затруднительна в связи с недостаточной развитостью речи, страхом ребенка перед чужими людьми. Поэтому особое значение имеют результаты наблюдения за их введением, взаимодействием с родителями, другими людьми. Добиться продуктивного контакта с очень маленькими детьми можно с помощью рисунков и игрушек.
При проведении беседы с детьми старшего возраста и подростками можно использовать подходы, аналогичные таковым при работе со врослыми пациентами.
Трудности беседы с подростком заключаются в его недоверии, порой опозиционном отношением к взрослым, включая врачей. Поэтому важно суметь расположить подростка благодаря своей искренности, дружелюбию, демонстрации желания помочь разобраться в существующих проблемах. Для эффективной беседы важно с самого начала проявить интерес к личности подростка, его увлечениям, друзьям, мечтам, а лишь затем перейти к имеющимся сложностям и проблемам. С подростком целесообразно беседовать наедине после завершения беседы с родителями. При этом не следует скрывать от него сведения, полученные от родителей, важно попытаться вместе с ним понять причины каких-либо поступков, неправильного поведения. Не следует обманывать подростка, так как свойственная этому возрасту ранимость и категоричность могут серьезно подорвать доверие пациента к врачу.
Источник
Психические расстройства у детей. Семья. Учеба. Социум. Частые вопросы
Психические расстройств у детей всегда вызывают множество вопросов. Например, как понять, что «особенное» поведение ребенка не вариант нормы, а отклонение? Может ли регулярный отказ от еды у подростка говорить о нарушении психики? Почему ребенок умышленно наносит себе повреждения? К кому обращаться за помощью в первую очередь: к психологу, психотерапевту или психиатру? В чем разница между психологом и психиатром? Какие социальные последствия влечет диспансерный учет у психиатра? Если у ребенка есть психическое расстройство, то это обязательно «от родителей» и навсегда?
На самые частые вопросы, связанные с психическими расстройствами у детей, ответила врач-психиатр-нарколог Городского клинического детского психиатрического диспансера г. Минска Ольга Макович-Проференко.
Психическое расстройство и социальные последствия
Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?
Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.
Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.
Психолог врачом не является. Как правило, таких специалистов готовят в вузах педагогического профиля. «Лечит» исключительно беседой.
При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?
На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров. То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение. Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.
Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?
Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать). С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой — примерно 3% от общего числа. Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью. Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.
Ребенок с расстройством психики и школа
Если ребенок состоит на учете у психиатра, сообщают ли об этом в школу?
Информация, которую собирает врач в процессе наблюдения ребенка, является закрытой. В детскую поликлинику по месту жительства ребенка и учреждение образования (сад, школу) эта информация не поступает. Сообщается она только в отделы внутренних дел (милицию, прокуратуру) по официальному запросу. Исключение составляют случаи, когда в поле зрения врача-психиатра попадают дети с самоповреждениями. Это классифицируется, как парасуицид – попытка суицида. В таком случае мы можем передать эти сведения в школу и в детскую поликлинику, чтобы обеспечить ребенку повышенное внимание и предотвратить повторение парасуицида. Но делается это только с согласия родителей. Если родители против, сведения остаются закрытыми. О случившемся знают только сам ребенок, его родители и лечащий врач.
Может ли ребенок с психическим заболеванием посещать общеобразовательную школу? Что делать, если из-за расстройства поведения ученика учитель не в состоянии организовать учебный процесс и обеспечить безопасность остальных детей?
Как правило, дети с хроническими психическими заболеваниями (а мы уже говорили, что их всего 3%) учатся на дому, если особенности течения болезни представляют какую-то угрозу для одноклассников или педагогов. Но надо понимать, что дети и без психического расстройства могут наносить ущерб и себе, и окружающим – в силу характера, темперамента или вследствие сиюминутных психотравмирующих факторов.
А вот расстройства поведения у дошколят и школьников не редкость. Они бывают как в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (начиная с детского сада до подросткового возраста), так и нарушения конкретно поведения у детей и подростков. Но это не повод изолировать их от общества и переводить на домашнее обучение.
Если у ребенка СДВГ, то он непоседлив, невнимателен везде и всегда: дома, в саду, школе. Но иногда бывает так, что дома ребенок спокойный, а в школе его будто подменяют: он никого не слушает, срывает уроки, грубит. СДВГ и другие расстройства поведения – это и есть повод прийти к врачу-психотерапевту, разобраться, чем вызваны эти нарушения и получить помощь в их коррекции.
Проблемы с психическим здоровьем и семья
Передаются ли психические расстройства по наследству?
Тут к каждой нозологии нужно подходить отдельно. Что касается шизофрении, биполярного аффективного расстройства, действительно определенную роль играет генетика, наследование болезни. А такие состояния, как депрессия, тревожное расстройство, расстройства поведения и многие другие генетического наследования чаще всего не имеют. В значительной степени играет роль характер и метод воспитания ребенка, атмосфера, в которой он растет и живет.
Может ли бабушка отвести внука на прием к психиатру без ведома родителей?
С ребенком на прием к психиатру или психотерапевту приходят законные представители — мама или папа. Можно вместе, можно поодиночке. Если вы поручаете это дело бабушке, нужно оформить на нее нотариально заверенную доверенность о том, что она представляет интересы вашего сына или дочери. Поскольку бабушка хоть и родной и близкий человек для вашей семьи, но не является законным представителем ребенка. Поэтому у бабушки не получится самолично, без вашего ведома и согласия, отвести на прием к психиатру внука, если она посчитала, что у него проблемы.
Признаки психического расстройства у подростков
Подросток отказывается от еды. Как понять родителям, что это признак психического расстройства?
Расстройства пищевого поведения у подростков (отказ от еды или, наоборот, переедание) достаточно распространены в современном обществе. Связано это в основном с трендом на худобу, навязыванием соцсетями «худых» идеалов красоты. Поэтому уже с 12-13 лет некоторые девочки начинают ограничивать себя в еде.
Если ваш подросток изо дня в день отказывается есть в кругу семьи, чего раньше не было – это повод насторожиться. В будни отследить это сложно: родители, как правило, работают с утра до вечера. Еда на день оставляется в холодильнике в расчете, что дети сами поедят. Но подростки идут на всякие уловки. Например, чтобы не вызвать подозрения у родителей, подросток может просто выбросить свою порцию, а сказать, что съел. Поэтому особое внимание на выходные дни и время семейного ужина.
Избегание совместного приема пищи, регулярный, частый отказ без объективных причин, поход в туалет сразу после еды – все это может указывать на расстройства пищевого поведения. Обращайте внимание также на внешний вид и самочувствие подростка. Симптомы расстройства пищевого поведения характеризуются снижением веса, частыми перепадами настроение (в основном оно плохое), раздражительностью, быстрой утомляемостью и т.д.
Самоповреждения у подростков. Зачем они это делают и как избежать подобного поведения?
Подростки (да и дети младшего возраста) могут наносить самоповреждения для снятия внутреннего эмоционального напряжения. Иногда ими движет желание совершить суицид, но банально не хватает физической силы сделать глубокий порез. Почему это должно настораживать? Такой способ снятия напряжения не является физиологичным. Если подросток нарушает целостность кожных покровов (режет, царапает, кусает до крови), доставляет себе боль, то в целом риск совершения в будущем суицида у него выше.
Самоповреждения, как правило, видны. Самое популярное место – тыльная часть предплечья. Иногда дети режут себя в области голени, бедер.
В настоящее время в программу диспансеризации входит визит к психиатру для мальчиков – в 14 лет, для девочек – в 15. Во время приема врач в том числе просит их показать предплечья. Но если ребенок режет себя в области бедер, врач этого не увидит. Поэтому многое зависит от настороженности родителей.
Какие признаки указывают на самоповреждающее поведение у подростка?
Он ходит постоянно закутанный, прячет руки, даже в жару у него рубашка с длинным рукавом, под любым предлогом избегает ситуаций, в которых родитель мог бы увидеть его руки или ноги. Иногда подростки демонстрируют самоповреждения, как бы говоря родителю: посмотри, что я с собой делаю, ты в этом виноват. Такая демонстрация – сама по себе крик о помощи, который игнорировать нельзя. Необходима работа с психиатром, психотерапевтом или психологом (иногда с несколькими специалистами сразу). Но это поможет вернуть подростку душевное равновесие и, возможно, спасти жизнь.
И хотелось бы обратиться к родителям: уделяйте внимание своему ребенку. Хотя бы 15 минут в день, но стабильно, регулярно и не отвлекаясь на другие вещи. Тогда он сам будет испытывать потребность не резать руки, а прийти к вам и поделиться наболевшим. Это лучшая профилактика самоповреждений.
Подписывайтесь на наши группы в Facebook, VK, OK, Twitter и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь
Источник