Меню

Кружки для детей с ограниченным здоровьем

Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ

евгения еранская
Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ

Актуальность проблемы включения детей с ОВЗ в программу кружковой работы обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать реабилитации и социализации.

В наиболее общем виде кружковая работа может быть определена как организованная особым образом деятельность, направленная на формирование устойчивого процесса коммуникации, мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.

Музыка как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Знакомство с музыкальными произведениями, исполнение песен и танцев не только положительно влияет на эмоциоциональную картину мира ребенка, но и развивает слух, чувство ритма, образное мышление, тренирует память, способствует творческому развитию каждого учащегося.

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка с ОВЗ. Музыкальная деятельность способствует формированию у детей эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни, и чем раньше ребенок с нарушениями включится в музыкальную коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.

Музкально0ритмические занятия базируются на взаимодействии музыки,движение и устной речи в различных сочетаниях: музыка и движение, музыка и речь, движение и речь. Музыка содействует ритмической организации движений, создает определенный эмоциональный настрой.

Значение музыкально-ритмических занятий в том, что эти занятия у детей с ОВЗ направлены на создании условий эмоционального комфорта. Опыт работы показывает,что на занятиях необходимо концентрировать внимание ребенка на самом себе: на координации движений, на максимальном снятии зажатости рук и ног. Очень важна правильная организация внимания ребенка, темп занятия (быстро — не поймет, медленно устанет).

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.

Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступая в мир, познаёт, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и моральной культуры.

На занятиях музыки открывается весь многообразный мир видов музыкальной деятельности, где и осуществляется процесс социализации:

— Слушание музыки (осознанное её восприятие);

— Пение (хоровое, ансамблевое, сольное);

— Музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование;

— Импровизация (речевая, вокальная, ритмическая);

— Игра на музыкальных инструментах;

— Музыкальные игры, упражнения.

Все эти виды музыкальной деятельности используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку.

Движения под музыку на занятиях ритмики представляют собой органичное, естественное объединение интеллектуальных, эмоциональных и физических усилий, инициированных музыкой и пластикой тела. Ритмические упражнения и танцевальные движения, выполняемые под музыку, оказывают облагораживающее, положительное воздействие на личность ребенка с ОВЗ в целом.

Музыкально — ритмические движения, упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода

Развитие музыкально-ритмических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой.Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. На наших занятиях внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентирование в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и могут быть использованы как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (динамика, запев, припев и т. д.)

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания

Читайте также:  Крючкова светлана биография личная жизнь здоровье

Музыкально-ритмические движения — один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т. д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорным.

В работе над музыкально-ритмическими движениями придаётся особое значение, так как детям с нарушением, например, опорно-двигательной системы, осанки,координации двигательного аппарата это просто необходимо: танцуя, они преодолевают свои недуги, учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом, конечностями, затем с удовольствием исполняют танцы разного характера, проявляя в плясках лёгкость, свободу, непосредственность, «характерность». В танцевально-ритмических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка, для появления желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца.

Таким образом, социализация средствами музыкального воспитания является действенным инструментом в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей.

Специально организованная музыкальная деятельность дает возможность структурирования эмоционального мира и музыкальной сферы детей. Атмосфера творчества помогает детям раскрыть себя, формирует уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в сопереживании. В совместной музыкальной деятельности, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной цели, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура. Опираясь на пример взрослого, дети приобщаются к культуре поведения, осваивают общечеловеческие и культурные ценности, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей с ОВЗ.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Театрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольника 10 ноября 2016 г. в КРИПКиПРО состоялась лекция на тему «Театрализованная деятельность, как средство успешной социализации дошкольника».

Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей Художественно-творческая деятельность, как средство социализации детей. ЦЕЛЬ: познакомить с художественным творчеством, развивать художественный.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в обществе» Игра — один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребенок познает мир, определяет свою роль в мире, в.

Кружковая работа по обучению детей старшего дошкольного возраста шитью «Уроки бабушки Маруси» Данная работа содержит следующий материал. Перспективный план работы на 4 месяца, который предусматривает организацию подгрупповой (6 –.

Кружковая работа «Рисуем иглой» Рукоделие занимает особое место в моей жизни, от того и желание научить своих воспитанников тому, чем сама владею. Одним из любимых видов.

Кружковая работа «Волшебная шкатулка»» (Ручной труд. Работа с тканью.) Актуальность: Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов.

Проект «Виртуальный музей как средство социализации докшольников» «Виртуальные музеи как средство социализации дошкольников» Автор проекта: Бортникова Е. А. «Если Вселенная беспредельна, а Природа не имеет.

Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» — как средство гендерной социализации детей» для средней группы Актуальность. Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач нашего общества. Подготовка молодёжи к жизни,.

Творческий отчёт. Кружковая работа. Тема: «Художественно — эстетическое развитие детей средствами нетрадиционного рисования». Творческий отчёт. Тема: «Художественно – эстетическое развитие детей средствами нетрадиционного рисования». «… Это правда! Ну чего же тут.

Экскурсионная работа как средство социализации воспитанников Экскурсия – это форма воспитательно — образовательного процесса, позволяющая наблюдать и непосредственно изучать различные объекты, явления.

Источник

Кружковая работа с детьми с ограниченными возможностями

Я работаю в Реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями “Золотой ключик” в школьной группе.

Читайте также:  Самосбережение здоровья жизненного оптимизма

В группе 11 детей от 7 до 13 лет, со следующими диагнозами: задержка психического развития, легкая умственная отсталость, болезнь Дауна, фенилкетонурия, детский церебральный паралич.

Дети обучаются по коррекционным программам 1-4 классов (занятия проводят учителя из школ).

Наряду с занятиями по школьным программам, воспитателями проводятся занятия с детьми по эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию, рисованию.

В рамках дополнительного образования в группе организованы занятия кружка “Фантазеры” (фронтальное занятие – 1 раз в неделю, индивидуальные – каждый день).

Дети выполняют поделки из бумаги, картона, кожи; работают с декоративной бижутерией, бисером, блестками, бусами, тканью, нитками.

Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.

В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память.

Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи.

Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармонической социализации ребенка с проблемами в развитии.

Бумага, кожа, клеенка – доступный для ребенка универсальный материал нашел широкую применяемость в работе кружка. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем используются в играх, в инсценировках, в оформлении уголков, музыкального зала, в качестве подарков на день рождения, к праздникам своим родителям, друзьям.

Детские работы представляются на выставках в детской библиотеке.

Через различные действия с бумагой, кожей, картоном, клеенкой с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место.

Дети овладевают навыками и культурой труда.

Работая с бумагой, кожей, клеенкой, декоративными аксессуарами и инструментами (ножницами, иголкой), дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки, как сгибание и складывание, закрепляются приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать, скреплять поделки.

Дети узнают, что материал, используемый в их работе, бывает не только всевозможных цветов, но и различным по фактуре: блестящим, глянцевым, матовым, гладким, шероховатым, тонким или толстым на ощупь, плотным или рыхлым на разрыв, промокающим и водонепроницаемым.

Ребенок с ограниченными возможностями в точной последовательности выполняет задание, особенно при составлении тематических коллективных композиций, т.е. при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для лучшего восприятия детьми преподносимого материала, занятия провожу в игровой форме. В случае повторения, использую другую игровую мотивацию.

Художественное слово нашло место как в предварительной работе, так и на занятиях. Читаю произведения К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Т. Скребницкого, Н. Сладкова, И. Толмаковой, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина о природе и животных.

Работая над темой “Дракоша на прогулке”, учим Дракошу говорить добрые слова через знакомство с художественными произведениями О.Дриз “Добрые слова”, А Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.

Использую занимательный материал, который помогает развивать логическое мышление: загадки, потешки, стихотворения.

Например, дети узнали, что слово “медведь” произошло от слов “мед” и “ведать”, т.е. он ведает, где лежит мед. Такие понятия очень интересны детям.

На занятиях по экологическому воспитанию мы наблюдаем за явлениями природы, говорим о среде обитания птиц, животных, растений.

В процессе трудовой деятельности особое внимание уделяется нравственному воспитанию. В первую очередь дети учатся взаимопомощи друг другу, взаимопониманию, заботе, вниманию.

Дети гордятся своими работами, что позволяет им испытывать ситуацию успеха.

Художественный труд имеет огромную значимость для познавательного и личностного развития ребенка, коррекции имеющихся отклонений.

В процессе занятий создаются условия для формирования у детей внимания, восприятия, памяти, речевой деятельности, воображения, личностных становлений и социализации проблемных детей.

учить детей выполнять сюжетную коллективную работу с использованием смешанных техник.

Читайте также:  День здоровья тема для рисования

Учить детей выполнять поделки из картона, цветной бумаги, блесток.

Учить видеть в материале сходство с отдельными частями бабочки: крыльями, головой, туловищем.

Учить использовать сочетания цветов и оттенков для передачи выразительности предмета (бабочки).

Развивать мелкую моторику рук: составлять узор из блесток, правильно располагать и наклеивать их, правильно держать и использовать в работе ножницы, кисть, карандаш.

Учить располагать предметы (бабочек) в пространстве заданного формата.

Формировать умение работать аккуратно и доводить начатую работу до конца.

Учить объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Фронтальные занятия (3)

Время выполнения работы – две недели.

Экологическое воспитание (беседа): виды бабочек, образ жизни, среда обитания, способ размножения.

Художественная литература: Н. Сладков “Лимонница”, “Капустница”, “Крапивница”, загадки, ребусы, грамматическая арифметика.

Дидактические игры: “Цветные фоны”, “Назови бабочку”.

Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая и кистевая гимнастика.

Рассматривание предметных и сюжетных иллюстраций о бабочках.

Подбор фона для объектов изображения.

обои, картон, цветная бумага, пайетки (блестки), клей, клеенка, кисть, простой карандаш, салфетка.

Подарки мамам ко Дню матери.

Выставки детского творчества.

Тема “Дракончик на прогулке”

Цель: учить детей выполнять коллективную фигурную композицию из бисера.

Учить выполнять изображение “динозаврика” с использованием изученных примеров работы с картоном.

Учить сочетать в одном изображении предмета несколько оттенков зеленого цвета (бисер).

Учить приему выкладывания рядов бисера иголкой на клеевую поверхность деталей.

Развивать планирующую и регулирующую функции речи в процессе изготовления поделки.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Фронтальные занятия (3)

рассматривание энциклопедии “Мир природы” (О динозаврах)

Д.Биссет “Забытый День Рождения”, глава “Дракончик Эндрыо”; О. Дриз “Добрые слова”;

А. Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.

Загадки о растениях леса

Дидактическая игра “Девятый лишний”

Подбор фона для объекта изображения.

Оборудование: бисер цветной, калька, картон, цветные обои, иголка, ножницы, простой карандаш, фломастеры, кисть, клей.

Экспозиция “Мир динозавров”

Выставка детского творчества (коллективная работа).

Тема “Летние каникулы”

Цель: закрепить с детьми приемы работы: оригами, аппликация, декоративное украшение.

Совершенствовать приемы работа с бумагой.

Развивать умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок.

Формировать умение заранее распределять предстоящую работу по этапам, подбирая необходимые орудия и материал для выполнения работы.

Развивать планирующую и регулирующую функции речи.

Создавать положительную эмоциональную обстановку в ходе занятия.

Развивать мелкую моторику рук.

Фронтальные занятия (1)

Время выполнения — I неделя.

Ознакомление с окружающим миром.

Беседа о летних каникулах.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

П.И. Чайковский “Времена года”

Г. Катаев “Дудочка и кувшинчик”

Б. Житков “Кружечка под елочкой”

Е.Осеева “Добрая хозяюшка”

В. Бианки “Кто чем поет?”

“Назови домашних животных”

Кистевая и пальчиковая гимнастика

цветная бумага, пайетки (блестки), ножницы, простой карандаш, клей, кисть, обои, картон,

Выставка детского творчества.

Цель: дать детям представление о бумаге.

Познакомить детей с историей бумаги.

Познакомить детей с характеристиками видов бумаги.

Учить использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.

Совершенствовать основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание.

Обратить внимание детей на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий.

Фронтальное занятие (1)

Беседа о деревьях.

Экскурсия на сквер.

Загадки о деревьях

Географический атлас “Мир и человек”

“Угадай по описанию”

Практические опыты: свойства бумаги.

Образцы видов бумаги

    Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

С-Пб, изд. “Союз”, 2003 г.

З.А. Богатеева Чудесные поделки из бумаги

Москва, “Просвещение”, 1992 г.

М.В. Драко Делаем 50 поделок из бумаги

Мн: ООО “Попурри”, 2001 г.

М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками

Ярославль “Академия развития” 1997 г.

А.И. Савенков Волшебные ленты

Игрушки из бумаги

“Санкт-Петербург”, 1997 г.

М.А. Гусакова Аппликация

Москва “Просвещение”, 1982 г.

Н.Ф. Тарловская Обучение детей школьного возраста конструированию и ручному труду

Москва, “Просвещение”, 1994 г.

Н.Н. Васильева Развивающие игры для младших школьников

Ярославль, 2002 г.

Л.В. Грушина Мастерилка/ Живые игрушки

Москва, изд. дом “Карапуз”, 1997 г.

В. Волина Занимательное азбуковедение

Москва “Просвещение” 1994 г.

  • Журналы “Коллекции идей” (июнь-декабрь 2003 г.)
  • Газеты “Дошкольное образование”
  • Источник

    Adblock
    detector