Меню

Кто имеет ограниченные возможности здоровья

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Читайте также:  Принципы сохранения психического здоровья определи примеры психического здоровья

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Источник

Кто имеет ограниченные возможности здоровья

Я часто пишу о работе с детьми с ОВЗ, о разных методиках и подходах, но вот кто же эти дети с ограниченными возможностями здоровья, которых именуют этой краткой аббревиатурой?

Прежде всего, важно отметить, что отклонения здоровья могут носить и физический, и психологический характер. Подобные отклонения предусматривают необходимость особого отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)

В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.

2. задержка психического развития (ЗПР)

В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.

3. нарушения слуха (глухие, плохослышащие)

Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.

4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)

В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования. Если я не ошибаюсь, то показатель зрения до 0,08.

5. речевые отклонения

Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.

6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата

Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.

7. расстройства поведения и общения

В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.

8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)

В качестве примера можно привести сочетание таких заболеваний, как детский церебральный паралич и отсутствие слуха, либо нарушение зрения вкупе с задержкой психического развития.

Источник

Виды инвалидности в России: классификация, степени и условия получения

При аномалиях здоровья, которые сложно поддаются лечению или считаются не устранимыми, по закону гражданину РФ положена определённая группа инвалидности. Особый статус человека с ограничениями независимо от возраста гарантирует ему получение пенсии и различных преференций. Более подробно раскроем тему в данном материале.

Группы инвалидности в РФ — характеристика каждой

Льготникам 1 группы в силу значительных ограничений по здоровью требуется помощь в передвижении, осуществлении ухода и пр. Нередко у таких граждан диагностируют проблемы с ориентацией во времени и пространстве, сложности с общением и контролем поведения. Проще говоря, категория относится к тяжёлой.

При 2 группе способности частично сохранны. То есть специальные приспособления, устройства помогают инвалиду справляться с повседневными делами, ходить и даже работать в специальных условиях. Хотя рассматриваемая группа (как и 1) считаются не рабочими.

Наконец, граждане с 3 группой могут обслуживать себя, перемещаться, трудиться достаточно свободнно, но в более медленном темпе по сравнению с обычными людьми. График таких работников должен быть облегчённым, нужно учитывать некоторые ограничения и рекомендации врачей.

Критерии получения группы инвалидности

Право на льготный статус возникает в случае, когда недуг, травма, увечье ограничивают возможности их обладателя (умственные и физические). Таким образом, фиксируется нуждаемость человека в соцзащите и тд.

Важно! По словам экспертов, нет полного списка заболеваний, по которым обязательно дадут группу инвалидности. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Ребёнка или взрослого признают льготником только по итогам проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Специалисты опираются на предоставленные документы, оценивают признаки нездоровья, опрашивают больного и тд. В частности, принимают во внимание следующие дисфункции:

— утрата зрения, слуха, голоса, чувствительности тактильных и других анализаторов;

— расстройства психики — частичная или тотальная потеря памяти, способности нормально мыслить, управлять сознанием и выполнять элементарные действия;

— деформация тела — к примеру, из-за отсутствия части тела простые движения, перемещение становятся невозможными, либо затруднены.

В целом группу дают согласно тому, на сколько сильно проблема ухудшила жизнедеятельность человека. После присвоения в большинстве случаев особый статус требуется подтверждать на МСЭ раз в год или в несколько лет. В исключительных ситуациях (необратимые недуги, ухудшение самочувствия и пр) группа устанавливается до конца жизни (бессрочно).

Перечень заболеваний для каждой группы

При 1 группе нарушения по здоровью наиболее стойкие и явные. Наблюдаются значительные ограничения. О присвоении данной категории речь идёт, если диагностируются:

— ампутация (частичная или полная);

— злокачественные опухоли с множеством метастаз;

Читайте также:  Проблема охраны здоровья сущность проблемы

— тяжёлая степень недостаточности кровообращения;

— поражение ЦНС, вызвавшее частые эпиприпадки, паралич тела;

— необратимые проблемы в работе органов или последствия травмы;

— сумеречное сознание, слабоумие, прогрессирующая шизофрения и другие аномалии;

— заболевание, приведшее к потере голоса, зрения, слуха, а также прогрессирующий туберкулёз (последняя стадия).

Поводом для присвоения 2 группы являются также явные проблемы, связанные с:

— циррозом лёгких и печени;

— удалением раковых опухолей;

— язвой желудка в тяжёлой форме;

— недугами спинного мозга (параличом);

— поражениями миокарда или мышцы сердца, сбоем в кровотоке;

— влияющими на интеллект инфекциями, травмами и атеросклерозом мозга;

— хирургическим вмешательством в работу внутренних органов, их целостность и тд.

Что касается 3 группы, здесь имеют место болезни, при которых несмотря на ограничения можно вести самостоятельную жизнь, работать. Специалисты дают инвалидам эту группу, если сталкиваются с:

— аномалиями сосудов и сердца;

— дисфункцией опорно-двигательного аппарата.

Степени инвалидности для каждой группы

Чтобы описать ущерб от недуга для организма, применяют такие степени повреждения, как:

— аномалии умеренной силы;

— сильно проявленные состояния;

— тяжёлые, сильно ограничивающие патологии.

При первых двух степенях можно получить 3 «рабочую» группу, а при оставшихся двух подразумевается нетрудоспособность, недоступность профессиональной деятельности.

Особенности оформления инвалидности

Назначают конкретную группу после подготовки документации и освидетельствования на МСЭ. В результате гражданину с ограничениями по здоровью доступны пенсионные выплаты и льготы, которые могут иметь небольшие отличия с учётом категории инвалидности.

Очередное освидетельствование происходит через несколько лет для обладателей 1 группы и раз в год для лиц с 3, 2 группами. Если особенности выявлены у несовершеннолетнего, до 18 лет он будет считаться ребёнком-инвалидом (статус могут дать на год или на более долгий период).

В ходе новой медкомиссии группу могут изменить или снять с учётом актуального состояния обследуемого. Далее перечислим основные нюансы по группам, касающиеся их назначения.

1 группа инвалидности

На фоне ограничений 4 степени и тяжёлых нарушений достаточно часто инвалидность является бессрочной. О пожизненной группе говорят при стабильности или ухудшении состояния в отношении следующих льготников:

— с общими заболеваниями в тяжёлой форме;

— военнослужащих, экс-блокадников, участников военных действий и ветеранов;

— имеющих сложные группы (не только 1, но и 2) при неизменности здоровья в течение 15 лет (и более), или при отсутствии позитивной динамики на протяжении 5 лет реабилитации;

— достигших пенсионного возраста (60 лет для женщин и 65 — для мужчин) инвалидов нерабочих групп.

2 группа инвалидности

Установление особого статуса аналогично 1 группе, но степень тяжести другая — болезни, как правило, в явной 3 стадии. Если случай исключительный и вписывается в представленный выше перечень, группа бессрочная и освидетельствоваться ежегодно не нужно.

3 группа инвалидности

Здесь проблема со здоровьем обычно во 2 или 1 стадии. Присутствуют бытовые и иные ограничения, медлительность, но работать разрешено. Тем более что размер пособия для льготников с 3 группой меньше, чем у других инвалидов. Зато им даются преференции в виде бесплатного переобучения, дополнительного отпуска и перерывов, особого оснащения рабочего места и тд.

Льготы, выплаты, компенсации и размер пенсии по инвалидности

Всем гражданам с инвалидностью в России положена пенсия (сумма у групп разная), соцпакет и другие преимущества в качестве компенсации ограничений по здоровью. Пенсия делится на три вида.

Социальная пенсия положена постоянно проживающим в РФ физлицам, у которых нет стажа работы. Размер пособия индексируется каждый год.

Страховая (трудовая) пенсионная выплата подходит для имеющих стаж (хотя бы 1 день). Расчётом суммы занимаются в ПФР после подачи требуемых документов.

Государственная пенсия предусмотрена для:

— участников блокады Ленинграда;

— пострадавших в результате техногенных катастроф.

Плюс, у всех инвалидов есть право на социальный пакет (НСУ), куда входят бесплатные лекарства по рецепту, путёвка в санаторий для оздоровления, передвижение в общественном транспорте и тд. Набор услуг можно реализовать или заменить на деньги и получать как прибавку к ЕДВ. В таком случае нужно обратиться с заявлением в ПФР.

1 группа инвалидов

При самых сильных ограничениях пенсия самая высокая (если брать в расчёт 3 или 2 группу). Например, инвалиды детства могут рассчитывать на 13 912,09 руб., а обладатели 1 группы — на 11 593,58 руб. Плюс, действует набор соцуслуг, позволяющий:

— пользоваться пригородным и городским транспортом без оплаты;

— взять по рецепту необходимые лекарства из утверждённого перечня в госаптеке бесплатно;

— восстановить здоровье в санатории на безвозмездной основе (льгота также распространяется на сопровождающего).

ЕДВ для инвалидов самой тяжёлой группы составляет 4087,36 руб.

Кроме того, у льготников данной категории есть такие преимущества, как:

— возможность не платить налог на имущество и получить скидку по налогу на землю;

— повышенная стипендия во время обучения;

— поступление в средне-специальные и высшие учебные учреждения вне конкурса при успешной сдаче экзаменов.

Жителям столицы дополнительно положена социальная карта, по которой можно получить скидки в некоторых инстанциях и бесплатно перемещаться в транспорте.

2 группа инвалидов

Вместе с особым статусом этой категории положена пенсия 5796,75 руб, а если инвалидность с детства, сумма достигает 11593,58 руб. В качестве льгот также можно:

— приобрести со скидкой 50% или забрать бесплатно медикаменты, средства реабилитации;

— за счёт государства пройти курс лечения в санатории, доехать до него (и обратно);

— вне конкурса быть зачисленными в учебное заведение, если экзамены сданы хорошо.

ЕДВ для инвалидов со 2 группой составляет 2919,02 руб.

3 группа инвалидов

Что касается пособия для этих граждан с ОВЗ, оно равняется 4927,28 руб. Помимо возможности работать, льготники вправе:

Читайте также:  Пожелания здоровья детям внукам

— взять отпуск по своему желанию на 30 дней;

— устроиться на работу без испытательного срока;

— трудиться с дополнительными перерывами или по лёгкому графику;

— работать с учётом потребностей, то есть используя спец. оснащение и тд;

— пройти переквалификацию, профподготовку бесплатно от службы занятости;

— купить лекарства по рецепту по сниженной стоимости (50%);

— подлечиться в санатории по путёвке безвозмездно.

ЕДВ для инвалидов с 3 группой составляет 2336,70 руб.

Трудоустройство инвалидов и ограничения

Из вышесказанного становится очевидным, что 1 группа присваивается на основании неспособности человека к самостоятельной жизни, и, соответственно, к труду. При 2 группе существующие ограничения здоровья тоже подразумевают нетрудоспособность.

Но здесь играет роль степень. Например, 1 позволяет трудиться на низко квалифицированной должности, а вот 2 степень требует создания подходящих для сотрудника-инвалида условий.

При 3 группе часто допускается несложная работа с уменьшенным количеством часов, либо необходимо переоборудовать место.

Важно! Инвалидам, желающим работать, стоит обращаться службу занятости, так как здесь предложат подходящие вакансии и в случае необходимости отправят на бесплатное переобучение.

В любом случае важно понимать, что на фоне инвалидности вероятность изменения деятельности очень высока. Особенно, если до болезни, травмы работа была связана с нагрузками и пр. Данный переход может быть сложным в разных аспектах (финансово, психологически), но необходим для более комфортной, безопасной для здоровья жизнедеятельности.

Детская инвалидность

Несовершеннолетние льготники обычно рассматриваются как особая категория инвалидов. Многие из детей имеют отклонения в развитии, то есть им трудно общаться, обучаться, контролировать поведение и пр. В будущем некоторые из них, однако, могут работать и находят себя в жизни.

Как бы там ни было, специалисты МСЭ могут рекомендовать в отношении детей-инвалидов:

— реализацию комплекса мер по реабилитации;

— размещение в специнтернатах, санаториях и пр;

— предоставление дополнительного мед. оборудования.

Детям с ограниченными возможностями нужен опекун. Также государство выделяет им пенсионное пособие с льготами. Примечательно, что с 18 лет ребёнок-инвалид, оставшийся без попечения родителей, либо сирота из интерната, может претендовать на внеочередное жильё.

Инвалид детства

Чтобы получить этот статус, требуется направление из детской районной поликлиники или специализированного мед. учреждения. В амбулаторной карте и истории развития делают необходимые записи, затем карта поступает в поликлинику по месту жительства ребёнка.

Здесь подготавливается медико-социальное заключение, второй экземпляр которого отправляют в соцзащиту. Там назначат пособие, равное на сегодняшний день 13912 руб. 09 коп. При этом ЕДВ достигает 2919 руб. 02 коп.

Если состояние, приведшее к инвалидности, возникло до совершеннолетия (до 01.01.2000 — до 16 лет), а также есть доказательство стойких ограничений в виде документов, устанавливается статус «инвалид с детства». Обладателям 1 группы в таком случае начисляется 13912 руб. 09 коп., а 2 группы — 11593 руб. 58 коп.

Привилегии для семей с инвалидами

Льготы для таких семей следующие:

— 50% скидка при оплате квартплаты в общественном жилом фонде;

— ребёнок и родитель вместе с ним могут не платить за поездку к месту лечения и обратно в междугороднем, пригородном и городском транспорте.

Опекунство

Если инвалиду требуется постоянная помощь, назначают опекуна. Но он должен соответствовать некоторым требованиям, к примеру:

— проживать в одном населённом пункте с льготником;

— являться родственником для своего подопечного, либо получить право на опекунство по суду (для посторонних лиц);

— не быть трудоустроенным, тк. от соцзащиты будут идти пособия по уходу (только за инвалидом 1 группы), а также начислят трудовой стаж.

Узнать о полном перечне требований к опекунам рекомендуем непосредственно на месте. Тем более что сумма выплат устанавливается регионами.

Если постоянно заботиться об инвалиде не нужно, пособие не назначают, а периодически ухаживающий человек обеспечивается льготами в сфере труда:

— может взять дополнительный отпуск за свой счёт;

— не работает в праздничные и выходные дни, сверхурочно.

Кто имеет право устанавливать инвалидность в РФ

Особый статус в России можно получить исключительно в рамках МСЭ по итогам освидетельствования экспертами из медико-социальной комиссии. Но перед этим льготник должен обратиться к терапевту. Врач оценит состояние больного, отправит его проходить обследования, сдавать анализы и пр. По итогу выдаётся направление на медкомиссию.

Все подготовленные бумаги предоставляются трём врачам МСЭ. Потенциального инвалида опрашивают, производят осмотр и тд. Если нужно, просят дополнительные сведения (справки, данные обследований и пр). Процедура освидетельствования протоколируется.

В завершении специалисты совещаются, устанавливают группу и выдают акт. В нём перечислены предъявленные документы, сведения о проведённых исследованиях и другая важная информация.

Если инвалидность не самая тяжёлая и улучшение состояния не исключается, особый статус дают на год (при 2 и 3 группах) или на несколько лет (1 группа). По истечении данного срока нужно подтвердить наличие ограничений на новой МСЭ. В случае изменения здоровья к худшему, могут дать бессрочную или другую группу. Позитивная динамика, наоборот, облегчает категорию инвалидности или снимает её.

При несогласии с экспертным заключением гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ для повторной оценки, либо в суд (если везде итоги не устраивают). В последнем варианте развития событий разрешено привлечь независимого эксперта.

А чтобы наверняка получить группу, рекомендуем заранее обратиться в ПФР и узнать, есть ли шанс на присвоение льготного статуса. На сайте фонда есть перечень утверждённых заболеваний. Далее можно посетить своего врача и приступить к оформлению группы. Важно подойти к делу максимально ответственно, подготовить доказательства, справки и пр. Тогда вероятность отказа будет нулевой.

Источник

Adblock
detector