Меню

Круглый стол комитет госдумы по здоровью

Комитет провел круглый стол, посвященный вопросам сохранения здоровья школьников

19 июля 2019 года Комитет Государственной Думы по образованию и науке провел круглый стол по теме «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников».

Ведущим круглого стола выступил Геннадий Онищенко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке.

В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов законодательной и исполнительной власти, представители профессионального сообщества, эксперты и журналисты.

Анна Седова, заместитель директора Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в своем докладе подчеркнула, что одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и повышения уровня здоровья детей и подростков.

«От успешного решения этих проблем во многом зависит будущее нашей страны. Безусловно, школы должны не только успешно справляться со своими образовательными задачами, но и способствовать охране и улучшению здоровья обучающихся. Вместе с тем, на протяжении трех последних десятилетий состояние здоровья подрастающего поколения России ухудшается, что подтверждается данными, как официальной статистики, так и выборочных научных исследований», — рассказала эксперт.

По ее словам, распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний за последние несколько десятилетий значительно увеличились, хроническая заболеваемость увеличилась в полтора раза.

«Анализ распределения современных детей и подростков на группы здоровья показал, что если в первом класса к первой группе здоровья мы могли отнести всего 4,3 процента детей, то среди выпускников таких детей мы не выявляем. За этот же период сокращается и наполняемость второй группы здоровья. Это дети с функциональными отклонениями и соответственно увеличивается наполняемость третьей группы здоровья, это дети с хроническими заболеваниями. К концу основного и общего образования в структуре функциональных отклонений, распространенных среди обучающихся 10-11 классов, четыре первых места принадлежат функциональным отклонениям сердечно-сосудистой, костно-мышечной, нервной системы, органам зрения. Среди хронической заболеваемости первые места принадлежат заболеваниям желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, органов дыхания и зрения», — сообщила Анна Седова.

По ее словам, для реализации комплексного подхода к решению задачи по обеспечению условий для сохранения здоровья школьников необходимо понимать современные факторы риска. Прежде всего, нужно создать нормальные условия обучения и воспитания. По итогам года, что отражено в государственном докладе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации в 2018 году, около половины школ отнесены к объектам высокого потенциального риска здоровью.

К числу других факторов риска эксперт отнесла те инновационные педагогические технологии и явления цифровой среды, по которым не проведены гигиенические экспертизы. Большую опасность для современных школьников представляют гиподинамия и нездоровое питание

«Еще один фактор – это поведение детей, опасное в отношении собственного здоровья. Это является чрезвычайно актуальным для нас, так как регулярные исследования последних лет показывают, что российские школьники имеют худшие показатели в отношении здоровья, чем большинство сверстников из других зарубежных стран. Конечно, необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, и это требует нормативно-правового регулирования», — подчеркнула Анна Седова.

Негативно сказывается на организации работы по сохранению здоровья школьников недостаточный уровень знаний и компетентности педагогических работников, а также проблемы межведомственного взаимодействия в этой сфере.

«Школы хотят укреплять здоровье, но не всегда в состоянии это сделать сами, не всегда знают, как это сделать. Мы должны, конечно, им помочь», — заключила эксперт.

В ходе обсуждения доклада и последующей дискуссии участники круглого стола обозначены позиции по ряду ключевых тем, среди которых:

Читайте также:  Психологическое здоровье личности учащихся

— проблемы организация медицинского сопровождения детей в образовательных организациях (статус школьного медицинского работника, обучение педагогов навыкам первичной помощи и их реализация, особенности медицинского обеспечения в малокомплектных и удаленных образовательных организациях);

— воспитание грамотного отношения к иммунизации и вакцинопрофилактике (просвещение родителей и обучающихся, целесообразность и необходимость ограничений в получении образования для детей не прошедших вакцинацию);

— санитарное и эпидемиологическое состояния условий обучения в школах Российской Федерации (современные санитарные требования и их реализация в старых зданиях);

— обеспечение образовательных организаций всеми видами благоустройства; особенности санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда;

— проблемы безопасности продуктов питания, совершенствование контроля над организацией детского питания и качеством питания в образовательных организациях, возможность использования для питания детей продуктов и блюд домашнего приготовления;

— отражение задач формирования здорового образа жизни в рамках обновления федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Подводя итоги заседания, член Комитета Госдумы по образованию и науке Сергей Боженов отметил, что существующая правовая база в целом позволяет всем заинтересованным структурам целенаправленно и системно работать над сохранением и укреплением здоровья обучающихся.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые государством усилия по охране здоровья школьников, уровень их заболеваемости не уменьшается, подчеркнул депутат.

«По мнению участников круглого стола, проблемы сохранения здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни населения страны требуют разработки образовательных и оздоровительных программ, эффективных форм и методов межведомственного взаимодействия всех социальных институтов, но, прежде всего, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации, установления конкретных показателей и, главное, ответственных по данному направлению», — выразил парламентарий общую позицию участников дискуссии.

По итогам круглого стола Комитет подготовит рекомендации с конкретными предложениями Правительству Российской Федерации, Министерству просвещения и Министерству здравоохранения, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и педагогическим коллективам.

Пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке

Источник

На «круглом столе» Комитета Государственной Думы по охране здоровья обсудили вопросы мотивации страховых медицинских компаний и работодателей к сохранению здоровья граждан России

Открывая «круглый стол» Комитета Государственной Думы по охране здоровья, академик РАН Николай Герасименко отметил, что вопрос формирования системы мотивации граждан к бережному отношению к своему здоровью является одним из приоритетных направлений, которое необходимо урегулировать и на законодательном уровне: «Главенствующая роль в решении этой задачи должна быть возложена на работодателей – необходимо внедрять системы стимулирования работников к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни».

При этом целесообразно направить деятельность страховых медицинских организаций в рамках их полномочий на эффективное сотрудничество с пациентами и медицинскими учреждениями для охраны здоровья граждан России.

Первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Сергей Натаров считает, что необходимо регулировать поток рекламы о «нездоровом образе жизни». Для этого необходимо внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, закон о рекламе и закон о СМИ. Парламентарий предложил предусмотреть ответственность для тех телеканалов, которые выпускают подобные ролики в эфир.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Николай Говорин уверен, что необходимо законодательно закрепить экономически выгодные для работающих граждан меры мотивации к ведению здорового образа жизни: «Мы должны создать условия для человека, пока он не стал пациентом, и побуждать его к оздоровлению».

Директор ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России Оксана Драпкина отметила, что проблема повышения уровня общественного здоровья выходит за пределы компетенции одного министерства и требует скоординированного межведомственного подхода, согласованных действий федеральных органов государственной власти, заинтересованного участия регионов и представителей бизнеса. И привела пример выездных диспансеризаций на предприятия как эффективную модель профилактики заболеваний у работающего населения. Она поблагодарила депутатов за своевременные законодательные меры, благодаря которым теперь с 1 января 2019 года работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Читайте также:  Джул вредный для здоровья или нет без никотина

Директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Валерий Бузин отметил, что ежегодно диспансеризацию должно проходить 30-33 % граждан от всего населения страны, но этот показатель не достигается. Начиная с будущего года, у Минздрава России запланирован ряд мер, направленных на исправление указанной ситуации в целях оздоровления населения.

Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский отметил, что целесообразно говорить о мотивации граждан к сбережению собственного здоровья, чем об установлении какого-либо вида ответственности пациентов за нарушение рекомендаций врачей. При этом, нельзя забывать о роли государства в сохранении здоровья.

Заместитель Директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Альберт Сакаев сообщил о законопроекте, который внесен в Правительство Российской Федерации, предусматривающем дополнение Трудового кодекса рядом концептуально новых норм. Главные цели законопроекта – повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, усиление динамики сокращения группового, тяжелого и смертельного травматизма, повышение уровня культуры безопасного труда.

Участники «круглого стола» также предложили ввести налоговые льготы для работодателей за корпоративные программы укрепления здоровья и также считают необходимым проработать вопрос наделения работающих граждан правом «получения социальных налоговых вычетов для компенсации фактически произведенных расходов, направленных на сбережение собственного здоровья».

Подводя итоги заседания «круглого стола» Николай Герасименко пригласил к участию в рабочей группе, которая будет создана при Комитете по охране здоровья, участников «круглого стола», заинтересованных в стимулировании работодателей и граждан в укреплении здоровья.

Источник

14 июня 2019 года состоялся «круглый стол» на тему «О состоянии и перспективах совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации»

В соответствии с планом работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 14 июня 2019 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «О состоянии и перспективах совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Российской Федерации» с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, общественных организаций, экспертного сообщества.

В ходе данного мероприятия участники обсудили опыт и итоги реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ, которым организация оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи населению была изъята из компетенции органов местного самоуправления муниципального района, городского округа и отнесена к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации: как данная реформа отразилась на качестве и доступности первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи, требуется ли корректировка указанного разграничения компетенции и т.д. Все выступающие сошлись во мнении, что состояние первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи является неудовлетворительным и требует принятия срочных мер, прежде всего, в части обеспечения ее доступности для всех жителей страны, особенно в сельской местности, на малонаселенных и труднодоступных территориях.

Читайте также:  Здоровье киста яичника у женщин

Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ДИДЕНКО А.Н. в своем выступлении отметил, что после принятия указанного федерального закона повсеместно была произведена так называемая «оптимизация сети медицинских организаций», следствием чего стало существенное сокращение количества таких организаций и их структурных подразделений, включая ФАПы, и, соответственно, значительный рост числа населенных пунктов, в которых отсутствуют медицинские организации. Тем самым доступность первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи снизилась. Докладчик сообщил, что Комитет считает целесообразным вернуться к вопросу разграничения компетенции в сфере оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, при этом роль органов местного самоуправления в организации первичного звена здравоохранения должна быть, как минимум, законодательно конкретизирована, а как максимум существенно усилена, вплоть до возвращения им части ранее изъятых функций в этой сфере.

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья МОРОЗОВ Д.А. высказал предположение, что проблема доступности первичной медико-санитарной помощи (а она безусловно существует) может лежать не в правовой, а в политической, организационной, административной плоскости. Он предложил внимательно изучить вопрос о том, действительно ли нужны изменения законодательства или необходимо корректировать практику его применения. Выступающий обратил внимание на проблемы дефицита медицинских кадров, информатизации здравоохранения, оснащения медицинских организаций и др.

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике РЯЗАНСКИЙ В.В. подчеркнул, что необходимо повышать степень вовлеченности органов местного самоуправления в систему оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи и в качестве положительного примера привел опыт Белгородской области.

Заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России ВЕРГАЗОВА Э.К. рассказала о задачах и направлениях повышения доступности первичной медико-санитарной помощи в рамках реализации федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».

На заседании «круглого стола» также выступили:

СТАРОДУБОВ В.И. — академик-секретарь Отделения медицинских наук РАН («Первичная медико-санитарная помощь: разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления»);

КОНОНОВ Н.В. – вице-президент «Лиги здоровья нации» («О программе «Здоровый муниципалитет»);

ПЕТРОВА М.В. – заместитель директора по научно-клинической деятельности Федерального научно-клинического центра реабилитологии и реаниматологии Миннауки России («Медицинская реабилитация как этап оказания первичной анастезиолого-реанимационной помощи в раннем периоде церебральных катастроф»);

ТЮРИНА Т.В. — заместитель председателя постоянной комиссии по здравоохранению Законодательного собрания Ленинградской области («Меры социальной поддержки работников здравоохранения в регионе для устранения кадрового дефицита»);

РАЦИМОР А.Е. — советник главы г.о. Ступино, член экспертного совета при Московской городской Думе, доктор педагогических наук, профессор («Муниципальная модель общественного здравоохранения на примере г. Ступино»);

СТРЕЛКОВ А.А. — член Общественной палаты Московской области, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ («О состоянии и перспективах организации первичной медико-санитарной помощи на территории Московской области»);

КОНДРАТЕНКО Д.В. — директор Национальной ассоциации здравоохранения («Проблемы первичной медико-санитарной помощи в малых и средних городах России»).

Рекомендации «круглого стола» будут представлены для ознакомления в данном разделе после их доработки и утверждения на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления с учетом состоявшейся дискуссии и высказанных предложений.

Источник

Adblock
detector