Программа кружка для укрепления здоровья, улучшения физического развития и эмоционального состояния
Елена Полякова
Программа кружка для укрепления здоровья, улучшения физического развития и эмоционального состояния
Программа кружка «Гармония» направлена на укрепление здоровья, улучшение физического развития и эмоционального состояния, воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей.
Актуальность разработанного кружка связана с тем, что в настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий. Так что же такое «детский фитнес»? Само слово fitness переводится с английского как «быть в форме». Конечно, начинать быть в форме надо с детства. И «детский фитнес» — это гармоничное физическое развитие ребенка на основе учета его возрастных особенностей, потребностей интересов, возможностей и уровня здоровья.
Детский фитнес — это уникальная комплексная система разнонаправленных занятий и мероприятий. Это калейдоскоп увлекательнейших занятий, потрясающих детских праздников и утренников, побед на первых настоящих соревнованиях. Это и йога и восточные искусства, танцевальные направления и игровые уроки.
Детский фитнес — это новый, неповторимый мир душевной и физической гармонии ребенка. Это возможность проявить себя через призму своих интересов и способностей; самореализация, воплощение своих желаний.
Современная система оздоровительных тренировок «Фитнес» известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность фитнеса заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их. Применение в физкультурно-оздоровительной работе методик фитнеса гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.
Новизна данного физкультурно-образовательного кружка заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Кружковую деятельность предполагается осуществлять средствами игры. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы кружка является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей.
Кружок по фитнесу основан на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Занятия фитнесом дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.
В программу кружка по фитнесу включены «ритмические танцы» разной направленности, «Стрейчинг», физические упражнения с элементами йоги, подвижные игры, танцевальная аэробика, гимнастика, игровой самомассаж, упражнения для релаксации — это могут быть танцы-разминки со специально подобранными упражнениями на разные группы мышц. Танцы-игры отличаются от «ритмических танцев» тем, что все движения, выполняемые под песенку носят свободный характер и решают задачи – повысить эмоциональный фон детей, развить внимание и воображение.
Спортивные танцы — очень популярный вид спорта, отлично формирующий и развивающий двигательные навыки детей. Спортивные танцы имеют множество направлений. В качестве ознакомления в детском саду мы используем элементы различных танцев, с применением Фитнес – технологий.
Стрэйтчинг – это система статических растяжек. Любое движение нашего тела –это растяжка: глубокий вдох, улыбка, наклоны, перегибы корпуса. Гибкость нашего тела – это наша молодость, а молодость и здоровье беречь с детства. Не интенсивность, а систематичность упражнений – вот ключ к успеху при занятиях стрэйтчингом. Игровой стрэйтчинг для детей направлен на активизацию защитных сил, развитие и освобождение творческих и оздоровительных возможностей организма. Стрэйтчинг включает в себя динамические и статические нагрузки. Упражнение преподносится детям так, чтобы работа не была скучной.
Стрейтчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально–психическое напряжение.
Физические упражнения с элементами йоги помогают снять усталость, укрепить слабые мышцы, развить гибкость, улучшить осанку и стать спокойнее.
Большинство упражнений йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, людей, определённые положения предметов. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т. п. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому лучше запоминаются упражнения, и их легче освоить.
Игровой самомассаж, массаж в парах является одной из основ закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Подвижные игры создают атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение задач и поэтому имеют место на каждом занятии.
Классическая (базовая) аэробика – это некий синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение. Овладение техникой базовых шагов. Освоения упражнений общего воздействия, с повышенными «энергозатратами»: интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера. Овладения и освоение техникой составления связок и кобинаций; указаниями, командами и символами – жестами, используемыми в аэробике.
Танцевальная аэробика – оздоровительная аэробика, аэробная часть занятий которой представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов. Овладения широким диапазоном танцевальных средств; освоение техники основных базовых танцевальных шагов. Разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле.
Занятия в кружке организованы на добровольных началах, детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий. Программу могут освоить воспитанники центра, не имеющие элементарных навыков, так как она построена по принципу «от простого – к сложному». Занятия фитнесом базируется на индивидуальном подходе к каждому ребенку. В зависимости от психотипа ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, можно подобрать такую программу упражнений детского фитнеса, выполняя которую, ребенок будет чувствовать себя наиболее комфортно.Ведь все дети разные: кто-то любит подвижные игры, кто-то – танцы, а кому-то понравится системное повторение упражнений.
Участниками программы являются несовершеннолетние от 7 до 18 лет, находящиеся на реабилитации в учреждении.
Объем программы: 25 ч.
Форма работы: очная. Практические (работа со спортивным инвентарём и оборудованием, игровые (подвижные игры, физкультминутки, физические упражнения, словесные (беседа, рассказ,голосовые сигналы: счёт, подсказки, наглядные (визуальные сигналы: визуальный счёт, специальные сигналы, обозначающие движение, направление движения, его начало и повторение, элементы фитнес-аэробики, комментированные упражнения на развитие силы и гибкости, показ предметов, образцов, иллюстраций, презентаций, видео-уроков).
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в месяц, продолжительность занятия 30 минут.
Цель: профилактика здорового образа жизни, содействие гармоническому физическому развитию воспитанников.
Задачи программы:
Развивающие:
• развивать и совершенствовать основные физические качества,
• двигательные умения и навыки;
• способствовать развитию мелкой моторики, правильного дыхания правильной речи, дикции;
• способствовать развитию координированности движений, их экономичности и ритмичности.
• развивать интерес к физической культуре и спорту.
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать морально-волевые качества;
• развивать познавательный интерес и расширять кругозор.
• воспитывать физические качества;
Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих преодолению имеющихся у детей проблем.
Консультация для родителей детей второй младшей группы «Подвижные игры как способ укрепления здоровья и развития детей» Консультация для родителей детей второй младшей группы. Подвижные игры как способ укрепления здоровья и развития детей. Составила: Кузьмина.
Консультация для родителей и педагогов «Формы работы с детьми для улучшения здоровья дошкольников» Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство –.
Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения Оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте.
Консультация «Особенности эмоционального состояния ребенка 2–3 лет» Особенности эмоционального состояния ребенка 2-3 лет В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение.
Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушения развития ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет.
Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе муз. деятельности Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе музыкальной деятельности в детском.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.
Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести.
Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника. Детство — уникальный период становления и развития личности. В этот период закладываются основные жизненные принципы и фундаментальные качества.
Источник
Программа кружка «Здоровячок»
татьяна погудина
Программа кружка «Здоровячок»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В. А. Сухомлинский
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья. Нельзя не согласиться с утверждением Н. М.Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром?Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Система дошкольного образования обладает достаточным потенциалом для реализации основ воспитательной системы индивидуально – творческой ориентации ребёнка на процесс здоровье сбережения. Поэтому необходимо в дошкольном учреждении создание программы по сохранению здоровья ребёнка.
Дошкольнику необходимо познать особенности собственного организма, основы управления здоровьем. Он должен иметь основы знаний, которые помогут ему в дальнейшей жизни. До сих пор слабо проводится пропаганда здорового образа жизни. Программа Т. Н. Дороновой «Радуга» предусматривает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, приобщение их к ежедневным занятиям физкультурой и спортом.
В целях реализации права каждого ребенка на получение дополнительного образования в ДОУ организуется работа кружка «Здоровячек».
Основной целью работы кружка является развитие навыков здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.
В программе кружка выделены цели, задачи, принципы валеологического воспитания, предусматривается совершенствование функций организма детей, их физическое развитие.
Цель и задачи программы
Цель. Воспитание у детей валеологической культуры; создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
1. Воспитывать валеологическое сознание детей.
2. Учить детей использовать валеологические знания для своего здоровья.
3. Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.
4. Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии; групповая работа, практическая работа, экскурсии, индивидуальный подход к ребёнку.
1. Доступность (соответствие учебного материала возрасту детей)
2. Наглядность (использование методических пособий и атрибутов)
3. Развивающая и воспитательная направленность содержания
4. Индивидуализация деятельности
6. Целостное развитие.
7. Совместная творческая деятельность.
Содержание программы
Занятия проводятся с группой «Капелька» с 5-7 лет 1 раза в неделю. Продолжительность занятий не более 25 мин.
1. Осознание родителями и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня адаптация к современным условиям жизни.
3. Овладение навыками самооздоровления и самомассажа.
1. Владение навыками здорового образа жизни (чистить зубы утром и вечером; выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром);
2. Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
3. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
4. Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.
К концу года дети должны:
— знать и называть основные системы организма человека;
— иметь представления о том, что полезно и вредно для здоровья;
— осознанно относится к своему здоровью;
— делать оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье;
— использовать полученные знания в повседневной жизни.
• Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М. : «Линка – Пресс». 1993. -112с.
• «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган.ИМЦ: 2006. – 55с.
• 3. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб. : «Детство-Пресс». 2003. -252с.
• 4»Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган.ИМЦ: 2002. – 72с.
• Программа «Здоровячок». – Курган,ИМЦ: 2002. – 72с.
• Тарасова Т. А., Власова Л. С. Пособие «Я и мое здоровье» — Челябинск. 1997. – 69с.
• Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников». Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера». 2002. – 56с.
• Холден А. «Это Я!» Серия «Веселые уроки» — М. : ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век». 2001. – 31с.
• Шишкина С. Е. «Я и мое тело». Пособие. – М. : «Школьная пресса». 2004. – 48с.
Месяц Тема раздел №1. ГИГИЕНА
Тема «Дружи с водой» Задачи
Спешим на помощь Колобку.
Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные. Развивать разговорную речь, используя прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения”, осязания, расширять кругозор. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
Советы доктора Воды.
Убедить детей в важности гигиенических знаний и культурно-гигиенических знаний. Познакомить с правилами мытья рук, ног, тела, смены белья.
Развивать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Друзья Вода и Мыло.
Развивать умение детей правильно пользоваться водой и мылом; развивать умение внимательно слушать сказки, уметь кратко передать содержание. Совершенствовать умение передавать в рисунке, персонажи литературных произведений; формировать элементарные знания детей, как укреплять свое здоровье.
Зачем нужна кожа и как сохранить кожу здоровой
Дать представление о значении кожи и защитных свойствах кожи. Учить понимать механизм приспособления кожи к окружающей среде. Уточнить и закрепить некоторые навыки ухода за кожей. Учить детей экспериментированию.
Учить детей выслушивать друг друга и аргументировать свои суждения.
Если кожа повреждена.
Закрепить с детьми умение правильно ухаживать за кожей, развивать умения
оказывать первую элементарную помощь при травмах.
«Как закаляться. Обливание и обтирание»
Если хочешь быть здоров.
Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться,
заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Сохрани свое здоровье сам.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; привычку соблюдать правила личной гигиены; потребность употреблять в пищу полезные для здоровья продукты. Формировать представления о здоровом образе жизни. Прививать интерес физическим упражнения, самомассажу, пальчиковой гимнастике.
Я здоровье сберегу и другим я помогу»
Закрепить с детьми знания о том, как заботиться о своём здоровье; формировать привычки здорового образа жизни; развивать способность к умозаключениям; воспитывать у детей стремление быть здоровым.
«Как следует питаться?»
Питание необходимое условие для жизни человека.
Знакомить детей с правильным питанием, развивать чувство меры.
Таблетки растут на грядке.
Уточнять и расширять представления о том, что овощи можно есть в сыром и вареном виде, воспитывать интерес к своему здоровью, желание поддерживать и беречь его, уточнить представления детей о пользе овощей для организма человека.
Здоровая пища для всей семьи. Мои друзья витамины.
Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости
наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
Что и как нужно есть.
Каша – сила наша.
Расширить знания детей о продуктах питания, воспитывать желание быть аккуратным при приеме пищи.
Раздел №2 СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
«Наши глаза – зеркало души»
Глаза главные помощники человека.
Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств
человека, познакомить детей со строением глаза, привести к пониманию, что зрение
Что могут глаза.
Осознание детьми возможностей зрительного анализатора по признакам цвета.
Чтобы yши слышали
Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные, учить при
помощи опытов различать силу, тембр звука, дать знания о правилах ухода за ушами.
Что могут наши уши
Формировать восприятие отдельных свойств явлений и предметов с помощью
Сохраним улыбку красивой.
Почему болят зубы?
Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, дать представление о
детской зубной щетке и зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и
функции. познакомить детей с методами ухода за зубами. Дать представление о том, что продукты бывают полезными и вредными для зубов.
Чтобы зубы были здоровыми.
Познакомить детей с методами ухода за зубами, учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.
Способствовать формированию у детей представлений о строении и функциях носа; продолжать знакомить с правилами профилактики заболеваний органов дыхания; помогать овладению навыками дыхательной гимнастики; развивать обонятельное восприятие.
Осознание детьми возможностей вкусового анализатора по признакам
определения вкуса объекта.
Наши органы чувств.
Систематизировать знания детей о возможностях органов чувств в исследовании
«Уход за руками и ногами»
«Рабочие инструменты» человека.
Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том,
что развивая руку, мы развиваем речь. Учить сознательно относиться к развитию своей руки, изображать предметы символами.
«Мышцы, кости и суставы»
Скелет — наша опора.
Продолжать формировать у детей элементарные знания о строении человеческого тела, познакомить детей со строением скелета и его основной функцией. Закрепить понятия «скелет», «череп», «грудная клетка», «осанка». Прививать детям осознанное отношение к своему здоровью, закрепить правила правильной осанки.
Осанка — стройная спина!
Учить детей следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических
упражнений, радоваться достигнутому результату.
Мозг — центр управления организмом.
Приобщать ребенка к ценностям здорового образа жизни. Обратить внимание на
сложность, хрупкость головного мозга.
Спорт — это здоровье. з
Закрепить знания о различных видах спорта, учить пантомимой изображать
знакомые виды спорта, развивать интерес к видам спорта, желание заниматься спортом.
«Как сделать сон полезным?»
Сон лучшее лекарство.
Объяснить детям значение сна в жизни человека
Объяснить детям, какой вред здоровью могут принести вредные привычки,
выяснить у детей, все ли они делают для того, чтобы сохранить свое здоровье.
Чтобы нам не болеть.
Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о нашем здоровье, формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.
Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь. Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему другу.
Как вести себя во время болезни.
Научить детей правильно определять признаки болезни.
Учить детей не пользоваться лекарством без присмотра взрослых.
Учить детей в случае заболевания реагировать на ситуацию: не теряться, позвать взрослого или вызвать скорую помощь.
Лучше не рисковать.
Проверить детей: достаточно ли осторожно они ведут себя в различных ситуациях.
Опасные предметы в быту.
Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с
которыми они встречаются в быту.
Модифицированная программа танцевального кружка 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1.1 Пояснительная записка Программа «Мир.
Программа кружка «Метеоролог» Программа кружка «Метеоролог» Кружок «Метеоролог» ориентирован на учащихся 6-ых классов, которые уже изучили на уроках географии раздел.
Программа кружка по тестопластики «Мукасолька» Программа кружка по тестопластики «Мукасолька» Художественно-эстетическое направление «Истоки творческих способностей и дарования детей.
Программа кружка «Русская изба» Содержание: 1. Пояснительная записка…. 3-6 стр. 2. Учебная программа…7 стр. 3. Календарно — тематический.
Программа кружка «Волшебные шашки» Рассмотрено на Утверждаю пед. совете Заведующая протокол №1 МКДОУ Бобровский д/с №7 О. В. от 28.08.2017г. ___ Колгина М. С. КОМПИЛЯТИВНАЯ.
Программа кружка «Юный исследователь» Программа «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» (экспериментально – исследовательская направленность) Возраст участников: 3 – 4 года Срок реализации:.
Программа кружка «Юный исследователь» 1 Пояснительная записка 1.1 Концепция программы Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться.
Программа кружка «Занимательная математика» Автор- составитель: воспитатель Храмова Ирина Вячеславовна. Пояснительная записка. Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей.
Программа логопедического кружка «Звуковичок» МБОУ Катунинская СШ филиал «Детский сад д. Лахта» ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗВУКОВИЧОК» на 2017-2018 учебный год Автор:.
Рабочая программа кружка «Говорушки» Рабочая программа по реализации социально-педагогического направления дошкольного возраста «Говорушки» Статус программы: рабочая программа.
Источник