Как защитить право заключенного на охрану здоровья: практические рекомендации
Одно из направлений помощи Комитета «Гражданское содействие» — поддержка заключенных родом из республик Северного Кавказа в местах лишения свободы. Этот проект появился после многочисленных обращений к юристам Комитета родственников людей, которые отбывают наказание, и самих заключенных. Они жаловались на особо жестокое обращение с чеченцами и ингушами в колониях и тюрьмах.
Сотрудники «Гражданского содействия» подготовили для родственников и юристов, которые отстаивают права заключенных, памятку по защите права людей в тюрьмах на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Иллюстрация Эзры Смит
1) ОФОРМЛЕНИЕ ДОВЕРЕННОСТИ
Прежде всего, родственникам и защитникам рекомендуется оформить доверенность на представление интересов заключенного. В доверенности нужно указать право на ознакомление с медицинской документацией осужденного. Без этой бумаги или отдельного Согласия на предоставление медицинской информации администрация исправительного учреждения не вправе предоставлять информацию о состоянии здоровья заключенного (статьи 13, 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Рекомендуем указать в доверенности право на передоверие полномочий другим лицам, потому что только адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, могут обращаться в суд в порядке главы 22 КАС РФ (обжалование действий и решений должностного лица).
Доверенность можно оформить двумя способами:
— воспользоваться платными услугами нотариуса, который выезжает в исправительное учреждение для совершения нотариальных действий;
— оформить доверенность через начальника исправительного учреждения в соответствии с ч. 2 ст. 53 ГПК РФ. Такое оформление доверенности является бесплатным. Для этого заключенный может самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением на имя начальника ИУ, либо родственник/иное лицо обращаются с этим заявлением, к которому прикладывают бланки доверенностей.
2) ИЗУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Полученные медицинские документы заключенного можно анализировать самостоятельно или проконсультироваться с профильными медицинскими специалистами, чтобы понять, насколько медики уголовно-исполнительной системы соблюдают стандарты и требования при оказании медицинской помощи осужденному.
3) ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ/БЕЗДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННОМУ
Осужденный или его представитель имеют право обратиться в следующие органы власти с жалобами на ненадлежащее оказание медицинской помощи:
— В ФКУЗ МСЧ ФСИН России по соответствующему субъекту РФ, в прямых полномочиях которых в частности медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, включая оказание первичной и некоторых видов специализированной медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях в объемах, установленных программой государственных гарантий, а также их лекарственное обеспечение.
— В органы прокуратуры по соответствующему субъекту РФ, в полномочия которых входит обеспечение надзора, в том числе за соблюдением закона при оказании медицинской помощи заключенным.
— В территориальные органы Росздравнадзора (РЗН). Указанный орган проводит проверку в отношении деятельности юридических лиц, то есть обращаться в РЗН надо с жалобой на ФКУЗ МСЧ ФСИН России по соответствующему субъекту РФ с жалобой на несоблюдение обязательных требований и стандартов при оказании медицинской помощи. В просительной части такого обращения необходимо сослаться на ст. 26 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 января 2015 г. N 19н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения…» и просить провести внеплановую проверку в отношении конкретного ФКУЗ МСЧ ФСИН России на предмет качества, своевременности и соблюдения стандартов оказания медицинской помощи осужденному. Такое обращение в РЗН необходимо посылать обычной почтой или через портал госуслуг. Если направить обращение просто по электронной почте, проверка не будет проведена.
Любое обращение в органы власти должно быть четким, понятным и содержательным. Обращение должно содержать перечень диагностированных заболеваний, описание необходимой медицинской помощи (диагностика, лечение), фактическое лечение (или его полное отсутствие) и его последствия на состояние здоровья (описание ухудшений, прогрессирования заболевания и пр.), описание использованных средств защиты (обращение к начальнику медицинской части, колонии и пр.) и их результаты. В просительной части обращения необходимо сформулировать конкретные просьбы/требования.
4) СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА
Заключенный и его представитель (имеющий высшее юридическое образование) имеют право обратиться в суд в порядке административного судопроизводства (глава 22 КАС РФ). Например, с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий или бездействия исправительного учреждения, УФСИН России по соответствующему субъекту РФ, начальника исправительного учреждения.
При обращении в суд рекомендуем апеллировать к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания».
Следующим этапом может быть обращение с просьбой обязать выполнить определенные действия (направить заключенного на диагностику, консультацию к специалисту и пр.). Такой иск уже можно подавать как по КАС, так и в рамках гражданского судопроизводства. В судебной практике бывает и так, и так. Дальше можно просить о возмещении морального вреда. Такой иск обычно подают только по ГПК, но бывают редкие случаи, этот вопрос также рассматривают в рамках КАС.
Обращение по ГПК удобно тем, что истцом может быть человек без юридического образования, то есть любое лицо с доверенностью или сам заключенный.
5) ОБРАЩЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Первый вопрос, который необходимо решить перед обращением в ЕСПЧ – исчерпаны ли внутренние средства правовой защиты (это один из критериев приемлемости, по нему будет проверяться жалоба в Суде). По общему правилу, которое следует из прецедентной практики Суда, необходимо в достаточной мере уведомить национальные органы власти о проблеме неоказания медицинской помощи заключенному, тем самым предоставив возможность властям исправить ситуацию. Как правило, необходимо обратиться во ФСИН России и органы прокуратуры.
Но нельзя воспринимать эту рекомендацию буквально, будто достаточно написать формальные жалобы в указанные органы, а затем уверенно обращаться в ЕСПЧ. Порой работа на национальном уровне, предваряя обращение в ЕСПЧ, может занимать месяцы, а иногда годы и включать в себя проведение независимых экспертиз, судебных тяжб и пр.
В отдельных случаях, когда стоит вопрос о жизни или смерти человека, нет необходимости что–либо исчерпывать, а нужно напрямую обращаться в Суд с заявлением по 39 Правилу Регламента Суда – с просьбой принять срочные меры (перевод в больницу, допуск специалиста, предоставление лекарств и пр.). Решение по указанному заявлению принимается Судом в течение нескольких дней. Но это срочные или предварительные меры.
Полноценная жалоба, поданная в ЕСПЧ по статье 3 Конвенции в связи с неоказанием медицинской помощи, рассматривается в среднем в течение 3 лет.
При этом Европейский Суд в своих постановлениях неоднократно указывает, что утверждения о неоказании медицинской помощи, о ее несвоевременности или неудовлетворительности, обычно недостаточно, чтобы привести к возникновению вопроса о нарушении статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрет пыток). Но в то же время, принимая решение о наличии или отсутствии факта нарушения, Европейский суд учитывает конкретные и индивидуальные обстоятельства каждого дела.
В настоящее время в открытом доступе имеется много решений ЕСПЧ по указанной категории дел, переведенных на русский язык. На сайте ЕСПЧ также имеется полезная практическая информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы в ЕСПЧ. Перед обращением в ЕСПЧ рекомендуем проконсультироваться со специалистами по указанной категории дел.
Вот некоторые из постановлений ЕСПЧ по делам о неоказании медицинской помощи заключенным:
«Коряк против России», № 24677/10 от 13.11.2012 (ВИЧ-инфекция)
«Дирдизов против России», № 41461/10 от 27.11.2012 (опорно-двигательный аппарат, болезнь Бехтерева)
«Решетняк против России», № 56027/10 от 08.01.2013 (туберкулез легких)
«А.Б. против России», № 1439/06 от 14.10.2010 (ВИЧ-инфекция)
«Алексанян против России», № 46468/06 от 22.12.2008 (ВИЧ-инфекция)
«Гуренко против России», № 41828/10 от 05.02.2012 (сердечно-сосудистые заболевания)
Нормативно-правовые акты
Представляем перечень нормативных актов, который может быть полезен заключенным или их представителям при защите права на охрану здоровья. Все указанные нормативные акты имеются в открытом доступе на интернет-сайтах правовых систем Консультант и Гарант.
— Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— Приказ Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы»;
— Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы»;
— Приказ Минздрава РФ N 346, Минюста РФ N 254 от 28.08.2001 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы»;
— Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 14.11.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
— Приказ Министерства юстиции РФ от 2 октября 2015 г. N 233 «Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы»;
— Постановление Правительства РФ от 14 января 2011 г. N 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений»;
— Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».
Источник
Кто отвечает за здоровье осужденных
Начальнику ФКУЗ МСЧ — 1 ФСИН России …
Начальнику УФСИН России по … области …
от Иванова Ивана Ивановича (ФИО)
индекс, город, улица, дом, корпус, квартира
Я, Иванов Иван Иванович, прихожусь отцом осужденного Иванова Сергея Ивановича, отбывающего наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по … области.
В настоящее время мне поступила информация, что у моего сына возникли проблемы со здоровьем.
В частности, . (указать, какие именно заболевания уже имеются, какие ухудшения произошли).
Согласно п. 28 Приказа Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. N 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» при обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного за медицинской помощью к медицинскому работнику во время покамерного обхода, к сотруднику дежурной смены СИЗО, указанные должностные лица обязаны принять меры для организации оказания ему медицинской помощи. Медицинская помощь в экстренной форме медицинскими работниками медицинской организации УИС оказывается безотлагательно, в том числе при необходимости, ими вызывается бригада скорой медицинской помощи.
Также, в соответствии с п. 33 данного Приказа, медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
Однако медицинским работником и сотрудниками исправительного учреждения, в нарушение вышеуказанных норм, необходимая медицинская помощь не оказывается (или оказывается не в полном объеме).
На основании изложенного прошу принять необходимые меры для восстановления нарушенного права на оказание медицинской помощи в отношении моего сына, Иванова С. И. Также, прошу установить лиц, допустивших нарушение прав Иванова С. И. на безотлагательное получение медицинской помощи, принять соответствующие дисциплинарные меры воздействия, о чем уведомить меня по указанным выше адресам.
Свой ответ прошу направить на вышеуказанный адрес или на адрес электронной почты (если имеется) для оперативного получения данной информации.
«___» ______ 2020 г. Иванов И. И.
У заключенного также есть право вызвать врача-специалиста из гражданской больницы. Это право предусмотрено Статьей 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 26.03.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Это право также регламентируется пунктом 125 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ).
Начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России
от осужденного Иванова Ивана Ивановича, 01.01.1987 г.р.
о приглашении врача-специалиста
Я, осужденный Иванов Иван Иванович, имею следующие заболевания: .
Имеющиеся в ИК-1 медицинские работники не являются специалистами по данному (-ым) виду (-ам) заболевания (-ний). Состояние моего здоровья ухудшается, необходимых медицинских препаратов в исправительном учреждении не имеется.
Согласно пункту 125 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ) при невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.
Кроме того, в соответствии с пунктом 129 ПВР осужденные могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения в условиях лечебно-профилактических учреждений или лечебных исправительных учреждений УИС. В случаях, когда необходимую медицинскую услугу в указанных условиях предоставить невозможно, она по заключению лечащего врача ИУ может быть выполнена в соответствующем учреждении здравоохранения.
Таким образом, я вправе пригласить необходимого мне специалиста, а затем, по окончании консультации/лечения, получить дополнительную лечебно-профилактическую помощь за счет собственных средств. Необходимые денежные средства имеются у меня на лицевом счету, а также, в случае нехватки, будут предоставлены родственниками.
На основании изложенного прошу обеспечить мне возможность получения медицинской помощи врача-специалиста (указать, какого именно), а также, возможность получения дополнительной профилактической помощи в виде (указать, что именно) за счет собственных средств.
«_____»_____ 2020г. Иванов И.И.
Кроме того, согласно пункту 129 ПВР, осужденные могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, которую оплачивают самостоятельно.
Доктор приезжает либо в колонию (или СИЗО), либо заключенного должны доставить к специалисту в медучереждение. Таким образом, каждый заключенный вправе пригласить необходимого ему специалиста, а затем, по окончании консультации/лечения, получить дополнительную лечебно-профилактическую помощь за свой счет.
Заключенный не может заключить договор о добровольном медицинском страховании и получать медпомощь по ДМС.
Право заключенного на достойную, качественную медицинскую помощь защищено рядом российских законов.
Статья 12 УИК РФ «Основные права осужденных»:
- Ч.6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
- Ч.6.1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.
Статья 101 УИК РФ «Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы»;
Статья 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 26.03.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о праве лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи:
- право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством РФ;
- право на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством РФ, за счет бюджетных средств, при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства для беременных женщин, женщин во время родов и в послеродовой период.
Приказ Министерства юстиции России от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» с изменениями от 31 января 2020 г.;
Пункты 123-131 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Организация и предоставление медицинской помощи осужденным, обеспечение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
Приказ Минюста России от 02.10.2015 № 233 «Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минюста России от 22.09.2015 № 222 «Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях».
Источник