Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ
евгения еранская
Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ
Актуальность проблемы включения детей с ОВЗ в программу кружковой работы обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать реабилитации и социализации.
В наиболее общем виде кружковая работа может быть определена как организованная особым образом деятельность, направленная на формирование устойчивого процесса коммуникации, мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.
Музыка как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Знакомство с музыкальными произведениями, исполнение песен и танцев не только положительно влияет на эмоциоциональную картину мира ребенка, но и развивает слух, чувство ритма, образное мышление, тренирует память, способствует творческому развитию каждого учащегося.
Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка с ОВЗ. Музыкальная деятельность способствует формированию у детей эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни, и чем раньше ребенок с нарушениями включится в музыкальную коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.
Музкально0ритмические занятия базируются на взаимодействии музыки,движение и устной речи в различных сочетаниях: музыка и движение, музыка и речь, движение и речь. Музыка содействует ритмической организации движений, создает определенный эмоциональный настрой.
Значение музыкально-ритмических занятий в том, что эти занятия у детей с ОВЗ направлены на создании условий эмоционального комфорта. Опыт работы показывает,что на занятиях необходимо концентрировать внимание ребенка на самом себе: на координации движений, на максимальном снятии зажатости рук и ног. Очень важна правильная организация внимания ребенка, темп занятия (быстро — не поймет, медленно устанет).
Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.
Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступая в мир, познаёт, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и моральной культуры.
На занятиях музыки открывается весь многообразный мир видов музыкальной деятельности, где и осуществляется процесс социализации:
— Слушание музыки (осознанное её восприятие);
— Пение (хоровое, ансамблевое, сольное);
— Музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование;
— Импровизация (речевая, вокальная, ритмическая);
— Игра на музыкальных инструментах;
— Музыкальные игры, упражнения.
Все эти виды музыкальной деятельности используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку.
Движения под музыку на занятиях ритмики представляют собой органичное, естественное объединение интеллектуальных, эмоциональных и физических усилий, инициированных музыкой и пластикой тела. Ритмические упражнения и танцевальные движения, выполняемые под музыку, оказывают облагораживающее, положительное воздействие на личность ребенка с ОВЗ в целом.
Музыкально — ритмические движения, упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода
Развитие музыкально-ритмических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой.Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. На наших занятиях внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентирование в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и могут быть использованы как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (динамика, запев, припев и т. д.)
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания
Музыкально-ритмические движения — один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т. д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорным.
В работе над музыкально-ритмическими движениями придаётся особое значение, так как детям с нарушением, например, опорно-двигательной системы, осанки,координации двигательного аппарата это просто необходимо: танцуя, они преодолевают свои недуги, учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом, конечностями, затем с удовольствием исполняют танцы разного характера, проявляя в плясках лёгкость, свободу, непосредственность, «характерность». В танцевально-ритмических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка, для появления желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца.
Таким образом, социализация средствами музыкального воспитания является действенным инструментом в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей.
Специально организованная музыкальная деятельность дает возможность структурирования эмоционального мира и музыкальной сферы детей. Атмосфера творчества помогает детям раскрыть себя, формирует уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в сопереживании. В совместной музыкальной деятельности, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной цели, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура. Опираясь на пример взрослого, дети приобщаются к культуре поведения, осваивают общечеловеческие и культурные ценности, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей с ОВЗ.
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Театрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольника 10 ноября 2016 г. в КРИПКиПРО состоялась лекция на тему «Театрализованная деятельность, как средство успешной социализации дошкольника».
Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей Художественно-творческая деятельность, как средство социализации детей. ЦЕЛЬ: познакомить с художественным творчеством, развивать художественный.
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в обществе» Игра — один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребенок познает мир, определяет свою роль в мире, в.
Кружковая работа по обучению детей старшего дошкольного возраста шитью «Уроки бабушки Маруси» Данная работа содержит следующий материал. Перспективный план работы на 4 месяца, который предусматривает организацию подгрупповой (6 –.
Кружковая работа «Рисуем иглой» Рукоделие занимает особое место в моей жизни, от того и желание научить своих воспитанников тому, чем сама владею. Одним из любимых видов.
Кружковая работа «Волшебная шкатулка»» (Ручной труд. Работа с тканью.) Актуальность: Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов.
Проект «Виртуальный музей как средство социализации докшольников» «Виртуальные музеи как средство социализации дошкольников» Автор проекта: Бортникова Е. А. «Если Вселенная беспредельна, а Природа не имеет.
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» — как средство гендерной социализации детей» для средней группы Актуальность. Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач нашего общества. Подготовка молодёжи к жизни,.
Творческий отчёт. Кружковая работа. Тема: «Художественно — эстетическое развитие детей средствами нетрадиционного рисования». Творческий отчёт. Тема: «Художественно – эстетическое развитие детей средствами нетрадиционного рисования». «… Это правда! Ну чего же тут.
Экскурсионная работа как средство социализации воспитанников Экскурсия – это форма воспитательно — образовательного процесса, позволяющая наблюдать и непосредственно изучать различные объекты, явления.
Источник
Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» для детей с ОВЗ
календарно-тематическое планирование
Цель программы создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у учащихся, развитие мелкой моторики руки, познавательных способностей через продуктивную деятельность, обучение учащихся создавать поделки из разного вида материалов, повышение уровня развития связной речи и коммуникативной компетентности.
ПРИ СКАЧИВАНИИ ДЕЛАЙТЕ ССЫЛКУ С УКАЗАНИЕМ ФИО РАЗРАБОТЧИКА. СПАСИБО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_dlya_detey_s_ovz_tvorcheskaya_masterskaya.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка для детей с ОВЗ
Субъект РФ, муниципальный район, населенный пункт РСО-Алания г. Моздок
ФИО Гогичаева Анна Тимофеевна
Населенный пункт г. Моздок
Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в начальных классах, имеют свои психологические особенности. Наиболее значимыми мотивами для них являются:
— «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
— познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
— потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:
-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;
-общее недоразвитие речи;
— нарушение эмоционально-волевой сферы.
Поэтому, при составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого воспитанника.
Занятия в кружке обеспечивают возможность для исправления недостатков детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса. Занятия проводятся 1 раз в неделю с каждой группой детей.
Цель : создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у учащихся, развитие мелкой моторики руки, познавательных способностей через продуктивную деятельность, обучение учащихся создавать поделки из разного вида материалов, повышение уровня развития связной речи и коммуникативной компетентности.
— формирование интереса к творческой деятельности;
-развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов;
— воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом);
— формирование навыка самоконтроля, умение адекватно оценивать свои и чужие действия;
— воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся (навыки и умения, которые дети смогут приобрести в ходе занятия)
Беседа. Правила работы и техники безопасности.
Знать правила безопасной работы с клеем, ножницами и другими инструментами.
Уметь применять Правила безопасности при работе с клеем, ножницами и др. инструментами.
Экскурсия в природу .
Сбор природного материала.
Знать о бережном отношении к природе, правилах сбора различных образцов природного материала.
Уметь : работать с природным материалом;
( работа с природным материалом – изготовление аппликаций, художественное конструирование)
— аппликация «Панно из осенних листьев».
Знать правила сушки листьев.
Уметь правильно подобрать форму и размер листьев для работы.
-аппликация «Разноцветная мозаика» с использованием семян, листьев, гальки.
Знать основные правила создания коллажа.
Уметь правильно составлять композиции.
— изготовление картин в технике «набрызг» с использованием листьев и веточек.
Знать основные способы техники набрызгивания.
Уметь правильно работать с кисточкой
— изготовление фигурок животных из шишек, желудей, каштанов.
Знать основные способы изготовления поделок
Уметь правильно работать с природным материалом
— изготовление деревьев из веточек, пластилина, пуха.
Знать основные способы изготовления поделок
Уметь правильно работать с природным материалом
(работа с бумагой и картоном)
Знать основные способы техники набрызгивания.
Уметь правильно работать с кисточкой
— изготовление цветов из салфеток;
Знать основные приемы складывания салфетки.
Уметь правильно работать с хрупкой бумагой
— изготовление открытки в технике оригами
Знать основные приемы складывания бумаги в технике оригами
Уметь правильно работать в технике оригами
— поделки в технике оригами
Знать основные приемы складывания бумаги в технике оригами
Уметь правильно работать в технике оригами
-изготовление «балерин» из бумажных шариков
Знать основные приемы скручивания салфетки.
Уметь правильно работать с хрупкой бумагой
— изготовление шара в технике кусудама
Знать основные приемы складывания бумаги в технике кусудама
Уметь правильно работать в технике кусудама
«В царстве тканей и ниток»
(работа с тканью, нитками, пуговицами)
Знать виды ткани, пуговиц, ТБ при работе
Уметь правильно работать с нитками, тканью, пуговицами
Знать виды ткани, ниток
Уметь правильно работать с нитками, материалом
-панно из разноцветных косичек;
Знать основные способы плетения косичек.
Уметь правильно работать с нитками
— панно из пуговиц
Знать виды пуговиц, ниток.
Уметь правильно работать пуговицами, клеем, кисточкой
— изготовление тряпичных куколок
Знать основные виды материала, ниток, виды кукол
Уметь правильно работать с материалом, нитками
(работа с пластилином)
Знать основные виды пластилина, его свойства, ТБ при работе с пластилином
Уметь правильно работать с пластилином
-аппликация на CD-диске «Веточка»;
Знать основные способы растирания пластилина
Уметь правильно работать с пластилином
-аппликация «Ёж-грибник» с использованием бумаги, семечек
Знать основные способы растирания пластилина
Уметь правильно работать с пластилином
-аппликация из шариков «Мимоза»
Знать основные способы катания шариков из пластилина
Уметь правильно работать с пластилином
-аппликация «Лесное угодье»
Знать основные способы растирания пластилина.
Уметь правильно работать с пластилином
-аппликация «На морском дне» с использованием макарон, крупы.
Знать основные способы растирания пластилина.
Уметь правильно работать с пластилином
«Остров ненужных вещей»
(работа с бросовым материалом)
Знать бросовый материал, ТБ при работе
Уметь работать с бросовым материалом
— изготовление брелока для ключей
Знать основные способы насыпания, скручивания
Уметь правильно работать с материалом
— изготовление сувениров с использованием разноцветной соли
Знать основные способы насыпания, скручивания
Уметь правильно работать с материалом
Знать основные способы насыпания, работы с клеем
Уметь правильно работать с материалом
-изготовление панно «Аквариум»
Знать основные способы насыпания, работы с клеем
Уметь правильно работать с материалом
-изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала
Знать основные способы работы с упаковочным материалом
Уметь правильно работать с клеем, материалом, бумагой
-изготовление сувенира из пластиковой посуды
Знать основные способы насыпания, работы с клеем
Уметь правильно работать с материалом
– изготовление кашпо, посадка семян
Знать основные способы посадки семян
Уметь изготовить кашпо из бросового материала и посадить семена
Итоговая выставка творческих работ
Результаты обучения по программе.
-Повышение уровня способности к изобразительной деятельности, посредством изучения цвета, формы и композиции;
-Сформированность художественного восприятия, образного мышления, навыков работы с разными видами материала
-Повышение интереса к творческой деятельности;
-Расширение и обогащение художественного опыта, развитие культуры деятельности, формирование навыков сотрудничества, развитие самооценки, взаимооценки у учащихся;
Материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для работы с детьми используются:
-наборы цветной бумаги, картон белый и цветной,
-гофрированная цветная бумага, салфетки разных цветов,
-клейстер, кисти и клеящий карандаш,
-ножницы, клеенка, салфетки,
Методические материалы (литература, схемы, образцы изделий, Интернет-сайты и т.п., используемые в работе).
1.Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.
2.Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам», М., 1998 г.
3. Еременко Т.И. «Иголка-волшебница», М.,1987 г.
4. Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе»,
Волгоград. «Учитель», 2010 г.
5. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М., 1990г.
6. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов», Ярославль.
«Академия развития», 2006 г.
7. Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.
8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», М., 1990 г.
9. Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль. 2004 г.
10.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология — Умные руки». Самара.
«Учебная литература», 2007 г.
11. «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы,
из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы. М., «Просвещение», 2009г.
12.Никологорская Н.А. Волшебные краски. М.: АСТ — Прогресс. 2007 — 218с.
13.Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Ярославль, 2000 — №3-4
14.Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие для студентов вузов. 2010 — 460с.
15. Соломенникова О.Ф. Радость творчества. — Москва, 2007 — 326с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе «Школа 2100»).
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал.
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати.
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол.
Рабочая Программа «Тропинка к школе» способствует развитию познавательной активности, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к творчеству, к новой социал.
Рабочая программа Тамбовские писатели детям.
Источник