Критерии состояния здоровья детей раннего возраста
Условные обозначения.
— АД – артериальное давление,
— ВПР – врожденные пороки развития
— ВУИ – внутриутробная инфекция;
— ГВ – грудное вскармливание;
— ГСИ – гнойно-септическая инфекция;
— ЖДА – железодефицитная анемия
— Ж.к.т. – желудочно-кишечный тракт
— ЗВУР – задержка внутриутробного развития
— ИВ – искусственное вскармливание
— КОСЗ – комплексная оценка состояния здоровья
— КЭК – контрольно-экспертная комиссия
— НПР – нервно-психическое развитие
— Н.с. – нервная система
— ОАК – общий анализ крови
— ОАМ – общий анализ мочи
— ППНС – перинатальные поражения нервной системы
— р/д – родильный дом
— СВС – синдром внезапной смерти
— С.с.с. – сердечно-сосудистая система
— ФАП – фельдшерско-акушерский пункт
— Ц.н.с. – центральная нервная система
— ЦРБ – центральная районная больница
ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ.
План изложения материала.
1. Диспансеризация – определение понятия.
2. Планирование диспансеризации.
3. КОСЗ ребенка, критерии здоровья детей.
4. Группы здоровья (группы Д-наблюдения).
5. Эффективность диспансеризации.
6. Диспансеризация новорожденных.
7. Диспансеризация детей грудного возраста.
8. Диспансеризация детей дошкольного и школьного возраста.
9. Скрининг-программа диспансеризация, содержание доврачебного этапа.
10. Медицинская документация при диспансеризации.
Диспансеризация –это система работы учреждений здравоохранения, основу которой составляют профилактика, активное раннее выявление заболеваний и комплексное лечение ребенка в амбулаторно-поликлинических условиях, стационаре, на этапе реабилитации.
Организация диспансеризации детей возлагается:
— в городе – на детские поликлиники;
— в сельской местности – на детские отделения поликлиник ЦРБ, участковые сельские амбулатории и ФАПы.
Планированиепроведения диспансеризации начинается с осуществления персонального учета детского населения, проживающего в зоне обслуживания. С этой целью 2 раза в год (май, октябрь) проводится перепись детского населения. Ее проведение целиком возлагается на средних медицинских работников.
Дети, подлежащие диспансеризации, распределяются на возрастные группы:
1. новорожденные дети;
2. дети первого года жизни;
3. дети дошкольного возраста неорганизованные;
4. дети дошкольного возраста организованные;
5. дети школьного возраста.
Для каждой возрастной группы составляются графики профилактических осмотров согласно имеющихся медико-экономических стандартов.
При каждом профилактическом осмотре проводится комплексная оценка состояния здоровья ребенка, которая основывается на 4-х базовых критериях:
1. Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.2. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям.3. Уровень функционального состояния основных систем организма.4. Наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса).
Критерии состояния здоровья детей раннего возраста
№ | Критерии | Способы определения | Оценка |
Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности: А) физическое развитие | Антропометрические измерения с последующей оценкой по центильным рядам | Определение: 1. уровня физического развития (соматотипа), 2. гармоничности физического развития | |
Б) нервно-психическое развитие | Диагностика по ведущим линиям развития с определением уровня по группам развития | — Нормальный уровень – I группа развития. — Начальные отклонения – II группа развития. — Выраженные отклонения – III, IV и V группы развития | |
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям | Учитывается частота острых заболеваний и обострений хронических болезней за предшествующий осмотру год | высокая (не было острых заболеваний, обострений хронических болезней); средняя (болел 1–3 раза); низкая (болел 4–7 раз); очень низкая (болел 8 раз и более) |
Уровень функционального состояния основных систем организма | Оцениваются: — общее состояние; — поведение; — аппетит; — сон; — настроение; — данные, полученные при объективном обследовании; — поведенческие реакции; — результаты ОАК и ОАМ. | — нормальное – показатели соответствуют возрастной норме, поведение без отклонений; — ухудшенное – уровень показателей соответствует границе нормы (зависит от показателя), есть незначительные отклонения в поведении; — плохое – уровень показателей высокий или низкий (зависит (зависит от показателя), имеются выраженные отклонения в поведении. |
Наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса) | Определяется при врачебном осмотре, в том числе с участием узких специалистов. | — выявлены хронические заболевания, врожденные пороки развития – болен; — не выявлены хронические заболевания или врожденные пороки развития – здоров. |
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев и проводится всем детям в определенные декретированные или эпикризные сроки жизни.
Эпикризный срок – это промежуток времени, через который проводится обязательная КОСЗР:
— на 1-ом году жизни – 1 раз в месяц;
— на 2-ом году жизни – 1 раз в 3 месяца;
— на 3-ем году жизни – 1 раз в 6 месяцев;
— с 4-х лет – 1 раз в год.
На основании проведенной КОСЗ определяется группа здоровья = группа Д-наблюдения,к которой в настоящее время должен быть отнесен ребенок. Всего выделяют 5 групп здоровья:
1. I группа –здоровые дети, без каких-либо отклонений в состоянии здоровья.
2. II группа – дети, имеющие функциональные и (или) некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым заболеваниям, отягощенный анамнез, пограничные состояния и функциональные отклонения, обусловленные возрастом.
3. III группа –дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
4. IV группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
5. V группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
Эффективность диспансеризацииоценивается по динамике перевода детей из одной Д-группы в другую:
— Дети, находящиеся в I группе, должны сохранить оптимальные показатели уровня развития и состояния здоровья в соответствии с возрастом, т.е. оставаться в I группе. Они осматриваются в сроки, установленные для каждого возраста, нуждаются в назначении и проведении общепринятых профилактических и оздоровительно-воспитательных воздействий (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, гигиенический уход).
— Дети, находящиеся во II группе, наблюдаются с учетом направленности риска той или иной патологии и нуждаются в назначении специальных оздоровительных и лечебных воздействий. Диспансеризации может считаться эффективной, если часть детей, при соответствующих воздействиях со временем перейдет в Д – I, а часть – останется в Д – II, но не перейдет в Д – III, т.е. не увеличится число детей с хронической патологией.
Источник
Критерии здоровья и его группы
специалист в области арт-терапии
Критерии здоровья и его группы
Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков РАМН было предложено всех детей по состоянию здоровья разделить на пять групп здоровья:
I – здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием (2%); практически здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны, с высоким уровнем физического и умственного развития.
II — низкий уровень иммунитета (70%)
2А — группа «риска» — дети с неразвившейся после рождения явной клинической картиной заболевания или отклонения, но имеющие неблагоприятные факторы в биологическом, генеалогическом и социальном анамнезе
2Б — группа «высокого риска» с родовыми и другими отклонениями в состоянии здоровья, аномалиями конституции, выздоравливают после острых заболеваний с социальным, в том числе семейным, неблагополучием.
III — дети с имеющимися хроническими заболеваниями без обострений (20%)
IV — больные хроническими заболеваниями в стадии обострения (3%)
Большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети 1-й и 2-й групп здоровья, при этом основная масса — это дети, относящиеся ко 2-й группе — группе риска. Эти дети требуют к себе индивидуального подхода при назначении и выполнении оздоровительных мер и в осуществлении педагогических воздействий. Прогноз здоровья детей на ближайшие годы будет зависеть от ряда определяющих его факторов, претерпевающих значительные изменения в новых экономических условиях. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению дефицита массы тела, отставанию в росте, повышению распространенности анемии. Снижение резистентности, иммунного ответа может привести к дальнейшему росту как острых, так и хронических заболеваний. В связи с резким увеличением стрессовых воздействий можно ожидать ухудшения нервно-психического здоровья дошкольников. Нарастающее ухудшение эколого-гигиенической обстановки в ряде регионов может увеличить рост как острых, так и хронических заболеваний, особенно аллергических. В настоящее время по самым оптимистичным данным более 70% дошкольников имеют различные функциональные отклонения, а 50% дошкольников хронические заболевания. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной (30-40%), нервной (30-40%), дыхательной (20-25%), сердечно-сосудистой (10-25%) систем, а также пищеварительной, мочеполовой систем и аллергические заболевания кожи (10-23%). У 60-70% детей дошкольного возраста отмечается кариес зубов 1 . На современном этапе развития каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения. Все это свидетельствует о той большой роли, которую занимают педагоги ДОУ в сохранении и укреплении состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста.
Сохранению и укреплению физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья дошкольников во многом может способствовать программа преобразования основ дошкольного и школьного образования, разработанная под руководством проф. В.Ф. Базарного. Эта Программа доведена до уровня технологий и технических средств, которые защищены 44 патентами. Практическое внедрение программы в ряде регионов России показало ее высокую эффективность. Она находит все большее число сторонников среди педагогов и медицинских работников 2 .
Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников (поликлиники, детского сада). К сожалению, существующая до настоящего времени практика не всегда обеспечивает полноту информации о здоровье ребенка при направлении его в ДОУ. Однако опыт показал, что эта информация необходима (в доступном виде) всем участникам работы по формированию здоровья ребенка: и медсестрам, и педагогам, и родителям, и самому ребенку.
I критерий здоровья — наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (семейный анамнез).
Таблица 1. Факторы способствуют развитию у ребенка синдрома дефицита внимания и гипермоторности (повышенной двигательной активности)
Кроме того, и на девочек, и на мальчиков одинаково отрицательно влияют факторы, которые связаны с профессиональной деятельностью их родителей до зачатия ребенка: пыль фиброгенного действия и производственный шум, вредные химические вещества (у матери) и производственная вибрация (у отца).
Врачи считают, что ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т.е. к I группе здоровья. Такие дети относятся ко II А группе, т.е. к группе «рискующих», и мы, взрослые, несем большую ответственность за то, чтобы риск никак не проявился, так как слишком активные интенсивные оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.
II критерий здоровья — физическое развитие и степень его гармоничности. Бóльшая часть дошкольников имеет нормальное физическое развитие, но в каждом детском саду есть дети с отклонениями в физическом развитии (с избытком или дефицитом массы, низким или слишком высоким ростом, которые не соответствуют возрасту). Причины: неправильное питание, наличие каких-либо заболеваний, плохая регуляция роста со стороны нервной и эндокринной систем, отсутствие условий, способствующих росту костей и мышц (мало движений, отсутствие достаточного количества сна). Зарубежные педиатры предлагают простые и полезные формулы для определения нормальных показателей длины и массы тела в возрасте от 1 года до 6 лет:
масса тела (кг) = возраст (годы) × 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) × 6 + 77.
III критерий здоровья — нервно-психическое развитие ребенка. Важными в психопрофилактической работе с детьми в ДОУ являются предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. Причины нарушения НПР: предъявляемые строгие дисциплинарные требования (авторитарный стиль воспитания); длительное нахождение в большом коллективе сверстников (при отсутствии места для релаксации и уединения); неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности; объем умственной и физической нагрузки, неадекватный функциональным возможностям организма; постоянные нарушения в режиме дня; приобщение детей к длительному просмотру видеофильмов, к компьютерным играм и др. В профилактике нарушений деятельности нервной системы ребенка важное значение имеет полноценный ночной и дневной сон.
IV критерий здоровья — это степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости. Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его резистентность нормальная. Если он болеет от четырех до шести раз, то его резистентность снижена, он предрасположен к повторным инфекциям и это часто болеющий ребенок. Все часто болеющие дети нуждаются в специальном оздоровлении и их можно разделить на две группы:
«Условно» часто болеющие дети болеют обычно в течение года 4-5 раз, заболевания протекают легко, без осложнений, повышение заболеваний приходится на период адаптации к новым условиям (ясли, детский сад, школа). Переход в хронические заболевания отмечается редко. Такие дети не нуждаются в проведении специальных мероприятий, повышающих иммунитет. Оздоровительная работа в этих случаях заключается в облегчении адаптации к ДОУ и школе (подготовка в поликлинике и непосредственно в ДОУ).
Для «истинно» часто болеющих детей характерны значительная отягощенность генеалогического анамнеза (как правило, у родственников есть хронически бронхолегочные заболевания); высокая частота (6-7 раз и более в течение года) и более тяжелое, продолжительное, осложненное течение заболеваний, требующее применения антибактериальной терапии (при этом частота заболеваний сохраняется на протяжении 2-3 лет и более); наличие сопутствующих отклонений со стороны различных органов и систем; тяжелая адаптация к дошкольному учреждению; быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе хронических очагов инфекции. Эти дети нуждаются в диспансерном наблюдении, комплексном оздоровлении и специальной иммунной реабилитации.
V критерий здоровья — уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма. О функциональном состоянии педагоги и медицинские работники судят по результатам утреннего приема; анкетирования родителей и воспитателей (самочувствие и поведение, уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, функциональные пробы, пробы на выносливость и др.)
VI критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний — обычно определяет врач. Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание, то он наблюдается у соответствующего специалиста, и задача родителей — соблюдать все рекомендации по предупреждению обострений и по оптимизации его здоровья.
Одним из важных показателей здоровья детей является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки (длину тела и массу тела), функциональные признаки 3 (емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук); соматоскопические признаки (состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры). Кроме того, исследуют уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы.
Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия), отмечается замедление роста, снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.
Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.
Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы 4 . для того чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы. для каждой области выводятся свои стандарты исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.
О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет местные стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.
Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка.
Уровень и степень гармоничности физического развития вычисляют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с помощью оценочных таблиц (шкалы регрессии и центильных интервалов). Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития.
Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.
1 О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения: Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России от 14 марта 2000 г. 65/23-16.
2 Спасем детей — спасем Россию: док. фильм, награжденный дипломом VIII Междунар. кинофестиваля / Ант. В. Горячев. — 1999.
3 Функциональные показатели определяются только у детей старшего дошкольного возраста.
4 Профилактические осмотры проводятся на основании приказов Минздрава России и Минобразования России от 30 июня 1992 г. 1д 186/272 «0 совершенствовании системы медицинского обслуживания детей в ОУ»; Минздрава России от 14 марта 1995 г. № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе Медико-экономических нормативов», «Об утверждении Медицинской карты ребенка для ОУ» от 16.10.01 № 371; СанПиН 2.4.1. 1249-03.
Источник