Меню

Кружок путешествие по тропе здоровья

Программа кружка «Путешествие по тропе здоровья»

специалист в области арт-терапии

«Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования. » (из материалов коллегии Министерства образования).

Все вышеназванные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность существования учебных программ, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

Поэтому я взяла данное направление для ведения кружка «Путешествие по тропе здоровья».

Цель программы : Сформировать доминанту на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене.

Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.

Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.

Формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздо ровительные минутки — упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Проведение занятий исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя — к другим.

При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра — это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. В ходе реализации программы этому виду деятельности придается особое значение. Игра часто присутствует во время учебной деятельности и согласуется с темами занятий: «Путешествие по пищеварительному тоннелю» (ролевая игра), «Угадай меня» — к теме «Кожа — орган осязания», «Угадай по запаху» — к теме «Нос — орган обоняния» и др. Итоговые занятия по закреплению полученных знаний проводится в форме блицтурниров, КВНов, праздников.

Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий. Кроме этого, предполагается проведение подвижных, развивающих и психологотехнических игр.

Предметом анализа для педагога здесь должны стать активность, состояние здоровья, а также продукты игровой и творческой деятельности ребенка, которые не могут быть подвергнуты количественной и сравнительной оценке. На протяжении всего учебного года ребенку предлагается ведение собственного дневника здоровья, в котором он делает записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии (изменение роста, веса), размышления о своих привычках, желаниях, мечтах.

В процессе приобщения к законам Своего развития ребенок должен получить указанные ниже конкретные знания и умения из различных областей науки о человеке: анатомии» физиологии, психогигиены, психологии.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младщих школьников необходима совместная работа педагогов и родителей, поэтому и они привлекаются к участию в кружковой работе.

Требования к подготовке учащихся

Младшие школьники должны знать / понимать:

о важности воды для человека;

— о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей;

— как следует питаться, спать, закаляться;

— почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит;

— о полезных и вредных прививках;

— правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при обращении с огнём, электрическим током;

— чего не надо бояться;

— что добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным;

— как относиться к подаркам, к наказаниям;

— как нужно одеваться;

— как вести себя с незнакомым человеком, за столом, в гостях, в общественных местах;

— как вести себя, если что-то болит;

— как выбрать друзей, помочь родителям, больным, беспомощным;

— чем заняться после школы;

— что такое наше здоровье;

— как сохранить своё здоровье;

Младшие школьники научатся:

— оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах, различных отравлениях, перегревах, обморожениях, травмах, при попадании инородных тел, при укусах животных, насекомых;

— сдерживать себя в различных ситуациях;

— прислушиваться к советам родителей;

— пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания;

— принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке.

Читайте также:  Сильная молитва за здоровье ребенка детей

Темы 1 года обучения:

Советы доктора Воды

Друзья Вода и Мыло

Глаза — главные помощники человека

Чтобы уши слышали

Почему болят зубы

Чтобы зубы были здоровыми

«Рабочие инструменты» человека

Зачем человеку кожа

Если кожа повреждена

Питание — необходимое условие для жизни человека

Здоровая пища для всей семьи

Сон — лучшее лекарство

Я пришел из школы

Скелет — наша опора

Осанка — стройная спина!

Если хочешь быть здоров

Правила безопасности на воде

Русская игра «Городки»

Итоговое занятие (праздник) «Как стать Неболейкой»

Темы 2-4 года обучения:

Здоровье. Что это такое

Признаки болезни, признаки здоровья

Наследственные заболевания (анкета)

Почему и как ремонтируется мой организм

Прививки от болезней.

Что нужно знать о лекарствах.

Как избежать отравлений.

Безопасность при любой погоде.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Правила безопасного поведения на воде.

Правила обращения с огнём.

Как уберечься от поражения электрическим током.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Как защититься от насекомых.

Предосторожности при обращении с животными.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

Первая помощь при травмах.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Сегодняшние заботы медицины.

Чего не надо бояться.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Почему мы говорим неправду.

Почему мы не слушаемся родителей.

Надо уметь сдерживать себя.

Не грызи ногти , не ковыряй в носу.

Как относиться к подаркам.

Как следует относиться к наказаниям.

Как нужно одеваться.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Как вести себя, когда что-то болит.

Как вести себя за столом.

Как вести в гостях.

Как вести себя в общественных местах.

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

Что делать, если не хочется в школу.

Чем заняться после школы.

Как выбрать друзей.

Как помочь родителям.

Как помочь беспомощным и больным.

КВН «Как же вы устроены, господин тело?»

Дневник здоровья «Когда я стану взрослым»

Результаты освоения курса:

Формирование универсальных учебных действий:

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

· осознание ответственности человека за общее благополучие;

· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука здоровья»;

· способность к самооценке;

· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

· умение ставить и формулировать проблемы;

· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

· установление причинно-следственных связей;

· использование речи для регуляции своего действия;

· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

В процессе обучения дети учатся:

· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

· обращаться за помощью;

· формулировать свои затруднения;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· договариваться и приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В процессе реализации программы формируются также ключевые и общепредметные компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции , связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

Коммуникативные компетенции , включают знание взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Здоровьесберегающие компетенции : знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Л.А. Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Москва «Вако» 2004г.

Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», Москва «Вако» 2004г.

Т. Н. Захарова и др. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Волгоград «Учитель» 2007г.

Ю. В. Науменко «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва «Глобус» 2010г.

Г. А. Воронина и др. «Основы развития двигательной активности младших школьников», Департамент образования Кировской области, Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2008г.

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» спортивно-оздоровительное направление, ФГОС, 3 класс.
рабочая программа (3 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, построена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. К программе прилагается учебно-тематическое планирование с УУД учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
po_trope_zdorovya_3_klass.doc 232 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21»

Зам. директора по УВР

Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ___от «__»_____2016г.

«Путешествие по тропинке здоровья»

Возраст обучающихся – 3 класс

Срок реализации – 1 год

Количество часов – 34/1

учитель начальных классов

Пиденко Елена Никифоровна

Тольятти, 2016 год

Программа «Путешествие по тропе здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения. Составлена на основе программы «Путешествие по тропе здоровья» (1-4 классы), автор Горский В.А.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Путешествие по тропе здоровья » предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

50% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале, 10% на выполнение практических работ, остальное время распределено занятия по формированию здорового образа жизни. В 3 классе- 34 часа в год, 1 час в неделю.

Актуальность. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха.

Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы.

В процессе реализации программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья» обучающиеся должны:

  • правила гигиены повседневного быта;
  • особенности физического развития младшего школьника;
  • влияние неправильной осанки и плоскоспопия на здоровье;
  • показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;
  • правила предупреждения простудных заболеваний;
  • основные правила закаливания организма;
  • что такое близорукость и как она влияет на здоровье человека;
  • основы рационального питания;
  • способы воспитания двигательных способностей;
  • основные виды движения;
  • виды подвижных игр;
  • правила игры;
  • основы лыжной подготовки;
  • малые формы двигательной активности4
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
  • применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
  • составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья;
  • вести дневник самоконтроля;
  • делать точечный массаж;
  • самостоятельно выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;
  • играть в подвижные игры, соблюдая правила;
  • самостоятельно совершать лыжные прогулки;
  • применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.

Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

У обучающихся будут сформированы следующие умения:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  • Вести безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Путешествие по тропе здоровья » — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств :

  • отношение к самому себе;
  • отношение к другим людям;
  • отношение к вещам;
  • отношение к окружающему миру.

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие

качества личности как:

  • товарищество,
  • уважение к старшим,
  • доброта,
  • честность,
  • трудолюбие,
  • бережливость,
  • дисциплинированность,
  • соблюдение порядка,
  • любознательность,
  • любовь к прекрасному,
  • стремление быть сильным и ловким.

Оценивание, использование и формы фиксирования результатов.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 3-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа . Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что____________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось _________________________________

Я думаю, это потому, что ____________________________________________

Самым интересным было______________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка.

Источник

Adblock
detector