Меню

Кто может вести школы здоровья

Кто может вести школы здоровья

В настоящее время существует необходимость в совершенствовании профилактической помощи населению, в снижении факторов риска, влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, отсюда следует, что система медико-санитарного просвещения населения является одно из приоритетных направлений деятельности службы здравоохранения. Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников, однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей, являются медицинские работники. Одной из перспективных форм профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

Школа здоровья включает в себя новые информационно-мотивационные технологии, которые в свою очередь. должны способствовать повышению приверженности пациентов к лечению, формировать у них мотивацию к сохранению своего здоровья и повысить ответственность пациента за здоровье как своей личной собственности.

Цель Школ – это обеспечить пациента соответствующими знаниями, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача. Развитие школ для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения — обеспечение единства врача и пациента в достижении качества и медицинской эффективности оказываемой пациентам помощи. С целью повышения информированности пациентов о здоровом образе жизни, мерах профилактики предотвратимых болезней, а также о правильном лечении выявленных заболеваний, изменении образа жизни. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное отношение к здоровью, мотивация его сохранения и соблюдение режима лечения. С целью исполнения распоряжения администрации Липецкой области «О совершенствовании работы по медицинской профилактике, гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни» и совершенствования работы Школ здоровья на базе Государственного учреждения здравоохранения «Липецкий областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» согласно приказа управления здравоохранения N636 от 04.12.1995 г. «О работе школ здоровья в ЛПУ»:

существуют следующие Школы:

  1. Школа для обучения людей, живущих с ВИЧ.
  2. Школа обучения здоровому образу жизни учащихся общеобразовательных учреждений.
  3. Школа для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
  4. Школа для обучения беременных с ВИЧ и коммерческих секс работниц.

В течение 2012 года было обучено 336 пациентов живущих с ВИЧ/СПИД, 3 645 учащихся общеобразовательных учреждений, 81 беременная женщина, 65 пациентов освобождающихся из мест лишения свободы.

В течении всего времени существования Школ значительное место отводится среднему медицинскому персоналу. Они оказывают медико-психологическую, консультативную помощь пациентам Школ здоровья.

Факторы успеха обучения в школах здоровья

Занятия в школе следует проводить в интерактивной форме.

Избегать больших информационных блоков в структуре занятий.

Вся наглядная продукция и оформление помещения должны быть красочной, доступной, запоминающейся.

Специалисты, ведущие занятия в школах, должны обладать лекторским мастерством.

Таким образом, организация Школ здоровья – это многозадачный процесс, требующий профессионального опыта медицинского специалиста в формировании у пациента мотивации к сохранению здоровья и повышению ответственности за свое здоровье.

Артеменко Т.Н — фельдшер, Сальникова Л. В. – медицинская сестра

Источник

Глава 1. О Школе здоровья

Роль медицинской сестры в реализации программ Школ здоровья

В амбулаторно-поликлинических учреждениях

Исполнитель: Иконникова Анастасия

Студентка: группы: 301 МС

Руководитель: Пархоменко Татьяна Борисовна

главная медицинская сестра МБУ «ЕКДЦ»

Введение

Глава 1. О Школе здоровья

1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья

1.2 Методика проведения занятий в Школе здоровья

1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность: наиболее из перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.

Показатели здоровья и уровня знаний населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и т.д. ), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Читайте также:  Фактор производственной среды который может вызвать травму или иное резкое повреждение здоровья

Учитывая, что здоровье человека в большей частности определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, и полезных навыков для в жизни в целом, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.

Цель: оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

— обучение пациентов по типовым программам;

— контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе здоровья;

— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;

Объект: роль медицинской сестры в амбулаторно-поликлинических учреждениях

Предмет: реализация программ Школ здоровья

Глава 1. О Школе здоровья

1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья

Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.

Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.

В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением:

— бронхиальной астмой вне выраженного обострения;

— сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.

А так же: — для психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2–3 триместре беременности.

— курящие пациенты направляются желающие бросить курить.

Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.

Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. В амбулаторно-поликлиническом учреждениях, рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю.

Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).

Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы:

– обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

–обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

Читайте также:  Тяжкий вред здоровью угроза

Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.

Обязательное оборудование Школы:

— помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;

— столы и стулья в количестве 15 штук;

— доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

— информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

— проектор (мультимедиа), компьютер, экран;

— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

— аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

— Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

— Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

— Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.

— Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

1.2 Методика проведения занятий в Школах здоровья

1. Для пациентов с артериальной гипертонией:

Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:

04 – медицинские услуги по профилактике;

01 – Школа для больных с АГ.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Занятие 3. Физическая активность и здоровье.

Занятие 4. Стресс и здоровье.

Занятие 5. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.

2. Для пациентов с бронхиальной астмой:

Обучение пациентов с бронхиальной астмой (БА) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.037.03:

04 – медицинские услуги по профилактике;

03 – Школа для больных бронхиальной астмой

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.

Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?

Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.

Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.

Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.

3. Для пациентов с сахарным диабетом 2 типа:

Обучение пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.012.01:

Читайте также:  Иро конкурс учитель здоровья 2020

04 – медицинские услуги по профилактике;

01 – Школа для больных с сахарным диабетом.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.

Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?

Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.

4. Для психологической подготовки семьи к рождению ребенка:

Обучение беременных женщин и их семей в «Школах здоровья» является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.001.03:

04 – медицинские услуги по профилактике;

001 – акушерство и гинекология;

03 – Школа для беременных.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященным основным наиболее важным вопросам периода беременности и родов.

Занятие 1. Изменения в организме женщины, связанные с беременностью.

Занятие 2. Психологические особенности женщины в период беременности и родов. Послеродовые психологические кризисы.

Занятие 3. Роды. Возникновение и подавление боли в родах.

Занятие 4. Грудное вскармливание. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.

Занятие 5. Ребенок первого года жизни.

5. Для желающих бросить курить:

Полный цикл включает 2 занятия по 145 минут, телефонное и индивидуальное консультирование (160 минут).

Занятие 1. Курение и здоровье.

Занятие 2. Как отказаться от табачной зависимости.

1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург

Заключение

Здоровье человека — одна из первостепенных тем человечества. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим пациента, беречь и укреплять свое здоровье, если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то мы не вправе надеяться, что будущее будет более здорово и развито.

Школы здоровья – это реальный шанс научиться приносить пользу своему здоровью. Здесь подробно расскажут о факторах риска неинфекционных заболеваний, а также научат практической профилактике, с радостью ответят на любые вопросы, касающиеся здоровья, причем не только физического, но и психологического. Здесь можно не только получить исключительно полезные знания о своем здоровье, даются индивидуальные заключения и рекомендации. но и пообщаться с новыми интересными людьми. Образование в школе здоровья — процесс и результат усвоения пациентом систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.

С помощью определения цели, задач и тематик школы здоровья, работа должна быть организована таким образом, чтобы все пациенты имели возможность проходить в ней обучение. С этой целью необходимо учитывать ряд показателей. В частности, показатель охвата обучением, показатель способности к самоконтролю. Из данной проделанной работы следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Список литературы

1. Приказ МЗ Свердловской области 250-п от 19 марта 2012г «Об организации школ здоровья в ЛПУ Свердловской области»

2. Приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»

3. Приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»

4. ФЗ -323 от 21.11.2011г. «Об охране здоровья граждан в РФ»

Источник

Adblock
detector