Меню

Кто должен обеспечивать охрану здоровья ребенка

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Права детей на бесплатное оказание медицинской помощи и предоставление лекарственных средств

Основополагающим правовым актом в сфере охраны здоровья является Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1).

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2).

Право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязанность государств развивать систему медицинской помощи и обеспечивать ее доступность для населения предусмотрены в важнейших международных правовых актах (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 24 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году).

С учетом важнейших конституционных положений принят системообразующий Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона №323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч.1). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (ч. 4).

В силу ст. 10 Федерального закона от №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п.5).

Согласно ч. 2 ст. 19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Для осуществления предоставляемых несовершеннолетним прав на бесплатное получение медицинской помощи одной из ключевых гарантий является правовая регламентация финансового обеспечения, источники которого также обозначены Федеральным законом №323-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» формирует систему обязательного медицинского страхования, которое является одним из видов обязательного социального страхования. Средства, аккумулируемые в рамках обязательного медицинского страхования, составляют финансовую основу государственной системы здравоохранения.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Согласно ст. 81 Федерального закона №323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Территориальные программы).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках Программы и Территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждён Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее – Перечень групп населения).

Согласно указанному Перечню групп населения дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных препаратов. Кроме того, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение средств медицинской реабилитации (по медицинским показаниям).

В соответствии с п. 7 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 №4н (приложение № 1 к приказу) факт выдачи рецепта на лекарственный препарат законному представителю или уполномоченному лицу фиксируется в медицинской документации пациента.

Таким образом, для бесплатного получения лекарственного препарата, включенного в Перечень лекарственных препаратов, лечащий врач обязан выписать рецепт на соответствующем бланке установленного образца. Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) врач должен внести в медицинскую документацию.

Читайте также:  С днем рождения желаю счастья здоровья успехов во всех начинаниях

Правовое регулирование в сфере здравоохранения детей осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий. Поэтому по вопросам медицинской помощи и лечения принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам здравоохранения принимают свои законы, в которых также закреплено право на бесплатное получение медицинской помощи.

Таким образом, право на получение бесплатной медицинской помощи детям предусмотрено нормативными правовыми актами всех уровней власти.

Источник

Обязанность родителей заботиться о здоровье своих детей и отказ родителей от медицинского вмешательства в отношении своих детей в возрасте до 15 лет (М.Н. Малеина, «Медицинское право», N 3, май-июнь 2011 г.)

Обязанность родителей заботиться о здоровье своих детей и отказ родителей от медицинского вмешательства в отношении своих детей в возрасте до 15 лет

Статья анализирует спорный порядок применения права родителей на отказ от медицинского вмешательства в отношении своих детей, приводит судебные примеры последствий такого отказа; автор делает предложения по изменению действующего законодательства.

Право ребенка жить и воспитываться в семье включает в себя правомочие на физическое воспитание и развитие здоровой личности. Возможность такого толкования воспитания и развития дает норма п. 1 ст. 63 Семейного Кодекса РФ*(1), согласно которой «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей», «они обязаны заботиться о здоровье, физическом развитии своих детей», а также норма п. 1 ст. 65 СК РФ — «при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей».

Родители ребенка свободны в выборе средств и методов физического воспитания. Они организуют ребенку рациональный режим дня, отдыха, питания. Дети должны получать навыки правильного гигиенического поведения в быту, игре, что служит профилактикой травматизма.

Обязанность родителей осуществлять охрану здоровья ребенка реализуется путем заключения с лечебным учреждением договора на оказание медицинской помощи несовершеннолетнему. Малолетние обычно (дошкольного возраста) сопровождаются в медицинские учреждения родителями, которые в этом случае осуществляют представительство. Согласно ч. 2 ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан*(2) согласие на медицинское вмешательство в отношении детей, не достигших 15 лет (а больных наркоманией, не достигших 16 лет) дают их законные представители после сообщения им сведений о выявленном состоянии здоровья ребенка. Кроме того, родители совершают фактические действия: помогают сформулировать жалобы ребенка, делятся своими наблюдениями, выполняют указания врача.

Социологические исследования показывают, что 93,6% родителей при первых признаках болезни ребенка в возрасте до 7 лет обращаются к врачу, однако 6,1% занимаются их лечением сами; 94,1% родителей соблюдают все назначения врачей, но остальные по разным причинам не выполняют их рекомендации,*(3) что вызывает опасение за здоровье и жизнь малолетних.

При отказе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего до 15 лет от медицинской помощи, необходимой для спасения его жизни, больничное учреждение имеет право (но не обязанность) обратиться в суд для защиты интересов этих лиц (ч. 3 ст. 33 Основ). В 2010 г. десятилетний ребенок после аварии попал в клинику с тяжелейшими травмами, где ему потребовалось срочное переливание крови. Мать не дала разрешение на переливание чужой крови по религиозным соображениям. Клиника обратилась за разрешением в суд. Суд удовлетворил исковое требование, разрешив процедуру без согласия родителя. Однако ребенок к этому моменту скончался.*(4)

Согласно Конвенции о правах ребенка*(5) от 20 ноября 1989 г. родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка (п. 1 ст. 18), ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (п. 2 ст. 27).

В Семейном Кодексе РФ предусмотрено, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей» (п. 1 ст. 65 СК РФ), а также содержится положение о возможном ограничении федеральным законом прав граждан в семье в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья других членов семьи (ст. 1 СК РФ).

Статья 121 СК РФ предусматривает защиту прав и интересов детей органами опеки и попечительства при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 77 СК РФ).

В соответствии с Законом «Об опеке и попечительстве»*(6) от 24 апреля 2008 г. к полномочиям органов опеки и попечительства относится представление законных интересов несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных (подп. 8 п. 1 ст. 8). Как пишут в юридической литературе, «орган опеки и попечительства обязан заместить опекуна и принять меры по защите прав и интересов подопечного»*(7).

Однако, полагаю, что с момента отобрания ребенка у родителей до лишения родителей родительских прав или ограничении их родительских прав решение вопроса о жизни ребенка (дать согласие или отказаться от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни) все-таки не в компетенции органов опеки и попечительства. Как правильно было замечено, в ГПК РФ орган опеки и попечительства не отнесен к числу законных или иных представителей лиц, участвующих в деле, и поэтому не может непосредственно участвовать в гражданском процессе (в частности, с требованием о применении лечения к несовершеннолетнему вопреки воле родителей) в качестве представителя лица, чьи интересы оказались недостаточно эффективно защищены законным представителем. Кроме того, в процессуальном законодательстве не указаны порядок и основания, которые позволяли бы органу опеки и попечительства «заместить» или «отстранить» участвующего в деле «предыдущего» представителя.*(8) Добавим и аргумент иного рода — по сути представление органом опеки и попечительства разрешается после доказанности противоречия действий опекунов интересам подопечного, что само по себе может быть предметом судебного разбирательства.

Читайте также:  Индивидуальные критерии сохранения здоровья

Следовательно, имеющиеся санкции прекращают опасное для здоровья ребенка воздействие на будущее и применяются при наличии вины родителей.

В литературе было предложено изменить ст. 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан и закрепить право руководителя лечебно-профилактического учреждения на основании заключения врачей (консилиума) принять решение о медицинском вмешательстве для спасения жизни несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет при отказе от такого вмешательства родителей с возможностью последующего обжалования родителями этого решения в суд по месту нахождения лечебно-профилактического учреждения. В обоснование этого предложения указывается, что при столкновении интересов отдельных участников гражданских правоотношений (в широком их понимании) должны учитываться также интересы общества, нормы морали и нравственности.*(9)

Такое предложение вызывает сомнение.

Если исходить из довода об учете общественного интереса, то такой интерес должен проводить и защищать суд, а не медицинское учреждение. Между тем решение вопроса по существу предлагается оставить за одной из сторон спора, а суду предоставить возможность в последующем контролировать законность принятого решения.

Нельзя игнорировать и позицию Европейского Суда по правам человека, прецедентное право которого с момента присоединения России к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1998 г. должно признаваться и учитываться в правоприменительной практике российских судов.

Так, по делу «Гласс против Соединенного Королевства» в 2000 г. жалобу подала мать 12-летнего ребенка, который имел серьезные отклонения в физическом и умственном развитии, и ему требовался круглосуточный уход, на действия врачей, принимавших участие в лечении ее сына. В 1998 году ребенок был помещен в больницу г. Портсмута (Великобритания). Врачи, полагая, что он вступил в последнюю стадию болезни и нуждается в обезболивании, советовали назначить ему диаморфин. Мать не согласилась с мнением врачей и была очень обеспокоена тем, что применение диаморфина подвергнет риску шансы ребенка на выздоровление. Процедура инъекции диаморфина проводилась против желания матери два дня. А затем в связи с улучшением состояния больного он был выписан из больницы.

Согласно Правилам Генерального медицинского совета Соединенного Королевства, Руководству Британской медицинской ассоциации и судебной практике в случае спора именно суд должен принять решение давать или не давать согласие на медицинское вмешательство в отношении больного ребенка до 16 лет (по Руководству — до 14 лет) в случае наличия возражений со стороны родителей.

В решении Европейский суд отметил, что представители больницы смогли обеспечить присутствие полицейского для осуществления наблюдения за переговорами с матерью больного, но не уделили внимания представлению ходатайства в Высокий Суд Соединенного Королевства, несмотря на то, что судебная процедура могла быть начата немедленно. В связи с этим, по мнению Европейского Суда, нельзя не признать, что мать больного ребенка испытала стресс и волнения при общении с врачами и уполномоченными должностными лицами, чувство беспомощности и разочарования, пытаясь отстоять свое собственное понимание того, что отвечало наилучшим интересам ее ребенка. Европейский суд постановил, что больницей было нарушено право на уважение частной и семейной жизни матери и ребенка и присудил в их пользу общую денежную компенсацию.*(10)

Из материалов этого дела следует, что к функциям Европейского суда не относится анализ клинической оценки врачей в отношении тяжести состояния здоровья больного ребенка либо целесообразности предложенного ими лечения. Однако решение больницы и Треста государственной службы здравоохранения больниц проигнорировать неоднократные возражения матери ребенка против предложенного лечения при отсутствии разрешения судебного органа составило нарушение Конвенции.

Сложившаяся ситуация об исполнении обязанности родителями по физическому воспитанию и здоровью ребенка в возрасте до 15 лет (особенно в состоянии, опасном для жизни) вызывает необходимость изменения законодательства.

Здесь необходимо обратить внимание на упоминаемый возраст несовершеннолетнего. Цитируемая норма ч. 2 ст. 32 Основ (а также нормы ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) была разработана на базе ранее действовавшего ГК РСФСР 1964 г., предусматривавшего возникновение частичной дееспособности несовершеннолетних с 15 лет. Согласно действующему ГК РФ 1994 г. частичная дееспособность возникает с 14 лет (ст. 26). Поскольку оказание медицинской помощи осуществляется в результате реализации гражданских договоров целесообразно установить единый подход к требованиям о возрасте участников сделок (с 14 лет), не являющихся мелкими бытовыми, которые заключаются несовершеннолетними самостоятельно. В то же время исходя из невозможности полного контроля за состоянием своего здоровья больным наркоманией следует оставить существующее правило о том, что согласие на медицинское вмешательство и отказ от него несовершеннолетние — больные наркоманией — могут давать только с 16 лет.

Целесообразно право больничного учреждения обратиться в суд для защиты здоровья несовершеннолетних до 15 лет лиц в указанных случаях (ст. 33 Основ) заменить обязанностью соответствующего учреждения.

Требование о защите без согласия родителей здоровья несовершеннолетнего (разрешение провести медицинское вмешательство) может заявить в суд и прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ (если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в случае защиты детства, охраны здоровья, включая медицинскую помощь).

Читайте также:  Конспект занятия репродуктивное здоровье

Более четко в законодательстве необходимо отразить момент выражения отказа от лечения. На мой взгляд, отказ от медицинского вмешательства может быть выражен до начала лечения или после начала лечения, когда стали известны дополнительные обстоятельства заболевания или прогноз лечения. При этом возможно, что первоначально родителями было дано согласие, а впоследствии они свое решение изменили. То есть любое согласие родителей на медицинское вмешательство не должно считаться безотзывным.

Что касается обоснованности права родителей отказаться от медицинского вмешательства в отношении своего ребенка в возрасте до 15 лет, то оценка их решения судом должна определяться исходя из 1) степени важности находящегося под риском нематериального блага (жизни или здоровья), 2) состояния (в том числе диагноза) несовершеннолетнего, 3) содержания волеизъявления другого родителя, 4) мнения несовершеннолетнего, способного принимать адекватные решения, 5) заключения консилиума врачей.

При необоснованном отказе родителей несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет, от неотложной медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, требуется ввести в закон правило, которое бы позволило консилиуму врачей принять необходимые медицинские меры вопреки воле родителей на основании решения суда.

Подобные меры будут эффективны при дополнении процессуального законодательства нормой о сроке рассмотрения дел такой категории.

Согласно ст. 133 ГПК РФ судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. Назначение дела к судебному разбирательству производится, если судья признает дело подготовленным (ст. 153 ГПК РФ). Соответственно гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (п. 1, 2 ст. 154 ГПК РФ). Соблюдение таких процессуальных сроков не позволит осуществить реальную защиту прав ребенка, обеспечивающих его физическое и психическое благополучие.

Но Федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (п. 3 ст. 154 ГПК РФ).

Полагаю, что следовало бы закрепить в законе сокращенный срок (3 дня) со дня подачи заявления о защите права ребенка на здоровье (физического воспитание и развитие здоровой личности) для рассмотрения этого заявления судьей и принятия решения.*(11) При этом в каждом конкретном деле внутри предусмотренного сокращенного срока суд должен назначать дело к судебному разбирательству с учетом принципа разумности (ст. 107 ГПК РФ).

Так, в прокуратуру поступило заявление руководства областной больницы об отказе родителей на проведение лечения (переливание крови) 12-летней дочери, необходимого по жизненным показаниям. Прокурор направил в федеральный районный суд иск об ограничении родительских прав. Приняв во внимание тяжелое состояние девочки, суд уже на следующий день удовлетворил иск — родители девочки были лишены родительских прав. Ребенка передали органам опеки, которые незамедлительно дали разрешение на лечение.*(12)

доктор юридических наук,

профессор Московской государственной юридической

академии им. О.Е. Кутафина

«Медицинское право», N 3, май-июнь 2011 г.

*(1) Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. — Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. ст. 16.

*(2) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22 июля 1993 г. N 5487-1. — Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. ст. 1318.

*(3) Какорина Е.П. Оценка родителями здоровья детей // Медико-социальные аспекты влияния образа жизни на формирование здорового поколения. — М., 1984. С. 136.

*(4) Борисов Т. Спас на крови // Российская газета. 2010. 13 октября.

*(5) Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990. С. 388-409.

*(6) Собрание законодательства РФ. 2008. N 17. ст. 1755.

*(7) Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / под ред. П.В. Крашенинникова — М., 2010. Автор комментария — Михеева Л.Ю.

*(8) Юдин А.В. Запреты и ограничения законного представительства в гражданском судопроизводстве (процессуальные новеллы Федерального закона «Об опеке и попечительстве» // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 10.

*(9) Мохов А.А. Если родитель или иной законный представитель пациента отказывается от медицинского вмешательства // Спорт: экономика, право, управление. 2008. N 1.

*(11) Для сравнения укажем, что в течение трех дней со дня подачи заявления судья единолично рассматривает заявление о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина и принимает решение о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина или об отказе в принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина (ст. 306 ГПК РФ).

*(12) Супругов-иеговистов лишили родительских прав за отказ от лечения дочери. — http://medportal.ru/mednovosti/news/2010/07/08/blood/http://medportal.ru/ mednovosti/news/2010/07/08/blood/.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Федеральный научно-практический журнал «Медицинское право»

Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.

Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,

Издательская группа «Юрист»

Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по «врачебным делам».

Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90

Источник

Adblock
detector