Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ
евгения еранская
Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ
Актуальность проблемы включения детей с ОВЗ в программу кружковой работы обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать реабилитации и социализации.
В наиболее общем виде кружковая работа может быть определена как организованная особым образом деятельность, направленная на формирование устойчивого процесса коммуникации, мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.
Музыка как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Знакомство с музыкальными произведениями, исполнение песен и танцев не только положительно влияет на эмоциоциональную картину мира ребенка, но и развивает слух, чувство ритма, образное мышление, тренирует память, способствует творческому развитию каждого учащегося.
Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка с ОВЗ. Музыкальная деятельность способствует формированию у детей эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни, и чем раньше ребенок с нарушениями включится в музыкальную коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.
Музкально0ритмические занятия базируются на взаимодействии музыки,движение и устной речи в различных сочетаниях: музыка и движение, музыка и речь, движение и речь. Музыка содействует ритмической организации движений, создает определенный эмоциональный настрой.
Значение музыкально-ритмических занятий в том, что эти занятия у детей с ОВЗ направлены на создании условий эмоционального комфорта. Опыт работы показывает,что на занятиях необходимо концентрировать внимание ребенка на самом себе: на координации движений, на максимальном снятии зажатости рук и ног. Очень важна правильная организация внимания ребенка, темп занятия (быстро — не поймет, медленно устанет).
Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.
Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступая в мир, познаёт, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и моральной культуры.
На занятиях музыки открывается весь многообразный мир видов музыкальной деятельности, где и осуществляется процесс социализации:
— Слушание музыки (осознанное её восприятие);
— Пение (хоровое, ансамблевое, сольное);
— Музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование;
— Импровизация (речевая, вокальная, ритмическая);
— Игра на музыкальных инструментах;
— Музыкальные игры, упражнения.
Все эти виды музыкальной деятельности используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку.
Движения под музыку на занятиях ритмики представляют собой органичное, естественное объединение интеллектуальных, эмоциональных и физических усилий, инициированных музыкой и пластикой тела. Ритмические упражнения и танцевальные движения, выполняемые под музыку, оказывают облагораживающее, положительное воздействие на личность ребенка с ОВЗ в целом.
Музыкально — ритмические движения, упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода
Развитие музыкально-ритмических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой.Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. На наших занятиях внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентирование в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и могут быть использованы как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (динамика, запев, припев и т. д.)
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания
Музыкально-ритмические движения — один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т. д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорным.
В работе над музыкально-ритмическими движениями придаётся особое значение, так как детям с нарушением, например, опорно-двигательной системы, осанки,координации двигательного аппарата это просто необходимо: танцуя, они преодолевают свои недуги, учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом, конечностями, затем с удовольствием исполняют танцы разного характера, проявляя в плясках лёгкость, свободу, непосредственность, «характерность». В танцевально-ритмических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка, для появления желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца.
Таким образом, социализация средствами музыкального воспитания является действенным инструментом в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей.
Специально организованная музыкальная деятельность дает возможность структурирования эмоционального мира и музыкальной сферы детей. Атмосфера творчества помогает детям раскрыть себя, формирует уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в сопереживании. В совместной музыкальной деятельности, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной цели, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура. Опираясь на пример взрослого, дети приобщаются к культуре поведения, осваивают общечеловеческие и культурные ценности, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей с ОВЗ.
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Театрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольника 10 ноября 2016 г. в КРИПКиПРО состоялась лекция на тему «Театрализованная деятельность, как средство успешной социализации дошкольника».
Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей Художественно-творческая деятельность, как средство социализации детей. ЦЕЛЬ: познакомить с художественным творчеством, развивать художественный.
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в обществе» Игра — один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребенок познает мир, определяет свою роль в мире, в.
Кружковая работа по обучению детей старшего дошкольного возраста шитью «Уроки бабушки Маруси» Данная работа содержит следующий материал. Перспективный план работы на 4 месяца, который предусматривает организацию подгрупповой (6 –.
Кружковая работа «Рисуем иглой» Рукоделие занимает особое место в моей жизни, от того и желание научить своих воспитанников тому, чем сама владею. Одним из любимых видов.
Кружковая работа «Волшебная шкатулка»» (Ручной труд. Работа с тканью.) Актуальность: Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов.
Проект «Виртуальный музей как средство социализации докшольников» «Виртуальные музеи как средство социализации дошкольников» Автор проекта: Бортникова Е. А. «Если Вселенная беспредельна, а Природа не имеет.
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» — как средство гендерной социализации детей» для средней группы Актуальность. Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач нашего общества. Подготовка молодёжи к жизни,.
Творческий отчёт. Кружковая работа. Тема: «Художественно — эстетическое развитие детей средствами нетрадиционного рисования». Творческий отчёт. Тема: «Художественно – эстетическое развитие детей средствами нетрадиционного рисования». «… Это правда! Ну чего же тут.
Экскурсионная работа как средство социализации воспитанников Экскурсия – это форма воспитательно — образовательного процесса, позволяющая наблюдать и непосредственно изучать различные объекты, явления.
Источник
Кружковая работа с детьми с ограниченными возможностями
Я работаю в Реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями “Золотой ключик” в школьной группе.
В группе 11 детей от 7 до 13 лет, со следующими диагнозами: задержка психического развития, легкая умственная отсталость, болезнь Дауна, фенилкетонурия, детский церебральный паралич.
Дети обучаются по коррекционным программам 1-4 классов (занятия проводят учителя из школ).
Наряду с занятиями по школьным программам, воспитателями проводятся занятия с детьми по эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию, рисованию.
В рамках дополнительного образования в группе организованы занятия кружка “Фантазеры” (фронтальное занятие – 1 раз в неделю, индивидуальные – каждый день).
Дети выполняют поделки из бумаги, картона, кожи; работают с декоративной бижутерией, бисером, блестками, бусами, тканью, нитками.
Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.
В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память.
Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи.
Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармонической социализации ребенка с проблемами в развитии.
Бумага, кожа, клеенка – доступный для ребенка универсальный материал нашел широкую применяемость в работе кружка. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем используются в играх, в инсценировках, в оформлении уголков, музыкального зала, в качестве подарков на день рождения, к праздникам своим родителям, друзьям.
Детские работы представляются на выставках в детской библиотеке.
Через различные действия с бумагой, кожей, картоном, клеенкой с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место.
Дети овладевают навыками и культурой труда.
Работая с бумагой, кожей, клеенкой, декоративными аксессуарами и инструментами (ножницами, иголкой), дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки, как сгибание и складывание, закрепляются приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать, скреплять поделки.
Дети узнают, что материал, используемый в их работе, бывает не только всевозможных цветов, но и различным по фактуре: блестящим, глянцевым, матовым, гладким, шероховатым, тонким или толстым на ощупь, плотным или рыхлым на разрыв, промокающим и водонепроницаемым.
Ребенок с ограниченными возможностями в точной последовательности выполняет задание, особенно при составлении тематических коллективных композиций, т.е. при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Для лучшего восприятия детьми преподносимого материала, занятия провожу в игровой форме. В случае повторения, использую другую игровую мотивацию.
Художественное слово нашло место как в предварительной работе, так и на занятиях. Читаю произведения К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Т. Скребницкого, Н. Сладкова, И. Толмаковой, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина о природе и животных.
Работая над темой “Дракоша на прогулке”, учим Дракошу говорить добрые слова через знакомство с художественными произведениями О.Дриз “Добрые слова”, А Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.
Использую занимательный материал, который помогает развивать логическое мышление: загадки, потешки, стихотворения.
Например, дети узнали, что слово “медведь” произошло от слов “мед” и “ведать”, т.е. он ведает, где лежит мед. Такие понятия очень интересны детям.
На занятиях по экологическому воспитанию мы наблюдаем за явлениями природы, говорим о среде обитания птиц, животных, растений.
В процессе трудовой деятельности особое внимание уделяется нравственному воспитанию. В первую очередь дети учатся взаимопомощи друг другу, взаимопониманию, заботе, вниманию.
Дети гордятся своими работами, что позволяет им испытывать ситуацию успеха.
Художественный труд имеет огромную значимость для познавательного и личностного развития ребенка, коррекции имеющихся отклонений.
В процессе занятий создаются условия для формирования у детей внимания, восприятия, памяти, речевой деятельности, воображения, личностных становлений и социализации проблемных детей.
учить детей выполнять сюжетную коллективную работу с использованием смешанных техник.
Учить детей выполнять поделки из картона, цветной бумаги, блесток.
Учить видеть в материале сходство с отдельными частями бабочки: крыльями, головой, туловищем.
Учить использовать сочетания цветов и оттенков для передачи выразительности предмета (бабочки).
Развивать мелкую моторику рук: составлять узор из блесток, правильно располагать и наклеивать их, правильно держать и использовать в работе ножницы, кисть, карандаш.
Учить располагать предметы (бабочек) в пространстве заданного формата.
Формировать умение работать аккуратно и доводить начатую работу до конца.
Учить объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
Фронтальные занятия (3)
Время выполнения работы – две недели.
Экологическое воспитание (беседа): виды бабочек, образ жизни, среда обитания, способ размножения.
Художественная литература: Н. Сладков “Лимонница”, “Капустница”, “Крапивница”, загадки, ребусы, грамматическая арифметика.
Дидактические игры: “Цветные фоны”, “Назови бабочку”.
Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая и кистевая гимнастика.
Рассматривание предметных и сюжетных иллюстраций о бабочках.
Подбор фона для объектов изображения.
обои, картон, цветная бумага, пайетки (блестки), клей, клеенка, кисть, простой карандаш, салфетка.
Подарки мамам ко Дню матери.
Выставки детского творчества.
Тема “Дракончик на прогулке”
Цель: учить детей выполнять коллективную фигурную композицию из бисера.
Учить выполнять изображение “динозаврика” с использованием изученных примеров работы с картоном.
Учить сочетать в одном изображении предмета несколько оттенков зеленого цвета (бисер).
Учить приему выкладывания рядов бисера иголкой на клеевую поверхность деталей.
Развивать планирующую и регулирующую функции речи в процессе изготовления поделки.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Фронтальные занятия (3)
рассматривание энциклопедии “Мир природы” (О динозаврах)
Д.Биссет “Забытый День Рождения”, глава “Дракончик Эндрыо”; О. Дриз “Добрые слова”;
А. Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.
Загадки о растениях леса
Дидактическая игра “Девятый лишний”
Подбор фона для объекта изображения.
Оборудование: бисер цветной, калька, картон, цветные обои, иголка, ножницы, простой карандаш, фломастеры, кисть, клей.
Экспозиция “Мир динозавров”
Выставка детского творчества (коллективная работа).
Тема “Летние каникулы”
Цель: закрепить с детьми приемы работы: оригами, аппликация, декоративное украшение.
Совершенствовать приемы работа с бумагой.
Развивать умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок.
Формировать умение заранее распределять предстоящую работу по этапам, подбирая необходимые орудия и материал для выполнения работы.
Развивать планирующую и регулирующую функции речи.
Создавать положительную эмоциональную обстановку в ходе занятия.
Развивать мелкую моторику рук.
Фронтальные занятия (1)
Время выполнения — I неделя.
Ознакомление с окружающим миром.
Беседа о летних каникулах.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
П.И. Чайковский “Времена года”
Г. Катаев “Дудочка и кувшинчик”
Б. Житков “Кружечка под елочкой”
Е.Осеева “Добрая хозяюшка”
В. Бианки “Кто чем поет?”
“Назови домашних животных”
Кистевая и пальчиковая гимнастика
цветная бумага, пайетки (блестки), ножницы, простой карандаш, клей, кисть, обои, картон,
Выставка детского творчества.
Цель: дать детям представление о бумаге.
Познакомить детей с историей бумаги.
Познакомить детей с характеристиками видов бумаги.
Учить использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.
Совершенствовать основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание.
Обратить внимание детей на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий.
Фронтальное занятие (1)
Беседа о деревьях.
Экскурсия на сквер.
Загадки о деревьях
Географический атлас “Мир и человек”
“Угадай по описанию”
Практические опыты: свойства бумаги.
Образцы видов бумаги
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
С-Пб, изд. “Союз”, 2003 г.
З.А. Богатеева Чудесные поделки из бумаги
Москва, “Просвещение”, 1992 г.
М.В. Драко Делаем 50 поделок из бумаги
Мн: ООО “Попурри”, 2001 г.
М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками
Ярославль “Академия развития” 1997 г.
А.И. Савенков Волшебные ленты
Игрушки из бумаги
“Санкт-Петербург”, 1997 г.
М.А. Гусакова Аппликация
Москва “Просвещение”, 1982 г.
Н.Ф. Тарловская Обучение детей школьного возраста конструированию и ручному труду
Москва, “Просвещение”, 1994 г.
Н.Н. Васильева Развивающие игры для младших школьников
Ярославль, 2002 г.
Л.В. Грушина Мастерилка/ Живые игрушки
Москва, изд. дом “Карапуз”, 1997 г.
В. Волина Занимательное азбуковедение
Москва “Просвещение” 1994 г.
Источник